![]() |
О журнале Свежий номер Авторы Мероприятия Архив WEB Подписка Рекламодателю Новости Nota bene Книги Интересное |
Архив
Вадим МОРОЗОВ Универсальный смысловой код успеха. Сценарий "Самородок"В 2007 году нами было проведено психологическое исследование по изучению формирования жизненного сценария успешных людей. Им было предложено вспомнить любимые сказки и современные истории (книги и кинофильмы), повлиявшие на их мировоззрение. 70 % успешных женщин указали в своих ответах сказку «Золушка» и кинофильм «Красотка». Многие женщины также отметили фильм «Москва слезам не верит». 60 % мужчин отметили сказки «По щучьему веленью» и «Конек-горбунок». История человека, начавшего с нескольких рисунков и 40 долларов в кармане, создавшего впоследствии империю развлечений, приносящую миллионный доход его потомкам. «Город, в котором он родился, был большой, шумный и совершенно не удовлетворял родителей Уолта. И тогда они решили поселить детей на ферме возле маленького городка Марселин, штат Mиссури. Уолту было тогда только 4 года. У семьи не было денег на карандаши и бумагу, а Уолт хотел рисовать. Он нашел смолу, палку и нарисовал дом... на стене собственного дома. Это, возможно, был самый первый рисунок Уолта. Года через три он начнет продавать свои рисунки соседям. А еще через 40 лет они будут продавать эти рисунки на аукционах…» Так начинается история о величайшем сказочнике и бизнесмене XX века Уолте Диснее. Ключевой признак сценария «Самородок» (другие названия «Гадкий утенок» или «Из грязи в князи») – это трансформация человека, его своеобразное преображение. Показательным примером такого превращения и даже фантастическим для XVIII века кажется история русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Родившийся в семье крестьян-поморов сибирский юноша становится отцом российской науки и литературы. Напомню, что наглядно алгоритм сценария успеха может быть прочитан в волшебных сказках (смотри «Бизнес-Ключ», №7 2007). Алгоритм сценария «Самородок»
Те люди, которые не достигают своих целей и считают себя неуспешными, недомечтали свои мечты и перестали верить, что их время когда-нибудь придет. Пожалуй, именно люди со сценарием «Самородка» придумали девиз «Возможно все» и поэтому живут в мире изобилия. Современные истории, построенные по этому алгоритму: «Алые паруса», «Красотка», «Москва слезам не верит», «Шрек». Известные люди, реализующие сценарий «Самородок»: М. Ломоносов, Б. Наполеон, М. Робеспьер, У. Дисней, С. Хонда. Рассмотрим проявление данного сценария на примере сказки «По щучьему веленью». 1. Все было плохо. «Самородок» обездвижен, бездействует, ленится. Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – дурачок Емеля. Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет. 2. У главного героя появляется мечта, желание, повод, намерение. Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его: – Сходи, Емеля, за водой. А он им с печки: – Неохота... – Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут. – Ну ладно. Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку. 3. Главный герой принимает решение, делает выбор: «Стать тем-то». Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку: – Вот уха будет сладка! 4. У главного героя появляется волшебный помощник. Вдруг щука говорит ему человечьим голосом: – Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь. А Емеля смеется: – На что ты мне пригодишься? Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка. Щука взмолилась опять: – Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь. 5. Приготовление к ключевому событию (волшебный помощник что-то делает для главного героя). – По щучьему веленью, по моему хотенью… (Щука исполняла все желания Емели.) 6. Приходит испытание, где главный герой проявляет волшебную силу. Емеля напился, наелся, захмелел и лег спать. А вельможа положил его в повозку и повез к царю. Царь тотчас велел прикатить большую бочку с железными обручами. В нее посадили Емелю и Марью-царевну, засмолили и бочку в море бросили. Долго ли, коротко ли – проснулся Емеля; видит – темно, тесно. – Где же это я? А ему отвечают: – Скучно и тошно, Емелюшка! Нас в бочку засмолили, бросили в синее море. – А ты кто? – Я Марья-царевна. Емеля говорит: – По щучьему веленью, по моему хотенью – ветры буйные, выкатите бочку на сухой берег, на желтый песок... Ветры буйные подули. Море взволновалось, бочку выкинуло на сухой берег, на желтый песок. Емеля и Марья-царевна вышли из нее. – Емелюшка, где же мы будем жить? Построй какую ни на есть избушку. – А мне неохота... Тут она стала его еще пуще просить, он и говорит: – По щучьему веленью, по моему хотенью – выстройся каменный дворец с золотой крышей... Только он сказал – появился каменный дворец с золотой крышей. Кругом – зеленый сад: цветы цветут и птицы поют… 7. Счастье. А в ту пору царь ехал на охоту и видит – стоит дворец, где раньше ничего не было. – Это что за невежа без моего дозволения на моей земле дворец построил? И послал узнать-спросить, кто такие.Послы побежали, стали под окошком, спрашивают. Емеля им отвечает: – Просите царя ко мне в гости, я сам ему скажу. Царь приехал к нему в гости. Емеля его встречает, ведет во дворец, сажает за стол. Начинают они пировать. Царь ест, пьет и не надивится: – Кто же ты такой, добрый молодец? – А помнишь дурачка Емелю – как приезжал к тебе на печи, а ты велел его со своей дочерью в бочку засмолить, в море бросить? Я тот самый Емеля. Захочу – все твое царство пожгу и разорю. Царь сильно испугался, стал прощенья просить: – Женись на моей дочери, Емелюшка, бери мое царство, только не губи меня! Тут устроили пир на весь мир. Емеля женился на Марье-царевне и стал править царством. Мотивационным фактором активности «Самородка» является выделение каких-либо уровней развития. Например, уровни экономического продвижения – из нищеты к богатству, социального развития – от подчиненного до руководителя, творческого роста – из исполнителей в авторы (режиссеры). Чтобы что-то стало происходить в жизни «Самородка», ему нужно увидеть себя хуже кого-то, соответственно, увидеть кого-то лучше себя. Если главный герой инициирует процесс, то он будет находить образцы для подражания всегда более высокого порядка и мечтаний, чем в настоящее время. Одно из чудесных свойств «Самородка» – он умеет почувствовать, когда приходит его время. Он может терпеть, долго ждать, но когда приходит «его время», он ни за что его не упустит и реализуется на все 100 %. Примером воплощения мечты «Самородка» служит история Соичиро Хонды, крупнейшего автопроизводителя Японии. Хонда был первенцем в очень бедной семье, жившей в японской аграрной провинции Хамаматсу, сыном бедного кузнеца, занимавшегося починкой велосипедов. Соичиро был бедным учеником и часто прогуливал школьные занятия, поскольку ненавидел формальный процесс обучения, который предлагала школа. Он предпочитал технику экспериментирования и всегда лучше учился на своем опыте и ошибках. Он всегда любил машины и механические устройства и был буквально загипнотизирован, когда, будучи еще ребенком, впервые увидел автомобиль. Вот цитата из его биографии: «Забыв обо всем на свете, я бежал за машиной... Я был глубоко взволнован... Я думаю, что именно тогда, хотя я был совсем маленьким, у меня родилась идея, что когда-нибудь я сделаю машину сам». Если «Самородок» выступает инициатором процесса, то он будет искать смысл, ради которого он будет действовать. Ему важно «видеть» и понимать, как предстоящее действие ведет к дальнейшему росту. Часто, для того чтобы что-то стало происходить в жизни «Самородка», ему нужно утратить какой-либо ресурс, чтобы был повод найти еще более мощный в себе. Например, нужно себя «макнуть в грязь», чтобы в очередной раз найти повод выбираться и выживать. Свежим примером такого случая является персонаж С. Маковецкого из фильма Н. Михалкова «12». Инженер советской формации делает талантливое изобретение, что поднимает его в ожидаемом признании. Но изобретение не принимается в нашей стране, и «Самородок» не находит сил дальше реализовываться, опускаясь материально, духовно и морально… чтобы затем подняться. И сегодня, в момент повествования истории, главный герой уже возглавляет представительство крупной зарубежной компании, купившей его изобретение. Бывает, что сценарий «Самородок» включается и в том случае, когда человек понимает, что достиг «потолка», совершенства, предела развития в какой-то сфере. И тогда находит что-то еще, что на данный момент является менее статусным, денежным, уважаемым, но при этом более перспективным и потенциальным в будущем. Негативный сценарий развивается в том случае, когда главного персонажа не признает окружение. «Самородок» находится в представлении о себе, о своем таланте как человеке с большим потенциалом, чем это признает окружающее сообщество. И тогда, не признанный, он начинает мстить, доказывать другим, чтобы его признали. Либо смиряется с несправедливостью и становится скромником, святошей, мучеником. Обычно скромный или стеснительный человек имеет историю с глубоко внутри нереализованной агрессией вовне.
Часто уже на пике славы о «Самородке» идет молва как о «баловне судьбы», человеке, которому все достается легко, играючи, и что сам он может даже пальцем не шевелить, а «богатьства всякые ему сами в руки идуть». Вспомним опять же сказки «По щучьему веленью», «Сивка-бурка», «Кот в сапогах». Леность «Самородка» является волшебной, будто есть волшебный помощник. Один из ярких представителей этого сценария, рассказывая о своей жизни, отметил, что в любых ситуациях у него всегда находился «козырный туз за пазухой». Иногда можно перепутать сценарий «Самородок» со сценарием «Лжесамородок». Их отличие не всегда заметно, но существенно. «Самородок» сам раскрывает в себе волшебные способности, в то время как «Лжесамородок», не имея своего таланта, напрямую манипулирует другими, поднимаясь в жизни – до поры до времени – за чужой счет. Еще одним отличительным признаком сценария «Самородок» является момент «своего времени»: «всему свое время», «не упустить свой шанс». Все происходит так, будто «Самородок» ждет, накапливает силы, зреет. Одно из чудесных свойств «Самородка» – он умеет почувствовать, когда приходит его время. Он может терпеть, долго ждать, но когда приходит «его время», он ни за что его не упустит и реализуется на все 100 %. Легенда сценария «Самородок»
«…Уроженец маленького шахтерского Пласта. Как сотни тысяч уральцев – выходец из рабочей семьи, как тысячи – выпускник политеха. Трудное послевоенное детство, вечерняя школа, работа на заводе, армия, институт и вновь завод… Типичнейшее начало биографии, но если перелистнуть ее к пятидесяти годам, вдруг окажется, что герой – один из самых влиятельных людей города». «…Название колбасы, а затем огромного Центра пищевой индустрии, в котором соединились начала фамилий Александра Аристова и Юрия Антипова, стало еще и символом идеального партнерства». «И человеку «новой формации», созревшему раньше времени, пришлось дожидаться своей поры. Час настал в 1985-м». «Моя мальчишеская мечта – полетать на настоящем истребителе. Шесть лет назад я ее осуществил. Еще с детства мечтал иметь мотоцикл. Сейчас есть отличный байк – за три секунды сто километров выжимает». Вся история XX века прошла под эгидой сценария «Самородок». Революция в России, «американская мечта» во всех ее проявлениях… Поэтому его можно еще назвать «сценарий мечты». Просто те люди, которые не достигают своих целей и считают себя неуспешными, недомечтали свои мечты и перестали верить, что их время когда-нибудь придет. Пожалуй, именно люди со сценарием «Самородка» придумали девиз «Возможно все» и поэтому живут в мире изобилия. Все статьи этого номера Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009 |
Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль | ||
![]() |
|