Вышел специальный выпуск, Михаил Дегтярев, 2009            Вышел новый номер журнала №7 2009                Новая рубрика на сайте - Истории для размышления               В архиве заполнен №7 август за 2008 год               Новые статьи в рубрике Nota bene                       Дарио САЛАС СОММЭР. Иллюзия или реальность?                       Следите за новостями
 
    О журнале     Свежий номер     Авторы     Мероприятия     Архив     WEB     Подписка     Рекламодателю     Новости     Nota bene     Книги     Интересное      


Архив


Анатолий ИЛЬЯХОВ

Античные коды современных бизнес-терминов: амбиция, дистрибьютор, консалтинг.

АМБИЦИЯ – от греч. amphi (амби) – вокруг, около, с обеих сторон

Далеко не отходит от этого смысла лат. ambitus – хождение вокруг, около. Философские словари объясняют понятие как «обостренное самолюбие, болезненное самомнение, повышенная обидчивость или спесь, чванство, честолюбие и хвастовство». Более приближенное к современному восприятию понятие амбициозности означает «соискательство государственных должностей, связанное со стремлением расположить нужного человека в свою пользу».

Принимаем пока на веру такое понимание амбициозного человека, как «своекорыстного, всеми силами и способами ищущего собственной популярности».

В «Толковом словаре живого велико-­русского языка» слово «амбиция» означает «чув­ство чести и благородства, самолюбие, спесь, чванство, требование внешних знаков уважения и почета». Амбициозный человек, по В. Далю, «жадный до почестей, похвал и поощрений наградами и отличиями».

Выходит, опять нелицеприятная оценка! Чтобы установить истину, отправляемся в Древний Рим, ибо римляне, принимая во внимание размеры их собственной империи, не были лишены подобных своекорыстных чувств...

Действительно, соискателей какой-нибудь государственной должности римляне так и называли – ambitus, что означало «человек, кто ходит вокруг». При этом не имелось в виду какое-либо бесцельное хождение, гуляние по тенистым аллеям общественной рощи. Причина иная – избирательная кампания!

Прежде чем занять важную и почетную должность, кандидат должен был опередить в тайном голосовании своего соперника, а то и двух-трех таких претендентов. Для этого, когда свободные граждане Рима собирались на огромном Марсовом поле или на форуме, кандидаты ходили между согражданами вокруг, уговаривая подать голоса в их пользу; громко выкрикивали обещания сделать жизнь народа богаче и веселее. Таково было своеобразие их предвыборной программы. Правда, подобная предвыборная агитация, незатратная и доступная, была возможна лишь в республиканский период: в том обществе не процветали такие негативы, как жажда власти, коррупция и взяточничество высших должностных лиц, а избиратели могли воздействовать на своего кандидата и после выборов.

В начале I века н. э. ценность высших государственных постов резко возросла, поскольку появилась реальная возможность получения всяческих привилегий. Борьба за «должностное кресло» ожесточилась пропорционально получаемым выгодам от него. С той поры амбиции кандидатов уже не останавливались ни перед чем. Кандидаты прибегали ко всяким недозволенным приемам и даже унижениям со своей стороны перед сильными мира сего и высшими должност­ными лицами. А приобретение друзей за деньги, подкуп избирателей и пустые обещания народу стали обыденным делом! По этому же принципу работали их избирательные комитеты, где с продажной самоотверженностью действовали помощники. Одни из них, дивизоры, осуществляли постыдный подкуп избирателей, другие, интерпреторы, участвовали в тайных переговорах с претендентами, а секвесторы выдавали необходимые средства из тайной предвыборной кассы.

Нельзя сказать, что римский сенат безучастно наблюдал за правонарушениями.  Издавая соответствующие запретительные законы, он не раз пытался ограничить действия своих амбициозно настроенных сограждан. Но жажда власти была настолько велика, что никакие строгие законы и наказания не могли остановить соискателей. Первым «не выдержал» консул Петелий: в 358 году до н. э. он запретил «применять незаконные средства с целью соискания общественного расположения». Диктатор Гай Мений в 314 году до н. э. прикрыл все избирательные клубы и союзы, назвав их «вредоносными образованиями на теле римского общества». Консул Корнелий Бебий в 181 году до н. э. выступил против подкупа избирателей, при нем же появился особый уголовный суд, с пристра­стием рассматривающий эти нарушения. То же самое повторил в 166 году до н. э. своими законами консул Корнелий Фульвий. Сенатор Цицерон (родился в 106 году до н. э.), известный политический деятель и судебный оратор, в «Заметках о домогательствах» настаивал на запрете «приобретать друзей за деньги и подарки, заискивать и любезно обращаться с избирателями». Приложил свою жест­кую руку к «черным пиар-кампаниям» еще один знаменитый римлянин – диктатор Гай Марий. Против нарушителей избирательных законов он принял такие меры: гражданское осуждение, весомые денежные штрафы и отлучение кандидатов от избирательной кампании на многие годы. Закон одного из «триумвиров», властителя Рима Помпея в 52 году до н. э. определял за подобные нарушения десятилетнее изгнание за пределы Рима или даже пожизненное отлучение.

Удивительно, но все эти меры, законодательная кампания против амбициозно настроенных кандидатов на государственные должности, привели к установлению в Риме монархического управления, авторитарной императорской власти. При императорах, якобы, исчезала необходимость подкупа избирателей, потому что распределение должностей зависело от близости к императорскому двору. Зато теперь необходимо было иметь «друзей» из окружения императора, которые очень любили дорогие подарки и внимание к своей особе. С тех пор амбициями стала называться купля должностей при помощи нужных связей.


ДИСТРИБЬЮТОР – от лат. distributor – подкупающий

Представьте картину... Древний Рим. Заседание сената. Важные персоны в туниках с вотканными широкими пурпурными полосами, латиклавиями, слушают красноречивого оратора. На своем законном, отделенном от всех месте, консул следит за порядком. Это сенаторы. Здесь же другие римляне, судя по виду, тоже ответственные должностные лица. Пока оратор пытается вдохновенно убедить присутствующих в правоте своих слов, последние не сдерживают эмоций, выкрикивая язвительные реплики и вопросы.

Между рядами сенаторов неприметными тенями снуют какие-то люди, что-то шепчут на ухо одному, другому, стараются скрытно передать записочки и таким же образом получают ответы. Вы хотите узнать, кто эти люди? Они дистрибьюторы, без которых не обходится ни один богатый римлянин. Это раб или вольноотпущенник, выполняющий личные поручения хозяина, нередко деликатного свойства. Римский дистрибьютор – доверенное лицо своего господина в его личных взаимоотношениях с окружающим деловым миром. Если римлянин отправлялся на заседание в совет, на собрание или в сенат, то обычно брал с собой своего дистрибьютора – не мог же он сам вступать в предварительные переговоры со своими оппонентами! Именно с этой целью в дома к важным персонам заранее посылались эти ловкачи дистрибьюторы. Они, выполняя тайные поручения своего хозяина, подкупали «нужных» людей перед выборами во власть, сенаторов перед важными заседаниями: передавали с дружескими приветствиями весомые довески золота или иные ценные подарки. Иной раз прямо на заседаниях продолжался незримый торг с участием пронырливых дистрибьюторов.

Как видим, в античном мире дистрибьюторы являли собой когорту незаменимых «специалистов».


КОНСАЛТИНГ – от лат. consulare – совещаться, обсуждать, обдумывать, просить совета или принимать меры

Специалист в любой области, дающий кому-либо советы по вопросам своей специальности, именуется консультантом (от лат. consultans), а его советы – консультацией (от лат. consultatio).

В римской мифологии существовали тысячи богов и божков, которые имели право на активную совместную с людьми жизнь. На реальную помощь не менее сотни из них римляне здорово рассчитывали в своей повседневной жизни. Десяток из них отличался наибольшим спросом, и прежде всего – Конс (Консом), бог полезных советов и нравоучений. Свои обязанности «генерального» советчика он, как один из древнейших богов-аграрников, совмещал с исполнением обязанностей по сохранению зерновых припасов в римских закромах в суровое зимнее время. На Палатинском холме в Риме он имел собственный подземный алтарь, открывавшийся в его честь дважды в год – 21 августа и 15 декабря. Благочестивые римляне совершали при его храме обильные жертвоприношения, а в это время на гипподромах устраивались состязания с участием лошадей, мулов и ослов, разукрашенных цветочными венками. Есть одна любопытная легенда, связанная с царствованием Ромула и с именем бога Конса...

Однажды Ромул решил выправить демографическую ситуацию в Риме, по­скольку неженатых мужчин в нем было уже немало, а в незамужних женщинах остро чувствовался недостаток. Выход подсказал сон – бог Конс посоветовал Ромулу организовать похищение девушек из соседнего сабинского племени, дружественного римлянам.

С этой целью был пущен  слух, что в Риме обнаружен древнейший священный алтарь Конса, и по этому случаю устраиваются большие и веселые торжества. Были радушно приглашены  и сабиняне, в основном отцы семейств со своими дочерьми, но при условии – никто не должен приносить с собой оружие! Соседи откликнулись на приглашение (почему бы и не погулять на чужом пиру!), пришли на праздник безоружные, а коварные хозяева отобрали у них незамужних женщин... Счастливые римские мужчины, добыв таким образом себе «вторую половину», женились, нарожали детей – все по-честному, но между разгневанными обманом сабинянами и римлянами все равно началась война.. Война, как известно, закончилась миром, но с тех пор римляне с сабинянами в день похищения, по-осень, торжественно праздновали свои Консуалии, с конными бегами и атлетическими состязаниями в цирках. Консуалии стали в один ряд с важными государственными праздниками, а сам Конс стал считаться богом добрых советов. Римляне безумно любили устраивать всевозможные совещания, вроде нынешних руководящих планерок, где советовались друг с другом по любому поводу. В этом они видели основы демократии. А император Траян пошел еще дальше: он каждый день приглашал к себе во дворец близких ему людей, доверенных лиц, опытных администраторов и законников для консультаций, и оттого подобные совещания стали называться консилиумами (от лат. consilium).

Исполнение должности римскими консулами (их было по двое на один созыв), избранными народом на высшие должностные посты, также основывалось на принципе консультативности: консулы не только председательствовали в собрании, но и во время «всенародного» обсуждения на заседаниях стремились к выработке общезначимых решений. В мирное время консулы созывали сенат и народное собрание, контролировали их решения, а во время войны они становились полководцами и императорами. К консулам граждане обращались с апелляциями на решения суда. Но это вовсе не означало, что кто-то мог рассчитывать на отмену приговора. Причина заключалась в том, что все судебные решения и приговоры выносились от имени того же консула. Таким образом, осужденный апеллировал к тому же консулу, убеждая его ­в «неправоте», судебной ошибке. Можно было, конечно, рассмотреть апелляцию в специальной комиссии по помилованию, но председателем комиссии был все тот же консул, и говорить в защиту осужденного перед ним было не только бесполезно, но и опасно для жизни защитника. Более того, чтобы взять слово в защиту, следовало его попросить у председателя (консула), а он такого права, обычно, никому не давал. Вот и выходило, что закон об апелляции в Риме существовал, но не работал.

Закончив срок своего консульства, они становились проконсулами, получая законное право на управление римскими провинциями. В римской системе летоисчисления каждый год записывался именем правящего консула. С тех пор, по созвучию имени бога и римским понятиям, появились слова «консилиум», «консультация», «консул».


Все статьи этого номера


Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009
  Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль
 


 
Карта сайта