Вышел специальный выпуск, Михаил Дегтярев, 2009            Вышел новый номер журнала №7 2009                Новая рубрика на сайте - Истории для размышления               В архиве заполнен №7 август за 2008 год               Новые статьи в рубрике Nota bene                       Дарио САЛАС СОММЭР. Иллюзия или реальность?                       Следите за новостями
 
    О журнале     Свежий номер     Авторы     Мероприятия     Архив     WEB     Подписка     Рекламодателю     Новости     Nota bene     Книги     Интересное      


Архив


Анатолий ИЛЬЯХОВ

Языковой код современного бизнеса. Словарь: клиент, харизма

Представление рубрики
В качестве ведущего рубрики «Этимология бизнеса» я как филолог-комментатор (с греч. филио – люблю, логос – язык) займусь исследованием русского языка, преимущественно в части слов, имеющих отношение к бизнесу;  составлением различного рода «записок» об истории слов, толкованием их происхождения и корневого смысла.

...В Древней Греции постановщики драм, стремясь помочь зрителям, нанимали специальных людей, commentators, громко толковавших по ходу действия обо всем, что происходило на сцене. Их комментарий вызывал не меньший интерес, чем сама пьеса, усиливая воздей­ствие игры актеров и авторского замысла на эмоциональное состояние зрителей.

Ораторы перед публичными выступлениями готовили письменные заметки, комментарии, представлявшие собой выдержки из текстов литературных произведений или собственные мысли. Римляне широко применяли комментарии в виде примечаний к рукописям, книгам; или это были сопроводительные и, возможно, критические замечания и соображения к чужим служебным докладам. В римской литературе комментариями назывались всевозможные «записки» о правах и обязанностях жрецов, гадателей, цензоров, консулов. К примеру, «Записки о Галльской войне» Цезаря считались не историческим сочинением, а комментарием.

Начнем с термина «этимология».

У эллинов этимон – истина. Выходит, этимология – это поиск истины в словах и словообразованиях. Но поиск истины не может быть наукой, только очаровательным искусством интуитивных предположений! И чем дальше в глубь тысячелетий мы заберемся, тем ближе окажется истина.


Вышние силы повинуются закону речи. Люди узнают друг друга по дару речи. Силы преисподней откликаются на заклинания речи.
Праджапати


Справедлив вопрос: «Стоит ли нам в своей рубрике заниматься бизнес-этимологией, если это удел высоких эмпирей?» Кто хоть однажды задумался о происхождении слова и нашел подтверждение своих предположений, уже этимолог! В доказательство приведу слова русского философа А. С. Хомякова: «Этимология есть беседа с прошедшим, с мыслию минувших поколений, вычеканенного из звуков». Мы же с вами, как бы обращая время вспять, будем создавать генеалогическое древо поискового слова и, в конце концов, доберемся до первородного корня, получим то, что ищем…

В этимологии часто обращаются к материнским корням, большей частью античным. Это происходит оттого, что Русь получила христианскую веру из Византии (ныне Стамбул), а Византия – часть великой Римской империи. Рим, как известно, в свое время поглотил несчаст­ную Грецию. Прежде Византией, вернее, Византием, владели греки-мегарцы, основавшие город в 658 г. до н. э.­ Оттого в русском языке так часто встречаются слова с древнегреческими и латинскими корнями. Нередко одно «новорожденное» русское слово состоит из двух античных половинок ­прежнего значения («виадук» – от лат. via – дорога, путь и duco – веду). Соединение их через тысячелетия позволяет обеим половинкам извлекать пользу из новых обстоятельств. Часто соединяются противоречия, хотя сие связано с логикой, поскольку она призывает к равновесной, эквивалентной концепции. Но объяснить до конца логические причины этимологических связей невозможно, как и понять их генезис.

Этимология бизнеса ставит задачу вооружить делового человека общекультурными знаниями и обогатить историческими корнями, чтобы лучше понять себя и свое дело, его ментальную языковую карту.

Теперь о том, что такое «термин».

Заглянем в «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля:

термин – «выраженье, слово, реченье, название вещи или приема, условное выражение». В позднелатинской литературе terminus обозначал слова или словосочетания, являвшиеся точным, ограниченным обозначением предметов, процессов науки, искусства, техники, промышленности.


Зри в корень.
Козьма Прутков



Но я обещал «беседовать с прошлым»…

…История римлян знает время, когда пахотные земли и пастбища никому конкретно не принадлежали, каждый пользовался ими в меру своих сил и возможностей. Так было еще при справедливом и мудром Нуме Помпилии, втором после Ромула правителе Рима. С некоторых пор стали приходить к царю простые люди, каждый с жалобами на соседа, будто он чужой участок земли прихватил. Дня не проходило без подобного случая! И тогда Нума призвал всех римлян к себе и сказал им:

«Я велю раздать землю Рима каждому, по справедливости. На границе своего участка установите тяжелый камень или дубовую колоду. И чтоб стояли знаки вашей собственности долго и надежно, защищая вашу свободу и достаток. Так велел мне мудрый бог межи Термин, которого вы с этих пор будете почитать».

Еще он сказал, чтобы римляне установили те межевые камни с обязательными церемониями: зажигали огонь в яме, закалывали жертвенное животное так, чтобы кровь текла в яму, бросали туда же ладан и плоды, лили мед и вино и только тогда выставляли знак свой пограничный «terminus», украшенный венком и помазанный маслом.

В честь Термина царь Нума воздвигнул на Капитолийском холме в Риме каменный ­храм – чтобы бог охранял границы государства римского. Царь объявил 23 февраля, рубеж сельскохозяйственного года, большим праздником, назвав его Терминалиями. С тех пор ежегодно в этот день жрецы бога с крестьянами приходили к межевым терминам, где приносили бескровные жертвы: хлеб, мед, вино, украшали их цветами, а после весело пировали и радовались жизни.

Долгое время человеку, сдвинувшему термин в своих интересах, грозила смертная казнь. В Римской республике такое преступление каралось большим денежным штрафом, а при императоре Адриане – изгнанием, каторгой и конфискацией имущества. Постепенно антич­ное понятие «термин», священная межа, затушевалось, отображая закономерные изменения в обществе…

Помимо «термина» в современном восприятии можно встретиться со словом «терминальный» – это когда нужно показать конечные результаты своих выводов. И еще. В последнее время появилось супермодное слово «терминатор»: астроному оно известно как граница света и тени на поверхности Луны, планеты или спутника.

Завершим наше первое знакомство рассмотрением (толкованием) нескольких часто используемых слов.


СЛОВАРЬ


КЛИЕНТ
– с лат. cliens – послушный.

Своего постоянного покупателя или заказчика можно называть клиентом. У адвокатов клиенты пользуются их услугами, к нотариусу приходят клиенты со своими документами, требующими заверения в подлинности. Промышленные учреждения, кредитные учреждения, банки и т. п. имеют деловые отношения с клиентами, проводящими через их учреждения свои финансовые операции. Они их клиентура.

Понятие «клиентелы» появилось на ранней стадии рабовладельческого строя в Италии, примерно в VI в. до н. э. Выражалось в подчиненной зависимости бедной и незнатной части общества главе рода или большой семьи. Это случилось, когда социальная ситуация вызвала необходимость искать влиятельных и богатых покровителей. В первую очередь, клиентами становились младшие члены семьи или рода, затем дальние родственники и просто бедные односельчане, попавшие под патронат из-за финансовых затруднений.

Клиентела находилась в большой зависимости от своего патрона, но обязательно пользовалась его моральной и материальной поддержкой. В свою очередь, клиенты работали на его полях, сопровождали на войне или охраняли покой семьи патрона. Клиенты поддерживали его в политической борьбе за власть и привилегии в обществе. Они же не имели права свидетельствовать друг против друга в суде. А патрон, со своей стороны, обязан был защищать интересы своих клиентов, порою в ущерб собственной репутации, рискуя жизнью. Обычно поутру клиенты сходились у дома патрона, дружно приветствовали его после сна; они обменивались приветствиями и всякого рода дружественными репликами.

В результате перерождения римского общества со временем институт клиентелы постепенно исчез, зато в городах Римской империи появился новый класс свободных граждан – плебс, у которого сложились немного иные, но все равно зависимые отношения с правящим классом – патрициями.

ХАРИЗМА – греч. charism – божественный дар.

О человеке с необыкновенными способностями или исключительной одаренностью говорят, что он обладает или наделен харизмой (от греч. charites – хариты). Но это не его заслуга, а «милость Божья».

В греческой мифологии хариты – богини красоты и женской прелести. С их непосредственного участия в обществе происходят веселые и радостные события, светлая праздничная жизнь. Хариты – дочери Зевса и Евриномы (дочь Океана). Их немало в сонме греческих богов, вот имена наиболее известных: Аглая («Блеск»), Ауксо («Приумножающая»), Гегемона («Руководящая»), Евфросина («Радость»), Клета («Желанная»), Талия («Цвет»), Тало («Цветение»), Пейто («Убеждающая»), Фаенна («Сияющая») и другие. После порабощения Греции римлянами хариты «перебрались» в римскую религиозную жизнь, где стали грациями. Каждая из них могла одарить человека каким-либо творческим даром, искусством. Вот почему в современном восприятии харизма стала синонимом «божественного дара». Харит можно было встретить в свитах Афродиты, Диониса и Аполлона, когда они путешествовали по миру. При матриархате верховная жрица-мать избирала царя-жреца в качестве своего «возлюбленного»; при этом обязательно присутствовала одна из харит, которая благословляла их недолгий брак – до принесения в жертву супруга.

Античные художники изображали харит стройными девушками с музыкальными инструментами в руках.


Все статьи этого номера


Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009
  Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль
 


 
Карта сайта