Вышел специальный выпуск, Михаил Дегтярев, 2009            Вышел новый номер журнала №7 2009                Новая рубрика на сайте - Истории для размышления               В архиве заполнен №7 август за 2008 год               Новые статьи в рубрике Nota bene                       Дарио САЛАС СОММЭР. Иллюзия или реальность?                       Следите за новостями
 
    О журнале     Свежий номер     Авторы     Мероприятия     Архив     WEB     Подписка     Рекламодателю     Новости     Nota bene     Книги     Интересное      


Архив


Анатолий ОЛЕЙНИКОВ

Особенности организации системы управления предприятием

Необходимость реинжиниринга систем управления актуальна сегодня на многих предприятиях всех форм собственности и с разным размером бизнеса. Аргументов и фактов, по которым был сделан такой вывод, достаточно, и они хорошо известны, поэтому приводить их в данной статье не вижу смысла.

Сначала было желание написать статью в классическом стиле: обзор зарубежных, советских и постсоветских моделей управления, а также их симбиоза; затем анализ и оценка каждой из них; далее выводы – какая модель особенно хороша; и, наконец, как и с помощью кого/чего ее внедрять на ваших предприятиях.

Но это было бы очередным пересказом или интерпретацией уже известных стандартных решений. Например, создание системы управления на одном из реальных предприятий Челябинска по следующему алгоритму: выявление проблем => анализ причин их появления => подбор инструментов для устранения причин => объединение инструментов в систему (см. Алгоритм создания системы управления предприятием).

Предлагаю взглянуть на создание системы управления предприятием, основываясь не только на технике, но и на философии построения таких систем.

Практически каждый директор предприятия желает, чтобы его система управления была эффективна. А что мы понимаем под эффективным управлением предприятием?

Эффективное управление предприятием – это адекватное восприятие действительности, максимально точное прогнозирование реализации своих возможностей и 100%-ное выполнение запланированных результатов.

Создание эффективной системы управления предприятием путь не быстрый и не легкий, его можно сравнить с поднятием вверх по крутой лестнице. Каждая ступень – это необходимый этап, и его надо обязательно пройти.

В описании каждой ступени представлены только те особенности, черты, на которые хотелось бы обратить внимание собственников и менеджеров.

УПРАВЛЕНИЕ СОБОЙ
Первая ступень является основой для дальнейшего движения вверх, т. к. умение управлять другими начинается с умения управлять собой.

Здесь важно все, от морали и этики до делегирования полномочий и распределения ответственности.

Например, вы знаете разницу в управлении предприятием, когда генеральный менеджер является собственником или когда он исполнительный директор? Различия глобальны. Все кроется в природе их желаний и функций.

Собственник, владелец – это тот, кто может сделать все со своим капиталом:
–    мечтать о «Больших Васюках»;
–    перекраивать тысячу раз «как в калейдоскопе» структуру и методы управления предприятием;
–    наконец, продать предприятие, как надоевшую игрушку

Исполнительный директор – это тот, кто отвечает за выполнение желаний собственника, и поэтому он должен:
–    принимать и достигать установленные собственником цели;
–    отвечать перед собственником за результаты работы предприятия;
–    создать систему управления предприятием (с минимальными затратами и в кратчайшие сроки), которая будет являться инструментом для эффективного ведения бизнеса.

Как вы правильно поняли, все дело в ответственности за состояние бизнеса.

Задача собственника – участие в разработке и принятии стратегических решений, а не ежедневное решение тактических  задач. Конечно, есть «играющие тренеры», но это, скорее, исключение, чем правило.

Важно постоянное обучение, восприимчивость к инновациям и знание выпускаемой вами продукции. Цепочка создания добавленной стоимости или основные процессы предприятия всегда имеют специфическую окраску, и если вы не «в теме», то не сможете эффективно управлять работой вашего предприятия. Специфика вам не страшна, если у вас есть соответствующее образование. Поэтому мнение о том, что любой менеджер может управлять чем угодно – шоколадной фабрикой или приборостроительным заводом, абсурдно в своей нелогичности.

УПРАВЛЕНИЕ СОТРУДНИКАМИ
Следующая ступень будет нужна всегда, несмотря на растущие темпы автоматизации и появление интеллектуальных роботов. Да, мы говорим об управлении персоналом. И на сегодняшний день по-прежнему «кадры решают все». Тот, кто этого не понимает, обречен на провал своей деятельности.

Известно, что необходимо разрабатывать кадровую политику, программу развития персонала, предусмотреть создание кадрового резерва. Но самое главное – это достижение лояльности сотрудников с использованием социальных и психологических аспектов.

Общение, коммуникации между сотрудниками должны быть построены на позитивных общечеловеческих принципах, а тон должны задавать высшее руководство и топ-менеджеры  предприятия. Например, в Японии поклон – это знак уважения к человеку, а не к занимаемой должности. И поэтому глава корпорации (без комплексов!) делает поклон обычному работнику предприятия – водителю автомобиля…

 Алгоритм создания системы управления предприятием


Корпоративный дух, или, по-русски, настрой людей, на предприятии так же важен, как и вовремя выплаченная заработанная плата. Человек так устроен, что верит в светлое будущее, и в этом его надо всячески поддерживать. Нужно демонстрировать развитие предприятия, его успехи и публиковать позитивные долгосрочные прогнозы. Это необходимо для устранения формирования кризиса в сознании людей, ибо далее растущая неопределенность перейдет в поиск работы на другом предприятии.

УПРАВЛЕНИЕ ИНФРАСТРУКТУРОЙ И ТЕХНОЛОГИЯМИ
Инфраструктура является фундаментом бизнеса. Здания, оборудование – то, с чего начинается любой бизнес. Конечно, основные средства – не люди, но и к ним нужно особое внимание, т. к. требования к их надлежащему содержанию постоянно растут, особенно при наличии сложных технологических процессов. Все привыкли считать, что завтра еще далеко, но забывают о том, что формируем мы его сегодня. Поэтому применение методов 5S и бережливого производства дает нам шанс избежать больших ошибок и непланируемых затрат. В управлении инфраструктурой важен комплексный подход и соответствующие регламенты для ее эффективного использования.

Технологии. Известно: если процесс технологичен, значит обеспечена повторяемость, что, в свою очередь, позволяет планировать и обеспечивать выполнение поставленных задач.

Технологии – это не только техпроцессы изготовления продукции, но и любые формализованные или стандартизованные методы и инструменты для процессов на предприятии.

Сегодня в моде инновационные технологии, но здесь надо быть очень осторожными. Зная русский менталитет и веру людей в чудо, «шаманы» предлагают панацею от всех бед и проблем на предприятии, причем почти с мгновенным положительным результатом.

Например, вам могут предложить развитие предприятия с помощью… автоматизированной системы оплаты труда. Вы покупаете программный продукт, который «считает» зарплату сотрудников в зависимости от выполнения простейших функций (простейшие функции вы делаете сами из сложных):
–    количества сделанных телефонных звонков;
–    количества отправленных по факсу листов информации;
–    количества минут, затраченных на один телефонный звонок и т. д.
Одновременно, по утверждению разработчиков-продавцов, автоматически происходит развитие предприятия.
Как вам? Заманчиво? Купил ПО – и сразу «в дамки», вы лидер на рынке!

УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ
Знание бизнес-процессов предприятия позволяет результативно вести любую деятельность с позиционированием причин и мест возникновения несоответствий. Эффективность бизнес-процессов обеспечивается анализом используемых для достижения результата (цели) ресурсов и соответствующими мероприятиями по устранению отклонений от установленного норматива.

Методы управления бизнес-процессами

Процессный подход:
–    формализация;
–    документирование;
–    контроль и анализ;
–    стандартизация.

Системный подход:
–    взаимосвязь всех элементов предприятия;
–    оперативный контроль за ресурсами и выполнением целей предприятия;
–    своевременный анализ деятельности предприятия.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Пройдя четыре ступени, мы практически достигли намеченной цели. Остался последний штрих – организация процесса совершенствования самой системы.

Система управления предприятием должна постоянно совершенствоваться под изменения внешней среды. Изменения в системе управления нужны, они просто необходимы в нашем быстро меняющемся мире. Но эти изменения должны быть осмысленны, логически обоснованны и продуманы по рискам. Надо понимать, что предприятие – не набор одинаковых «кубиков» (службы, отделы), из которых можно составлять разные фигуры (организационные структуры), а живой организм, состоящий из множества взаимосвязанных процессов и функций, целей и задач.

Изменяться с внешней средой вовремя – разумно, но мудрее сделать такую систему управления предприятием, которая сама будет являться пионером, источником изменений внешней среды. Безусловно, это агрессивный настрой, требующий отхода от величавого спокойствия, даже  при наличии эффективных показателей работы предприятия. Тем более, что в нашей стране выживает не тот, кто предугадал дальнейшие шаги при изменениях, а тот, кто первый их сделал…


Все статьи этого номера


Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009
  Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль
 


 
Карта сайта