Вышел специальный выпуск, Михаил Дегтярев, 2009            Вышел новый номер журнала №7 2009                Новая рубрика на сайте - Истории для размышления               В архиве заполнен №7 август за 2008 год               Новые статьи в рубрике Nota bene                       Дарио САЛАС СОММЭР. Иллюзия или реальность?                       Следите за новостями
 
    О журнале     Свежий номер     Авторы     Мероприятия     Архив     WEB     Подписка     Рекламодателю     Новости     Nota bene     Книги     Интересное      


Архив


Вадим МОРОЗОВ

Универсальный смысловой код успеха. Сценарий "Искупитель"

Пожалуй, именно про этот сценарий существует сказочная приговорка: «Сказ­­ка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Этот же сценарий можно назвать «Правдоискатель» или «Законодатель».

С одной стороны, мотив, заложенный в данном сценарии, является мощнейшим кодом внушения на искупление, прощение, принятие с последующим созидательным действом, проповедуемым в различных культурах. Например, в христианстве история о Павле, превратившемся из тирана в одного из апостолов. С другой стороны, этот мотив – один из самых действенных «крючков» манипуляции, шантажа и порчи, построенный на усилении чувства вины человека. Пример: «Ах, Иван-царевич, что же ты наделал? Если бы ты еще только три дня подождал, я бы вечно твоей была. А теперь прощай. Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, у Кощея Бессмертного...» («Царевна-лягушка», русская народная сказка). Или «Если ты не купишь мне… то ты меня не любишь», или «Съешь кашку, а то расстроишь мамочку и будешь плохим мальчиком…», или «Позолоти ручку, счастье нагадаю, а не то не будет счастья тебе с суженым…» (из жизни).

Данный сценарий, если говорить языком психологии, построен на мотиве «чувства вины» или «стыда».

По мнению психологов, стыд и чув­ство вины переживаются как неудовлетворенность собой, самоосуждение или самообвинение. Из определений становится ясно, что это эмоции, полностью обусловленные социально. Они формируются в ходе усвоения этических норм и правил поведения человека в конкретном обществе и культуре.

Стремление человека избежать подобных переживаний побуждает его к поведению, направленному на самосовершенствование, приобретение знаний и умений, развитие способностей. Фокусируя внимание человека на собственных поступках и качествах, стыд способствует развитию самосознания, самоконтроля, самокритичности. А также считается эмоцией, которая побуждает человека делать самые значимые выводы о себе и, соответ­ственно, кардинальные и решительные действия.

Алгоритм сценария «Искупитель»:
  1. Есть правило, зарок, запрет, который нарушается главным персонажем.
  2. Происходит что-то ужасное, злое.
  3. Главный герой выбирает искупить вину, исправить ошибку.
  4. Главный герой учится у других (волшебных существ), получает уроки. Делает добрые дела и получает волшебную силу.
  5. Главный герой проявляет силу, исправляет ошибку, и все становится даже лучше, чем было прежде.
  6. Принимает решение о создании пространства со своими правилами.
  7. Счастье.
Сказки, рассказанные по алгоритму сценария «Искупитель»: «Марья Моревна», «Царевна-лягушка», «Семеро козлят», «Три поросенка», «Гуси-лебеди», «Снежная королева», «Двенадцать месяцев», «Король-лягушонок».

Современные истории, построенные по этому алгоритму: «Игра», «Ванильное небо», «Лжец, лжец…».

Источником сценарных кодов (см. «Бизнес-Ключ» №7, №8 2007) являются русские народные волшебные сказки. Рассмотрим, как разворачивается данный сценарий на примере сказки «Марья Моревна».

1. Есть правило, зарок, запрет, который нарушается главным персонажем.
Марья Моревна, прекрасная королевна, взяла Ивана-царевича с собой в свое государство; пожили они вместе сколько-то времени, и вздумалось королевне на войну собираться; покидает она на Ивана-царевича все хозяйство и приказывает:
– Везде ходи, за всем присматривай, только в этот чулан не моги заглядывать!
Он не вытерпел, как только Марья Моревна уехала, тотчас бросился в чулан, отворил дверь, глянул – а там висит Кощей Бессмертный, на двенадцати цепях прикован.

2. Происходит что-то ужасное, злое.
Кощей выпил три ведра воды, взял свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все двенадцать порвал.
– Спасибо, Иван-царевич! – сказал Кощей Бессмертный. – Теперь тебе никогда не видать Марьи Моревны, как ушей своих! –
и страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну, прекрасную королевну, подхватил ее и унес к себе.

3. Главный герой выбирает искупить вину, исправить ошибку.
А Иван-царевич горько-горько заплакал, снарядился и пошел в путь-дорогу:
– Что ни будет, а разыщу Марью Моревну!

4. Главный герой учится у других (волшебных существ), получает уроки. Делает добрые дела и получает волшебную силу.
Долго шел он не пивши, не евши. Попалась ему навстречу заморская птица с малыми детками. Иван-царевич говорит:
– Съем-ка я одного цыпленочка.
– Не ешь, Иван-царевич! – просит заморская птица. – В некоторое время я пригожусь тебе.
Пошел он дальше; видит в лесу улей пчел.
– Возьму-ка я, – говорит, – сколько-нибудь медку.
Пчелиная матка отзывается:
– Не тронь моего меду, Иван-царевич! В некоторое время я тебе пригожусь.
Он не тронул и пошел дальше; попадает ему навстречу львица со львенком.
– Съем я хоть этого львенка; есть так хочется, аж тошно стало!
– Не тронь, Иван-царевич, – просит львица. – В некоторое время я тебе пригожусь.
 – Хорошо, пусть будет по-твоему!

5. Главный герой проявляет силу, исправляет ошибку и все становится даже лучше, чем было прежде.
Приезжает царевич к Марье Моревне; она выбежала, бросилась к нему на шею:
– Как тебя Бог сохранил?
– Так и так, – говорит. – Поедем со мной.
– Боюсь, Иван-царевич! Если Кощей догонит, быть тебе опять изрублену.
– Нет, не догонит! Теперь у меня славный богатырский конь, словно птица летит…
Долго ли, коротко ли – нагнал Кощей Ивана-царевича, соскочил наземь и хотел было сечь его острой саблею; в те поры конь Ивана-царевича ударил со всего размаху копытом Кощея Бессмертного и размозжил ему голову, а царевич доконал его палицей.

6. Принимает решение о создании пространства со своими правилами.
Погостили они, попировали и поехали в свое царство.

7. Счастье.
Приехали и стали себе жить-поживать, добра наживать да медок попивать.


Стыд – эмоция, возникающая в результате осознания несоответствия, реального или мнимого, своих поступков или неких индивидуальных проявлений принятым в данном обществе и им самим разделяемым нормам или требованиям морали.
Специфика. При его переживании акцентируется самосознание, и индивид начинает воспринимать себя как маленького, беспомощного, скованного, глупого, ни к чему не годного и не способного. Исходно к переживанию стыда ведут ситуации социального неодобрения неудач индивида.
Согласно З. Фрейду, источником чувства вины является страх, который позднее трансформируется в совесть. Этот страх выступает в двух формах – двух источниках вины:
– страх перед авторитетом принуждает к отказу от удовлетворения первичных позывов;
– страх перед Сверх-Я принуждает к отказу от запретных желаний и реализует наказание.


Успешный «Искупитель» не заостряет внимание на ошибках. Хотя при этом, однажды совершив роковую ошибку, «Искупитель» научается хорошо видеть ошибки других.

Исправив свою ошибку, усовершен­ствовав себя, он приобретает убеждение, что каждая ошибка – это повод чему-то научиться в жизни. Часто у него появляется способность из явного недостатка делать открытие, превращая это в достоинство.

Пример тому – бритвенный король Кинг Жиллетт.

...Однажды в дом пришла беда. В 1871 году пожар уничтожил лавку Жиллетта-отца. Видя опустевшие глаза отца, его буквально опустившиеся руки, Кинг решает во что бы то ни стало найти свое дело, научиться изобретать, чтобы вернуть покой и радость в дом…
…Летом 1895 года его осенило… Жиллетт задумал принципиально иной бритвенный станок с другим лезвием –
тонким, прочным, легким и дешевым, чтобы его можно было выкидывать и заменять после каждого бритья. То, что являлось большим недостатком, превращалось в несомненное достоинство. И это становилось лучшим на тот момент предложением для мужчин.

Трансформирующим жизнь «Искупителя» является момент осознания истины, принятие главным героем другой, иногда противоположной точки зрения, жизненной позиции. Это урок, который преподносит ему жизнь. И этот урок становится моделью того, что является истинной ценностью – открытие границ в себе и в Мире. Поэтому очень часто «Искупители» после периода запретов и ограничений в их жизни одержимы открытиями, чем-то новым. Яркий пример – история самого богатого американца середины XX века Говарда Хьюза.

...Мать Говарда Хьюза водила ребенка к психиатрам только затем, чтобы предупредить возможный невроз. В результате Говард получил все фобии, от которых мама старалась его уберечь. Говард, зная, что малейшее покалывание ввергало ее в тоску и отчаяние, старался не расстраивать мамочку. Однако вскоре нездоровье стало его любимым оружием: сыновнее хныканье вызывало такой поток сострадания со стороны Эллин Хьюз, что умный мальчик взял этот метод на вооружение. Современники уверяли, что в характере юного Хьюза не было ни малейшего намека на гениальную деловую прозорливость, беспредельный авантюризм и твердость характера, которые вскоре превратят его в культового героя Америки.

Как только Хьюз почувствовал свободу, он открыл для себя неведомые до сих пор границы во всем, к чему только чув­ствовал влечение. Хьюз вложил деньги в кинопроизводство – и преуспел. Хьюз был отчаянно смелым летчиком-испытателем, постоянно рисковал жизнью и бил все воздушные рекорды. К тому же он считался подающим большие надежды авиаконструктором: на вышедшем из его собственной лаборатории самолете Говард Хьюз совершил кругосветный перелет. Хьюз был гениальным предпринимателем. Он вкладывал свои деньги во все, что приносило доход. К концу жизни он был так влиятелен, что к его мнению прислушивался президент.

Ключевой мотив активности «Искупителя» кроется в том, чтобы постоянно отыскивать несовершенные формы: продукта, отношений, правовых норм, мироустройства и влиять на это, преобразовывая их.

Чтобы что-то стало происходить в жизни главного героя, ему нужно находиться в состоянии нарушения каких-либо правил, ограничений.

При этом важным является тот самый момент «первого наказания». Негативный сценарий может развиваться следующим образом. Если нарушение «Искупителя» не пресекается, то он вырастает и становится правонарушителем, бандитом, революционером-террористом. Если наказание, получаемое главным героем, чересчур сильное или за ограничениями, поставленными ему, «Искупитель» не находит выхода, то он становится обездвиженным, аутичным, запуганным.

Если «Искупитель» находится в позиции инициатора процесса, то он будет создавать свои, новые правила. Обретая свой «урок», «Искупитель» становится носителем «истинного» знания, законов жизни, выведенных на собственном опыте. Он открывает для себя простран­ства, где уже сам создает свои законы, правила и нормы. Поэтому становится законодателем, будь то в семье или в государстве.

Легенда сценария «Искупитель»:
  • Существует некая история (часто скрытая от посторонних глаз), в которой главный герой совершил ошибку и ее исправил, приобретая урок и волшебное свойство.
  • Одно из волшебных свойств – шаг за шагом, раз за разом пробивать, продвигать идею, проявлять упорство (ведь решение принесет искупление).
  • Есть способность перенимать опыт у волшебных персонажей, учителей, моделировать волшебное свойство, то есть учиться у жизни и людей, делать выводы и принимать испытания как жизненный урок.
  • Базовая способность из недостатка делать достоинство. 
  • Создатель своих Миров со своими правилами игры.
  • Всякий новый вызов – это повод открыть новый закон жизни, новую мораль, новое право (правило).
«Искупители» успешно реализуются в законотворчестве, педагогике. В организации это либо приверженные соратники и энтузиасты, способные во время кризиса занять мудрую позицию и поддержать руководителя, либо непризнанные гении, перешедшие в оппозицию. В любом случае «Искупителю» проще во времена стабильности и определенности (в пространстве с определенными законами и принципами), а подвижность и активность у него возникает при обнаружении «ошибки» или «ограничения», не позволяющего дальше спокойно существовать. И чтобы вернуть потерянную стабильность, «Искупитель» будет искать возможность найти выход, и не только его найдет, но и предложит новое, более эффективное решение.


Все статьи этого номера


Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009
  Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль
 


 
Карта сайта