Вышел специальный выпуск, Михаил Дегтярев, 2009            Вышел новый номер журнала №7 2009                Новая рубрика на сайте - Истории для размышления               В архиве заполнен №7 август за 2008 год               Новые статьи в рубрике Nota bene                       Дарио САЛАС СОММЭР. Иллюзия или реальность?                       Следите за новостями
 
    О журнале     Свежий номер     Авторы     Мероприятия     Архив     WEB     Подписка     Рекламодателю     Новости     Nota bene     Книги     Интересное      


Архив


Семен ЧУРЮМОВ

Судьба - миф или реальность? Часть 1

В настоящее время сложилась парадоксальная ситуация, когда громадная информация, накопленная человече­ством относительно так называемых паранормальных явлений, находится в вопиющем противоречии с позицией науки. Наука не может признать то, что не поддается прямой инструментальной проверке. Но теперь уже слишком большое количество людей, в том числе ученых, имеет паранормальный опыт, знакомо со свидетельскими показаниями людей, непосредственно наблюдавших явления, которые не являются объектом научного изучения, и может свободно читать литературу, которая традиционно относится к мистике. Не говоря уже о том, что телевидение массированно показывает передачи, вроде «Необъяснимо, но факт», «Битва экстрасенсов», «Секретные материалы» и т. п.

А как насчет мистики? В русском языке это слово имеет значение чего-то, относящегося к суеверию, но в таких языках, как английский и французский, это слово значит всего лишь «тайный», в чем нет дискриминирующего оттенка. Это все, что относится к тайному знанию.

Впрочем, следует отметить, что многие явления, которые в древности, безусловно, относились к сфере мистического, например, электричество и магнетизм, со временем стали достоянием научного исследования. И это вселяет надежду на то, что со временем и такие явления, как НЛО, полтергейст, переселение душ и другие, станут объектами экспериментального наблюдения.

Теперь уже почти любой человек имеет возможность ознакомиться с основными идеями мистического описания реальности и, если у него нет предвзятого отношения к фактам, о которых говорят свидетели, может и должен, по крайней мере, задуматься о стоящих за такими фактами явлениях. В любом случае каждому необходимо честно ответить на вопрос о главном мистическом объекте – ­Боге. Как вы относитесь к Нему? Здесь возможны варианты: никак, не верю, верю, сомневаюсь и даже (приходилось слышать и такое) Бога нет, но что-то такое есть.


Пусть не обижаются ортодоксальные представители науки, верящие в могучую силу человеческого интеллекта, по-видимому, все-таки существуют уровни, на которых интеллект не работает. В частности, именно поэтому проблема Судьбы трудна для обсуждения.


Предварительная оценка мистических фактов и свидетельств тоже не дает большого разнообразия:
  • свидетели, говорящие о реальности паранормальных явлений, являются психически ненормальными людьми, и их показания, с научной точки зрения, интереса не представляют и критики не выдерживают;
  • свидетели – нормальные люди, но в момент наблюдения паранормальных явлений их сознание находилось в измененном состоянии, и то, что они наблюдали, является галлюцинацией;
  • за свидетельствами стоят реальные процессы, которые пока что не поддаются научному изучению и инструментальному наблюдению.
Однако не следует сбрасывать со счетов еще одну возможность, а именно то, что, несмотря на существование реальности, стоящей за паранормальными явлениями, прямое обращение к ней со стороны людей по каким-то важным и непонятным причинам является запрещенным, и наука принципиально никогда не получит к ним прямого экспериментального доступа, поскольку это может привести к бесконтрольному использованию слишком больших энергий, как это постоянно наблюдается в науке и сейчас, даже в случае относительно ограниченных возможностей.

Сейчас сознание многих ученых оказывается раздвоенным: одна часть его принадлежит сфере научных представлений, по мере возможностей укладывающихся в рамки логики, рациональности и эксперимента, а вторая – сфере религиозных представлений о высших силах, которые признаются иррационально и на основе этических соображений. Эта раздвоенность также может рассматриваться как проявление борьбы между светлыми и темными силами, граница между которыми часто проходит через души конкретных людей.


Истина – это не то, что доказуемо, истина – это то, что неотвратимо.
Антуан де Сент-Экзюпери


В данной статье мы не будем углубляться в анализ всего массива паранормальных явлений, а остановимся на рассмотрении проблемы, вынесенной в заголовок. Что такое Судьба? Стоит ли за этим понятием соответствующее явление или это понятийно-лингвистическая иллюзия? Последнее означает, что по разным причинам у разных народов сложилось ложное представление о том, что, по крайней мере, часть событий в жизни конкретного человека, групп людей, целого народа и даже всего человечества заранее предопределена высшими силами. И, конечно, такие представления вовсе не обязательно разделяются всеми разумными представителями народа.

У некоторых народов, например, у индусов, представление о Судьбе сформировалось в целостное учение о Карме, рациональное во всех своих деталях, кроме самого ключевого понятия. Понятие Кармы более конкретно и инструментально, чем понятие Судьбы – в него входит представление о зависимости Судьбы от поступков человека, а это имеет прямое воспитательное значение.

С древних времен понятие Судьбы находится в центре внимания ­человечества. Слово «судьба», его аналоги и синонимы есть во всех без исключения языках мира. Исходный смысл этого слова – «то, что судилось, то, что заранее предопределено». Кем судилось, почему предопределено и как это возможно? Безусловно, многое, связанное с понятием Судьбы, не поддается рациональному осмыслению. Как это надо понимать? Как то, что в реальности этому понятию ничего не соответствует, или как то, что в этом мире существуют вещи, которые не доступны человеческому пониманию?


Многие явления, которые в древности, безусловно, относились к сфере мистического, например, электричество и магнетизм, со временем стали достоянием научного исследования.


Представления людей о Судьбе находят свое отражение в мифах, легендах и сказках. Если, например, обратиться к такой развитой мифологической системе, как древнегреческая, то в ней можно найти мифы, в которых говорится о трех мойрах – женских существах, определяющих судьбу каждого отдельного человека.

Первая из них, Лахесис, назначает человеку жребий еще до того, как он появится на свет, и, тем самым, завязывает нить его жизни. Вторая, Клото, прядет эту нить, связывая в единую цепь последовательность жизненных событий, в результате чего жизнь человека приобретает цельность и не всегда осознаваемую осмысленность.

И, наконец, третья, Атропос, принудительно ведет человека вперед, подталкивает его в будущее и в строго определенный момент обрывает нить его жизни.

Конечно, современному человеку трудно представить, что где-то в пространстве расположились «три девицы» и прядут нить его судьбы. Самое большее, что он может сделать в этом случае, – это оценить такой образ как символ, за которым скрывается какой-то космический механизм, однозначно или с высокой степенью однозначности определяющий все события человеческой жизни.

Здесь можно задать вопрос: «А какое для человека имеет значение – есть Судьба или ее нет?». Разве большинство людей не проживает свою жизнь так, как если бы для них не имело особенного значения – предопределено ли то, что с ними происходит, или все полностью зависит от них самих? Тем более что часть людей вообще воспринимает разговоры о предопределенности, в лучшем случае, как несерьезные, а в худшем – как опасное заблуждение, парализующее волю человека, делающее бессмысленными его сознательные усилия.

Ответить на этот вопрос можно по-разному, но один из наиболее простых вариантов ответа сводится к тому, что, если Судьба существует, то иметь правильное представление о ней так же важно, как, например, знать географию страны, в которой живешь. То есть, это вопрос научного познания и его практического использования. Если же Судьбы нет, то нечего и голову себе морочить, и все зависит только от тебя.

Но если Судьбы, предопределенности нет, то почему же значительная часть человечества так упорно держится за нее? Материалистическая наука отвечает на этот вопрос очень просто: в древности люди, не в силах осознать естественный ход событий, обожествляли и персонифицировали силы природы, и естественные законы приобретали в их головах образы богов, духов, таин­ственных существ, оказывающих влияние на их жизнь. К этой же категории принадлежит и представление­ о Судьбе.

И действительно, многое в человеческой жизни можно объяснить, не прибегая к понятию Судьбы.

Часть событий можно описать как случайные, часть списать на везение, часть вполне вписывается в представление о причинах и следствиях, однако часть событий все же не укладывается в эти очень широкие категории, но они-то как раз и оказываются на грани человеческого восприятия, их очень трудно отследить и классифицировать.

К настоящему времени накопилось так много фактов (конечно, не для всех обязательных), указывающих на предопределенность, что желательно уже начать исследовать их научно – с постановкой экспериментов, использованием статистики.


К настоящему времени накопилось так много фактов, указывающих на предопределенность, что желательно уже начать исследовать их научно – с постановкой экспериментов, использованием статистики.


Возьмите хотя бы знаменитую во всем мире Вангу, ведь из ее предсказаний не делалось секрета. Она в свое время ослепла, и вместе с этим у нее появилась способность знать будущее. О нем ей сообщал какой-то таинственный голос.

Как же все-таки можно объяснить появление будущих событий? Самое простое и понятное объяснение – через случайность. Например, вы собираетесь в гости, делаете последние приготовления, смотритесь перед выходом в зеркало, поправляете прическу. Бросаете взгляд на часы – пора выходить. Открываете дверь, но в этот момент звонит телефон – и вы, закрыв дверь, снимаете трубку. Оказывается, звонит с вокзала ваша лучшая школьная подруга, с которой вы не виделись вот уже 11 лет, с тех пор, как она вышла замуж за какого-то иностранца и уехала жить за границу.

Все произошло тогда так быстро и неожиданно (а вы как раз были с семьей на курорте, а потом вас закрутили соб­ственные события), что вы лишь через несколько месяцев узнали об этом, да и то без особенных подробностей. И вот она звонит с вокзала, проездом, будет в городе три часа, у нее важное сообщение: «Приезжай сейчас. Заранее по многим причинам сообщить не могла».

Вы тут же звоните знакомым, предупреждая их о том, что задержитесь и чтобы на вас не особенно рассчитывали. Мчитесь на вокзал. В оговоренном месте видите подругу.

Она стала очень солидной, ее сопровождают какие-то важные лица. Оказывается, она живет с мужем в Германии, у них трое детей. Муж сделал карьеру, создал свое дело. Сейчас расширяет производство. Собирается открыть филиал в вашем городе. Вы – одна из кандидатур, кого предполагается взять в дело. ­Подруге нужно еще попасть в несколько городов по делам, на обратном пути заедет и оформит все необходимые документы.

Если бы вы вышли на минуту раньше, встреча не состоялась бы. В гости вы не попали, а на следующий день узнаете, что хозяева, муж и жена, и трое приглашенных, отправившись на пикник, попали в аварию. Сейчас все в больнице. Двое в тяжелом состоянии. И с вами это тоже могло бы случиться... Конечно, случайность.

Безусловно, есть события, которые полностью зависят от нас – по крайней мере, на первый взгляд. Вы ставите цель, прилагаете необходимые усилия и добиваетесь запланированного результата. Никаких случайностей. А как же иначе? Причем здесь Судьба? Так живет и работает, по-видимому, большинство людей.

Удивительное в вопросах, связанных с Судьбой, прячется где-то на периферии сознания, ускользает от научного анализа и лишь иногда выплывает на поверхность в виде странных рассказов и загадочных историй.


Время устроено не только так, как об этом пишут в учебниках физики. Есть такие уровни существования нашего мира, на которых представлено сразу все время – и прошлое, и настоящее, и будущее.


Многим известна история одного из лидеров декабристов – С. И. Муравьева-Апостола. Когда в 1814 году русская армия, разгромив Наполеона, вступила в Париж, Муравьев-Апостол, молодой, восемнадцатилетний офицер, есте­ственно, дворянин, еще далекий от идей борьбы с монархией, со своим другом посетил известную в то время во Франции гадалку Марию Ленорман, она им обоим предсказала насильственную смерть. Эка невидаль! Предсказать военным во время войны насильственную смерть! Но вот лично Муравьеву-Апостолу она сказала, что он будет повешен, а это уже конкретное уточнение, причем это уточнение, которое было весьма маловероятно для русского дворянина тех времен – в России тогда смертная казнь для дворян была отменена. Муравьев-Апостол был крайне возмущен предсказанием, поскольку для него было очевидно, что оно нелепо. Насильственная смерть – понятно, но чтобы через повешение! Прошло много лет. Муравьев-Апостол, вернувшись в Россию, с несколькими своими товарищами стал во главе антимонархического заговора, закончившегося­ восстанием на Сенатской площади в декабре 1825 года. Как известно, восстание было подавлено, заговорщики, впоследствии названные декабристами, в большинстве своем были сосланы в Сибирь. А пятеро «зачинщиков», и среди них С. И. Муравьев-Апостол, были повешены. По велению оскорбленного императора позорная казнь была применена к дворянам.

Почти аналогичный случай произошел и с другим российским революционером, но уже коммунистом, Н. И. Бухариным. Вскоре после революции, летом 1918 года, он оказался в Берлине для ­оформления документов, связанных с подписанием Брестского мира. И он, тоже со своим товарищем, просто ради любопытства (ведь оба были атеистами и ни во что «такое» не верили) зашли к известной в Берлине предсказательнице. Посмотрев на руку Бухарина, она сказала, что он будет казнен в России. Ему это показалось невозможным, по­скольку в России была советская власть, к которой он имел самое непо­средственное отношение, и поэтому Бухарин переспросил: «Вы считаете, что совет­ская власть погибнет?». На что получил ответ: «При какой это будет власти – не знаю, но обязательно в России». По приказу Сталина, устранявшего конкурентов, ­Н. И. Бухарин был расстрелян в 1938 году – через двадцать лет после предсказания!

В двух приведенных случаях не понятно, каков был механизм предсказания, но существует множество рассказов-свидетельств, в которых будущие события были увидены заранее – во сне или прямо наяву. Как-то студентка Л. рассказала мне, что однажды в очень напряженном сне она увидела, как машина, в которой она ехала со своими родителями, ударяется о столб, и ее родители погибают. Проснувшись в ужасе, девушка не могла отделаться от мысли, что все это совершенно реально. И вдруг она неожиданно для себя (поскольку никогда раньше так не делала) приняла решение заснуть и пересмотреть сон заново, что тут же и сделала. Она снова увидела ту же сцену, но на этот раз ей удалось что-то сделать так, что родители, хотя и были ранены, остались живы. Через неделю, когда девушка понемногу стала забывать пророческий сон, ей с родителями понадобилось поехать на дачу. Они спокойно проехали по главному шоссе и повернули на боковую дорогу. Ничто не предвещало опасности – движение на дороге, шедшей через лес, было редкое. Вдруг совершенно неожиданно в результате какой-то поломки машину резко кинуло в сторону, и она ударилась о столб. Сидевших на заднем сидении родителей отбросило в сторону двери, и когда та от резкого удара открылась, они вывалились наружу. Родители получили травмы, но остались живы.


Здесь мы можем столкнуться с парадоксами, перед которыми человеческий интеллект останавливается в глубоком молчании или недоумении. Как это возможно, чтобы все уже произошло, но в то же самое время еще не наступило?


Одна из логических возможностей объяснить приведенные факты состоит в том, что будущее уже существует, и нам нужно только дожить до него. Это означает, что время устроено не только так, как об этом пишут в учебниках физики, что есть такие уровни суще­ствования нашего мира, на которых представлено сразу все время – и прошлое, и настоящее, и будущее. И тогда какой-то глаз – третий, а может, четвертый или пятый, которым некоторые люди «видят» на этих уровнях, может с той или иной степенью четкости разглядеть то, что произойдет через много лет или, напротив, как говорится, кануло в Лету.

В этом случае «понятно», как святые пророки могли делать свои предсказания на сотни и тысячи лет вперед: они «просто» выходили на этот гипотетический (для нас) уровень и третьим глазом видели «уже состоявшиеся» там будущие события. Возможно, они не всегда могли с достаточной четкостью разглядеть подробности, возможно, они просто не знали, что видели, ведь в их времена таких вещей еще не было, а возможно, на тех уровнях дей­ствуют законы, недоступные человеческому пониманию. И пусть не обижаются ортодоксальные представители науки, верящие в могучую силу человеческого интеллекта, по-видимому, все-таки суще­ствуют уровни, на которых интеллект не работает. В частности, именно поэтому проблема Судьбы трудна для обсуждения. Здесь мы можем столкнуться с парадоксами, перед которыми человеческий интеллект останавливается в глубоком молчании или недоумении. Как это возможно, чтобы все уже произошло, но в то же самое время еще не наступило?

Если ученые займутся этой проблемой, они сумеют построить логически приемлемые модели времени, но если Судьба существует, то это может произойти лишь при условии, что этим ученым суждено разобраться в этом вопросе. А если не положено – то не разберутся.

Продолжение в №2 2008


Все статьи этого номера


Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009
  Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль
 


 
Карта сайта