Вышел специальный выпуск, Михаил Дегтярев, 2009            Вышел новый номер журнала №7 2009                Новая рубрика на сайте - Истории для размышления               В архиве заполнен №7 август за 2008 год               Новые статьи в рубрике Nota bene                       Дарио САЛАС СОММЭР. Иллюзия или реальность?                       Следите за новостями
 
    О журнале     Свежий номер     Авторы     Мероприятия     Архив     WEB     Подписка     Рекламодателю     Новости     Nota bene     Книги     Интересное      


Архив


Владимир ТАРАНЕНКО

Секреты аббревиатуры, или Промоушн делового словосочетания. Часть 2

Продолжение. Начало в №4 2008

ДВА КРАЙНИХ И ОДИН ПОСРЕДИНЕ
Три слова в ряд – очень часто встречающиеся названия фирм и организаций. И здесь, по сравнению с лексической диадой, возникают совершенно свои психовоздействующие нюансы. В триаде появляется особое местоположение – посредине, и его видимая роль в качестве «посредника» требует отдель­ного рассмотрения. Отбросим сразу логические или счетные аналогии по типу «первый лучше, чем второй, а третий…» Сей подход хорош, разве что, для финишной прямой на спортивных состязаниях. Вряд ли подойдет и былинный или сказочный архетип о трех братьях, где второй всегда «ни то ни се», то есть и ни плох, и ни хорош. В психолингвистике все же несколько свои правила, потому как тот же язык и словосочетание древнее тех же сказаний и уж тем более логических выкладок в стиле «просто счет».

Начнем с того, что последнее слово всегда остается базисным и главным существенным. Первое, как и в диаде, проявляет свои заявительские и демонстративные функции. А вот второе слово, то, что посредине, функ­ционирует в силу своего местоположения как действующее и оперативное. Именно так оно и воспринимается при просматривании или прочтении. Иначе говоря, второе слово воздействует максимально по принципу «здесь и теперь», в силу чего к нему наибольшее доверие в деловом аспекте. Поднаторевшие жизнью знают, что решения принимаются на самом верху, но подготавливают и исполняют их сугубо оперативные работники и службы. В ряду «названного» словотворчества прослеживается нечто подобное. Наиболее действующее слово здесь именно второе. Базисным, фундаментальным, основательным так и остается последнее, т. е. третье. Ну а вся презентация и заявка ложатся на долю первого.


Постарайтесь свое «ноу-хау», т. е. функционально наиболее действенную часть, не ставить на переднее место. Пусть ваш главный козырь будет задействован после вступительной декларации. Дайте паузу – и скажите то, в чем вы реально сильны. В «базисе» должно быть только нечто «работающее».


Давайте прорефлексируем означенные положения на конкретных примерах. Возьмем что-нибудь поближе к официозу, по типу «Союз предпринимателей Руды». Мы не знаем, что такое «Руда» (мало ли что взбредет в голову?), но уже готовы принять (заметьте, на подсознательном уровне), что «Руда» – нечто вполне осязаемое, серьезное и, вообще, то, с чем придется считаться. Если б не было некой «Руды», вряд ли бы пришлось иметь в данном случае дело. То есть «Руда» – некий фундамент, базис… и, в конечном счете, главное обоснование сделки. Не было б «Руды» – нечего и забор городить. Вся соль – вот она, здесь, в «Руде». По-видимому, это не только исполнительная власть, но и вполне значимый территориальный менталитет, с которым придется по-серьезному считаться.

С «базисом» вроде бы понятно, а теперь обратимся к слову первому – заявка тоже ведь чего-то стоит. Здесь мы имеем типичное (так и хочется сказать: классическое) представление некоего юридического и официального органа по типу «союза». Де-факто сразу понятно (т. е. в пределах наработанных социальных рефлексов), а на уровне психологического восприятия возникает следующее: некий «союз» есть не более, нежели главенствующая парадигма, идеал, образец. Злословный язык тут же добавил бы: некая «фата-моргана» для любителей организовывать организации и пытаться с сего образования недурственно пожить.

Мотор означенной триады действует во втором слове – «предприниматели». Именно их деятельность и обеспечивает функционирование всего заявленного словесного «комплекса». Проще говоря, ­это именно то, что реально работает и крутится. Если нужно решать оперативные вопросы, придется иметь дело с «предпринимателями» напрямую. На вывеску «союз», возможно, не стоит много тратиться. И уж ни в коем случае не пренебрегать теми структурами или факторами, которые сокрыты в базисном слове «Руда».

Примем также во внимание, что, в отличие от диады, в тройственном названии первое слово психологически воспринимается как более идеальное, демонстративное и символическое, нежели то же первое слово в парном сочетании. В звании «мастер спорта» определяемое «мастер» одновременно и заявительское, и функциональное. Базисное – именно «спорта», т. е. не гончарной, скажем, лепки. Ну а ма­стер, он и есть мастер – одновременно звание, квалификационный уровень, функ­циональные возможности, заявительский имидж и т. д. Несколько по-иному смещаются акценты в номинации «мастер международного класса». Здесь более значимыми делаются не определяемое «мастер», а определители «международного» и «класса». Самым действующим на человеческое восприятие оказывается именно слово «международного». Определение «ма­стер» уже зависимо не только от категории «международный», но и некоего измерительного маркера – «класса». Если вы скажете «боец международного класса», по сути дела, ничего не изменится, ведь психологически более «нагруженными» окажутся именно два последних слова.


Фундамент должен быть прочным и лишенным идеологической заангажированности. В названии из трех слов свои «патроны» поставьте на второе место. Психологически точно выставить три слова в ряд – уже, своего рода, искусство, но полученный результат того стоит.


Резюме по сути: постарайтесь свое «ноу-хау», т. е. функционально наиболее действенную часть, не ставить на переднее место. Пусть ваш главный козырь будет задействован после вступительной декларации. Дайте паузу – и скажите то, в чем вы реально сильны. Попутный момент: в «базисе» должно быть только нечто «работающее». Никаких деклараций и заявлений по типу «союзов», «комитетов» или «ассоциаций», или «финансовых трастов». Простите за слово, но хлипкие структуры вряд ли стоит объявлять в основе вашего дела. Даже если оно, увы, шатается, не стоит расшатывать подпорки. Впрочем, могут быть, исключения. «Торговая промышленная гильдия» звучит весьма обстоятельно. Может быть, потому, что социально выработанный архетип на немецкое «gilde» (дословно «корпорация») еще не подвергся социальному остракизму и ценностной девальвации в наше время и нашем обществе. Вывод: в базисе заявляйте нечто основательное, но, пожалуйста, без патетики, эго-проекций и морализма. Фундамент, он должен быть прочным и лишенным идеологической заангажированности. В названии из трех слов свои «патроны» поставьте на второе место. К примеру, в слогане «Кружок художественного свиста» вам важно то, что это именно «свист» и он – «художественный», а уж в по­следнюю заявительную роль – «кружок». Зато в названии «Промышленная артель водопроводчиков» уже сразу становится ясно, что «артель» – постоянно функционирующее звено, и с его управленческой структурой придется, ох как, считаться. Слово «промышленная» – явно на заявку, дескать, можем и по более крупному. Ну а плясать придется от базиса «водопроводчики», и если они окажутся не таковыми даже в малейшей степени подозрения, значит – прости-прощай. Не к тем обратились. И чем тогда занимается «артель» – то неведомо, хотя сомневаться в ее наличии не приходится.

Психологически точно выставить три слова в ряд – уже, своего рода, искусство, но полученный результат того стоит. В начале Великой Отече­ственной войны Сталин, предвидя борьбу не на жизнь, а на смерть, создал чрезвычайную управленческую структуру с неограниченными полномочиями – «ГКО – Государственный Комитет Обороны». В психологиче­ском лингвистическом чутье Сталину не откажешь, и в проблемах языковедения он, действительно, что-то понимал. В расшифровываемой аббревиатуре ГКО действующий акцент предельно жестко и точно выставлен на слове «Комитет», которое однозначно определяется фундаментальным «Обороны». Все. Ни дать ни взять – железная сцепка, в которой слово «Государственный» играет чисто знаковую или символическую роль. А ведь могли породить, к примеру, такого словесного монстра: «Комитет Обороны Государства». С таким названием, пожалуй, государство в войне не защитишь. А в бизнесе – не разбогатеешь.

Продолжение в №6 2008


Все статьи этого номера


Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009
  Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль
 


 
Карта сайта