Вышел специальный выпуск, Михаил Дегтярев, 2009            Вышел новый номер журнала №7 2009                Новая рубрика на сайте - Истории для размышления               В архиве заполнен №7 август за 2008 год               Новые статьи в рубрике Nota bene                       Дарио САЛАС СОММЭР. Иллюзия или реальность?                       Следите за новостями
 
    О журнале     Свежий номер     Авторы     Мероприятия     Архив     WEB     Подписка     Рекламодателю     Новости     Nota bene     Книги     Интересное      


Архив


Вадим МОРОЗОВ

Универсальный смысловой код успеха. Сценарий "Самородок"

В 2007 году нами было проведено психологическое исследование по изучению формирования жизненного сценария успешных людей. Им было предложено вспомнить любимые сказки и современные истории (книги и кинофильмы), повлиявшие на их мировоззрение. 70 % успешных женщин указали в своих ответах сказку «Золушка» и кинофильм «Красотка». Многие женщины также отметили фильм «Москва слезам не верит». 60 % мужчин отметили сказки «По щучьему веленью» и «Конек-горбунок».

История человека, начавшего с нескольких рисунков и 40 долларов в кармане, создавшего впоследствии империю развлечений, приносящую миллионный доход его потомкам.

«Город, в котором он родился, был большой, шумный и совершенно не удовлетворял родителей Уолта. И тогда они решили поселить детей на ферме возле маленького городка Марселин, штат Mиссури. Уолту было тогда только 4 года. У семьи не было денег на карандаши и бумагу, а Уолт хотел рисовать. Он нашел смолу, палку и нарисовал дом... на стене собственного дома. Это, возможно, был самый первый рисунок Уолта. Года через три он начнет продавать свои рисунки соседям. А еще через 40 лет они будут продавать эти рисунки на аукционах…» Так начинается история о величайшем сказочнике и бизнесмене XX века Уолте Диснее.

Ключевой признак сценария «Самородок» (другие названия «Гадкий утенок» или «Из грязи в князи») – это трансформация человека, его своеобразное преображение.

Показательным примером такого превращения и даже фантастическим для XVIII века кажется история русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Родившийся в семье крестьян-поморов сибирский юноша становится отцом российской науки и литературы.

 Напомню, что наглядно алгоритм сценария успеха может быть прочитан в волшебных сказках (смотри «Бизнес-Ключ», №7 2007).

Алгоритм сценария «Самородок»
  1. Все было плохо.
  2. У главного героя появляется мечта, желание.
  3. Главный герой принимает решение, делает выбор: «Стать тем-то».
  4. У главного героя появляется волшебный помощник. 
  5. Приготовление к ключевому событию (волшебный помощник что-то делает для главного героя).
  6. Приходит испытание, где главный герой проявляет волшебную силу.
  7. Счастье.
Сказки, рассказанные по алгоритму сценария «Самородок»: «Сивка-бурка», «Огниво», «Иван-царевич и Серый волк», «Конек-горбунок», «Кот в сапогах», «Илья Муромец», «Калинов мост», «По щучьему веленью», «Гадкий утенок», «Кузьма и Лис», «Золушка», «Дюймовочка», «Морозко», «Серебряное блюдечко и наливное яблочко».


Те люди, которые не достигают своих целей и считают­ себя неуспешными, недомечтали свои мечты и перестали верить, что их время когда-нибудь придет. Пожалуй, именно люди со сценарием «Самородка» придумали девиз «Возможно все» и поэтому живут в мире изобилия.


Современные истории, построенные по этому алгоритму: «Алые паруса», «Красотка», «Москва слезам не верит», «Шрек».
Известные люди, реализующие сценарий «Самородок»: М. Ломоносов, Б. Наполеон, М. Робеспьер, У. Дисней, ­С. Хонда.

Рассмотрим проявление данного ­сценария на примере сказки «По щучьему веленью».

1. Все было плохо. «Самородок» обездвижен, бездействует, ленится.
Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – дурачок Емеля. Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.

2. У главного героя появляется мечта, желание, повод, намерение.
Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его:
– Сходи, Емеля, за водой.
А он им с печки:
– Неохота...
– Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.
– Ну ладно.
Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку.

3. Главный герой принимает решение, делает выбор: «Стать тем-то».
Прорубил лед, зачерпнул ведра и ­поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:
– Вот уха будет сладка!

4. У главного героя появляется волшебный помощник.
 Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:
– Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.
А Емеля смеется:
– На что ты мне пригодишься? Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.
Щука взмолилась опять:
– Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.

5. Приготовление к ключевому событию (волшебный помощник что-то делает для главного героя).
– По щучьему веленью, по моему хотенью…
(Щука исполняла все желания Емели.)

6. Приходит испытание, где главный герой проявляет волшебную силу.
Емеля напился, наелся, захмелел и лег спать. А вельможа положил его в повозку и повез к царю. Царь тотчас велел прикатить большую бочку с железными обручами. В нее посадили Емелю и Марью-царевну, засмолили и бочку в море бросили. Долго ли, коротко ли – проснулся Емеля; видит –
темно, тесно.
– Где же это я?
 А ему отвечают:
– Скучно и тошно, Емелюшка! Нас в бочку засмолили, бросили в синее море.
– А ты кто?
– Я Марья-царевна.
Емеля говорит:
– По щучьему веленью, по моему хотенью – ветры буйные, выкатите бочку на сухой берег, на желтый песок...
Ветры буйные подули. Море взволновалось, бочку выкинуло на сухой берег, на желтый песок. Емеля и Марья-царевна вышли из нее.
– Емелюшка, где же мы будем жить? Построй какую ни на есть избушку.
– А мне неохота...
Тут она стала его еще пуще просить, он и говорит:
– По щучьему веленью, по моему хотенью – выстройся каменный дворец с золотой крышей...
Только он сказал – появился каменный дворец с золотой крышей. Кругом – зеленый сад: цветы цветут и птицы поют…

7. Счастье.
А в ту пору царь ехал на охоту и видит – стоит дворец, где раньше ничего не было.
– Это что за невежа без моего дозволения на моей земле дворец построил?
И послал узнать-спросить, кто такие.Послы побежали, стали под окошком, спрашивают. Емеля им отвечает:
– Просите царя ко мне в гости, я сам ему скажу. Царь приехал к нему в гости. Емеля его встречает, ведет во дворец, сажает за стол. Начинают они пировать. Царь ест, пьет и не надивится:
– Кто же ты такой, добрый молодец?
– А помнишь дурачка Емелю – как приезжал к тебе на печи, а ты велел его со своей дочерью в бочку засмолить, в море бросить? Я тот самый Емеля. Захочу – все твое царство пожгу и разорю.
Царь сильно испугался, стал прощенья просить:
– Женись на моей дочери, Емелюшка, бери мое царство, только не губи меня!
Тут устроили пир на весь мир. Емеля женился на Марье-царевне и стал править царством.

Мотивационным фактором активности «Самородка» является выделение каких-либо уровней развития. Например, уровни экономического продвижения – из нищеты к богатству, социального развития – от подчиненного до руководителя, творческого роста – из исполнителей в авторы (режиссеры). Чтобы что-то стало происходить в жизни «Самородка», ему нужно увидеть себя хуже кого-то, соответственно, увидеть кого-то лучше себя. Если главный герой инициирует процесс, то он будет находить образцы для подражания всегда более высокого порядка и мечтаний, чем в настоящее время.


Одно из чудесных свойств «Самородка» – он умеет почувствовать, когда приходит его время. Он может терпеть, долго ждать, но когда приходит «его время», он ни за что его не упустит и реализуется на все 100 %.


Примером воплощения мечты «Самородка» служит история Соичиро Хонды, крупнейшего автопроизводителя Японии.

Хонда был первенцем в очень бедной семье, жившей в японской аграрной провинции Хамаматсу, сыном бедного кузнеца, занимавшегося починкой велосипедов. Соичиро был бедным учеником и часто прогуливал школьные занятия, поскольку ненавидел формальный процесс обучения, который предлагала школа. Он предпочитал технику экспериментирования и всегда лучше учился на своем опыте и ошибках. Он всегда любил машины и механические устрой­ства и был буквально загипнотизирован, когда, будучи еще ребенком, впервые увидел автомобиль. Вот цитата из его биографии: «Забыв обо всем на свете, я бежал за машиной... Я был глубоко взволнован... Я думаю, что именно тогда, хотя я был совсем маленьким, у меня родилась идея, что когда-нибудь я сделаю машину сам».

Если «Самородок» выступает инициатором процесса, то он будет искать смысл, ради которого он будет действовать. Ему важно «видеть» и понимать, как предстоящее действие ведет к дальнейшему росту.

Часто, для того чтобы что-то стало происходить в жизни «Самородка», ему нужно утратить какой-либо ресурс, чтобы был повод найти еще более мощный в себе. Например, нужно себя «макнуть в грязь», чтобы в очередной раз найти повод выбираться и выживать. Свежим примером такого случая является персонаж С. Маковецкого из фильма Н. Михалкова «12». Инженер советской формации делает талантливое изобретение, что поднимает его в ожидаемом признании. Но изобретение не принимается в нашей стране, и «Самородок» не находит сил дальше реализовываться, опускаясь материально, духовно и морально… чтобы затем подняться. И сегодня, в момент повествования истории, главный герой уже возглавляет представительство крупной зарубежной компании, купившей его изобретение.

Бывает, что сценарий «Самородок» включается и в том случае, когда человек понимает, что достиг «потолка», совершенства, предела развития в какой-то сфере. И тогда находит что-то еще, что на данный момент является менее статусным, денежным, уважаемым, но при этом более перспективным и потенциальным в будущем.

Негативный сценарий развивается в том случае, когда главного персонажа не признает окружение. «Самородок» находится в представлении о себе, о своем таланте как человеке с большим потенциалом, чем это признает окружающее сообщество. И тогда, не признанный, он начинает мстить, доказывать другим, чтобы его признали. Либо смиряется с несправедливостью и становится скромником, святошей, мучеником. Обычно скромный или стеснительный человек имеет историю с глубоко внутри нереализованной агрессией вовне.

Михаил Сухарев «По щучьему веленью». www.artlib.ru

Часто уже на пике славы о «Самородке» идет молва как о «баловне судьбы», человеке, которому все достается легко, играючи, и что сам он может даже пальцем не шевелить, а «богатьства всякые ему сами в руки идуть». Вспомним опять же сказки «По щучьему веленью», «Сивка-бурка», «Кот в сапогах». Леность «Самородка» является волшебной, будто есть волшебный помощник. Один из ярких представителей этого сценария, рассказывая о своей жизни, отметил, что в любых ситуациях у него всегда находился «козырный туз за пазухой».

Иногда можно перепутать сценарий «Самородок» со сценарием «Лжесамородок». Их отличие не всегда заметно, но существенно. «Самородок» сам раскрывает в себе волшебные способности, в то время как «Лжесамородок», не имея своего таланта, напрямую манипулирует другими, поднимаясь в жизни – до поры до времени – за чужой счет.

Еще одним отличительным признаком сценария «Самородок» является момент «своего времени»: «всему свое время», «не упустить свой шанс». Все происходит так, будто «Самородок» ждет, накапливает силы, зреет. Одно из чудесных свойств «Самородка» – он умеет почувствовать, когда приходит его время. Он может терпеть, долго ждать, но когда приходит «его время», он ни за что его не упустит и реализуется на все 100 %.

Легенда сценария «Самородок»
  • Ничем не отличался от других людей. Больше того, обычно есть клеймо (Иван-дурак, гадкий утенок, Золушка (корень «зола»), обуславливающее переживание лишений, унижения. Как будто героя преследует незаслуженная кара.
  • Дар судьбы: волшебный помощник (партнер, второе «я») за то, что есть что-то уникальное в герое.
  • Есть момент в жизни – «свое время». Его важно уловить, не пропустить, проявиться во всей красе.
  • Событие-мечта, где все скажут: «Молодец! А ведь он доказал всем! Он достойный!»
Вот еще один пример из жизни. История успеха Александра Аристова, описанная на страницах журнала «Бизнес-Ключ» (№7, 2006) в рубрике «Бизнес-притча».

«…Уроженец маленького шахтерского Пласта. Как сотни тысяч уральцев – выходец из рабочей семьи, как тысячи – выпускник политеха. Трудное послевоенное детство, вечерняя школа, работа на заводе, армия, институт и вновь завод… Типичнейшее начало биографии, но если перелистнуть ее к пятидесяти годам, вдруг окажется, что герой – один из самых влиятельных людей города».

«…Название колбасы, а затем огромного Центра пищевой индустрии, в котором соединились начала фамилий Александра Аристова и Юрия Антипова, стало еще и символом идеального партнерства».

«И человеку «новой формации», созревшему раньше времени, пришлось дожидаться своей поры. Час настал в 1985-м».

«Моя мальчишеская мечта – полетать на настоящем истребителе. Шесть лет назад я ее осуществил. Еще с детства мечтал иметь мотоцикл. Сейчас есть отличный байк – за три секунды сто километров выжимает».

Вся история XX века прошла под эгидой сценария «Самородок». Революция в России, «американская мечта» во всех ее проявлениях… Поэтому его можно еще назвать «сценарий мечты». Просто те люди, которые не достигают своих целей и считают себя неуспешными, недомечтали свои мечты и перестали верить, что их время когда-нибудь придет. Пожалуй, именно люди со сценарием «Самородка» придумали девиз «Возможно все» и поэтому живут в мире изобилия.


Все статьи этого номера


Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009
  Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль
 


 
Карта сайта