Вышел специальный выпуск, Михаил Дегтярев, 2009            Вышел новый номер журнала №7 2009                Новая рубрика на сайте - Истории для размышления               В архиве заполнен №7 август за 2008 год               Новые статьи в рубрике Nota bene                       Дарио САЛАС СОММЭР. Иллюзия или реальность?                       Следите за новостями
 
    О журнале     Свежий номер     Авторы     Мероприятия     Архив     WEB     Подписка     Рекламодателю     Новости     Nota bene     Книги     Интересное      


Архив


Татьяна ЗИНКЕВИЧ-ЕВСТИГНЕЕВА

Архетипические основы бизнеса, или У-каминные размышления. Размышление первое. Об архетипах и Дорогах

Цикл этот задуман с целью поделиться с людьми, активно занимающимися бизнесом, древними знаниями. Добыты эти знания из сказок, мифов, легенд, притч и анекдотов. Кто-то, может быть, думает, что сказкам не место в бизнесе. И делает так совершенно зря. Сказки – это, прежде всего, хранители информации об общих законах жизни. Знание этих законов помогает быть успешным в бизнесе.

В бизнесе расставлено немало ловушек. Собственно, как и на пути главного героя старых историй. Настоящий герой решает любые задачи, поставленные перед ним Дорогой, и выходит победителем. Поэтому в сказочных историях накопился огромный запас эффективных моделей поведения и самореализации. Почему бы и нам с вами не воспользоваться этим колоссальным ресурсом, тем более что доступ к нему свободен?

Наш цикл называется «У-каминные размышления», потому что мне хочется, чтобы чтение статей было для вас не только полезным, но и приятным. Добрые и полезные истории хорошо рассказывать у камина. Поэтому давайте позволим ему присутствовать в наших беседах в качестве невидимого, но очень теплого гостя. Итак, в путь…

«У каждого – своя дорога», – всем нам знакома эта поговорка. У одних это дорога, выложенная желтым кирпичом. У других это колея. У третьих это узкая тропинка. У четвертых… Какой бы ни была эта дорога, она связана с идеей судьбы человека, его самореализацией. Какую бы книгу мы ни взяли, какой бы фильм ни смотрели – везде обязательно есть тема Дороги. А как же без нее?! Ведь архетип Дороги – один из самых главных в нашей жизни.

Однако давайте обо всем по порядку. Сначала разберемся с тем, что такое архетипы, и что они делают в нашей жизни.

Архетип – это базовая матрица, «первичный образец», фундаментальный механизм, который проявляет себя неизменным на протяжении многих веков. Меняются культурные декорации, поколения, цивилизации, а действия архетипов остаются неизменными.

Как сложноорганизованные феномены, архетипы сразу не поддаются логическому анализу, они «прячутся» за метафоры, чтобы наше несовершенное сознание не исказило их сути. Именно благодаря действию архетипов мы часто говорим: «В мире ничего существенно не меняется, только декорации подвижны». Под декорациями в данном случае понимаются эпохи, смена стилей в архитектуре и одежде, появление новых профессий и упразднение старых, изменение стилистики речевых оборотов, появление новых «благ цивилизации» и прочее. Однако механизмы возникновения конфликтов, сценарии поведения людей, законы смены эпох, механизмы бытовых и внутриличностных проблем остаются неизменными. Так действуют архетипы. Изучая историю, всемирную и нашу личную, мы можем выявить действие неких сил, общие закономерности. И таким образом выделить некоторые архетипы.

Надо сказать, что выделением архетипов занимаются многие исследователи. Единой классификации не существует. Вы также можете стать исследователями архетипов, наблюдая за действием неких общих механизмов в вашей жизни.

Архетипы – это то, что обеспечивает в мире порядок вещей. Это инструменты для преодоления и упорядочения хаоса. В каждом архетипе заключена колоссальная энергия. Исследуя архетипы, мы подключаемся к этой энергии. Но в своем творчестве и бизнесе нам необходимо использовать ее в соответствии с внутренним законом определенного архетипа.

В нашей жизни действие архетипов разворачивается во времени, а это значит, что можно сказать и так: «Архетип может проявлять себя через последовательность событий». Это означает, что действие архетипа разворачивается в нашей жизни как некий сюжет. А точнее, архетипический сюжет.


Архетипы – это инструменты для преодоления и упорядочения хаоса. В каждом архетипе заключена колоссальная энергия. Исследуя архетипы, мы подключаемся к этой энергии. Но в своем творчестве и бизнесе нам необходимо использовать ее в соответствии с внутренним законом определенного архетипа.


Вот и архетип Дороги проявляется в нашей жизни через некоторую последовательность событий и уроков. Сначала нам предстоит покинуть привычное место обитания или отказаться от привычного образа действий, мыслей, реагирования. Далее следует довериться новому «состоянию дороги», стараясь не подвергать происходящее критическому анализу. Затем мы пройдем ряд испытаний, причем средства и ресурсы для преодоления трудностей нам будут изначально даны, надо только быть внимательными (!). После этого цель нашего пути будет подвергнута коррекции и конкретизации, также будет разработан алгоритм ее достижения, и появятся помощники. Когда же мы достигнем своей цели, то можем потерять бдительность или разочароваться в ней, столкнуться с предательством ближних, потерять все достигнутое и, благодаря этому, получить время на переосмысление собственного пути.

Вы спрашиваете, можно ли избежать потерь? Конечно, почему бы и нет! Хотя, с другой стороны, в определенной части пути у нас уже накопится много ненужного, с чем стоило бы без сожаления расстаться… И вот, после переосмысления пройденного, откроется новое дыхание (у кого-то второе, а у некоторых и десятое). А уж новое дыхание совершенно точно приведет к успеху.

Таковы закономерности действия архетипа Дороги. Так проявляется архетипический сюжет, на основе которого рождаются всевозможные сказки, мифы и легенды, как много веков назад, так и сегодня.

Для нас с вами важно то, что именно архетип Дороги определяет динамику развития бизнеса и нашу самореализацию в бизнес-пространстве.

Однако это не значит, что все предопределено действием архетипов и архетипических сюжетов. Некоторые люди напрасно связывают действие архетипов с действием «сил Судьбы». Архетипы не предопределяют, они лишь хранят для нашей жизни и творчества запасы энергии и приключений – сюжетов для действий. Если знать законы действия архетипа, его логику, то можно избежать лишних неприятных неожиданностей, на которые человек тратит огромное количество жизненной энергии.

Именно поэтому знание об архетипах, действии общих законов и передавалось из поколения в поколение через «метафороносители» (сказки, легенды, притчи, мифы, анекдоты, песни и пр.). Знание архетипов позволяет человеку экономить свою жизненную силу, не тратить ее на мелкие «разбирательства» с проблемами личного и социального плана. В этом случае человек может расходовать ее на созидательные действия, на творчество, бизнес и исследования мира, наконец.

Итак, архетип – это общий механизм, содержащий в себе энергию и законы ее использования. Однако не стоит думать, что архетип – это сундук, который ждет, пока его будет использовать человек, предварительно прочитавший на крышке инструкцию по эксплуатации. Архетипы – это активные системы, обеспечивающие поддержание Жизни. Они действуют независимо от того, знает человек об их существовании или нет. Архетипические сюжеты настолько сильны, что могут откорректировать те деструкции, которые вносит в Мир человек разрушающий, имеющий иллюзию собственной власти над природой.


Если знать законы действия архетипа, его логику, то можно избежать лишних неприятных неожиданностей, на которые человек тратит огромное количество жизненной энергии.


А теперь давайте посмотрим, какая же дорога у вас. Почему бы вам прямо сейчас не устроиться поудобнее, тогда можно будет свободно, глубоко вдохнуть и выдохнуть… Итак…

…Вы читаете сейчас это слово: дорога… Что вы чувствуете?.. Радост­ный трепет, предвкушение чего-то необычного?.. Легкую усталость?.. Чувство неопределенности, легкую тревогу?.. Сердце наполняется радостью от предчувствия важного открытия?.. У каждого из нас своя дорога… У каждого из нас она вызывает свои чувства и мысли…

Дорога… Какой она видится вам? Она широкая, прочная, гладкая… На ней немало ухабов, ям, луж… В этом случае вы можете сейчас воспользоваться силой своего воображения и произвести ремонтные работы… Выровняйте ухабы, засыпьте ямы, осушите лужи… Положите на свою дорогу новое, достойное ваших ног покрытие… Не торопитесь… Постарайтесь для себя… Вот так… Она стала намного краше, прочнее, ровнее… Теперь она достойна того, чтобы по ней ступали ваши ноги…

Вы идете по своей дороге… Это ни с чем не сравнимое чувство… Давайте сделаем глубокий вдох и медленный выдох… Пусть дорога наполнит вас силой…

Вы идете по своей дороге и видите, что кто-то перекрыл проход и поставил «кирпич», знак запрещения движения… Вы в смущении останавливаетесь… ищете, кто это сделал и зачем… Но никого нет вокруг… Как законопослушный человек, вы останавливаетесь, ведь нужно же выполнять предписания знаков…

Вы поступили именно так? Или вы сняли знак и пошли дальше? Или вы обошли преграду, не вдаваясь в подробности, кто поставил знак и зачем? Вы идете по своей дороге… Никто не вправе расставлять на ней свои знаки, тем более запрещающие. Это проверка. Вы пошли дальше, вы выдержали испытание. Вы знаете, что только вы являетесь хозяином этой дороги. Никому не положено хозяйничать здесь без вашего ведома. Вы знаете это и не обращаете внимания на чужеродные провокации…

Вы идете по своей дороге, и только вам решать, когда сделать привал. Только вы можете грамотно рассчитать свои силы. Это – ваша дорога. Она питает вас и испытывает… Дает знания и ставит вопросы… Но главное, она дарит вам ни с чем не сравнимое счастье следовать по своей дороге…

Пожалуйста, сделайте глубокий вдох и выдох и возьмите с собой это непередаваемое, ваше личное ощущение дороги…

Прошу вас, дорогие друзья, возвращаться к этому тексту хотя бы один раз в две недели. Это поможет вам следовать своему пути и расчищать новообразованные завалы.

Да, даже когда мы встали на свой путь, поняли Свою Дорогу, от ремонтных работ мы не застрахованы. Лучшие европейские дороги потому и хороши, что их постоянно поддерживают, содержат в чистоте. То же самое относится и к нашей жизни, нашей дороге. Заботливое отношение к себе, поддержание своих мыслей и чувств в порядке – вот наш прямой долг перед Дорогой.

Постепенно, дорогие друзья, мы с вами рассмотрим основные архетипы и архетипические сюжеты, активно проявляющие себя в бизнес-пространстве.

И пусть интересным будет путь!

Продолжение в №3 2008


Все статьи этого номера


Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009
  Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль
 


 
Карта сайта