Вышел специальный выпуск, Михаил Дегтярев, 2009            Вышел новый номер журнала №7 2009                Новая рубрика на сайте - Истории для размышления               В архиве заполнен №7 август за 2008 год               Новые статьи в рубрике Nota bene                       Дарио САЛАС СОММЭР. Иллюзия или реальность?                       Следите за новостями
 
    О журнале     Свежий номер     Авторы     Мероприятия     Архив     WEB     Подписка     Рекламодателю     Новости     Nota bene     Книги     Интересное      


Архив


Вадим МОРОЗОВ

Универсальный смысловой код успеха. Сценарий "Авантюрист"

«Любимцы фортуны», «баловни судьбы», «поцелованные Богом» – ­таких эпитетов удостаиваются люди, не прикладывающие, как кажется со стороны, к достижению успеха никаких усилий. Судьба им благоволит, все складывается как бы само собою. Им завидуют одни, боготворят другие, однако редко кто из обывателей способен так безрассудно шагать в неизвестное. Их мистифицируют при жизни, однако часто только после смерти история расставляет все на свои места. И когда-то чудак «не от мира сего» признается первооткрывателем новых миров, «отцом» науки», творцом эпохи.

Вечно неуспокоенные, ищущие, бесшабашные. Людей этого сценария успеха можно назвать и «Авантюристы», и «Пионеры», и «Пилигримы», и «Экспериментаторы», и «Искатели». Основания, относительно которых описывается сценарий успеха, смотри в номерах журнала «Бизнес-Ключ» (№ 7 август, №8 сентябрь, №9 октябрь, №10 ноябрь 2007).

Алгоритм сценария «Авантюрист» («Пионер», «Искатель»)
  1. Все так, как есть, рутина (скука).
  2. Герой становится обладателем тайны (видение, секретное знание, наследник легенды).
  3. Выбор героя раскрыть тайну.
  4. Гениальное открытие.
  5. Вывод (резюме), осознание чего-то большего, чем раскрытая тайна в своей жизни.
  6. Возвращение «домой».
  7. Счастье.
Сказки и мифы, рассказанные по алгоритму сценария: «Лягушка-путешественница», «Элли из Изумрудного города», «Алиса в Стране чудес», «Бременские музыканты», «Буратино», «Одиссей».

Современные истории, построенные по этому алгоритму: «12 стульев», «Алхимик».

Известные люди, реализующие сценарий: Х. Колумб, Л. да Винчи, А. Эйнштейн, Б. Гейтс.

Рассмотрим, как раскрывается данный сценарий на примере произведения П. Коэльо «Алхимик».

1. Все так, как есть, рутина (скука).
И однажды, навещая родителей, он набрался храбрости и сказал, что священником быть не хочет. Он хочет путешествовать.
– Сын мой, – сказал ему на это отец, – через эту деревню проходили люди со всего света. Они искали чего-нибудь нового, но сами оставались прежними. Они доходят до замка на холме и понимают, что прошлое лучше настоящего. У них могут быть белокурые волосы или черная кожа, но они ничем не отличаются от наших с тобой односельчан.
– Однако я-то не знаю, какие замки в тех краях, откуда они родом, – ответил Сантьяго.
– И люди эти, когда приглядятся к нашим полям, к нашим женщинам, говорят, что хотели бы остаться здесь навсегда, – продолжал отец.
– А я хочу повидать другие земли, посмотреть на других женщин. Ведь эти люди никогда не остаются у нас.
– Для путешествий нужны большие деньги. А из нашего брата на одном месте не сидят только пастухи.
– Что ж, тогда я пойду в пастухи, – сказал Сантьяго.

2. Герой становится обладателем тайны (видение, секретное знание, наследник легенды).
Сантьяго (главный герой) приходит к старухе-цыганке, чтобы та открыла тайну его сна.
– Знаю, ты пришел, чтобы я растолковала тебе твой сон, – ответила цыганка. – Сны – это язык, на котором говорит с нами Господь. Когда это один из языков мира, я могу перевести с него. Но если Господь обращается к тебе на языке твоей души, он будет внятен тебе одному…
– Мне дважды снился один и тот же сон, – сказал он. – Снилось, будто я пасу своих овец на лугу, и тут появляется ребенок, хочет с ними поиграть. Я не люблю, когда люди подходят к моим овцам – они чужих боятся. Только детей они к себе подпускают без боязни – уж не знаю почему. Не понимаю, как это овцы определяют возраст… Ребенок играл да играл с овцами, – продолжал, немного смутясь, Сантьяго, – а потом вдруг подхватил меня на руки и перенес к египетским пирамидам, – он помедлил, засомневавшись, знает ли цыганка, что это такое, но она молчала. – ­К египет­ским пирамидам, – повторил он медленно и раздельно, – и там сказал мне так: «Если снова попадешь сюда, отыщешь спрятанный клад». И только захотел он указать мне, где же это сокровище лежит, как я проснулся. И так – два раза.
– Этот сон на Всеобщем Языке, – сказала она. – Я попытаюсь его растолковать, хоть это и очень трудно. Вот за труды я и прошу у тебя десятую часть клада. Слушай же: ты должен идти к египетским пирамидам. Я сама и не слыхала про такое, но раз ребенок показал тебе их, значит, они существуют на самом деле. Отправляйся туда: там ты найдешь клад и разбогатеешь.


Каждый человек на земле, чем бы он ни занимался, играет главную роль в истории мира. И обычно даже не знает об этом (П. Коэльо. «Алхимик»).


3. Выбор героя раскрыть тайну.
«Научись приглядываться к знакам и следовать им», – сказал ему старик.
Знак! Сантьяго рассмеялся. Потом схватил камни с земли, сунул в сумку. Он и не подумает зашивать прореху в котомке – камни, если захотят, в любую минуту выскользнут наружу. Он понял, что есть вещи, о которых лучше не спрашивать – чтобы не пытаться убежать от собственной судьбы. «Я ведь обещал старику, что решать буду сам», – сказал он себе.
Однако камни дали ему понять, что старик по-прежнему с ним, и это придало ему уверенности. Он снова обвел взглядом пустынную площадь, но уже без прежней безнадежности. Вовсе не чужой мир простирался перед ним, а просто новый.
А ведь ему всегда только того и хотелось – познавать новые миры. Если даже ему не суждено добраться до пирамид, он и так уже дошел гораздо дальше, чем любой пастух. «Знали бы они, – подумал он, – что всего в двух часах пути от них все совсем по-другому».
Новый мир простерся перед ним вымершей рыночной площадью, но он-то успел увидеть, как она бурлила жизнью, и больше уже этого не забудет. Он вспомнил и про саблю: конечно, он слишком дорого заплатил за то, что две секунды разглядывал ее, но ведь такого он никогда прежде не видал. Сантьяго вдруг понял, что может смотреть на мир как бедная жертва жулика, а может – как храбрец, отправившийся на поиски приключений и сокровищ.
– Я – храбрец, отправившийся на поиски приключений и сокровищ, – сказал он, прежде чем погрузиться в сон.

4. Гениальное открытие.
Алхимик:
– Слушай свое сердце. Ему внятно все на свете, ибо оно сродни Душе Мира и когда-нибудь вернется в нее.
…И ночью Сантьяго спал спокойно, а когда проснулся, сердце принялось рассказывать ему о Душе Мира. Сказало, что счастливый человек – это тот, кто носит в себе Бога. И что счастье можно найти в обыкновенной песчинке, о которой говорил Алхимик. Ибо для того чтобы сотворить эту песчинку, Вселенной потребовались миллиарды лет. «Каждого живущего на земле ждет его сокровище, – говорило сердце, – но мы, сердца, привыкли помалкивать, потому что люди не хотят обретать их. Только детям мы говорим об этом, а потом смотрим, как жизнь ­направляет ­каждого навстречу его судьбе, но, к несчастью, лишь немногие следуют по предназначенной им Стезе. Прочим мир внушает опасения и потому в самом деле становится опасен.

5. Вывод (резюме), осознание чего-то большего, чем раскрытая тайна в своей жизни.
Сантьяго повернулся к Руке, Написавшей Все, и сейчас же ощутил, как Вселенная погрузилась в безмолвие. Он не осмелился нарушить его.
Потом сила Любви хлынула из его сердца, и он начал молиться. Он ни о чем не просил в своей молитве и вообще не произносил ни слова, не благодарил за то, что овцы нашли пастбище, не просил ни посылать в лавку побольше покупателей хрусталя, ни чтобы женщина, которую он повстречал в пустыне, дождалась его. В наступившей тишине он понял, что пустыня, ветер и солнце тоже отыскивают знаки, выведенные этой Рукой, тоже стараются пройти Своей Стезей и постичь написанное на одной из граней изумруда. Он понял, что знаки эти рассеяны по всей Земле и в космосе и внешне в них нет никакого значения и причины. Ни пустыни, ни ветры, ни солн­ца, ни люди не знают, почему они были созданы. Только у Руки, Создавшей Все, были для этого причины, и только она способна творить чудеса: превращать океаны в пустыни, а человека – в ветер. Ибо она одна понимала, что некий замысел влечет Вселенную туда, где шесть дней Творения превращаются в Великое Творение.
И юноша погрузился в Душу Мира и увидел, что она лишь часть Души Бога, а Душа Бога – его собственная душа. И он может творить чудеса.

6. Возвращение «домой».
Юношу звали Сантьяго. Было уже почти совсем темно, когда он добрался до полуразвалившейся церкви. В ризнице по-прежнему рос сикомор, а через дырявый купол, как и раньше, видны были звезды. Он вспомнил, что однажды заночевал здесь со своей отарой, и, если не считать сна, ночь прошла спокойно.
Сейчас он снова был здесь.


Душа Мира питается счастьем человеческим. Счастьем, но также и горем, завистью, ревностью. У человека одна-единственная обязанность: пройти до конца Своей Стезей. В ней – все. И помни, что, когда ты чего-нибудь хочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы желание твое сбылось (П. Коэльо. «Алхимик»).


7. Счастье.
Через полчаса лопата наткнулась на что-то твердое, а еще час спустя перед Сантьяго стоял ларец, полный старинных золотых монет. Там же лежали драгоценные камни, золотые маски, украшенные белыми и красными перьями, каменные идолы, инкрустированные бриллиантами, – трофеи завоеваний, о которых давным-давно забыла страна, добыча, о которой ее владелец не стал рассказывать своим детям.
 «Жизнь и в самом деле щедра к тем, кто следует Своей Стезей, – подумал он и вспомнил, что надо пойти в Тарифу и отдать десятую часть старой цыганке. – Как мудры цыгане! Должно быть, оттого, что много странствуют по свету».
Он снова ощутил дуновение ветра. Это был «левантинец», прилетевший из Африки, но на этот раз он не принес с собой запах пустыни, не предупреждал о нашествии мавров. Теперь Сантьяго различил в нем такой знакомый аромат, звук и вкус медленно приближавшегося и наконец осевшего у него на губах поцелуя.
Юноша улыбнулся: то был первый поцелуй Фатимы.
– Я иду, – сказал он, – иду к тебе, Фатима.

«Авантюристы» не переносят скуку и рутину. Чтобы что-то стало происходить в жизни главного героя, нужен вызов. Вызов неизвестности. Если «Авантюрист» инициирует процесс, то он будет искать «белые пятна», неизведанные, новые области. Путешественники, открывающие новые земли, являются непосредственным прообразом реально воплощенного сценария «Искатель-авантюрист» – ­Х. Колумб, Ф. Нансен, Р. Амундсен.

Три года вслепую по бескрайним просторам Арктики Р. Амундсен открывал Северо-Западный проход.

Немаловажное условие проявления активности в жизни «Авантюриста» таково: каждый следующий вызов должен быть мощнее предыдущего.

Первооткрыватель Северо-Западного прохода мог купаться в лучах своей всемирной славы. Его путевые заметки стали бестселлером. Он читал доклады в США и по всей Европе (в Берлине среди его слушателей был даже император Вильгельм II). Но Амундсен не мог спокойно почивать на лаврах. Ему еще не было 40, и его новая цель – Северный полюс. Но в самый разгар подготовки к путешествию пришла весть о том, что американцы Роберт Пири и Фредерик Кук, независимо друг от друга, достигли Северного полюса. Отныне эта цель для Амундсена перестала существовать. Ему нечего было делать там, где он мог стать вторым и тем более третьим. Однако оставался Южный полюс – и он без промедления отправился туда.


Волшебным процессом для «Авантюриста» является процесс преодоления, совладания с вызовом, открытия для себя до сих пор не задействованных ресурсов силы.


Волшебным процессом для «Авантюриста» является процесс преодоления, совладания с вызовом, открытия для себя до сих пор не задействованных ресурсов силы.

Примером крупнейшей авантюры XX столетия является история жизни обычного парня из Сиэтла, сына адвоката и школьной учительницы. История молодого человека, оставившего обучение на третьем курсе Гарварда, сумасбродно вложившего последние деньги и весь свой талант в непонятную перспективу. Начав в 1975 году дело с небольшого кооператива с ­П. Алленом, Билл Гейтс стал главным архитектором программного обеспечения на рынке персональных компьютеров всего мира.

Одним из принципиальных отличий людей этого сценария является нрав­ственная неоднозначность их поступков. Это объясняется тем, что мотивом активности для них является «выход за границы». Неважно чего: моральных устоев или научной ограниченности, географических знаний или ­человеческого невежества. «Белое пятно» на карте жизни – вот их путеводная звезда. Границами их мировосприятия является бесконечность вселенной. Поэтому обычно идеи, приходящие им в голову, на первый взгляд кажутся как минимум авантюрными, максимум – бредовыми.

Кем были для современников ­Дж. Бруно, Г. Галилей?

Кем был кумир французских, английских, русских, итальянских вельмож, великий врачеватель, волшебник и алхимик или шарлатан, обманщик и жулик Джузеппе Бальзамо, известный как «граф Калиостро»?

Гипертрофированным образом необузданной пытливости ученого является главный персонаж эпатирующей трагедии П. Зюскинда «Парфюмер». Любопытство исследователя, нарвавшееся на невозможность аде­кватной реализации, превратившееся в одержимость. Один из признаков, отличающих сценарий успеха «Авантюрист» от сценария неудачи, в том, что у главного персонажа происходит психологическая подмена мотива совершать открытия мотивом преодолевать чув­ство неполноценности. То есть желание доказать другим свою состоятельность превращает человека, реализующего истинные ценности, в раба некой системы социальных отношений.


«Когда стоишь на краю пропасти, сделай шаг, особо не задумываясь. Ведь результат, который ты получишь, будет иметь только два варианта. Ты либо научишься летать, либо… обретешь опору».


Нереализованный сценарий «Авантюрист» может также проявляться следующим образом. Главный герой не реализует себя, и потребность в новых ­переживаниях находит форму реализации в зависимости от дозы чего-либо (алкоголя, наркотиков, игры, других людей). Либо, наоборот, начинает преобладать полюс отвязности, отшельниче­ства, и главный герой становится человеком в образе «перекати-поле».

Легенда сценария «Авантюрист»
  • Базовый принцип мотива поведения ­«Авантюриста»: «пойти туда, не знаю куда, найти то, не знаю что». Перед совершением чего-либо всегда понятно, что это чистой воды авантюра.
  • Единственный ответ на вопрос «Что делать?» – рисковать.
  • Предпринимательский стиль мышления: «война план покажет», «сначала ввязаться, а там поглядеть».
  • Отличительная черта «Авантюриста»: гражданин мира, космополит, принадлежит всем и никому, он может быть со всеми и ни с кем.
  • Для одних он эталон честности и чистоты, другие считают его большим вруном.
  • «Авантюрист» – великий «вовлекатор» ресурсов, людей в свои авантюры. Творец новых идей, возможностей из пустоты, из ничего сделать все.
Историей успеха, описанной в журнале «Бизнес-Ключ» (№6, сентябрь 2006)­ по сценарию «Авантюрист», может считаться история С. Давыдова. Вот выдержки из нее.

«В чем я твердо убедился за эти годы, так это в том, что любой бизнес – это риск».
«…В то же время понимал, что главное – это пережить первый год. Год неизвестности, когда не знаешь, что будет завтра…»
«Ведь что такое предприниматель­ство, по большому счету? Это некий зуд, который не дает спокойно жить. Человеку с такой особенностью надо все время что-то делать».

«Авантюрист» – тот сценарий, который для многих людей, проживаемый в фантазиях, так и остается недостижимой иллюзией. Прекрасные путешествия и гениальные открытия так и остаются неисполнимой мечтой. Людям свойственно сохранять достигнутое, ­а открывать себя другого всегда рискованно. И, может, для тех, кто на пороге своих открытий, поддержкой станет фраза, ставшая девизом для многих первооткрывателей: «Когда стоишь на краю пропасти, сделай шаг, особо не задумываясь. Ведь результат, который ты получишь, будет иметь только два варианта. Ты либо научишься летать, либо… обретешь опору», – сказал кто-то из великих авантюристов.


Все статьи этого номера


Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009
  Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль
 


 
Карта сайта