Вышел специальный выпуск, Михаил Дегтярев, 2009            Вышел новый номер журнала №7 2009                Новая рубрика на сайте - Истории для размышления               В архиве заполнен №7 август за 2008 год               Новые статьи в рубрике Nota bene                       Дарио САЛАС СОММЭР. Иллюзия или реальность?                       Следите за новостями
 
    О журнале     Свежий номер     Авторы     Мероприятия     Архив     WEB     Подписка     Рекламодателю     Новости     Nota bene     Книги     Интересное      


Александр ЛУЗИН: «В этом мире больше сдавшихся, чем побежденных»

ЛУЗИН Александр Евгеньевич, международный консультант по управлению

Имеет диплом инженера механика (МАДИ), кандидата экономических наук (управление) МГУ им. Ломоносова и сертификаты PE Management Consultants по управленческому консультированию (Великобритания), IMD по организационному реформированию и развитию (Швейцария).

В течение 20 лет был ведущим экспертом Международной Организации Труда (МОТ, Женева), член Американской Ассоциации Менеджмента, разработчик ряда международных инновационных программ, в том числе по социально ответственному реструктурированию предприятий.

Последние семь лет практикует консультирование и преподавание по ключевым проблемам управления предприятиями, является консультантом Европейского Союза по реструктурированию предприятий, преподает в Международном учебном центре МОТ в Турине, Школе Бизнеса МГУ в Москве, в МШБ Финакадемии и в ряде других обучающих структур.

Среди его клиентов государственные и частные организации Евросоюза, России, СНГ, Китая, Индии и Монголии. Подготовил более 200 исследований и публикаций, последняя из них - «Ключевые концепции современного менеджмента» (Альпина Бизнес Букс, Москва, 2007)


В настоящее время, в период экономической нестабильности, многие компании малые, средние и даже мирового уровня теряют свои позиции на рынке. Для того чтобы эволюционировать, для перехода на качественно новый виток профессионального роста необходимо развивать новое мышление. Важная роль в этом процессе отводится науке управления, которая помогает понять: настало время отбросить традиционные ментальные модели! Снять шоры! Самим управлять своей жизнью, судьбой сотрудников и участью компании!

- Александр Евгеньевич, Вы ведете консалтинговые и учебные проекты для менеджеров, экспертов, правительств и профсоюзов в Европе, СНГ, Индии, Китае, Монголии. Какие основные принципы в них заложены?

- Моя специализация - развитие бизнеса, проектирование и реструктурирование компаний. Для достижения этих целей как раз и существуют консалтинговые и учебные проекты, которые помогают компаниям решить две задачи: выжитьв изменившемся мире и успеть за происходящими в бизнес-среде переменами – а то и опередить их.

Моя работа - редизайн уже существующих компаний, в которых заложены определенная культура, традиции, и все это создается людьми, на которых фирма держится. И если, например, специалист по инженерии строит свою работу на основе логики, создавая механические структуры, то базисом специалиста-консультанта является эмоциональная составляющая, так как процесс взаимодействия с людьми двусторонен, многообразен и иррационален.

Моя цель – помочь компании развиваться и процветать, определить направление движения. В настоящее время успех определяют несколько факторов. Во-первых, скорость амортизации основных фондов. За счет того, что технический прогресс ускоряется и будет ускоряться, техника быстро устаревает и перестает быть конкурентным преимуществом. То есть, главный ресурс развития - это люди и их профессиональные компетенции являются главным ресурсом развития. Во-вторых, компании должны быть по-другому спроецированы. Если раньше фирма представляла собой конвейер, где происходили последовательные операции и где скорость процесса определялась по самой времяемкой из них, то сейчас вся работа должна быть распределена по маленьким отделам, которые логистически взаимосвязаны друг с другом.

- Вы планируете выпустить книгу о том, как управлять компанией во время экономической нестабильности. Какие аспекты Вы будете затрагивать?

- Сейчас мы живем во время неопределенности. Невозможным стало не только долгосрочное, но и краткосрочное планирование, невозможно свести баланс, не знаешь, что изменится завтра благодаря техническому прогрессу. Рынок нестабилен – и стабильным, скорее всего, уже не будет.. Единственный выход – выработать гибкость, способность меняться вместе с миром. И здесь на первый план выходит наука управления – дисциплина, цель которой оценивать ситуацию и делать выводы. Кто умеет распоряжаться правильно, рационально и эффективно – тот преуспеет.

- Вы являетесь сторонником социально ответственного реструктурирования компании. Расскажите об этом поподробнее.

- Социальная ответственность – обязательства организации приносить пользу обществу через использование прибылей от частного бизнеса.

Если говорить образно, то представьте море: все пространство, наполненное водой - это то, что предписано делать по закону, за что компания несет юридическую ответственность, выполнение всех норм и предписаний. Социальная ответственность – это то, что выше береговой линии, это социальные обязательства, которые берет на себя компания думая о людях и о мире вокруг.

Сейчас у нас очень мало компаний, которые ведут себя социально ответственно. Для многих социальная ответственность - только PR-ход. Мало кто сознает необходимость социальной ответственности во время кризиса. А вот, например, во всех странах Евросоюза начинается обучение по программам «социально ответственного реконструирования» как раз в концепции кризиса.

- Многие российские компании пострадали от кризиса. Следствием этого стал даунсайзинг (резкое сокращение кадров). Правильное ли это решение?

- К сожалению, многие компании не понимают, что за счет организационного «похудания» теряются хорошие кадры. Как это происходит? В компании проходит слух о сокращении штата - и профессиональные, востребованные кадры тут же готовят себе запасной аэродром», на который и приземляются. А в компании остаются те, кому некуда деваться, поскольку они нигде не нужны.

Что же делать? Грамотно подходить к процессу реструктурирования. Реализовывать стратегию по принципу «не навреди» - ни себе, ни людям вокруг. Нужно посмотреть по сторонам и увидеть новые возможности, - а их множество, ведь мир не остановился!

- Как, по Вашему мнению: можно ли быть социально ответственной компанией при даунсайзинге?

Да, можно. Для этого необходимо заранее подумать о конкурентоспособности сотрудника. Можно пойти двумя путями: либо пообещать сотруднику, что его возьмут обратно, как только минуют трудные времена. Второе, необходимо обеспечить сотруднику консультацию психолога, чтобы выяснить возможное направление переобучения – и направить увольняемого на соответствующие курсы.. Социальная ответственность проявляется в том, чтобы повысить рыночную востребованность уволенных сотрудников.

- Существует экономика мирового класса. Расскажите о принципах организации и деятельности компаний, обладающих таким статусом.

- Для начала нужно понять, что же такое мировой класс и чем он отличается от мирового уровня. В первом случае ваш брэнд не позволит делать ошибки, вы должны ему соответствовать. Чтобы получить статус компании мирового класса необходимо постоянно производить качественные, востребованные товары, быть эффективными и конкурентоспособными на рынке. Произведя инновацию, которая завоюет популярность, можно «допрыгнуть» до мирового уровня, но войти в клуб мирового класса таким образом не получится.

- Существует мнение, что во главе компании мирового класса должен стоять великий харизматичный лидер. Однако в настоящее время все больше говорят о воспитании лидерских качеств у сотрудников. Несколько это необходимо для успешной деятельности компании как команды?

- Сильный лидер должен стоять во главе не только компании мирового класса, но и компании среднего уровня. Лидер - это лицо, пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое реализуется через управляющие действия. Собственно, лидер в компании - это тот же менеджер, но только он не пользуется административной силой и работает не в рамках заданной парадигмы, а в процессе развития компании выступает инициатором смены парадигм. Мечта любой компании - чтобы на каждом уровне были лидеры. В настоящее время большие компании все чаще делятся на маленькие корпорации, во главе каждой из которых стоит лидер. И это одно из условий выживания, сохранения и повышения конкурентоспособности.

- Какие должны быть принципы у компаний, желающих развиваться, быть эффективными и прогрессивными?

- Компании, которые хотят быть процветающими, должны помнить о следующих аспектах:

Во- первых, нужно производить модуляции, то есть разбивать компанию на множество дочерних компаний, на центры прибыли.

Во-вторых, обеспечивать синергию. Большая компания должна включить и вобрать в себя опыт малых компаний: гибкость, инновационность, чувствительность. Однако центробежные силы разорвут компанию, если не будет внутрикорпоративной синергии. Главная особенность синергии: она органически реализовывается на уровне предпринимательских структур, что дает возможность иметь мощное поле, где люди могут развиваться.

В-третьих, пользоваться трудом фрилансеров. Фрилансер - человек, нанимаемый только для выполнения определённого перечня работ без заключения долговременного договора с работодателем.

- Что Вы как уважаемый и признанный специалист можете пожелать российским компаниям?

- Не сдаваться. Научиться превращать минусы в плюсы. Ведь если трудно - то трудно всем. А если будет легко, станет трудно пробиться. Важно не сбрасывать обороты, максимально мобилизовать себя, людей в компании, расширить воображение, работать для того, чтобы наращивать свой потенциал, руководствоваться интересами клиента. Еще Наполеон говорил: «В этом мире больше сдавшихся, чем побежденных».


Все web-статьи
  Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль
 


 
Карта сайта