Вышел специальный выпуск, Михаил Дегтярев, 2009            Вышел новый номер журнала №7 2009                Новая рубрика на сайте - Истории для размышления               В архиве заполнен №7 август за 2008 год               Новые статьи в рубрике Nota bene                       Дарио САЛАС СОММЭР. Иллюзия или реальность?                       Следите за новостями
 
    О журнале     Свежий номер     Авторы     Мероприятия     Архив     WEB     Подписка     Рекламодателю     Новости     Nota bene     Книги     Интересное      


Архив


Анатолий ИЛЬЯХОВ

Античные коды современных бизнес-терминов: аналитический учет, реклама, имидж, персонал, меценат.

СЛОВАРЬ

АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ – от англ. analytic account

Детализированный бухгалтерский учет всех хозяйственных операций и средств предприятия, характеризующий выпуск готовых изделий, состояние материальных запасов, расчеты с поставщиками, покупателями, персоналом и т. п. Ведется на лицевых, материальных и иных аналитических счетах учета.

Слово «анализ» происходит от греч. analysis – «разложение», что означает метод исследования явлений и процессов. В основе понятия лежит исследование составных частей, элементов изучаемой системы. Древнегреческие философы активно применяли аналитику в виде учения о расчленении в целях логических рассуждений и выводов. Аристотель определял искусство расчленения понятий как analytike, иначе – разбор, раздробка или разрешение целого на составные части. Иначе – разложение единства на множе­ство частей, сложного – на его компоненты, события – на отдельные ступени, понятия – на его признаки.

Помимо аналитиков, коими считали себя многие греческие философы, имели место так называемые «литики» (с греч. litikoi). К ним относилась образованная часть общества, принимавшая участие в различного рода философских диспутах и научных слушаниях, с понятием относившаяся к обсуждению научных и иных проблем наравне со специалистами. Они могли на равных толковать тексты древних авторов, критиковать научные или философские труды, анализировать мифы, комментировать поэтические произведения. Такие литики не были профессионалами, они занимались решением философских и иных проблем ради приятного времяпрепровождения, развлечения для ума. К наиболее извест­ным литикам относили Эратосфена из Кирены (282–202 гг. до н. э.).

Странно, но у римлян аналитами ­(от лат. analecta) назывались домашние рабы, прислуживающие хозяину с гостями во время трапезы. Аналиты подхватывали падающие со стола крошки и объедки, убирали остатки пира после трапезы. По аналогии с ними точно так же именовали образованных рабов, умеющих импровизировать стихосложение ради забавы пирующих гостей: во время застолья они «подхватывали» от гостей случайные слова или начатый стих, потом удачно продолжали его на свой манер.

РЕКЛАМА – от лат. reclamere – выкрикивать

Это распространение информации о предлагаемом покупателям продукте или услугах. Реклама может исходить от физических или юридических лиц, любыми доступными средствами, в том числе СМИ, она призвана привлечь внимание к товару (услуге) и поддерживать покупательский интерес, способствовать реализации этих товаров и услуг на потребительском рынке.

Рекламой занимались еще древние греки и римляне, они уделяли должное внимание распространению сведений о товаре и его качестве. На городских рынках целый день были слышны громкие выкрики торговцев, расхваливающих свой «неотразимый» товар. Таков был первый шаг к современной рекламе. Особенно отличились в этом направлении римляне. Перед каждым общественным или религиозным праздником – а таковых насчитывалось в году до 200 дней – все публичные места были обвешаны объявлениями о предстоящих мероприятиях, где и как они будут проводиться, с чьим участием. Бои гладиаторов в этом смысле были вне конкуренции, ибо на такие представления приходило огромное количество народу. Отдохнуть, повеселиться, наблюдая за кровавым действием.

Необыкновенно активная рекламная кампания развертывалась перед каждыми выборами на ответственные государственные посты. Каждый кандидат предлагал себя римскому народу в качестве надежного защитника его интересов, на кандидатов работали избирательные комитеты и партии. Ходили прямо «в народ»: на театральные представления, рынки, трактиры и квартальные клубы, словом, туда, где было скопление праздного народа. Там и раздавались обещания и деньги (подкуп избирателей не возбранялся). Предлагали голосовать за кандидатов, красочно рекламируя их физические достоинства и ораторское умение, их родовитость и материальное состояние как положительные факторы. Реклама присутствовала на многих изделиях ремесленников (керамика, стекло, оружие), ставивших собственные клейма с целью подтверждения необходимого качества и подлинности. До нас дошли образцы, когда, к примеру, на донышке стеклянных изделий императорского времени хозяин мастерской ставил марку с надписью «При покупке обращай внимание на это», ­т.е. на наличие «фабричной» марки.

А римские таверны и гостиницы зазывали постояльцев так: «Здесь Меркурий обещает выгоду, Аполлон – здоровье, Септимен – хороший прием, и со столом, кто войдет сюда, будет чувствовать себя превосходно! Чужестранец, осмотри хорошенько место, где ты хочешь поселиться».

Как правило, услуги не соответствовали рекламе, но это не отпугивало посетителей.

ИМИДЖ – от лат. imago – образ, изображение

Имеется суждение, что имидж – английское слово (от image – образ), хотя в Англии оно появилось накануне Первой мировой войны. Причем пришло это слово из Франции (с франц. image – картина, изображение) в результате появления новейшего на тот момент литературного формалистического направления – имажинизма. Российская интеллигенция решила не отставать от Франции, в результате в 20-х годах XX века в России появились свои «имажинисты»: С. Есенин, А. Мариенгоф, В. Шершеневич. В оригинальной поэзии они пытались создать раскрепощенные, как им казалось, от логических и грамматических правил картины и образы. Таким образом, общими усилиями поэтов и писателей в Европе закрепилось понятие имажинации как образное наглядное представление, фантазия, через воображение.

На самом деле понятие имиджа появилось еще в Античности, где лат. imago представляло собой изображение некоего существа или предмета с помощью пластического или графического искусства. Это могли быть скульптурное изваяние из камня или отлитая в металле статуя, бюст или даже написанный художником портрет. У древних имиджем считались их деревянные идолы и каменные кумиры в святилищах, также изображения семейных предков, ларов – словом, все, что представляло собой вид или зрелище.

ПЕРСОНАЛ – от лат. personalis – личный

Этимология этого слова ближе всего к лат. persona – особа, личность, персона. А от слова «персона» происходит немало: персонаж – действующее лицо в художе­ственном произведении, персона грата – представитель иностранного дипломатического ведомства, принятый другим государством, пользующийся доверием со стороны правительства этого государства, и персона нон грата – наоборот, персонализм – направление в философии, персональный – личный, касающийся данного человека, персонификация – олицетворение, персонифицировать – представлять в лицах общие понятия и т. д. 

А латинское persona произошло, скорее всего, от более древнего италийского языка, этрусского phersi, обозначавшего «маска». В греческом языке имеется слово, близкое к  persona, это prosopopoiia то есть «лицо», означающее тоже маску актера. Персоны-маски появились в театре не сразу. В ранний период Рима, когда зрелищные мероприятия были редки и присутствовало мало зрителей, актеры играли спектакли без масок-персон, но зато в характерных гримах, пользуясь для выразительности лишь яркими румянами и париками. Позднее, примерно с 100 года до н. э., римские театры пополнялись зрителями, количество рядов увеличилось, и лица актеров с задних рядов стали неразличимы. Вот тогда потребовались маски-персоны, они стали обязательным атрибутом актеров, тем более что по характерным маскам теперь различали не актеров, а героев спектакля. Для усиления звука некоторые маски имели рупор – резонатор актерской речи.

МЕЦЕНАТ

Навряд ли найдется человек, который не скажет, что меценат – это бескорыстный покровитель представителей науки и искусства, стремящийся им помогать  собственными деньгами. Или что-то в этом роде!

На самом деле Меценат – известный политический деятель Древнего Рима, живший в конце I  века до н. э. Полное имя его – Меценат Гай Цильний. Располагая немыслимо огромным состоянием, доставшимся ему от отца и богатых предков, он находил своим деньгам достойное применение: взял под свое высокое покровительство молодых поэтов, не забывая оказывать поддержку другим представителям искусства и науки. В то время, когда другие богачи, как водится по сей день, рвались к власти, он упорно от нее отказывался, хотя считался ближайшим другом императора Августа. А тот был ему благодарен за колоссальную финансовую поддержку и помощь в борьбе за единовластие. Меценат писал стихи, которые сам считал плохими, зато любил слушать хорошие чужие. Его поддержка заключалась в дарении своим любимцам больших сумм денег, домов и поместий, доходных предприятий. Он организовал поэтический кружок, ставший центром литературной жизни Рима. Только благодаря его вниманию римляне узнали молодых поэтов Вергилия, сына мелкого крестьянина, Горация, внука вольноотпущенника, и Проперция – из разорившихся всадников.

В своих усилиях Меценат был не одинок. Примерно в одно с ним время в Риме жил Мессалла Валерий Корвин, государственный деятель, оратор, писатель, консул. В период принципата Августа он отошел от политической жизни и стал оказывать содействие начинающим поэтам. Организовал поэтический кружок, в который входил Тибулл, сентиментальный поэт из аристократического рода, потерявший однажды свое состояние. В отличие от Мецената, Мессалла не разделял его настроения использовать творчество поэтов своего кружка для поддержки политики Августа.

Римский писатель-историк Тацит говорил о Меценате, что он «человек поистине неусыпный, зоркий и деятельный, когда дело требовало усердия», но при малейшей возможности мог отстраниться от дел и «расслабиться в досуге и неге пуще всякой женщины». Всегда шумный и оживленный, в окружении верных ему людей, он выделялся среди всех одеждой, поведением и манерами. Если император Август одевался очень скромно, то его друг Меценат, наоборот, вызывающе: в одной «распущенной» – то есть неподпоясанной тунике он появлялся на Форуме, но чаще в пурпурной тоге, как в царской мантии. И всегда в сандалиях с серебряными пряжками, с золотыми кольцами на многих пальцах. Римляне называли Мецената «великим гражданином Империи». Он всегда был готов помочь людям, вызвавшим его доверие, если кто попадал в беду…

Однажды Август заседал в трибунале и собирался вынести сразу несколько смертных приговоров. Это показалось Меценату несправедливым, он молча передал императору свою записку с дерзкими словами: «Встань, палач, и выйди из суда!» Август вначале опешил, но, глянув на лицо Мецената, прекратил судебное заседание и вышел прочь, сославшись на неотложные дела.

Странно, конечно, представить себе такие отношения между императором и обычным гражданином, хотя бы и очень богатым, но, скорее всего, Август допускал подобные вольности со стороны друга Мецената по той причине, что ему, весьма посредственной личности, ужасно льстило внимание и присутствие рядом такого умницы и бессребреника, любимца всех римлян Мецената.


Все статьи этого номера


Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009
  Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль
 


 
Карта сайта