Вышел специальный выпуск, Михаил Дегтярев, 2009            Вышел новый номер журнала №7 2009                Новая рубрика на сайте - Истории для размышления               В архиве заполнен №7 август за 2008 год               Новые статьи в рубрике Nota bene                       Дарио САЛАС СОММЭР. Иллюзия или реальность?                       Следите за новостями
 
    О журнале     Свежий номер     Авторы     Мероприятия     Архив     WEB     Подписка     Рекламодателю     Новости     Nota bene     Книги     Интересное      


Архив


Анатолий ИЛЬЯХОВ

Античные коды современных бизнес-терминов: авторитет,агентство, акции.

АВТОРИТЕТ – от лат. auctoritas – власть, влияние, положение

В любом человеческом обществе авторитетами считают личностей, имеющих определенное влияние в какой-либо сфере деятельности, политиче­ской или экономической. Это влияние основано на признании их опыта, знаний или нравственных достоинств, в связи с чем за ними признают право принимать решения в значимых для общества или группы людей ситуациях. Авторитетное слово принимается на веру, без проверки и рассуждений.
В римском частном праве словом «авторитет» называлось удостоверение опекунов, поручительство или право собственности, а также действие, решение, приговор или приказание, исходящие от установленной структуры власти или начальства. Таким образом, авторитет обеспечивал императору и сенаторам более высокое политическое положение по отношению к остальным членам римского общества. Они часто забывали о том, что свободные граждане Рима имели по закону равные с ними права. Власть авторитета была не просто властью над народом, а совокупностью титулов, должностей, всевозможных ярких достоинств, сосредоточенных в одном человеке, обладающем благосклонностью богов. Римляне признавали авторитет отдель­ных политических и общественных личностей, основанный на влиянии в обществе, доверии народа. И потому безудержное увлечение этим состоянием приблизило властителей Рима к фактической монархии, которую римляне всегда ненавидели и которой боялись.

АГЕНТСТВО – от лат. agens – действенная сущность, или agere – действовать

Представительство или филиал крупного предприятия, фирмы, действующие в определенном регионе, обладающие соответствующими представительскими полномочиями. Агентства могут заниматься распространением и продажей продукции своего предприятия, материнской фирмы.
В римском праве агентом становился человек, подавший от имени общины, товарищества или правительства жалобу в суд, в котором он выступал истцом или жалобщиком. В римской админи­страции существовали агенты-ревизоры и сыскные агенты. В философском смысле агент представляет собой личность выразительную, сильную, живую и активную.
Согласно научной терминологии, агент – это действующая причина, вызывающая те или иные явления в природе или организме человека.

АКЦИИ – от лат. actio – действие; с франц. action – ценная бумага, акция

Ценные бумаги акционерного общества без установленного срока обращения. Акции удостоверяют внесение их владельцем доли в акционерный капитал (уставной фонд) общества и дают ему право на получение определенной части доходов (дивидендов) из прибылей акционерного общества. Имеется многообразие акций: голосующие и неголосующие, категории А, кумулятивные, обыкновенные, обыкновенные голосующие, привилегированные, привилегированные кумулятивные, привилегированные отзывные, распакованные, учредительские.
В древнегреческом театре сцениче­ское действие и актерская игра назывались actio, акцией, поскольку определяли активное отношение актеров к пьесе. В других случаях жизни акция обозначала движение, действие, деятельный поступок или ­проведение судебного процесса, тяжбы.
В Древнем Риме в суд подавались жалоба или частный иск, которые именовались «акция». Согласно такой «акции» можно было обвинить владельца земельного участка, если его действия по орошению привели к затоплению владений соседа. Пострадавший мог оформить «акцию по поводу защиты от воды», потребовав приличную компенсацию за нанесенный ущерб. При обмане можно было подать акцию «по поводу обмана» и т. д.
Знаменитый оратор Цицерон понимал под акцией своеобразную манеру ораторской речи – «то ли ­речь, то ли некое телесное красноречие, с излишней мимикой
и жестикуля­цией»...


Все статьи этого номера


Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009
  Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль
 


 
Карта сайта