Вышел специальный выпуск, Михаил Дегтярев, 2009            Вышел новый номер журнала №7 2009                Новая рубрика на сайте - Истории для размышления               В архиве заполнен №7 август за 2008 год               Новые статьи в рубрике Nota bene                       Дарио САЛАС СОММЭР. Иллюзия или реальность?                       Следите за новостями
 
    О журнале     Свежий номер     Авторы     Мероприятия     Архив     WEB     Подписка     Рекламодателю     Новости     Nota bene     Книги     Интересное      


Архив


Станислав ЗАГОРОДНИКОВ

Дневник рекламиста. Часть 1

Ежедневные мысли по тому или иному поводу, записанные рекламистом – человеком странной профессии, в которую он впал совершенно случайно.

18 мая
Сижу и думаю: «Кому нужны вся эта реклама и рекламисты, вместе взятые?! И так деться от них некуда. И потом, при чем здесь дневник вообще? У рекламиста дневник – это ежедневник:

17.12. 07: 14-00/ звонить «Азия» – календари А1, офсет 4+0, меловка 215, «лен»;

15-30/ машина, Екат. – проспекты, тираж 3000 (Дина: накладные!!!);

17-00/ счета – на «Аско», срочно!

14-10/ совещание у дизигнеров…

И так 456 дней в году (это если поминутно)».

Зачем люди пишут? Дух просится наружу. Дух – простое и непостижимое торже­ство света, которое только и есть истинный человек, тревожит и просится в убогую тень земную. Один песню написал – лет полста прошло, а люди поют, радуются; другой в подъезде нарисовал… лик Христа. Да нет, не художник, но люди приходят. Если есть начало живое в человеке – просится, ищет выход. Если нет – вход. «А еще я в нее ем!» (это про голову). Но таких мало.

Вот дневники зачем – не знаю. Запечатлеть себя в истории, раз уж знался с сильными мира сего – могу понять. Тще­славие, хоть и слабость, да кто не грешен? Но по большому счету – мелко. Дневник – что? Разговор с самим собою. А я и так надоел себе за день, писать уж и вовсе ни к чему… Значит – с Ним. А если с Ним… Такое не публикуют. Да и как говорить: с Ним не поспоришь, не возразишь. Повезет – можно услышать. Закрыть вентиль суетных слов, несносных мыслей, бесчисленных желаний – больших и малых, и слушать... Молчание нужно.

20 мая
«Скромное обаяние буржуазии» (повеяло Бунюэлем)
Мой старый заказчик, с которым за пять лет работы сложились полуприятельские отношения, горячо негодуя, объяснял мне, почему не хочет платить нам за дизайн буклета, когда в типографии обещают «набросать» оригинал-макет почти бесплатно. Делал он это, перемежая свои доводы страстными рассказами о недавней парусной регате, которая проходила вдоль сказочной французской Ривьеры. Лазурный берег! Мужика просто распирало от впечатлений: Монте-Карло, Ницца, заходящее в морскую пену солнце и вино на палубе арендованной по дешевке яхты. С трудом сдерживаю улыбку: скупому чужой труд всегда кажется чем-то недостойным в сравнении с «вещественными доказатель­ствами» прелести бытия.

21 мая
Красный обруч
Напротив окон моего офиса – детский сад. Временами рад такому обстоятель­ству, временами становится грустно. Но от работы отвлекаюсь в обоих случаях.

Сегодня в садик наведались «озеленители». Обкорнали ветви приусадебных деревьев до ствола – жалкие бревна взывали к небу 10-метровыми перстами, словно раздетые люди. Напоследок кто-то из чудаков с высоты гидравлической люльки забросил обруч на голый ствол. Ярко-красное кольцо, оказавшись на земле, стало неразрешимой загадкой для детских мозгов. Решали всем садиком: сойдутся стайкой и давай дергать, да подкидывать. Некоторые просто не могли угомониться: ведь вот он, обруч – под ногами лежит, а достать невозможно. Что за молодец этот чудак из Горзеленстроя!

Как ни странно, самыми упертыми оказались старшие девочки. Хотели утвердить свое превосходство: на голову выше прочих, они важно подходили к «снаряду» и подкидывали кверху что есть силы. Не выходит. Еще разок. А если подпрыгнуть? Еще. И еще раз. Триумфа не получалось, и они отходили с еще более важным видом, потупив взор, но не сломленные. Потому что (вот это выдержка!) через минут десять они возвращались на исходную и повторяли попытки. Спустя неделю обруча не стало. Как просто убить настоящее чудо! «Нормальные» разноцветные кольца, ненужные и заброшенные, валялись по участку, никого не интересуя и не беспокоя ничьих пытливых мозгов. А ствол осиротел еще раз – его уже не окольцуют. Никогда. Во всем заведении («педагогический коллектив», между прочим!) не нашлось ни одного умного человека, который пробудил бы в малышне воображение. Ведь сколько ярких решений: от гелиевых шариков до перекинутой с крыши веревки!

24 мая
Профессиональное
Единственное, чего следует бояться, – шаблона посредственности. Поучиться бы у собственных детей.

«Колючка моего сознания!» – маленькая Катя о мальчике, который задирается.

25 мая
Путем клиента
В магазинах появились тропические фрукты, о существовании которых не догадывались многие сограждане, главным образом, дети. В крупном супермаркете нашлась светлая голова и последовала за среднестатистическим покупателем, которого можно застать перед лотком с диковинами, глубокомысленно взирающим на поросший «шерстью» рамбутан или причудливую папайю. В результате супермаркет напечатал листовки с описанием «образцов» и способов употребления. Четырехлетняя Катя читает по слогам красочную листовку и вздыхает: «Что-то мне как-то туда захотелось!»

30 мая
Профессионально и просто по-человечески
Если профессионально, то в рекламе нет человека. Его вообще нигде нет. Есть групповые потребности. Массовая застройка, массовые интересы, массовая культура, массовое сознание, массовое потребление. Впрочем, с него (потребления) все и начинается. Это очень технологично: толпой – на работу, производить «типовой» продукт; толпой – после нее оттягиваться (тоже «типа»); толпой – за кормом, в супермаркет, там тоже – все «типа». Встречи – по нужде или корысти либо по биологической потребности (теперь в зависимости от ориентации). «Скрипач не нужен, родной!» – Данелия сказал свое «заднее слово». Это приговор гения. Нужна «целевая аудитория». Нас «толпят» по различным признакам, делают это умело и совершенно цинично. Технология! Мы «толпимся» – а куда деться? Удобно! Действительность напоминает птицефабрику. Кстати, зачем птенцам прижигают клювы?

Ненужность Человека пугает. Востребованность толпы еще больше. А куда деться – в лес? Широка страна родная, только зачем рождаться человеком? Если «в лес», то зверем и надо было. Зверем! Зверю хорошо, он настоящий, по-другому не умеет. Чего теперь делать-то? «Делай свое дело. Делай так хорошо, как только можешь сегодня», – говорю я себе почти с рождения (интуитивно – точно с рождения), и почти с рождения – «в пролете». Если «хорошо», то кропотливо и долго – штучная работа. На это не проживешь. «Скрипач не нужен»!

Потом всей безмозглою толпой ищем гениев. Иногда находим одного, но это еще хуже, потому что не знаем, куда его приспособить. Не понимаем: что он делает, зачем и почему так, а не «как у всех, только вот здеся вот – желтенькую полоску, пожалуйста!» Зачем было искать?

Иногда ощущаешь близость предела. Как запах близкой воды в темноте. Пусть тогда хоть кто-нибудь скажет: «Скрипач нужен! Нужен, родной». Ну, хоть кто-нибудь!

31 мая
Уроки креативного мышления
Поучиться у людей поумнее не зазорно. А за деньги – сегодня даже престижно. Денег нет. На престиж наплевать давно. Учусь у собственных детей. Не пожалел ни разу.

Андрюша любит придумывать загадки на ходу.

– Сколько сторон у круга?
– Бесконечное множество.
– Нет. Точно скажи!
– Как это – точно?!
– До одного.
– Ничего себе! Нет у него сторон с точностью до единицы!
– Есть.
– Сколько?
– Все!

1 июня
Чего хочу? Хочу знать свое место и не занимать чужого. Хочу детей вырастить людьми, которые знают, зачем родились на свет, и потому были бы верны себе и счастливы. Чтобы познали труд, как сотворчество с Богом этого мира, и не стеснялись иметь это знание. Как непросто научиться любить! Дай им Бог. Хочу научиться любить радостно и не больно.

2 июня
Охота на Ангелов
Старики любят побухтеть: «В наше время…» А мне нравится. Сегодня все напоминает сезон охоты. Все-на-всех: сплошной адреналин – попробуй не увернись! На конференции по использованию архетипов в маркетинге одна дама (руководитель службы маркетинга крупного банка) компетентно заявила: «Маркетинг – вообще циничная наука!» Вступили в полемику. По мне, так наука ни при чем. Шилом, к примеру, и убить можно, только мастеровым людям оно для другой надобности. Но иногда дей­ствительно – смешно даже.

Табличка на столбе путепровода: «Переходя пути, убедись в отсутствии поезда!» На том же столбе, чуть ниже: «Изготовление памятников. Телефон. Адрес». Еще наблюдение. Иду вдоль прилавка, глазам не поверил, что за чертовщина: «Филе Ангела. 198 руб.» (ценник в отделе морепродуктов).
Почем нынче крылья?

8 июня
Вошел в рекламу, спустя пару лет как потерял первую жену. Никогда раньше не думал, что займусь этим. Странная связь, которой, может, и нет вовсе, но по прошествии 12 лет понимаю – ничего странного. Наташа тоже входила в эту реку: нехотя, по необходимости рекламируя все, что продавала ее фирма. Фирма продавала все подряд, как и многие в те веселые 1990-е, однако по большей части – оружие, боеприпасы, снаряжение.

Меня, как и ее, пригласил знакомый. Так же как и ее знакомый, мой оказался «генеральным». Предложил создать отдел. Думал недолго: поразмыслив с минуту над хитросплетениями аналогий в замысловатой судьбе, согласился. Контора моего «генерального» занималась прямо противоположным делом: производила милицейские «мигалки».
Карма – великая возможность восстановить утраченное равновесие...

10 июня
К счастью, занимаюсь тем, подо что «Богом заточен», создаю символы. Первый, который «за деньги», давался непросто. Концепция и фор-эскизы «генерального» устроили, но он сомневался. Что-то не давало парню сказать решительное «да!», несмотря на мою активную корыстную поддержку. Идея знака заключалась в спирали, которая символизировала развитие. Она была стилизована под микросхему, вписана в ромбик и т. д. Но с этой-то спиралью, казалось, и была проблема: что-то мешало, хотя графика была простой по форме и ясной по содержанию. Взяли тайм-аут на несколько дней – символу надо «отстояться». Время уходит, напряжение растет (теряю темп общения с заказчиком), а неуловимое «нечто» не ловится. Тут мне снится…

17 марта 1997. Сон рекламиста № 10816.

Я и Наташа – в родильном доме. По всему видно, что очутились там со вполне недвусмысленным намерением. Спокойно входим в родзал, жена деловито ложится в кресло; начинаем рожать. Мучаемся долго, но безрезультатно – ребенок идет, как попало, задом наперед будто. Смена мечется бестолково, машут руками; я ору без разбора и пытаюсь принять посильное участие – в общем, мама, не горюй, что творится! В какой-то момент бывшая супруга встает с кресла: «Ну, хватит с меня! Сегодня мне рожать надоело. Придем в следующий раз, понял?» Чего ж непонятного: хватит – так хватит. Берет меня за руку, уходим.

Выпрыгиваю из собственного сна, как из горящего поезда, но с холодной спиной. Впопыхах перебираю смутным рассудком обстоятельства, отметая худшие. Тут меня осенило: долго нащупываю выключатель, ворошу бумаги.

Вот: последние эскизы. Точно! Надо всего лишь повернуть спираль на знаке другой стороной: вправо, по сол­нышку!

«Генеральный» так и не понял, что изменилось (не сон же ему рассказывать), но с первого взгляда утвердил вариант как окончательный. Понятное дело, «не все йогурты одинаково полезны»: сны не справочник. Но тот оказался кстати.

www.logotype.su


Все статьи этого номера


Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009
  Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль
 


 
Карта сайта