Вышел специальный выпуск, Михаил Дегтярев, 2009            Вышел новый номер журнала №7 2009                Новая рубрика на сайте - Истории для размышления               В архиве заполнен №7 август за 2008 год               Новые статьи в рубрике Nota bene                       Дарио САЛАС СОММЭР. Иллюзия или реальность?                       Следите за новостями
 
    О журнале     Свежий номер     Авторы     Мероприятия     Архив     WEB     Подписка     Рекламодателю     Новости     Nota bene     Книги     Интересное      


Архив


Вадим МОРОЗОВ

Универсальный смысловой код успеха. Сценарий "Герой"

Решив стать успешным, человек автоматически попадает в «матрицу» культурно­-социальных паттернов (правил, прин­ципов, стереотипов, алгоритмов). Изучая сказки и мифы, мы открыли алгоритм, объединяющий все волшебные сказки как прототипы «историй успеха» (см. «Бизнес-Ключ», №7 2007, «Сценарий – смысловой код истории успеха»).
  1. Было вот так.
  2. Вдруг что-то произошло (так, как было раньше, больше нельзя).
  3. Главный герой делает выбор.
  4. Волшебство.
  5. Проявление обретенной главным героем силы: битва, чудесное превращение, открытие.
  6. Испытания для закрепления силы.
  7. «И стало счастье».
Алгоритм, обнаруженный в волшебной сказке, содержит универсальный социальный код успешности и позволяет по аналогии воссоздать или анализировать любую историю успеха.

При этом сюжеты всех волшебных сказок разворачиваются по четырем базовым сценариям (и в сочетании друг с другом): «Герой», «Законодатель», «Самородок», «Искатель». Эти сценарии просматриваются в древних мифах и сказках, в современных художе­ственных произведениях: книгах, фильмах, на политической арене и экономическом карьерном олимпе. При всем разнообразии тем ключевая канва текста, описывающая успех человека, разворачивается только по одному из четырех сценариев.

Наиболее узнаваемый в культуре сценарий – «Герой» («Спаситель»).
Алгоритм сценария таков:
  1. Жили-были…
  2. Кто-то попал в беду.
  3. Выбор главного героя – спасти (помочь, вызволить).
  4. Что-то, кто-то волшебное помогает главному герою.
  5. Спасение того, кто попал в беду. Проявление главным героем силы: сражение, битва, чудесное превращение.
  6. Испытание для главного героя: предательство, непризнание заслуг.
  7. Счастье.
Сказки, рассказанные по алгоритму сценария «Герой»: «Иван-богатырь», «Калинов мост», «Илья Муромец», «Оловянный солдатик», «Щелкунчик», «Доктор Айболит».

Современные истории, построенные по этому алгоритму: «Крепкий орешек», «Армагеддон», «Терминатор», «Рэмбо», «Храброе сердце».

Рассмотрим, как разворачивается сценарий на примере русской народной сказки «Иван-богатырь».

1. Жили-были…

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик да старуха. Детей у них не было. Сколько старик со старухой ни тужили, ни горевали, сколько разных знахарей ни звали, детей все нет и нет.

И вот приснился старухе сон: будто есть в глухом лесу тихое озеро, и водится в том озере рыба – золотое перо. Коли золотую рыбку съесть,  сын народится...

…Уху выхлебали, рыбу съели, и в тот же день старуха понесла.
 Родился у них сын по имени Иван.

2. Кто-то попал в беду.

А в ту пору потерялись у царя три дочери: похитил их Сам с ноготок, борода с локоток, Кощеев племянник. Сколько ни искали, никак найти не могли. Ездили и князья, и бояре, да никто назад не воротился. Кликнул царь клич по всем волостям, по всем деревням: «Коль найдется удалец и дочерей сыщет, тому при жизни полцарства отпишу, на любой из трех царевен женю!»

3. Выбор главного героя – спасти (помочь, вызволить).

Стал Иван проситься у отца с матерью:

– Благословите меня идти царских дочерей искать.

Родители отговаривают:

– Что тебе, сынок, за нужда неведомо куда идти да, может, там и свою буйную голову сложить? Лучше бы невесту приглядел да женился, чем шататься по чужой стороне.

А сын на своем стоит:

– Пришла пора мне на белый свет поглядеть. Чужая дальняя сторона не убавит ума.

4. Что-то, кто-то волшебное помогает главному герою.
  • И стал в путь-дорогу собираться. Перво-наперво пошел в кузницу и говорит кузнецам:
– Скуйте мне палицу в триста пудов, да такую, чтобы не ломалась, не гнулась, не плющилась… Ну, спасибо, теперь по мне палицу сковали.
  • Бабушка-задворенка:
– Есть за тридевять земель, в тридесятом царстве каменная гора выше облаков. В середине горы железный ларец замурован, а в том ларце яйцо, в яйце Кощеева смерть.

5. Спасение того, кто попал в беду.
  • И в ту же минуту так свистнул, что семь потолочин вылетело, а прислужники повалились замертво. Соскочил с полка, выбежал на улицу. В ту пору все кругом зашумело, свет померк: прилетел трехглавый змей, в лапах кувшин держит.
– Где он, Иван – русский богатырь?

Взглянул и засмеялся:

– Ой, да какой же он маленький! Я его на лапу положу, а другой прихлопну, и останется грязь да вода.

– Не хвались раньше времени, поганое чудовище, – отвечал Иван-богатырь. – Не по тебе ли станут панихиду петь?

…Размахнулся Иван-богатырь вползамаха и убил змея.
  • В ту пору изловчился Иван-богатырь, ударил изо всех сил и вдребезги разбил ларец. Выкатилось яйцо из ларца. Ударил еще раз по яйцу, и такой пошел гром, что вся гора в прах рассыпалась. Упал Кощей Бессмертный на землю бездыханный. Сожгли его, и пепел по ветру развеяли, а сами пошли в Кощеево царство.
6. Испытания для закрепления силы. Соревнования с другими. Преодоление предательства. Сражение с второстепенными персонажами.

Дубыня, Горыня и Усыня вытащили Татьяну-царевну да так и обмерли:

– Этакой красоты век не видано!

Сразу все позабыли. Усыня кричит:

– Третью девицу я за себя возьму!

Горыня Марфу-царевну за руки ухватил:

– Эта девица моей женой будет!

– А я, братцы, на первой сестре женюсь! –

Дубыня кричит.

 – Погодите, добрые молодцы, – говорит Татьяна-царевна. – Забыли вы про Ивана-богатыря. Он трехглавого змея да Самого с ноготок, борода с локоток убил. Он нас из неволи выручил. Надо его сперва достать, а потом и поговорим.

Горыня с Усыней приумолкли. Опустили ремень в пропасть. А Дубыня закричал:

– Не слушайте! Бабьего ли ума это дело? Вытянем Ивана-богатыря – кто-нибудь из нас невесты лишится.
Подскочил и перерезал ремень.

– Эх, – говорит Иван-богатырь, – не послушался я Татьяны-царевны: правду она говорила. Ну, да того не воротишь. Надо думать-гадать, как на белый свет попадать.

7. Счастье.

И в скором времени начали во дворце свадьбы играть. Ивана-богатыря повенчали с Татьяной-царевной, за горного мастера отдали среднюю сестру Марфу-царевну, а дружинник женился на старшей сестре Анне-царевне.

Три недели тянулись веселые пиры, столованье, а потом Иван-богатырь с молодой женой да со своими родителями поселился в золотом дворце.

Горный мастер с Марфой-царевной – в серебряном дворце, а дружинник да Анна-царевна – в медном дворце.

И стали все жить-поживать да добра наживать. А как умер старый царь, стал тем царством править Иван-богатырь, крестьянский сын.


То, что привлекает в волшебной сказке, конечно же, волшебство, то, как оно происходит – случается.

Так как сам Герой обладает каким-то уникальным даром, то оно воспринимается как некое человеческое свойство. Волшебным же для Героя является некоторый объект (инструмент), владельцем которого становится главный персонаж. Обычно таким инструментом является некое сакральное «знание» или ценность. Знание, которым Герой может воспользоваться в кульминационный момент, или ценность, опираясь на которую он совершает поступки. Это знание или ценность спасает уже его самого от ошибки, искушения, опрометчивого действия, хитрости врага.

 «Иван-богатырь»:

– Пойдешь ты биться, – говорит царевна, – береги себя. Не бей Кощеева племянника другожды, а то он опять оживет.

От этих речей встрепенулось сердце у доброго молодца, и стало ему легко, хорошо.

Каковы мотивы Героя? В чем секрет его успеха? А когда он неэффективен?

Следуя сказочному сценарию, стимулирующий паттерн поведения индивида действует следующим образом.

Чтобы что-то стало происходить в жизни Героя, нужно, чтобы кто-то попал в беду. Чтобы с каким-то дорогим, близким или важным человеком произошло несчастье. Чтобы семья, страна, государство, планета подверглись нападению врагов, природных катаклизмов, неизвестных сил.

Если Герой сам инициирует действие, то позитивный сценарий такой: он ищет, кому будет служить. Отечеству, которому может грозить опасность. Народу, который заслуживает лучшей жизни. Своей «королеве», имеющей какую-то слабость или болезнь, которой угрожает опасность стать жертвой кого или чего-либо. Ребенку, пока он растет и является слабым перед окружающим миром.

Такой тип сценария эффективен и становится востребованным во время реальной угрозы.

А негативный сценарий таков: Герой является провоцирующим, побуждающим какие-либо катаклизмы, катастрофы в «мирное время». Это люди, борющиеся с фантомами, иллюзорными врагами, создающие холостое напряжение. Помните Дон Кихота, борющегося с мельницами?

Легенда, сопровождающая Героя, такова:
  • Герой имеет волшебную историю рождения либо какой-то дар, отличающий его от других, предназначенный для спасения. Часто уникальное свойство героя скрыто и открывается в момент опасности. К обычной жизни он, как правило, не приспособлен.
  • У Героя мир черно-белый: четкие прин­ципы, ценности, правила.
  • Герой действует на результат, если он совершает телодвижения, то только для подвига. Вся жизнь ради подвига, жизнь – подвиг.
  • Герой имеет волшебное (сакральное) знание, чутье, интуицию, спасающую его.
  • Герой – одиночка (друзей либо вообще нет, либо они его предают, либо погибают, либо он их теряет).
  • У Героя есть «муза», вдохновляющая его на подвиги женщина. Обычно она же попадает в беду, и ради нее спаситель совершает подвиг. 
  • О Герое всегда «идет молва впе­реди него».
И вот для примера – выдержки из материалов журнала «Бизнес-Ключ» в рубрике «Бизнес-притча».

Герой – Марина Махрова (№5 2006):
«Не было бы счастья...» – эта поговорка, возможно, сопровождает Марину Махрову всю жизнь и даже больше – до рождения» (...да несчастье помогло» – *авт.).

«Уже в детстве Марине внушили главную мысль: в жизни нужно полагаться только на себя».

«И мне хотелось, чтобы мы жили хорошо. Не только я, но и моя семья, и мои друзья – все, кто меня окружает...» «Конечно, помогать нужно не только ближним... «Сигма» помогает приютам и детским домам... Ведется поддержка талантливых детей...»

«И вот принять удар, выстоять, поверить в то, что все опять получится, и начать сначала – это очень сложно. Нельзя было обойтись без сильной веры в самих себя...»

«А в чем выражается счастье бизнесмена? В удовлетворении от сделанного, от постоянного достижения целей».

Герой – Алевтина Юдаева (№8 2006):

«И, как Павка Корчагин, юная Алевтина готова была к великим свершениям (да и школа имени Николая Островского располагала)».

«Хотелось делать что-то, чтобы это приносило удивительные вещи».

«Когда я начала заниматься бизнесом, мне казалось, что бизнесом могут заниматься все, потому что для меня это было легко».

«Один мудрый человек сказал: чтобы люди были счастливы, они должны думать, говорить и делать одно и то же, исходя из своей цели».

«Здесь люди работают не ради процесса, а ради результата, и время впустую не тратится».

Таким образом, необходимость в Героях возрастает в неспокойные времена внешней угрозы, кризиса и катастроф, смуты и неопределенности. В политике сегодня это люди, радеющие за объединяющую  национальную идею. В экономике – бизнесмены, создающие пространство социальной ответственности и вкладывающиеся в национальные проекты. Непосредственно в компании Герой – ценный сотрудник, когда возникает необходимость для организации во что бы то ни стало выжить, совершить «трудовой подвиг». С Героями эффективно начинать новые бизнес-проекты, но как только проект переходит в стадию стабилизации, его нужно передавать в более консервативные руки. Герои продуктивны для краткосрочных дел, чтобы выложиться на 100 % и затем какое-то время «почивать на лаврах». На отдыхе и в домашнем халате, скорее всего, они занудные и кислые, зато с ними легко и не скучно «на задании».


Все статьи этого номера


Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009
  Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль
 


 
Карта сайта