Вышел специальный выпуск, Михаил Дегтярев, 2009            Вышел новый номер журнала №7 2009                Новая рубрика на сайте - Истории для размышления               В архиве заполнен №7 август за 2008 год               Новые статьи в рубрике Nota bene                       Дарио САЛАС СОММЭР. Иллюзия или реальность?                       Следите за новостями
 
    О журнале     Свежий номер     Авторы     Мероприятия     Архив     WEB     Подписка     Рекламодателю     Новости     Nota bene     Книги     Интересное      


Схематизация и информационный мир или Как научиться быстро мыслить

Идея этой статьи появилась из глубокого противоречия современного мира и системы образования, которая осталась еще с предыдущего этапа развития и, очевидно, никак не удовлетворяет возникающим в недрах нового мира вызовам.

Современный человек вступил в информационный мир, и он с нашей точки зрения весьма неоднозначен. Большей частью мы пока что воспринимаем его как мир информации, который значительно отличается от реального. Это отражается в появлении таких терминов как «информационный повод», в широко обсуждаемой способности правильно подобранной информации воздействовать заданным образом на людское поведение, в быстрой смене информационных «декораций».

В то же время средний человек не всегда может адекватно ориентироваться в происходящих процессах, он тонет в количестве поступаемой информации либо нужной информации нет совсем. В какой-то момент она перестает быть для него определяющей переменной для принятия решений.

В области образования это отражается неспособностью учащегося воспринять большой объем неструктурированных или неверно структурированных знаний (мы определяем это термином «некомпактифицированные»), в том числе второстепенных фактов. Это происходит на фоне роста количества необходимых знаний, устаревания знаний с одной стороны и использования экстенсивных форм образования с другой. Хорошо и красиво охарактеризовал эту ситуацию Сергей Переслегин в своей статье «Прощание образованца»: «бессвязный бред школьных отрывочных фактов из разных дисциплин трудно запомнить, еще труднее в них найти рациональное зерно».

Путей выхода из сложившейся ситуации предлагается много, кое-что из этого делается, а мне бы хотелось остановиться лишь на одной позиции, а именно схематизации, поскольку мы ею вплотную и занимаемся.

Для начала сделаем небольшой экскурс в современную историю схематизации.

Схематизация в ММК

В России развитую теорию схематизации построили методологи (Московский методологический кружок, ММК). Согласно методологам, схема – это «мыслительная конструкция, продукт мыслительной деятельности человека или коммуникации в ситуациях «коллективной мыследеятельности», представляющая и эксплицирующая в средствах знаковых систем любого языка смыслового содержания».

При этом и Энциклопедия социологии дает почти методологическое определение, хотя и более простым языком: «Схема – знаковая форма представления и отображения содержания мышления или объективного содержания».

Основной функцией схем и схематизации в образовании для методологов является формирование развитого сознания, уровень развития которого определяется по рангу рефлексии. Ранг рефлексии в свою очередь определяется способностью во внутреннем плане сознания замещать все позиции коммуникации и проигрывать переходы с позиции на позицию. Это нашло отражение в распространении среди самих методологов так называемых «позиционных» схем.

По мнению самих методологов, эта способность формируется только в процессе обучения чтению схем, их «рисованию» и интерпретации.

Так или иначе схематизация в методологическом смысле не получила широкого распространения как среди широких слоев населения, так и среди научных сообществ. Иными словами, она не стала технологией. На мой взгляд, это произошло в том числе и по причине того, что методологическая общественность излишне заостряет внимание на проблеме установления согласия по структуре письменности схемного языка.

Роль схематизации в учебном процессе

Построение схем в традиционном обучении встречается редко. Например, в школьной практике как самостоятельное действие обычно применяется только операция работы с реальностью с привлечением схемы при наличии операций 1) предварительного анализа и 2) построения схемы (или восприятия готовой схемы).

В то же время оказывается, что в психолого-педагогической литературе схематизации придается огромное значение. В частности, отмечается, что при этом включаются мощные неформальные ресурсы человека, что опыт обработки зрительной информации у человека огромен.

Схематизация, по мнению педагогов, играет в познании вспомогательную функцию, являясь средством ориентировки в реальности. Как через носитель обобщенного знания, сквозь схемы можно видеть действительные свойства объекта и, оперируя схемой, ориентироваться в данном объекте.

Таким образом, методологи и школьные педагоги смотрят на схематизацию с разных позиций. В любом случае, каждый из них оперирует лишь с одной из сторон схематизации. Хоть как-то синтезировать их можно обозначением задачи схематизации в образовании, а именно: схематизация должна решать проблему подготовки к мышлению на фоне разрушенной школы (в широком смысле этого слова, включая высшее образование).

Подобный подход к задачам схематизации связан с тем, что мы рассматриваем ее как своеобразное «конспетирование». И, безусловно, она не решит проблему формирования мышления, что было в старом советском образовании, на каком-то этапе ставшим избыточным. Но как фундамент новой системы схематизация является важным элементом.

Схематизация «знаниевых фокусов»

Почему еще важна схематизация? Как сказано выше, знания быстро устаревают, и школа должна сформировать в ребенке понимание, что нужно стать самому себе постоянным учителем, что, само по себе, мысль достаточно не новая. Не обязательно вложить в ученика все знание целиком, достаточно дать ему навыки навигации в мире знаний. Для этого образование должно быть системным, и на выходе давать ученику адекватные картины мира. Чтобы ориентироваться, нужна карта. Картина мира, или онтология, и является такой картой в информационном мире.

Современное же образование, как уже упомянуто, не упаковано, не компактифицировано. Знания, которые дает современная школа, она дает в некомпактифицированной форме. Картину мира не транслируют даже отдельные дисциплины, которые ее имеют, – география, история, физика, отчасти математика.

Достижению цели (изменить ситуацию в лучшую сторону) может служить применение схематизации к «знаниевым фокусам», т.е. к системно организованной совокупности научных дисциплин, обладающей собственной онтологией, т.е. способностью порождать картину мира. Такие совокупности являются точкой сборки для большой области знаний, своего рода минимальной структурой, которая затем позволит освоить смежные сферы. С этой точки зрения «знаниевые фокусы» являются архиватором картины мира, откуда затем ее можно распаковать.

Проект «Энциклопедия»

Работа со «знаниевыми фокусами» с помощью схематизации углубляет познание мира и его преобразование. Предельной формой является новая энциклопедия, «информационный объект, с помощью которого человек сможет познакомиться с компактифицированными и оптимизированными для трансляции знаниями всего человечества» (С.Переслегин).

В Институте психотехнологий задачу схематизации «знаниевых фокусов», базовых квалификаций, компетенций мы пытаемся решить в рамках группы «Знаниевый реактор». Проект, который реализует группа с июня 2008 г., так и называется – «Энциклопедия». Мы рассматриваем «Энциклопедию», прежде всего, как минимальную, компактифицированную, сохраняемую, воспроизводимую, транслируемую совокупность знаний, квалификаций и компетенций индустриальной фазы развития, и как сохраняемый, транслируемый, воспроизводимый механизм распаковки такой совокупности знаний.

Сейчас нами реализуется 1-й этап проекта, который выражается в создании кратких опорных конспектов. Была издана первая книга серии «Социопиктографический анализ» авторства Сергея Переслегина, в которой пиктографический метод применен к историческому знанию, точнее, к его части, истории XX-начала XXI веков.

 

Данная книга может быть сравнена с форматом шпаргалок, широко продаваемых книжными магазинами. Кардинальное отличие состоит в том, что обычная шпаргалка пытается ужать необозримый объем информации путем усечения второстепенных данных и/или использования особо мелкого шрифта. Предлагаемая нами книга позволяет учащемуся самому с интересом схематизировать эпоху, попутно ее изучив, используя предложенный пиктографический метод а затем с легкостью распаковывать содержание, например, на экзамене.

В рамках проекта «Энциклопедия» также уже подготовлены следующие книги серии – «Системные логические операторы» и «Форсайтные исследования».

Как некий вывод, можно отметить, что в целом достоинства схематизации оценены, но, так или иначе, в системе современного образования она применяется эпизодически и несистемно, так, что и об эффективности этого применения не может идти и речи.

Метод же схематизации в нашем понимании прост и легко воспроизводим. Поэтому хочется надеяться, что проект «Энциклопедия» решит свою задачу – позволит быстро принимать правильные решения, в то время 72000 официальных научных дисциплин медленно проворачивают свой маховик.



Все web-статьи
  Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль
 


 
Карта сайта