Вышел специальный выпуск, Михаил Дегтярев, 2009            Вышел новый номер журнала №7 2009                Новая рубрика на сайте - Истории для размышления               В архиве заполнен №7 август за 2008 год               Новые статьи в рубрике Nota bene                       Дарио САЛАС СОММЭР. Иллюзия или реальность?                       Следите за новостями
 
    О журнале     Свежий номер     Авторы     Мероприятия     Архив     WEB     Подписка     Рекламодателю     Новости     Nota bene     Книги     Интересное      


Архив



Современные тенденции в бизнес-консалтинге

Несмотря на существование многочисленных теорий менеджмента, ин­струментов анализа и прогноза развития рынка, предприятия, руководители компаний сталкиваются с постоянной проблемой: какую модель управления использовать? Как правильно распределить ресурсы? Какой персонал необходим для того, чтобы обеспечить непрерывность в развитии и росте предприятия?

Немного об истории бизнес-консультирования
Консультанты существовали во все времена. В древности, например, эту роль выполняли особые советники императоров, царей и полководцев, без рекомендаций которых не обходилось ни одно важное решение. По сути, их специфической функцией было предсказание результата того или иного решения лидера, а точность предсказания была основана на их особой подготовке. Так, в Школе пророков в древней Палестине и Финикии ученики жили в уединении, их жизнь состояла из постоянного обучения, молитв и медитаций. В Древнем Египте обучение жрецов включало несколько этапов и начиналось с жесткого отбора. Только после прохождения определенных испытаний начинался процесс обучения наукам. Основные принципы данного подхода для своей школы использовал и Пифагор. Таким образом, жрецы, пророки, алхимики, помимо того что обладали высочайшими техническими знаниями своего времени, проходили серьезнейшую подготовку духа. Речь шла о психическом и психологическом совершенстве и точности ума человека.

Становление бизнес-­консалтинга в современном понимании специалисты связывают с бурным промышленным развитием начала XX века. Развитие массового производства послужило основой для появления профессиональных консультантов.

Актуальные проблемы бизнес-консалтинга
В наши годы, а именно в течение по­следних 10–15 лет, в условиях новой экономики многими специалистами ставится под сомнение результативность развития организаций исключительно с позиции техники и структуры деятельно­сти. Начало этому процессу было положено еще в 1980-­е годы. Ведущие международные газеты и журналы часто высказывали такие идеи, как «кризис доверия к услугам управленческого консалтинга», «клиенты чувствуют себя обманутыми», «консультанты в области менеджмента, возможно, более не имеют прибыльной бизнес-модели», «управленческое консультирование – совокупность тайн и воображения» и т. д. Эти идеи в определенной степени были подкреплены скандалами вокруг некоторых известных корпораций, одной из причин которых были «провалы» бизнес-стратегий, предложенных консультантами. Сегодня претензии к бизнес­-консультантам со стороны крупных компаний только усиливают сомнения в эффективности технократической модели развития организации. Становится очевидным внутренний кризис управленческого консалтинга.

Для того чтобы понять, почему компании в сфере бизнес­-консультирования на сегодняшний день не всегда являются функциональными для соб­ственных клиентов, необходимо учесть ряд аспектов, которые редко принимаются во внимание.
  • В модели компетенций современного бизнес-­консультанта наметился разрыв между теорией и практикой управления. Этот разрыв связан с тем, что многие консультанты вышли из «университетской среды», и это наложило определенный «отпечаток» на профессию консультанта по управлению. Вплоть до сегодняшнего дня многие, в том числе и крупные, широко известные консалтинговые компании подходят к своей работе с высокой долей «академичности, сложности, наукообразности», необходимости построения сложных статистических моделей для объяснения тех или иных процессов рынка, предприятия.
  • Различные модели деятельности, предлагаемые транснациональными консалтинговыми организациями, не всегда адаптированы к местным условиям ведения бизнеса.
  • Длительный аналитический процесс, который предшествует организационным изменениям, характеризуется отсутствием четких критериев оценки той или иной ситуации на уровне рынка либо на уровне предприятия. Следствием этого является то, что в консалтинговой услуге значительный акцент делается на самом аналитическом процессе, на форме работы с клиентом, а не на результате. Таким образом, недостаток качества конечного результата компенсируется определенными стандартами внешнего поведения и отношения к клиенту, а также разнообразием моделей и теорий, объясняющих те или иные процессы. Например, практически каждая консалтинговая компания использует свой «бизнес­-язык», называя одни и те же процессы или функции по­-своему, создавая тем самым свои «конкурентные преимущества».

Применение онтопсихологии в бизнес-консультировании
Методология позволяет анализировать и прогнозировать наименее объяснимую и до недавнего времени наименее контролируемую составляющую экономических процессов – человеческий фактор.

В основе работы в бизнес-консультировании лежит представление об организации как единстве действия, движущим началом которого является лидер. Предприятие является социальным телом лидера, другими словами, это инструмент реализации его естественных амбиций и стремлений. От того, насколько точным будет этот инструмент, насколько он будет соответствовать принципам лидера, зависит успех всего дела. Неслучайно особое внимание в практике бизнес-­консультирования с использованием онтопсихологического подхода уделяется фигуре лидера. Лидер обладает врожденным потенциалом, является умом предприятия, его отправной точкой. От других людей предпринимателя-лидера отличает интуиция, которая позволяет ему выбирать оптимальные решения из множества возможных.

Не секрет, что многие процессы в социальной среде, в том числе и на предприятии, остаются незамеченными, поскольку большая часть информации передается на бессознательном уровне. Именно бессознательное определяет решения человека. Именно в нем расположены как интуиция, так и механизмы, провоцирующие принятие ошибочных решений.


Исследования показывают, что в 60 % случаев потери, упущенная прибыль или нереализация целей являются следствием неосознанного действия самого субъекта, даже если сознательно он стремится к выгоде.


Специфика онтопсихологического подхода заключается в том, что при консультировании предприятия особое внимание уделяется изучению бессознательной деятельности лидера по отношению к своему предприятию. Действуя в соответствии с собственной интуицией, лидер бессознательно выстраивает средства достижения своих целей в соответствии с тем, в чем он наиболее компетентен. Таким образом, интуиция лидера устанавливает «базовую точку», которая указывает направление самовложения. Речь идет о core­-business1 лидера. Формализация этого направления самовложения позволяет превратить интуицию лидера в рациональный инструмент собственного развития и развития бизнеса. Рациональное использование интуиции позволяет выбирать оптимальные стратегии действий, отвечая на вопросы: какую модель управления использовать, как правильно распределить ресурсы, какой персонал необходим для того, чтобы обе­спечить непрерывность в развитии и росте предприятия.

Другим ключевым моментом использования онтопсихологического подхода в бизнес­-консультировании является устранение проявлений самосаботажа в личной экономике лидера. Исследования показывают, что в 60 % случаев потери, упущенная прибыль или нереализация целей являются следствием неосознанного действия самого субъекта, даже если сознательно он стремится к выгоде. Онтопсихологическая методология обладает рядом инструментов, которые позволяют выявить, в нужное время предупредить и устранить попытку самосаботажа. Применение upstream-анализа2, использование методов прочтения бессознательных динамик и психологических мотиваций участников бизнес­-контекста (сотрудников, партнеров и контрагентов) – это основные средства, применяемые компанией для приведения лидера к пониманию реальных процессов, влияющих на реализацию его целей.


1 Сore­-business – основной вид дея­тельности, которым занята компания.
2 Upstream-контроль (контроль в причине) является одним из принципов системы качества, выделенных Ишикавой. Заключается в том, что контроль не ограничивается рассмотрением того, что сделано, а контролируются также причины появления этих результатов. Чтобы эффективно кон­тролировать процесс, нужно «подняться» к его истокам и с этой позиции осуще­ствить контроль. В онтопсихологическом бизнес-консультировании данный принцип используется для анализа первичной причинности, лежащей в области бессознательного че­ловека, и получает название upstream-анализ.

Такой подход в работе помогает привести лидера к пониманию законов функционирования своего «социального тела» и применению этих законов на практике. Другими словами, это позволяет сделать процессы, происходящие внутри компании, очевидными для руководителя (лидера), что может привести к необходимости организационных изменений.

Знание причинной и действующей позиций человека, внутренних динамик предприятия позволяют в том числе наиболее эффективно использовать классические методы бизнес­-консультирования. В конечном итоге, предлагаемая руководителю стратегия действия является не мнением консультанта, не теоретическими выкладками известных ученых, а формализацией интуиции лидера.

На уровне персонала предприятия это позволяет формировать наиболее точный инструмент лидера в оперативном управлении предприятием, что предполагает формирование команды, направленной, в первую очередь, на реализацию экономической цели предприятия через развитие собственного потенциала каждого сотрудника.

На уровне организационного развития это позволяет придать такую форму различным подразделениям предприятия, которая способствовала бы систематиче­ски эффективно достигать целей, поставленных лидером.

На уровне корпоративной культуры предприятия такой подход позволяет задать идеологию, то есть внедрить структурирующий элемент для всей организации, направляющий поведение сотрудников.

На уровне внешних отношений онто­психологический подход позволяет создать точный образ организации во внешнем окружении.

Применение онтопсихологического подхода в бизнес­-консультировании невозможно без специальной подготовки консультанта. Помимо знания современных концепций, теорий и инструментов менеджмента, маркетинга и других сфер деятельности предприятия, предъявляются более глубинные требования к теоретической подготовке и, главным образом, к психической составляющей профессионала. Эти требования базируются на трех основных составляющих:
  • аутентичность (то есть понимание своей психической структуры, соответ­ствие своей природе, направленность на раскрытие личностного потенциала), так как консультант является главным инструментом бизнес-­консалтинга. Речь идет о том, что консультант должен быть точным. Вследствие этого он будет иметь возможность без искажений отражать, формализовывать информацию, идущую от другого человека;
  • повседневный стиль жизни, forma mentis (склад ума): консультант должен поддерживать и продолжать процесс аутентификации, что на практическом уровне означает постоянный профессиональный и личностный рост;
  • знание онтопсихологии, что составляет основную компетенцию консультанта помимо знания техники соб­ственной профессиональной сферы.
Материалы предоставлены консалтинговой группой «ФОИЛ»; г. Москва.


Все статьи этого номера


Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009
  Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль
 


 
Карта сайта