Вышел специальный выпуск, Михаил Дегтярев, 2009            Вышел новый номер журнала №7 2009                Новая рубрика на сайте - Истории для размышления               В архиве заполнен №7 август за 2008 год               Новые статьи в рубрике Nota bene                       Дарио САЛАС СОММЭР. Иллюзия или реальность?                       Следите за новостями
 
    О журнале     Свежий номер     Авторы     Мероприятия     Архив     WEB     Подписка     Рекламодателю     Новости     Nota bene     Книги     Интересное      


Архив


Станислав ЗАГОРОДНИКОВ

Дневник рекламиста. Часть 2

Продолжение. Начало в №8 2007

Ежедневные мысли по тому или иному поводу, записанные рекламистом – человеком странной профессии, в которую он впал совершенно случайно.

2 июля
Самое страшное – потерять всякое желание найти себе применение.

3 июля
Его величество ТЗ
Не могут некоторые расстаться, хоть убей! Проект закрыт; деньги проедены; новых договоров не заключают. Чего звонить?! То им макет фасада измени – там, оказывается, деревья посадили напротив витрины, которую в скорости и вовсе разбили; то вывеску вытяни – прикупили соседнее помещение, вывеска растянулась… Все работы сделаны на три круга и более. Господа, деньги на бочку! А вообще, это цена, которую платит дизайнер за нечетко сформулированные ожидания заказчика.

10 июля
Более прочих требует к себе внимания, времени, сил и труда заказчик, который менее прочих готов за это платить.

14 июля
Тибетский синдром. Витька
«Тибетским вирусом» наивные американцы назвали ощущение потери самоидентичности менеджеров компаний, включая СЕО, который приобретает угрожающие масштабы в «развитых» странах. Это конец корпораций в их нынешнем качестве.

Наше привычное и ничегошеньки не означающее «как дела?» мы бросаем друг другу, как безделицу. Ей-богу, лучше уж было пожелать здоровья.

Встретил старого приятеля. На этот раз мне было действительно важно знать: как дела у человека напротив, чья гладко выбритая лысина блестела на солнце не хуже, чем бампер его новенькой «Тойоты», а рыжая шкиперская бородка упрямо топорщилась вперед, словно гарпун китобойного судна, бросившегося в атаку. С Витькой мы учились в одной школьной параллели, а теперь наши дети в одном школьном классе познают свои первые радости и жизненные уроки. И как-то не вязался его вечно решительный вид с разговором:

– Бросить все, продать все доли к чертовой матери и жить на проценты.
– Ты ж не сможешь бросить!
– Почему?
– А займешься чем?
– Да ничем. Путешествовать буду, детей выучу...
– Сам знаешь – не выйдет.
– Знаю. Только не знаю почему. И зачем все это надо – тоже не знаю.
Его молочный завод (для него мы делали торговую марку) через полгода выбросит на рынок свою первую продукцию; торговля тракторами и прочей техникой сделает свой очередной оборот; его взрослеющие дети пойдут в очередные классы, набираясь эрудиции вместо ума, чтобы сказать отцу привычное: «Папа! Ты ничего не понимаешь!» – обычные дела. Чего еще надо человеку в его сорок с хвостиком?
– Ты не горюй только, ладно? Счастливого лета (когда еще свидимся)!
– Спасибо, не буду.
И поскакали каждый в свою сторону.

24 июля
Делаю рекламу, пытаюсь понять и неизменно прихожу к выводу: человек – это способ мышления. Все остальное – внешняя форма: биология, электромагнитные импульсы, носители информации и исполнительные органы. Главное – частица Высшей реальности, постичь которую вряд ли дано. Но если так, то она, частица эта, и есть то, что рождает жизнь и привносит движение во всякое жизненное начало: от деления клеточных ядер до взрыва сверхновой. Единственное, чем я отличаюсь от того либо другого, – способ мышления. «Я мыслю – значит, существую» – Декарт прав. Умный мужик, теперь таких не делают.

26 июля
Астромаркетинг (идея!)
Потребление в Обществе Всеобщего Потребления, в основной массе своей напоминающем большую утробу, можно уподобить процессу пищеварения. Хорошо известно: усвоение пищи в организме день ото дня происходит по-разному: когда активнее, когда слабее. Эти ритмы подчиняются лунному циклу, как и многое в биологии нашего мира. Полезно изучить влияние фаз Луны на динамику потребления товаров (маркетологи, это не шутка!). Если глобально, то вообще процессы ассимиляции и диссимиляции (проще говоря, усвоения и выделения) в биологических системах активизируются по-разному, в зависимости от того, в какой фазе Луна (она имеет отношение также и к процессу созревания яйцеклетки в матке, и ко многому другому в нашей «подлунной» жизни). Луна растущая – ассимиляция доминирует; на убыли вывод из организма отработанных веществ активизируется.

Типовой «рекламный год» (план маркетинга, к примеру) мог бы выглядеть иначе, если к ожидаемым пикам продаж подогнать «лунные» всплески рекламных воздействий.

28 июля
Как сильны сегодня позиции всяческого среднего! Средний класс – основа общества. Средне-взвешенные нормы расставили нас по ранжиру в толщину бумажника. Как мы бежали от нужды и серости, гонимые всеправой партократией! Прибежали в объятия мнимого разнообразия, прямо в капканы всеобщей доступности. Всеобщей, а потому безликой. Или наоборот… Неважно.

Искусство как способ познать гармонию и отлить в золоте мысли новый канон совершенства становится роскошью, уходит в прошлое. Продать можно массовый продукт, т. е. то, что понятно и доступно каждому. Произведение таковым не является. Новаторство таковым не является вдесятеро. Науки и искусства стали прикладными и гибельно-узкими. Ребята, нам пудрят носы! Где инстинкт самосохранения?! Повседневность утверждает одичание. «Оттянись, расслабься!» – визжит безмозглая дура динамиком вездесущего радио. Неужели все, что делает нас мыслящими и чуткими, уводит к обочине этого мира, отомрет в скорости, а за ним и сами люди как вид канут в прошлое, породив нежизненные полусознательные формы?

30 июля
Просто трудно представить, сколько творческих мозгов вовлекает в свои потоки рекламная индустрия! «С точностью до единицы» – все! Всякий человек, хмельной от Бога малейшей степенью воображения, даже не начав пути, должен задать себе честный вопрос: чем жить? Творчество вынуждено искать сегодня не новые формы гармонии и стиля, а коммерческую жилку для всякой идеи: «Кому продать?» Будут говорить о профессионализме, о труде, таланте, но непременно поимеют в виду успех коммерческий. И судить о даровании станут по размеру гонораров, а не глубине и мощи произведения. Само понятие произведения связано теперь со способностью себя продать! Иначе о чем речь вообще? Совсем недавно самовыражение находило себе русло того или иного искусства, т. е. формы служения красоте как ценности самодостаточной, возвышающей Дух в человеке. Образы прикладные, «на потребу», справедливо почитались за ремесленничество. Теперь мы лишь снисходительно улыбнемся «чудачеству» деятелей, чье творчество связано со «старыми» формами.

2 августа
Благочестивые соседи наметанным глазом судят о благополучии друг друга. Пожалуй, это единственный случай, когда пресловутая «пирамида Маслоу», эта насмешка над здравым смыслом, работает: ну, машина, ну, дача, другая машина – для жены и т. д. Если не страдаешь тяжкими формами умственной деградации, ясно, что можно сиживать у подножия этой вымышленной «конструкции», быть счастливым и самодостаточным.

15 августа
Заведи себе тазик!
Мудрые указали на краткий миг между сном и бодрствованием, когда сознание «земное» еще не угасло, а космос уже тронул ресницы своим непостижимым светом. Удивительны эти краткие мгновения, которые несравнимы ни с какими впечатлениями «бодрого» ума. Именно в этот миг мы наблюдаем не иллюзии угасающего рассудка, а истинную реальность. Просто она иного порядка. Жаль только, что удержать ее почти невозможно – только запомнить образы. Это ценили многие. Сальвадор Дали брал в руки массивный металлический ключ, усаживался в кресло, рядом с которым ставил широкий медный таз, и погружался в дремоту. Когда сон морил гения сюрреализма, рука разжималась сама собой, ключ падал и будил его, бедного. Он бросался к рабочему месту, где его уже ждали карандаш и кусок эскизной бумаги, оставленные загодя мудрой Галой.

Всегда обходился без тазика. Потому и не гений, наверное…

18 августа
Сила стереотипа. Технология
Среди думающих рекламистов подавляющая масса – технологи. Рекламная технология вскормлена стереотипами, как молоком матери. Чтобы стать близкой и доступной, входить «как нож в масло» в мир потребителя, технология использует уже готовые мысли и чувства. На путаных тропах потребительских «хотелок» такая реклама не встретит сопротивления: разум пасует перед знакомым, а потому безопасным образчиком пошлости. Растиражированный и прокрученный многократно, тот запомнится и станет очередным штампом. В итоге рекламисты остаются ответственны за повсеместное культивирование рефлекторного мышления – мышления по инерции. Не имея привычки контролировать разум, охотно следуем в потоке мертворожденных мыслей и впечатлений. Этот бег по кругу загоняет людей в пустоту бессознательных мотивов потребления. Стимулировать потребление – цель современной цивилизации, но замкнутость круга сводит с ума. Удивляемся: почему в «развитых» странах (Дания, Норвегия…) самый высокий процент суицидов? Немногие способны найти выход – помогают широта взглядов и устремление. Так рождается привычка Думать хотя бы раз в неделю.

20 августа
Сила стереотипа.
Космонавт и королева
История, рассказанная не помню кем в коридорах Бауманского института.

Кумира советской молодежи космонавта Алексея Леонова после эпохального полета пригласила на завтрак английская королева. Елизавета Вторая была восхищена подвигом первого выхода человека в открытый космос и не могла отказать себе в попытке заглянуть в его «загадочную русскую душу». Попытка превзошла ожидания.

Леонов сидел напротив, пытаясь не брякнуть чего лишнего в беседе с августейшей особой, почему-то подающей признаки легкого беспокойства. Та с ужасом наблюдала, как Алексей Архипович прихлебывал кипяточек, не вынимая ложечки из чашки тончайшего китайского фарфора работы старинного мастера, придерживал ее (ложечку) большим пальцем правой руки, как делают миллионы советских граждан, привыкших спешить по утрам к месту трудовых свершений. Похоже, это было самое яркое ее впечатление от общения с легендой русской космонавтики, поскольку о том только и писали утренние лондонские газеты.

Каково было бы потрясение, знай она все обстоятельства первого выхода человека в открытое космическое пространство!
Провалены все главные испытания; семь аварий (все – на волосок от смерти): разгерметизация корабля, опасность кислородного ожога, отказ автоматики управления и т. д. Ко всему прочему, едва живой Леонов застрял в шлюзовой камере в раздувшемся скафандре, пытаясь вернуться на корабль. В довершение бед вместо казахской степи спускаемый аппарат «Восхода-2» приземлился в пермской тайге, где Беляев и Леонов провели трое суток (в марте-то месяце)! «Остаться в живых» отдыхает.

22 августа
Антистереотип.
Дама в норковом пальто
«Мы не можем решить проблемы, используя тот же уровень мышления, благодаря которому они возникли», – Альберт Эйнштейн.

Одна из рекламных кампаний Green Peace против широкой торговли изделиями из натурального меха запомнилась особенно ярко. В один из дней посетительниц меховых бутиков утреннего Нью-Йорка встретил наклеенный на двери плакат. Очи-в-очи, на входящую в двери даму взирали блестящие бусины глаз крохотного детеныша шиншиллы, испуганно сжавшегося в комочек – чудилось даже, как дрожат длинные кончики его тонких усов, беспомощно растопыренных в стороны: «Зачем ты надела шубку моей мамы?!!»

Сменить ракурс и получить новый взгляд на вещи привычные; отразить в чистом зеркале воображения солнечный зайчик рекламной идеи, затем убрать все лишнее, оставить лишь красоту мысли в одеянии нового образа – вот роль Рекламиста, которую отыгрывает раз за разом в мучительном поиске красивых решений.

www.logotype.su


Все статьи этого номера


Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009
  Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль
 


 
Карта сайта