Вышел специальный выпуск, Михаил Дегтярев, 2009            Вышел новый номер журнала №7 2009                Новая рубрика на сайте - Истории для размышления               В архиве заполнен №7 август за 2008 год               Новые статьи в рубрике Nota bene                       Дарио САЛАС СОММЭР. Иллюзия или реальность?                       Следите за новостями
 
    О журнале     Свежий номер     Авторы     Мероприятия     Архив     WEB     Подписка     Рекламодателю     Новости     Nota bene     Книги     Интересное      


Архив


Александр КРЫЛОВ

Креативный класс: новая роль интеллигенции в экономике. Часть 1

Идея взаимосвязи развития человеческого потенциала и экономического успеха отдельно взятого субъекта (предприятия, организации, города, региона) рассматривается разными научными направлениями и в разных плоскостях. В современной научной литературе все чаще ставится под вопрос модель, согласно которой важнейшей движущей силой развития общества является экономический рост, неизбежно ведущий к социальному прогрессу. В качестве альтернативы модели экономического роста часто предлагаются модели развития человеческого потенциала, строящиеся на удовлетворении потребностей и устремлений человека. То есть экономический рост должен рассматриваться более как средство, нежели как цель развития, а основными показателями успеха, наряду с ВВП, должны быть названы качество и доступность здравоохранения, образования, информации. Этот принцип применяется при вычислении индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), разработанного пакистанским экономистом Махбубом эль Хаком (Mahbub ul Haq) и с 1993 г. используемого ООН1 в соответствующем ежегодном отчете.

Перед экономистом вопрос развития человеческого потенциала стоит в том числе и с точки зрения достижения устойчивого развития, получения прибыли, оптимизации экономических условий. Вопросы влияния профессиональной подготовки, качества кадров, наличия квалифицированных специалистов на экономику регионов в экономической теории изучены достаточно хорошо. Вместе с тем, во второй половине первого десятилетия XXI века, проблема человеческого потенциала открылась перед экономистами в новой перспективе2. Это связано, в первую очередь, с выделением нового социального слоя, характеризуемого как креативный класс. Автором идеи креативного класса стал американский профессор Ричард Флорида, напрямую связавший развитие креативного класса с экономическим успехом регионов.

Ядро креативного класса, согласно Р. Флориде, составляют люди, занятые в научной и технической сфере, архитектуре, дизайне, образовании, искусстве, музыке и индустрии развлечений, чья экономическая функция заключается в создании новых идей, новых технологий и нового креативного содержания. Автор подчеркивает креативность не как социально-культурную, а именно как экономическую функцию. Кроме ядра, креативный класс включает в себя обширную группу креативных специалистов, работающих в бизнесе и финансах, праве, здравоохранении и смежных областях деятельности. Эти люди занимаются решением сложных задач, для которых требуются независимость мышления и высокий уровень образования. Сюда относятся все представители творческих профессий: художники, инженеры, музыканты, специалисты по вычислительной технике, писатели, предприниматели – те, кто разделяет общий творческий этнос, для которого важны креативность, индивидуальные особенности и личные заслуги. Для представителей креативного класса все аспекты и все проявления креативности – технологические, культурные и экономические – взаимосвязаны и неразделимы3. По некоторым параметрам к креативному классу можно было бы отнести и духовенство, однако оно не несет специальной экономической функции и потому остается за рамками названной социальной группы.

Перевод книги профессора Р. Флориды на русский язык вызвал в России огромный интерес. Согласно количеству ссылок и комментариев в Интернете, словосочетание «креативный класс» в России употребляется даже чаще, чем в странах Западной Европы. С одной стороны, это, возможно, говорит о более высоком интересе отечественных обществоведов к классовому структурированию общества и определению перспектив общественного развития с точки зрения доминирования отдельных социальных групп, с другой – объективно показывает остроту проблемы креативного класса  в России.

В советской и российской традиции группа, выделяемая сегодня как креативный класс, определялась понятием «интеллигенция», или «творческая интеллигенция». Российский энциклопедический словарь определяет интеллигенцию как «общественный слой людей, профессионально занимающийся умственным, преимущественно сложным творческим трудом, развитием и распространением культуры»4. Предпосылкой появления интеллигенции было отделение умственного труда от физического. В античную эпоху такими группами явились древнегреческие мыслители (философы, математики, жрецы и др.). В средневековой Европе их место заняло духовен­ство, верхушка которого входила в класс феодалов. С утверждением капитализма возникает общественный слой людей умственного труда, живущих за счет продажи его продуктов или своей рабочей силы. Поначалу крупнейшими профессиональными группами интеллигенции были юристы, учителя, врачи; позже к ним присоединились инженерно-технические работники. Развитие средств массовой информации и массовой культуры породили «индустрию сознания» (журналисты, специалисты кино, телевидения и радио, рекламы и др.). В настоящее время меняется характер труда интеллигенции: работа в одиночку, по типу ремесленной, сменяется трудом по инду­стриальному образцу, в больших коллективах; специализация массы работников ум­ственного труда, как правило, сужается. Эти тенденции приводят к росту удельного веса специалистов среднего и низшего звена – техников, лаборантов, медсестер, рядовых конторских служащих и др., труд которых проходит по заданным программам и носит скорее рутинный характер. В связи с этим многие социологи все чаще относят понятие «интеллигенция» лишь к верхнему ее слою, занимающемуся творческим трудом.

Мы видим, что идея выделения креативного класса сама по себе не нова, даже если Р. Флорида говорит о «появлении нового общественного класса»5. Вместе с тем, Р. Флорида смог увидеть новую проблему и новую роль интеллигенции в жизни современного общества, в частно­сти, и ее экономическую роль. «Поскольку креативность – это движущая сила экономического развития, креативный класс к настоящему времени занял в обществе доминирующее положение. Только уяснив себе феномен роста этого нового класса и его характерные ценности, мы будем в состоянии понять природу масштабных и на вид изолированных изменений в нашем обществе и более рационально планировать будущее»6.

В современной российской экономике, наряду с ростом сырьевого и промышленного производства, происходит реиндустриализация. Объективная оценка как российских, так и мировых тенденций современного цивилизационного развития показывает значимость культурного потенциала на стадии перехода от индустриального к информационному обществу. С повышением уровня социальной культуры и образования связана интенсивность преодоления обществом комплекса социальных, религиозных и межнациональных противоречий.

В непрерывном изменении находится и сам процесс производства. Сегодня в нем появляется все больше интеллектуальной составляющей, все больше творческой мыслительной энергии применяется для производства продукции. Если раньше мы создавали больше физических, предметных вещей, то сегодня мы создаем больше программной продукции, вещей бестелесных, но являющихся продуктом, который продается на тех же рынках и доля которого становится все больше и больше7.

Значимость креативного класса для России обусловлена в том числе и сокращением численности населения страны. Вектор демографических процессов в короткое время изменить, к сожалению, невозможно. Разными могут быть лишь темпы сокращения населения. Потому идет поиск того, что, кроме умелой миграционной политики, можно противопоставить неблагоприятной тенденции сокращения количества россиян. Только значительное повышение качественного измерения человеческого потенциала, т. е. их физическое и интеллектуальное состояние. И в том, и в другом параметрах решающую роль наряду с объективными условиями жизни играет образование. Для развитых стран в XXI веке будут характерны такие процессы, как быстрое приближение к модели почти полного охвата молодежи высшим образованием, бурным ростом численности и удельного веса специалистов и особенно ученых. К 2010 г. рабочие, занятые физическим трудом, будут составлять не более 10 %. Самой динамичной и эффективной составляющей экономики считаются владение научными знаниями и информацией, способность к творчеству и постоянному обучению. Уже сейчас человеческий капитал в общей структуре совокупного капитала стран Западной Европы и Японии составляет около 70 %8.

Какие задачи стоят в этой связи перед Россией и ее регионами? Для удержания массового оттока рабочей силы предстоит воспитать креативное и талантливое молодое поколение. Но этого, по мнению Р. Флориды, тоже недостаточно. Чтобы действительно добиться успеха, России необходимо научиться использовать глобальные потоки таланта. Города и регионы должны обрести статус городов мирового класса, притягательных для притока квалифицированных профессионалов из-за рубежа и удержания местных талантов от соблазна поиска более подходящего креативного климата. По оценкам Р. Флориды, сейчас в России 13 млн. представителей креативного класса, что соответствует второму после США месту в рейтинге абсолютного числа креативных профессионалов. Однако по доле в общей рабочей силе Россия находится лишь на шестнадцатом месте, а по разработанному Флоридой агрегированному показателю – мировому индексу креативности – уже на 25-м. Креативный класс показывает, как некоторые американские города прошли через такую трансформацию. Удачным оказался опыт тех городов, которые создали благоприятные условия для креативности в деловой и общественной жизни9.

Продолжение в №3 2008


Литература:
  1. Доклад о развитии человека 2006:http://www.un.org/russian/esa/hdr/2006/hdr2006_hdi.pdf.
  2. Например, Hueetlin, Thomas: Was Staedte sexy macht. Spiegel 2007, Nr. 34. S. 98-106.
  3. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее – М., «Классика XXI», 2007 г., с. 23-24.
  4. Новый энциклопедический словарь –М.: Большая Российская энциклопедия: «РИПОЛ классик», 2006. С. 435.
  5. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее – М., «Классика XXI», 2007 г., с. 12.
  6. Там же.
  7. Лэндри Ч. Креативный город – М.,«Классика XXI», 2005.
  8. Плаксий С. И. Парадоксы высшего образования – М.: Национальный институт бизнеса. 2005. С. 59-60.
  9. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее – М., «Классика XXI», 2007 г., с. 10.


Все статьи этого номера


Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009
  Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль
 


 
Карта сайта