Вышел специальный выпуск, Михаил Дегтярев, 2009            Вышел новый номер журнала №7 2009                Новая рубрика на сайте - Истории для размышления               В архиве заполнен №7 август за 2008 год               Новые статьи в рубрике Nota bene                       Дарио САЛАС СОММЭР. Иллюзия или реальность?                       Следите за новостями
 
    О журнале     Свежий номер     Авторы     Мероприятия     Архив     WEB     Подписка     Рекламодателю     Новости     Nota bene     Книги     Интересное      


Архив


Константин ШЕРЕМЕТЬЕВ

Дайте ему миллиард! Подсознание как источник получения прибыли. Часть 1

Июньским вечером 1988 года легендарный президент фирмы «Дженерал Электрик» Джек Уэлч сидел дома на диване и просматривал планы завтрашнего заседания совета директоров.

Ему в глаза бросилась фраза «Покупка автокредитов в Таиланде». Он прочитал внимательнее. Марк Норбом, глава отделения GE в Таиланде, просил денег на то, чтобы купить у правительства Таиланда все автомобильные кредиты населения. Сумма сделки – миллиард долларов.

Уэлч усмехнулся. Фирма «Дженерал Электрик» не занималась автомобильным бизнесом, к тому же он знал, что в Таиланде в данный момент серьезный кризис.

Его рука уже поднялась, чтобы вычерк­нуть этот пункт, но он остановился. «Ладно, – подумал Уэлч, – заседание будет серьезное. Оставлю этот пункт, чтобы посмеяться и расслабиться. Заодно и устрою взбучку, чтобы такие предложения не попадали в повестку дня».

Он рассказал жене о странном предложении и добавил:

– Ему не удастся даже присесть, мы сразу от него избавимся.

На следующий день Уэлч зашел в зал заседаний и тут же пошутил:

– Ну и как там насчет тайских авто­кредитов? Мне не терпится их обсудить.

Повестка дня была серьезная. Разбиралось много вопросов. И вот, наконец, автокредиты.

Вышел Марк Норбом и кратко доложил свои соображения. Уэлч нахмурился и начал задавать вопросы, стараясь выставить докладчика в смешном свете. К его удивлению, докладчик начал отвечать очень конкретно и четко.

Все необходимые приготовления сделаны. Расчеты доходности произведены. Отобрано 4000 человек для проведения этой операции, подготовлено более 1000 контрактов, найдены фирмы для сотрудничества, обдуманы все возможные варианты развития событий. Риски застрахованы.

Докладчик был настолько убедителен, что Джек Уэлч развел руками и сказал:

– Ну что же, дайте ему миллиард!

Тайна великих предпринимателей
Может быть, вы подумали, что Уэлч поторопился. За несколько минут решить вопрос на миллиардную сумму! Возможно. Но эта сделка принесла прибыль. Потом было осуществлено еще несколько схожих сделок в Юго-Восточной Азии. Марк Норбом сделал хорошую карьеру и стал президентом GE Japan.

Может быть, просто повезло? Может быть.

Однако на посту президента Уэлч принимал множество подобных решений. Ему приходилось заниматься трансформаторами, телестудиями, банковскими операциями, вертолетами, лизингом, программным обеспечением, добычей нефти.

И везде он добивался прибыли. И не просто прибыли. Его решения приносили прибыль в сотни миллиардов долларов.

Был ли он специалистом во всех этих вопросах? Нет. Имел он время детально вникать во все детали? Тоже нет.

Как же он мог точно и безошибочно принимать подобные решения?


Генри Форда хотели упрятать в сумасшедший дом, когда он сообщил инвесторам, что планирует выпускать автомобили миллионами. (Ну, представьте, что ваш приятель заявит, что он планирует выпускать миллионами космические челноки.)


Возможно, вы уже подумали: «Так его назначили президентом суперкорпорации. Поэтому он так и преуспел. Я бы тоже много чего сделал на его месте».

Так и представляется картинка. Вы сидите в зале совета директоров на почетном председательском месте и командуете:

– Этому миллиард и этому миллиард, и тому миллиард. Кто там сзади трется? Тебе тоже миллиард.
– Так это уборщица!
– Хорошо, тогда полмиллиарда.

С таким подходом можно легко разорить любую фирму, даже «Дженерал Электрик».

Но, допустим, согласимся. Может быть, это достижения фирмы, а не кон­кретно Джека Уэлча.

И перенесемся в маленькую шведскую деревушку. Здесь среди лесов и полей, вдали от крупных городов семнадцатилетний школьник Ингвар Кампрад,­ не имея никаких средств, решил сделать мебельный супермаркет.

Одна загвоздка. Для того чтобы открыть фирму несовершеннолетнему, нужно было согласие опекуна. Недолго думая, Ингвар сел на велосипед и поехал из своей фермы Эльмтарюд в деревню Агуннарюд к своему дяде. Дядя не мог взять в толк, чего от него хочет племянник, но согласился подписать бумаги. Осталось только придумать название фирмы. Ингвар и здесь не стал задумываться: «Ингвар Капрад приехал из Эльмтарюда в Агуннарюд». По первым буквам: IKEA (Ingvar, Kamprad, Elmtaryd, Agunnaryd).

И приступил к созданию бизнеса.

Когда первый супермаркет IКЕА заработал, Кампрад пригласил финансового консультанта из Англии, чтобы послушать совета, как расширить дело. Консультант внимательно ознакомился с ситуацией… и отказался работать с IКЕА.

– Если бы вы меня спросили, можно ли в лесу сделать супермаркет, я бы сказал, что нельзя, – объяснил он свое решение Кампраду. – Но раз вы это сумели сделать, то мне нечему вас научить.

Кампрад продолжил развивать свои супермаркеты не только в Швеции, но и в других странах, зарабатывая сотни­ ­миллиардов долларов на продаже не только мебели, но всего того, что составляет обстановку дома и офиса.

Список примеров можно множить. Генри Форда хотели упрятать в сумасшедший дом, когда он сообщил инвесторам, что планирует выпускать автомобили миллионами. (Ну, представьте, что ваш приятель заявит, что он планирует выпускать миллионами космические челноки.)

Когда компьютеры были большими и занимали целые этажи, Билл Гейтс объявил, что скоро компьютер будет на каждом столе (уже смешно), а он будет зарабатывать даже не на продаже компьютеров, а на какой-то начинке, которая тогда прилагалась бесплатно (одно из значений слова software – мягкая керамика).

Ясно, что всерьез его никто не воспринимал. Как можно делать деньги на мягкой керамике? Но дело опять-таки кончилось миллиардами.


Есть определенный класс людей. Все, к чему они прикасаются, превращается в золото. При этом, с точки зрения логики и здравого смысла, их идеи кажутся большинству людей дикими и нелепыми.


Итак, мы видим, что есть определенный класс людей. Все, к чему они прикасаются, превращается в золото.

При этом, с точки зрения логики и здравого смысла, их идеи кажутся большинству людей дикими и нелепыми.

В чем же секрет их успеха? Этот се­крет обычно описывается словами «деловое чутье, предпринимательский нюх, интуиция».

Общий момент всех этих обозначений состоит в том, что их дар не сводится к набору каких-либо бизнес-рецептов.

Их дар – это мгновенная подсознательная оценка ситуации с четким видением того, как на этом можно заработать деньги. Именно подсознание может бы­стро и безошибочно подсказывать верные решения в хаотическом потоке событий.

Отсюда вывод: хотите финансового успеха – научитесь управлять подсознанием и настраивать его на извлечение прибыли.

Подсознание – наше все
Как правило, большинство книг по бизнесу пишется на основе рационального анализа ситуации. «Посчитайте статистику, определите величину скидки, спланируйте рекламный бюджет» – такого рода выражениями пестрит любой учебник по маркетингу. Но в этом же учебнике тут же говорится, что это не гарантирует 100-процентного результата.

Да, можно все посчитать и измерить, но прибыли проект не принесет. Потому что в жизни миллион причин, по которым все может пойти не так. Товар морально устарел, цена завышена, у конкурентов неделя скидок, реклама плохо составлена, погода не та, да еще пятна на солнце и карнавал в Бразилии. Всего не учтешь.

Когда футболист прорывается к чужим воротам, на хвосте у него пыхтящие защитники, спереди набегает вратарь, непонятно, где сейчас свои и что нужно делать: отдать пас или бить.

Просчитывать варианты и вычислять угол полета мяча некогда. Решение нужно принимать мгновенно. Рывок вправо, ложный финт и пушечный удар в угол ворот. Мяч влетает в сетку, и стадион взрывается воплем восторга.

Сознание в этот момент футболисту не поможет. Оно думает очень медленно, перебирает варианты, сомневается. Успех в футболе обеспечивает подсознание.

Уровень футбольного мастерства ра­стет постепенно. Способы ведения мяча, обводки, точного паса, игровые комбинации – все это тренируется медленно и долго, но потом переходит на уровень подсознания и помогает быстро и точно действовать в решающем поединке.


Чем выше пост руководителя, тем больше в решения вмешиваются внешние условия. Число факторов, которые необходимо учитывать, растет, а уровень определенности падает. В этой ситуации все решает подсознание. Именно оно приносит успех или поражение. Финансовый взлет или банкротство.


Повседневная жизнь руководителя компании очень похожа на ситуацию «нападающий в штрафной зоне». Нужно постоянно принимать решения, и все это в условиях стресса и цейтнота. Нет времени остановиться, все обдумать и рассчитать. Нужно решать быстро и точно.

Логика – это очень важный инструмент… когда есть полная статистика и время, чтобы ее проанализировать. Тогда можно все обдумать логически и принять взвешенное решение.

Но чем выше пост руководителя, тем больше в решения вмешиваются внешние условия: политическая ситуация, состояние рынка, атмосфера в коллективе, отношения с поставщиками. Число факторов, которые необходимо учитывать, растет, а уровень определенности падает.

В этой ситуации все решает подсознание. Именно оно приносит успех или поражение. Финансовый взлет или банкротство.
Большие деньги зарабатываются мгновенными и точными подсознательными решениями.

Поэтому нужно научиться владеть своим подсознанием, чтобы оно мгновенно выдавало правильные ответы на все те вопросы, которые ставит перед вами бизнес.

Начнем от печки
Управлять подсознанием достаточно сложно, это требует определенных волевых усилий. Но, как и в спорте, все решают тренировки и упорство. Достаточно выкроить в своем сверхплотном расписании время для нескольких ключевых упражнений, которые регулярно выполнять.

Они дают быструю отдачу, так что дальше вы уже сами почувствуете эффект и войдете во вкус саморазвития. А предела совершенству, как известно, нет.

Мы начнем с того, что посмотрим на обычный калькулятор, который ­наверняка ­лежит на вашем столе, так что вы можете бросить на него взгляд прямо сейчас.

Обратите внимание, клавиша «+» заметно больше остальных. Почему?

Ответ прост. Она используется чаще всего, поэтому для удобства сделана более крупной.

Вопрос посложнее. А почему более крупная клавиша – это удобнее?

Легче нажимать? Нет. Тогда бы все клавиши были крупными.

Ответ на самом деле не так очевиден. Удобно потому, что она отличается от остальных, и мы ее быстрее находим боковым зрением, не анализируя обо­значения клавиш. Увеличенный размер – это метка важной клавиши.

Итак, запомним. Удобнее не анализировать, удобнее пометить.

Метка – это способ прямого обращения к подсознанию. Это ключ к управлению подсознательными процессами.

Если мы хотим получить мгновенную реакцию, то в ситуации нам нужно определить метку, на которую подсознание должно среагировать.


Большие деньги зарабатываются мгновенными и точными подсознательными решениями.


Поэтому, если у нас есть важный проект, нужно завести цвет, метку или знак, связанный с этим проектом. Например, красная скрепка. Все материалы по этому проекту снабжайте красной скрепкой. И положите большую красную скрепку себе на стол, чтобы она напоминала о проекте.

Как видите, прием прост, но, тем не менее, чрезвычайно эффективен. По­пробуйте и убедитесь.

Идем дальше.

В каждой бизнес-ситуации есть множество меток, которые сообщают о вероятности тех или иных событий.

Возьмем наем на работу.

Работник устраивается на работу, но забывает взять с собой документы. Причиной увольнения с предыдущего места работы называет общее сокращение штатов, но не может четко описать, чем конкретно занимался. Это вызывает подозрение.
Таких меток много.
  • Пришел заранее, вовремя, опоздал.
  • Сумел ли сам найти дорогу.
  • Как поздоровался.
  • Как сел.
  • Как отзывается о предыдущей ­работе…
Сначала обращайте на них внимание сознательно, а потом все это перейдет в подсознание, и вы будете уверенно говорить: «Нутром чую, что-то не так».

Не прячьте ваши денежки по банкам и углам…
Переходим к самому интересному. Как определить, что сделка принесет прибыль?

Сначала нужно понять, какова подсознательная цель, которую вы преследуете, занимаясь бизнесом.

У вас сейчас намечается крупная сделка? Прекрасно! А позвольте вас спросить, зачем вы ее проводите?

Возможно, вы тут же воскликнули: «Как зачем?! Чтобы получить прибыль».

Это ответило ваше сознание. Да, с точки зрения рационального мышления вы правы. Сделки совершаются для того, чтобы получать прибыль. Вы ведь человек рациональный, не правда ли?

А что думает на этот счет ваше подсознание? Сейчас мы это узнаем. (Точнее, вы сами это про себя узнаете, если не будете заниматься само­обманом.)

Вспомните, когда вы читали начало статьи про удачливых предпринимателей, то какие чувства у вас вызывали их успехи?
  • Зависть, раздражение, мысли типа «Повезло, оказался в нужном месте, вытащил счастливый билет, да если бы я, да если бы мне…»
  • Восхищение, радость, мысли типа «Какой молодец, я так пока не умею, но научусь!»
Если у вас первый вариант, то подсознание надежно перекрыло вам все пути к успеху. В глубине души вы не уверены в себе. Подсознание считает вас неудачником. Следовательно, все, что вы делаете, обречено. Вы говорите как неудачник, действуете как неудачник, и подсознательная цель любой вашей сделки – лишний раз подтвердить свой статус неудачника. Неудивительно, что ваши успехи более чем скромны.

Если же у вас второй вариант, то шанс есть. Вы будете подсознательно стремиться к тем же достижениям, и они у вас скоро будут. Надо только помочь подсознанию.

Продолжение в №2 2008


Все статьи этого номера


Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009
  Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль
 


 
Карта сайта