Вышел специальный выпуск, Михаил Дегтярев, 2009            Вышел новый номер журнала №7 2009                Новая рубрика на сайте - Истории для размышления               В архиве заполнен №7 август за 2008 год               Новые статьи в рубрике Nota bene                       Дарио САЛАС СОММЭР. Иллюзия или реальность?                       Следите за новостями
 
    О журнале     Свежий номер     Авторы     Мероприятия     Архив     WEB     Подписка     Рекламодателю     Новости     Nota bene     Книги     Интересное      


Архив


Татьяна ЗИНКЕВИЧ-ЕВСТИГНЕЕВА

Архетипические основы бизнеса, или У-каминные размышления. Размышление третье. О действии «мужского» и «женского» принципа в бизнесе: архетипы Творца и Матери

Представьте, человек принимает непростое решение – начать свой собственный бизнес или расширить имеющийся. Он взвесил все «за» и «против», оценил риски и увидел, насколько труден будет путь. Тем не менее, он решает начать его. Причем, без поддержки влиятельных лиц, не имея солидного стартового капитала. Рискованно. Но какая сила направляет его, отсекая многие сомнения?

Вы скажете – смелость, нежелание работать на кого-то, стечение обстоятельств, хорошее образование и деловая хватка или самоуверенность. Все так, но это лежит на поверхности. Давайте заглянем глубже, чтобы увидеть в данном решении проявление архетипических сил. В данном случае, это сила архетипа Творца и архетипа Матери.

Архетип Творца – источник мощнейшей мужской силы. Эта сила стремится активно и целенаправленно преобразовать окружающую действительность, совершенствовать, видоизменять, оплодотворять. Человек, ведомый мужской архетипической силой, не может сидеть на месте, ему необходимо постоянно что-то делать, творить, создавать новое. Он преодолевает все препятствия, даже такие существенные, как собственные инерционность и лень, а также нехватку основных ресурсов.

Человек (неважно, мужчина он или женщина), в котором ярко и позитивно представлен архетип Творца, является генератором всевозможных идей. Он просто фонтанирует ими. Причем, независимо от предмета. Где бы он ни оказался, что бы он ни увидел, у него в голове быстро возникают идеи, как это можно улучшить, усовершенствовать. Для него нет трудных задач – он всегда увидит несколько вариантов решений. Вы скажете, это талант, дар Божий. Не спорю. Однако данный талант «работает» на «топливе» архетипа Творца.

Назовем человека, в котором ярко представлен архетип Творца, Носителем Семени (мужского принципа). Но для того, чтобы семя проросло, оно должно попасть в землю (женский принцип). Бизнес будет успешным, если его создатель гармонично использует не только силу архетипа Творца, но и силу архетипа Матери. Мало сформулировать идею (работа архетипа Творца), ее нужно «довести до ума» (работа архетипа Матери).

Архетип Матери – источник невероятной женской силы. Назначение этой силы – внутренние преобразования, изменение качества жизни, качества взаимоотношений. Женская сила несет в себе уникальные иррациональные переживания Любви и удовлетворенности. Она создает условия, смягчает воздействия, питает и умиротворяет.

Архетип Матери разворачивает женскую энергию в созидающее, преобразующее русло. Действие этого архетипа связано с созданием чего-то нового, с рождением, возрождением, восстановлением «из пепла», изменением качества жизни. Благодаря действию этого архетипа мы, мужчины и женщины, рожаем. Если не реального ребенка, то символического. Символический ребенок – это новый проект, новый план, бизнес, творческое откровение. Причем в случае символических детей все мы сталкиваемся с библейским «непорочным зачатием». Наши мысли и чувства как будто бы «оплодотворяются Святым Духом» и возникает новый проект. На этом действие архетипа Матери не заканчивается. Чтобы идея реализовалась, нужно ее удержать, выносить, трансформировать, «родить» в материальный мир и социально адаптировать. Все это – компетенции архетипа Матери.

Вы можете сейчас взглянуть на свою жизнь, чтобы выяснить, насколько вы «плодовиты». Я имею в виду ваши реализованные проекты, планы, идеи. Архетип Творца дает нам идею, но реализовать ее помогает архетип Матери.

В архетипе Матери заложена определенная последовательность реализации идеи. Всего можно выделить семь циклов архетипа Матери.
  • Цикл первый – «символический отбор». В первую очередь, нужно отобрать наиболее жизнеспособную идею из всего спектра идей, «нагенерированных» в «мастерских» архетипа Творца. В природе не каждый сперматозоид способен оплодотворить яйцеклетку. Побеждает тот, кто прошел символический фильтр. Кто его поставил? В данном случае мы можем сказать – архетип Матери, ответственный за качество (жизнеспособность) потомства. В первом цикле стоит задача отобрать лучшее. Но для этого нужно знать, какие всходы могут давать разнообразные семена. Помните, в женских сказках мачеха перемешивает пшеницу, просо, горох, мак и другие семена и требует, чтобы падчерица разобрала их по отдельным кучкам, отдельным мешкам. В процессе такого перебора семян падчерица также убирает и случайно попавший в мешок мусор – порченые семена, камешки, лишние травинки. То же и в бизнесе – мы отбираем идеи для развития, оцениваем риски. Четкий фильтр архетипа Матери помогает нам освободиться от «скороспелых» и вредных идей и отобрать действительно жизнеспособное.
  • Цикл второй – «символическое оплодотворение». Лучшее семя осталось, и ему позволено проникнуть в голову, душу, кошелек и… оплодотворить. В результате символического оплодотворения возникает удивительное ощущение «Вот оно!». Состояние «Вот оно!» – и есть «непорочное зачатие», зародыш нового. Второй цикл дает нам иррациональное ощущение уверенности в том, что мы движемся в правильном направлении. «Я знаю, что надо делать, – говорим мы себе. – Я еще пока не знаю, как это делать, но знаю – что». Здесь идея превращается в замысел, появляется энтузиазм, воодушевленность, вдохновленность задуманным. Нас охватывает сильное желание действовать, меняться, достигать своей цели.
  • Третий цикл – «символическое удержание». Замысел хорош, но уязвим. На него действует множество сил и обстоятельств. Сомнения, отсутствие условий и ресурсов могут заставить нас отложить реализацию замысла на неопределенный срок. Некоторые мысли, чувства, обстоятельства могут даже погубить замысел. Этого допустить никак нельзя! Замысел нужно удержать, усилить, принять, полюбить. Да, не все условия благоприятны; да, быстро, как хотелось бы, может и не получится. Но – всему свой срок. Чтобы были плоды, чтобы бизнес развивался, необходимо научиться удерживать красивый замысел, не отказываться от него из-за «трезвого взгляда на обстоятельства».
  • Четвертый цикл – «символическое вынашивание». Вынашивание плода напрямую связано с наличием благоприятной питательной среды. Чтобы выносить ребенка, женщине требуется защита, вера, здоровье. Так же и каждому из нас, чтобы реализовать задуманное, требуется питательная среда. Способность создавать ее также «записана» в архетипе Матери. В этом цикле мы активно и целенаправленно создаем условия для осуществления задуманного. Создаем план действий, привлекаем ресурсы, распределяем зоны ответственности среди исполнителей. Кроме того, автор замысла «питает» всех его участников особой эмоциональной энергией веры в победу, в положительный результат проекта.
  • Пятый цикл – «символическое рождение». С этим циклом связан результат нашей деятельности, а также наша способность доводить дело до конца, то есть символически рожать. Для многих людей это естественно. Но у некоторых имеется сбой в этом цикле. Он может проявляться даже в мелочах. Например, человек задумал приобрести автомобиль (оплодотворился этой идеей), собрал информацию о различных марках, смог ее отфильтровать и остановился на определенной модели; удержал свой замысел, хотя друзья и мешали; он даже символически выносил его (то есть набрал необходимую сумму денег, несмотря на множество помех и соблазнов). Теперь осталось просто пойти и купить автомобиль, уже и срок назначен. И в этот самый момент у человека вдруг появляются страх, сомнения, другие идеи. Под их влиянием он отменяет поход в автосалон, деньги пускает на другие нужды, а сам продолжает ходить пешком. Возможно, это и полезнее для здоровья, однако этот человек не реализовал свой замысел. По одной простой причине – страха перед символическими родами. Справедливости ради стоит сказать, что некоторые беременные женщины также боятся родов. Но женщина не может не родить. Что касается новой человеческой жизни, архетип Матери не дает сбоев. Но в отношении наших замыслов в бизнесе сбои случаются. Как их преодолевать? Только через действие! Идти и делать! Что бы ни происходило – необходимо доводить задуманное до конца. Желательно в срок, ибо «переношенные» дети – не самое здоровое явление.
  • Шестой цикл – «символическое сопровождение». Итак, рождение состоялось. Казалось бы, это и есть финал действия архетипа Матери. Но это не так. За рождением следует символическое сопровождение. То есть воспитание, обучение необходимым навыкам, самостоятельности. Самки животных отпускают своих детенышей в «большую жизнь» только после того, как обучат их всему необходимому. Такие понятия, как «авторское сопровождение проекта», «техническое обеспечение и сопровождение», относятся к шестому циклу архетипа Матери. Могут ли и здесь быть сбои? Конечно! Они называются «синдромом подкидыша». Например, бизнес-тренер выпустил группу и забыл про ее участников. Используют ли они новые знания в своей работе – ему не интересно. Ведь его дело – обучить, передать знания, то есть символически родить. Однако для того чтобы новые знания действительно работали на практике, необходимо посттренинговое сопровождение. Чтобы участники тренинга не чувствовали себя «подкидышами». Иногда человек думает: «Вот создам новый бизнес, поставлю его на ноги, передам управляющему, а сам буду спокойно наслаждаться жизнью». Это прекрасный план, если держать в голове шестой цикл архетипа Матери. После передачи бизнеса управляющему, необходимо запастись терпением и тонко сопровождать свое детище, выстраивая деликатные отношения с наемным руководителем. «Синдром подкидыша» проявляется в нашем нетерпении, в желании, чтобы «все работало само». Мудрая мать не станет требовать от своего новорожденного ребенка знания грамоты и самостоятельности. Так же и с тем, что мы порождаем – еще некоторое время оно нуждается в нашем терпеливом сопровождении.
  • Седьмой цикл – «символическое отпускание», благословение. Добрая сказочная матушка (или батюшка) благословляет своего сына в путь и на прощание дает ему горсть родной земли. Она понимает, что у сына своя дорога, она принимает его автономность, но, с другой стороны, знает, что духовная связь между ними никогда не прервется. Благодаря этой связи она сможет молиться за него, и, возможно, именно это убережет его от лишних трудностей и невзгод. Это естественное завершение цикла действия архетипа Матери. Но и в финале происходят сбои – всем известные «симбиотические связи», желание контролировать жизнь взрослого ребенка, излишняя привязанность к результатам своей деятельности и многое другое. В архетипе Матери «записана» способность отпускать благославляя, сохраняя  тонкую связь. Так, мудрый владелец бизнеса, убедившись в компетентности и надежности своего наемного управляющего, дает ему возможность руководить и нести полную ответственность за результат.
Итак, каким бы делом мы ни занимались, архетипы Творца и Матери формируют сюжет событий: появляются новые идеи, мы их «фильтруем», отбираем лучшие, вдохновляемся ими и начинаем с энтузиазмом работать; приходим к результату, поддерживаем свой проект до полной самостоятельности, «отпускаем» его, чтобы подготовиться к новому жизненному этапу. Такая последовательность событий предусмотрена самой Природой.

Если в бизнесмене активно представлен лишь архетип Творца, он будет неиссякаемым источником идей. Поэтому ему необходимо набрать такую команду, которая обеспечит реализацию его идей на основе архетипа Матери. Но если реализация проекта дает сбои, нужно внимательно проанализировать, к какому циклу архетипа Матери относится нарушение.

Так сочетаются и объединяются в бизнесе принципы мужского и женского. Наша задача – знать эти законы и тонко использовать их, чтобы наше дело динамично развивалось.


Все статьи этого номера


Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009
  Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль
 


 
Карта сайта