Вышел специальный выпуск, Михаил Дегтярев, 2009            Вышел новый номер журнала №7 2009                Новая рубрика на сайте - Истории для размышления               В архиве заполнен №7 август за 2008 год               Новые статьи в рубрике Nota bene                       Дарио САЛАС СОММЭР. Иллюзия или реальность?                       Следите за новостями
 
    О журнале     Свежий номер     Авторы     Мероприятия     Архив     WEB     Подписка     Рекламодателю     Новости     Nota bene     Книги     Интересное      


Архив


Игорь КОЗЛОВ

Эффективные системы управления

Сегодня многие российские компании переживают фазу активного роста. Рост оборотов и численности персонала имеет свою негативную сторону – снижение управляемости.

Часто мы не задумываемся о том, что такие факторы, как принципы принятия решений, порядок обработки информации, принципы мотивации персонала и прочие, тесно взаимосвязаны между собой. Эта совокупность представляет собой систему управления. Если изменяется одна составляющая, например, объем продаж, то должны измениться и другие составляющие, например, правила учета или принципы мотивации, иначе возможен кризис управляемости.

Что же нужно сделать, чтобы система управления была эффективной, т. е. соответствующей задачам и масштабам бизнеса? Можно включить в свою систему инструменты управления, проверенные международной практикой.

В мировой практике разработан ряд управленческих технологий, которые дают менеджменту компании необходимые инструменты в рамках соответствующих функциональных областей, такие как бюджетное управление, процессное управление, стратегическое управление (система сбалансированных показателей).

Иными словами, система управления – это некоторый набор «правил игры» в компании и инструментов их реализации.

К сожалению, бытует мнение, что система управления – это «программа, которую достаточно купить и запустить». Как показывает практика, далеко не всегда этого достаточно. С точки зрения автоматизации, могут встречаться странные ситуации, когда две похожие компании внедряют одно и то же программное обеспечение, тратят на это одинаковые средства, а результат получается разный: в одной компании проект быстро окупился и стал приносить выгоду, а во второй получился убыток.

Почему так происходит? В процессе внедрения информационных систем неизбежно происходит перераспределение функций и ресурсов между сотрудниками и отделами. Именно эти «побочные» изменения влияют на систему управления и дают экономический эффект. Когда ставится информационная система, цели часто формулируются попросту: автоматизировать… При этом не всегда анализируется, будут ли «побочные» эффекты благоприятными для бизнеса. Ситуация напоминает «морской бой»: сначала делается ход, и только потом становится ясно, попали или промахнулись. Некоторые организации за последние годы успели поэкспериментировать таким образом с 5–6 информационными системами, «а воз и ныне там».

Вывод напрашивается сам собой: в качестве целей надо ставить не автоматизацию, а изменение внутренних правил игры в компании. Под этим мы и понимаем внедрение эффективных систем управления, при этом автоматизация является завершающей стадией внедрения.

Каковы же составляющие эффективных систем управления? Примеров достаточно много.

Что касается финансов, это технология бюджетного управления, когда бюджеты из финансовых прогнозов, являющихся уделом избранных, превращаются в действенный инструмент управления, позволяющий делегировать полномочия внутри компании. Опять же, внедрить бюджетное управление и автоматизировать бюджетирование – разные вещи. При современных вычислительных мощностях компьютеры могут «сгенерировать» тысячи финансовых планов и миллионы показателей. Но будут ли люди исполнять эти планы, отвечать (возможно, собственной зарплатой) за исполнение бюджетов? Очевидно, что нет. В этом случае сначала надо разработать «правила игры», донести их до сотрудников, сформировать команду, которая бы эффективно начала работать в новых условиях.

Аналогичные вопросы касаются процессного управления. Без предварительной оптимизации процессов, закрепления ответственности, без ясной схемы информационных потоков автоматизированные бизнес-процессы способны поглотить все рабочее время сотрудников, завалив пользователей программы тысячами противоречивых указаний.

В силу всего сказанного «человеческий фактор» является узким местом внедрения эффективной системы управления. Поэтому крайне важно донести до сотрудников новые принципы работы, научить новым управленческим технологиям. Например, в рамках своих проектов консультационно-внедренческая компания «Инталев» активно­ привлекает проектную группу со стороны заказчика к разработке системы управления. Тем самым достигается несколько целей: обучение, формирование команды, передача технологии внедрения.

Что дает внедрение систем управления бизнесу компании?

Некоторые вещи сложно объективно оценить в деньгах. Например, как оценить в рублях снижение риска распада фирмы или ее недружественного поглощения? Вместе с тем, существуют проверенные временем способы оценки эффективности внедрения современных инструментов управления.

Для примера рассмотрим возможные выгоды от постановки управленческого учета и бюджетного управления. Использует ли ваша компания заемные средства? Если да, то, организовав на предприятии управленческий учет по стандартам МСФО, можно рассчитывать на получение более дешевых кредитов у западных банков. Разница в ставках, умноженная на величину кредитного портфеля.

Более того, если система управления позволит поддерживать на оптимальном уровне дебиторскую задолженность и товарно-материальные запасы, не исключено, что от кредитов можно будет совсем отказаться («дебиторка» и запасы – это «замороженные деньги»). Любопытной особенностью проектов по постановке системы управления финансами является то, что еще до запуска системы в работу выявляются финансовые «дыры». Оперативное устранение этих финансовых дыр приводит к тому, что понесенные на проект затраты начинают окупаться еще до завершения проекта.

Как пример, в проекте по постановке и автоматизации платежного календаря (процесса утверждения заявок) одной крупной торговой сети выяснилось, что в среднем оплата по заявкам производилась на 20 % больше необходимого. Устранение данной финансовой течи привело к тому, что компания частично отказалась от использования кредитов. Все затраты на проект (включая консультационные услуги и стоимость программного обеспечения) окупились за 2 месяца.
Таким образом, применение современных инструментов управления является проверенным и адекватным ответом на вызовы современного рынка.


Все статьи этого номера


Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009
  Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль
 


 
Карта сайта