Вышел специальный выпуск, Михаил Дегтярев, 2009            Вышел новый номер журнала №7 2009                Новая рубрика на сайте - Истории для размышления               В архиве заполнен №7 август за 2008 год               Новые статьи в рубрике Nota bene                       Дарио САЛАС СОММЭР. Иллюзия или реальность?                       Следите за новостями
 
    О журнале     Свежий номер     Авторы     Мероприятия     Архив     WEB     Подписка     Рекламодателю     Новости     Nota bene     Книги     Интересное      


Архив


Игорь САВЕЛЬЕВ

Выставочная индустрия - на гребне волны

Челябинская региональная выставочная компания «ЮжУралЭкспо» объя­вила о закрытии юбилейного, пятнадцатого по счету, выставочного сезона. И одновременно решила завершить свою работу на выставочном рынке.

Последние дни апреля 2008 года. Челябинск. По всему городу расклеены афиши «Выставка «IZBUSHKA». Впервые в мире и единственный раз на Урале! Компания «Монбельер» при участии «ЮжУралЭкспо», Raiton, «Апейрон» и Hiroi Marango design. Впервые в мире и единственный раз на Урале! Представляют императорское пасхальное яйцо Фаберже «Московский Кремль».

Заходим на выставку. В центре зала – огромный и необычно яркий деревянный павильон. Вокруг – автоматчики ОМОНа. В павильоне – пасхальное яйцо высотой в два с лишним метра. Внешне это точная пропорциональная копия миниатюрного оригинала от Фаберже. Хотя версия компании «Монбельер» технически гораздо сложнее. Красное дерево, искусственно состаренная эмаль, сусальное золото, ручная гравировка и иконопись, драгоценные камни, миниатюрная резьба, точечная подсветка сквозь каменные пластины из оникса…


Копия императорского пасхального яйца Фаберже «Московский Кремль»
(компания «Монбельер»)
Резные кремлевские башни забавно контрастируют с яркими красными логотипами IZBUSHKA, висящими в зале, и макетами современных коттеджных поселков, стоящими вокруг. Необычно? Несомненно! Таких выставок в Челябинске раньше не было. Тогда почему  «ЮжУралЭкспо» уходит с рынка? Объяснение находим здесь же, в буклетах, мелькающих в руках посетителей на каждом шагу.

«IZBUSHKA» – инновационный выставочный продукт. Это первая выставка в принципиально новой концепции выставочной деятельности, которую обновленная команда, работавшая раньше под именем «ЮжУрал­Экспо», будет осуществлять с осени этого года. Основная цель новой концепции состоит в том, чтобы изменить сложившиеся в выставочной индустрии правила игры и задать новые выставочные стандарты.

Как это будет выглядеть? Давайте посмотрим на примере той же «Избушки». Необычным оказывается то, что «IZBUSHKA» – это, прежде всего, исследовательский проект, посвященный изучению стиля и пространства современной жизни. Сама выставка, представляющая результаты исследований, будет проходить два раза в год. Соответственно, выставочное пространство тоже будет организовано необычно. Оно будет состоять из трех экспозиций. Одна из них – это фотовыставка, по­священная индивидуальным постройкам прошлых веков. Вторая – международный конкурс архитектурных проектов жилища будущего. А третья – конкурс макетов коттеджных поселков, строящихся в России в настоящее время. Основное событие выставки – постоянно действующий проектный семинар, посвященный эволюции человеческого жилища. В первую очередь, он объединит всех участников этого выставочного проекта (а не посетителей выставки), одной из целей которого является выработка новых подходов к проектированию и строительству индивидуальных домов.

О причинах появления новой концепции выставочной деятельности, разрабатываемой командой «ЮжУралЭкспо», нам рассказал Игорь Савельев, работающий в этом проекте в качестве эксперта, консультанта и тренера.


– Команда «ЮжУралЭкспо», успешно стартовав и продемонстрировав впечатляющие результаты своей работы, заявила о радикальной смене концепции своего бизнеса и переходе на новый выставочный формат. В чем причина этого решения?

– Четыре основные причины позволяют уральским игрокам выставочной индустрии вывести на рынок новую идею выставочной деятельности.

Первая из них – это окончательное формирование современной экономики в виде муниципального, национального, мирового и глобального рынков. У каждого из этих рынков своя культура, свой язык, свои особенности и правила игры. Каждый из них требует наличия своих, строго определенных технологий и инструментов. И каждый из этих рынков довольно четко задает свой масштаб деятельности и определяет свои объем и потенциальные возможности, стратегии, требования к персоналу, организационный дизайн, а также качество предлагаемых продуктов и услуг. Ни один из известных выставочных проектов не отражает эту ситуацию и не знакомит с ней участников и посетителей выставок.

Вторая причина – одновременное и равноправное сосуществование нескольких базовых технологических укладов, задающих основы современной цивилизации. Ярчайшим примером этого является Россия. В одно и то же время она переживает период становления национальной экономики и решает задачи по включению в мировую и глобальную экономику. Мало кто задумывается о том, что при определенных подходах это могут быть взаимоисключающие, а не дополняющие друг друга процессы. Как внедрять компьютерные технологии во все стадии морально устаревших производственных процессов? Как использовать элементы сетевой культуры в коллективе со средним возрастом работающих старше 40 лет? Как обеспечить устойчивость организации в процессе ее непрерывных изменений? Где и как отвечают на эти вопросы современные выставки? Нигде и никак.

Третья причина – кризис выставочной деятельности в целом, в ее существующем виде. Особенно хорошо этот кризис заметен, опять же, в России. Размеры выставочных центров растут. Количе­ство игроков выставочной индустрии и проводимых выставок непрерывно увеличивается. Презентационные технологии усложняются. Однако вместе с этим, выставочные мероприятия по-прежнему оцениваются по трем основным показателям: выставочным площадям, числу участников и ­количеству ­гостей. Организаторы сосредоточены на продаже квадратных метров, участники – на индивидуальной презентации, а посетители предоставлены сами себе и решают свои проблемы, как могут.

Четвертая причина состоит в том, что большинство российских выставочных центров не выполняет своего основного предназначения – они не являются инструментами территориального, отра­слевого и регионального развития. Так, например, почти все выставки из числа тех, которые проходят сегодня в Екатеринбурге и Челябинске, живут за счет уже существующих и наиболее крупных уральских предприятий, а значит – ориентированы под уже сложившуюся специализацию Урала. Все действительно новые, инновационные и предпринимательские проекты и связанные с ними актуальные направления развития остаются за бортом уральских выставок. Примерно ту же картину можно сегодня наблюдать на юге России, в Поволжье и в Сибири.

В первую очередь, именно эти причины заставляют команду «ЮжУралЭкспо» разрабатывать новую идею своего бизнеса и осваивать новую концепцию выставочной деятельности.


– Новая концепция бизнеса «Юж­­УралЭкспо» опирается на новые стандарты выставочной деятельности. Это новые стандарты по отношению к уже освоенным? Это новые российские или международные стандарты? В чем они заключаются?

– На сегодняшний день законодателем мод в мире выставочного бизнеса является Всемирная ассоциация выставочной индустрии UFI. Именно она определяет правила игры и международные стандарты в этой сфере деятельности. В новой концепции своего бизнеса «ЮжУралЭкспо» ориентируется на самые передовые достижения, пропагандируемые и продвигаемые UFI, но, одновременно с этим, – творчески развивает их, предлагая собственные уникальные решения и наработки.

Так, например, Ассоциация реги­стрирует выставочные центры площадью от пяти тысяч квадратных метров. И это не просто цифра, взятая с потолка. Мировой опыт последних десятилетий говорит о том, что организовать рентабельный выставочный бизнес, опирающийся на существующие выставочные технологии, на меньшей площади практически невозможно. На местном уровне это подтверждается современной историей всех без исключения екатеринбургских и челябинских выставок. Поэтому, следуя мировому опыту, «ЮжУралЭкспо» в ближайшее время уйдет в помещение площадью от шести до десяти тысяч  квадратных метров. Соответственно, часть выставочных проектов будет переделана под новый формат. Но одновременно с этим, уже сегодня на рынок выводятся довольно необычные выставочные продукты, рассчитанные на международный состав участников и проведение в привычном для «ЮжУралЭкспо» формате – на площади в три тысячи квадратных метров. Первым из таких проектов является стартовавшая в апреле этого года «IZBUSHKA».

Существующий международный стандарт ЕХРО делает ставку на индивидуальную выставочную презентацию экспонентов, ориентированную на посетителей. Само пространство современных выставок устроено так, чтобы их участникам было удобно общаться с посетителями, а не между собой. Новый стандарт, развиваемый сегодня на Урале, предполагает организацию интенсивной коммуникации, в первую очередь, между самими экспонентами выставок. Выставочный проект, ориентированный на развитие того или иного рынка, а не отдельных его игроков, – это принципиально новый подход, пока еще не освоенный выставочными организациями-членами UFI…


– С чем связано появление новых выставочных стандартов?

– Проектная культура, технологии формирования новых картин мира, предельно четкое позиционирование и масштабирование бизнеса в рамках современной экономики, мультиформатные сетевые выставочные проекты, ставка на презентацию отраслевых и региональных рынков, моделирование развития рынков за счет организации интенсивного взаимодействия экспонентов между собой… – все это примеры новых выставочных стандартов.

Десять лет назад, в связи с интенсивным развитием «мировой паутины», было модно говорить о закате выставочной деятельности. Сегодня выставочная индустрия находится на гребне волны самых значительных экономических перемен последнего тысячелетия. Выставочные организации, реагируя на вызовы времени, вынуждены жить в совершенно другой эпохе чем та, к которой мы привыкли. А новые выставочные стандарты являются отражением стандартов нового образа жизни. В его основе – общество, поощряющее ломку стереотипов и изобретение нового будущего; политика, поддерживающая и развивающая инстинкты предпринимательства; новый социальный контракт, в основу которого заложены идеи предельной мобильности жизни и непрерывных изменений; и жизнь в большой глобальной деревне по имени Земля.


Все статьи этого номера


Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009
  Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль
 


 
Карта сайта