Вышел специальный выпуск, Михаил Дегтярев, 2009            Вышел новый номер журнала №7 2009                Новая рубрика на сайте - Истории для размышления               В архиве заполнен №7 август за 2008 год               Новые статьи в рубрике Nota bene                       Дарио САЛАС СОММЭР. Иллюзия или реальность?                       Следите за новостями
 
    О журнале     Свежий номер     Авторы     Мероприятия     Архив     WEB     Подписка     Рекламодателю     Новости     Nota bene     Книги     Интересное      


Архив


Валерий АНДРЕЕВ

Феномен звука и ритма

Многие из нас еще помнят детское стихотворение, которое учили в школе: «Как самый точный механизм, работает наш организм, но если ритм привычный сбить, он начинает барахлить, и вот последняя заминка – нужна серьезная починка…» С ритмом и его проявлениями мы связаны в течение всей нашей жизни. Есть естественные ритмы, которые не зависят от нас с вами. Это и смена времен года или времени суток, космические или вселенские ритмы. В определенном ритме бьется наше сердце, сокращаются стенки сосудов и мышц. Даже наши эмоции подвержены ритмике по принципу действия маятника – хорошее настроение сменяется плохим и т. д. Мы можем бесконечно долго приводить различные примеры, но сначала попробуем разобраться с этим явлением.

Для начала вспомним, что само понятие ритма тесно связано с волновыми или колебательными процессами, а следовательно, и с таким физическим явлением, как резонанс. Любой школьник знает, что при совпадении частотных или ритмических характеристик происходит резкий всплеск амплитуды сигнала, т. е. наступает явление резонанса, которое может нести как позитивное, так и крайне негативное действие и, соответственно, приводить к тем или иным последствиям. Спонтанные ритмы обнаружены у всех растений, животных и человека. Они занимают диапазон от 103 до 109 Гц. Особый интерес представляют собой ритмы активности мозга. Именно здесь таятся ключи от многих таинственных явлений человеческой психики. Проявление этих ритмических колебаний человеческого мозга можно зарегистрировать с помощью специальной аппаратуры, т.е. снять электроэнцефалограмму (ЭЭГ).

В покое у человека, при отсутствии внешних раздражителей, преобладают медленные ритмы – альфа-ритм. Частота колебаний этого ритма составляет около 8–13 Гц, а их амплитуда равна примерно 50 мкВ (микровольт). При переходе человека к активному состоянию происходит смена альфа-ритма на более быстрый бета-ритм, имеющий частоту порядка 14–30 Гц и амплитуду 25–30 мкВ. Переход от состояния расслабленности ко сну сопровождается развитием медленной ритмики, т. н. тета-ритмом, частота которого составляет всего 4–7 Гц, а амплитуда достигает 100–300 мкВ. Существуют еще более низкочастотные ритмы мозга, которые могут характеризовать наличие определенной патологии. Кроме этого, могут регистрироваться так называемые «вызванные» потенциалы, которые характерны тем, что появляются в момент, когда на фазе отдыха или расслабления человек подвергается резким раздражающим факторам (яркий свет, громкий звук и т. д.).


Есть естественные ритмы, которые не зависят от нас с вами. Это и смена времен года или времени суток, космические или вселенские ритмы. Даже наши эмоции подвержены ритмике по принципу действия маятника.


Многие методы психологического воздействия, которые применяются в различного рода тоталитарных сектах, основаны именно на принципах суммарного действия любых раздражающих факторов, которые могут быть закамуфлированы под самые безобидные на неискушенный взгляд вещи. Это делает их намного опаснее, т. к. они не подвергаются определенному контролю со стороны сознания субъекта и напрямую встраиваются в его подсознательную сферу. По существу, это те мины замедленного действия, которые могут отработать по определенной команде или при случайном стечении тех или иных обстоятельств.

Мы уже с вами вели разговор о том, что пропускная способность наших анализирующих психофизических каналов намного меньше того, что может встроиться в наше подсознание через различного рода рецепторы. К примеру, пропускная способность фоторецепторов сетчатки глаза составляет порядка 107 бит информации в секунду, а пропускная способность психофизического канала, который эту информацию анализирует, составляет всего 40–50 бит/сек. То же самое касается и других органов приема и переработки информации. Наш аудиоканал, или уши, способен пропустить 105 бит информации в секунду, а пропускная способность данного психофизического канала составляет всего 30 бит/сек. Наши кожные рецепторы обладают суммарной пропускной способностью 106 бит информации в секунду, а пропускная способность психофизического канала данной системы составляет всего 5 бит/сек. Те же органы вкуса и обоняния способны пропустить соответственно 103 бит информации в секунду и 105 бит информации в секунду, в то время как пропускная способность их психофизических каналов составляет всего 1 бит/сек.

Для тех, кто не совсем понял, о чем здесь идет речь, я поясню: возможности манипуляций с вашим сознанием и подсознанием, без вашего на то ведома, огромны, и, не владея определенной техникой защиты, вы можете стать легкой добычей для различного рода манипуляторов. К примеру, вы являетесь главой фирмы и желаете подписать на выгодных для вас условиях какой-либо контракт или что-то еще – сути это не меняет. То, что выгодно для вас, вовсе не обязательно выгодно для другой стороны. Там, где крутятся большие деньги, мораль может «отдыхать», и не мне вам об этом говорить. А теперь можете рассмотреть любой сценарий, все равно имя постановщика и тем более режиссера будущего спектакля вы, скорей всего, никогда не узнаете, хотя он может находиться даже в вашем славном коллективе. Вам на юбилей или ко Дню защитника Отечества (которое вы никогда, возможно, даже и не защищали), а если вы бизнесвумен, то ко Дню 8 марта или Независимости России, дарят аудио- или видеодиск (а еще лучше сразу объединить и то, и другое в одном) с вашими любимыми хитами, обработанными по определенным методикам, чтобы оказать воздействие на зрительный и слуховой анализаторы. Информация должна, как говорят специалисты по этим методам, «отлежаться» в вашем подсознании. Следующий этап – она должна быть активирована, т. е. запустить программу, чтобы, как говаривал наш «любимый» М. С. Горбачев, процесс пошел. Здесь, скорей всего, будут задействованы другие анализаторы, к примеру, тактильные (могут во время лечебного массажа обработать определенные зоны на поверхности вашего кожного покрова, допустим, те же точки пяти первоэлементов или зоны Захарьина-Геда – в общем, гадать бессмысленно). Не исключено, что могут подключить анализаторы вкуса (банкет-то, скорей всего, все же будет), а также, и это очень и очень важно, будут подключены анализаторы обоняния. Для этого вашей жене, подруге, секретарше или, если вы дама, то вашему бойфренду или другу заранее преподнесут в подарок духи или дорогой одеколон с определенным очень привлекательным и совсем не стойким запахом. Скорей всего, именно запах и будет пусковым механизмом для активирования встроенной в ваше подсознание программы, но возможны и другие варианты – все зависит от изобретательности и профессионализма того, кто выполняет эту работу.


Многие методы психологического воздействия основаны на принципах суммарного действия любых раздражающих факторов, которые могут быть закамуфлированы под самые безобидные на неискушенный взгляд вещи.


К чему все это может привести? К чему угодно. Вы можете подписать совсем не то, что хотели вначале. На вас ни с того ни с сего может наброситься ваша любимая собачка размером с теленка, которую вы много лет холили и любили, как самого близкого друга. Жена может пальнуть в вас из ружья или пистолета, а может просто вылить вам на вашу светлую голову кипяток.

О воздействии ритма на человека было известно уже в глубокой древности. Ритм широко применялся в различных религиозных ритуалах, был и по-прежнему остается одним из главных орудий магии. В своей книге «Пси-фактор» И. М. Смирнова приводит некоторые примеры, связанные с этим явлением. Так, Стивен Блэк, который изучал знахарей из племени йоруба (Нигерия), обнаружил, что состояние каталепсии вызывается с помощью ритмичного барабанного боя и монотонного пения. Тело загипнотизированных таким образом людей во время священного обряда может принимать и сохранять длительное время практически любую форму. Воины кочевых племен самбура и туркана (Кения), танцуя под продолжительный барабанный бой, вводят себя в состояние безумия и коллапса. Если записи этих ритмов проиграть перед европейскими слушателями, они также входят в состояние транса. Любопытная деталь: исследователи обнаружили сходство этих звуковых структур с древним ямбом – стихотворным размером, который считался в Древней Греции настолько сильным средством, что пользоваться им разрешалось только в присутствии жрецов. Таким образом, как пишет Смирнова, бесконечные, кажущиеся бессмысленными повторы в магических заклинаниях и заговорах, шаманские танцы с ударами в бубен, длящиеся часами причитания верующих – все это, несмотря на различия религиозных воззрений, имеет одну цель – воздействовать на психику человека и физиологические функции его организма.

В настоящее время без особого труда можно приобрести аудиокассеты или лазерные диски с записью так называемой психотронной музыки. Создатели этой продукции уверяют обывателя, что она помогает расслабиться, снять избыточное нервное напряжение и даже лечит многие недуги. С одной стороны, это действительно так. Еще древние китайцы говорили, что музыка создается, чтобы не только услаждать слух, но и приводить организм к гармонии как внутри самого себя, так и с окружающим нас внешним миром. Вопрос-то совсем в другом. Манипуляции с теми или иными ритмами музыкальных произведений могут оказывать воздействие на все системы организма, включая и систему биологически активных точек, расположенных в определенном порядке на поверхности нашего кожного покрова. Мы уже говорили с вами, что каналы, или меридианы, известные на Востоке, могут служить как «световодами», так и «волноводами» и являются связующим звеном нашего кожного покрова с внутренними органами.

Смирнова пишет, что власть ритма над человеком умело используют и музыканты. Поп-группы, например, открыли, что ритмы, соответствующие частоте биения пульса, производят на человека наиболее сильное воздействие, недаром из концертных залов порой выносят девочек, впавших в каталепсию. По всей видимости, эти ритмы вызывают у человека измененное состояние сознания, так же как и наркотики. И тут прослеживается любопытная взаимосвязь между влиянием на человека тех или иных наркотиков и определенными музыкальными ритмами. Как известно, все наркотические вещества грубо делятся на три группы: опиаты, стимуляторы и галлюциногены. Употребляющие опиаты (героин, морфий, опий) не нуждаются в быстрой энергичной музыке. Их музыкальный стиль – трип-хоп. Они предпочитают поп-группы с усталыми, надломленными голосами, их стилистика – медлительность и черный цвет в одежде. Принимающие стимуляторы (кокаин, фенамин, эфедрин, марихуану) предпочитают музыкальные стили джангл, хард-рок, транс, хаус. Любители галлюциногенов (психоделики ЛСД, мескалин, псилоцибин) еще в 60-е годы прошлого столетия создали свой стиль, так называемый прогрессивный рок (Джими Хендрикс) и психоделический рок. Подобная музыка позволяет им расслабляться и «отлетать» в неведомую даль. Примечательно, что в нормальном состоянии многие наркоманы ненавидят «свою» музыку, она вызывает у них тревогу, страх, сильную депрессию… и непреодолимое желание принять очередную партию наркотиков.


Возможности манипуляций с сознанием и подсознанием человека огромны, и, не владея определенной техникой защиты, можно стать легкой добычей для различного рода манипуляторов.


Самое интересное, что шишковидная железа мозга вырабатывает вещества, которые, подобно наркотикам, приводят к появлению сновидений и галлюцинаций. Кроме того, мозг функционирует в режиме ритмических колебаний электрической активности различной частоты и амплитуды. Так вот, внешние электромагнитные поля (включая ту же музыку) могут накладываться на биоритмы мозга, что также может привести к появлению галлюцинаций и прочих сходных с приемом наркотиков вещей. Как можно видеть из этого, бороться с наркотиками и их применением только с помощью силовых методов, включая и уничтожение посевов, крайне неэффективно. Это как в русских сказках про Змея Горыныча – отрубаешь ему одну голову, а на ее месте вырастают две новые. Проблема-то совсем в другом. Мы уже говорили раньше, что любую эпидемию и даже пандемию, в принципе, можно вызвать, не применяя бактериологического оружия, так и в этом случае, для того чтобы заполучить целую армию наркоманов, совсем не обязательно вести поиск сильнодействующих наркотиков. Все это уже создано самой природой, и все это заложено в нас самих. Нужен только ключ, чтобы открыть дверь, ведущую в никуда, и вот это действительно страшно.

По существу, любое музыкальное произведение – это распространение последовательности акустических сигналов в упругой среде, лежащих в частотном диапазоне в пределах 20–20000 Гц. Все, что расположено ниже 20 Гц, является инфразвуком, а выше 20000 Гц – ультразвуком. Ни то, ни другое наше ухо не слышит, но это совсем не значит, что наш организм эти колебания не воспринимает. Воспринимает, да еще как воспринимает, и это далеко не безобидно для нашего с вами как физического, так и психического здоровья. Но об этом чуть позже, а пока поговорим о том, что мы все-таки слышим. Самое интересное заключается в том, что для некоторых процессов, происходящих в нашем организме, и, прежде всего, для ферментативных реакций характерны те же самые частоты. (Работа фермента связана с изменением его формы,
т. е. с механическим перемещением части белковой макромолекулы, она сжимается и разжимается при переработке каждой молекулы вещества субстрата. Число таких молекул, переработанных макромолекулой фермента в единицу времени, называется числом оборотов фермента и является мерой скорости ферментативной реакции.) Так вот, еще в 1968 г. профессор С. Э. Шноль (Институт биологической физики Академии наук СССР) сопоставил числа оборотов ферментов с частотными характеристиками музыкального звукоряда. Выяснилось, что у многих ферментов, участвующих в важнейших процессах обмена, эти числа соответствуют частотам музыкальных нот европейского звукоряда. Так, у цитохромредуктазы, которая включается на важнейшем этапе обеспечения организма энергией при усвоении кислорода, число оборотов, отнесенных к единице времени, равно 183 Гц, что очень близко к ноте фа-диез малой октавы (185 Гц). Ферменты, способствующие усвоению глюкозы – этого универсального накопителя энергии в организме – фосфорилаза и глюкомутаза, имеют числа оборотов 676, 1600 и 280 Гц. Для сравнения, нота ми второй октавы (659 Гц), соль второй октавы (1567 Гц), до-диез первой октавы (277 Гц).


О воздействии ритма на человека было известно уже в глубокой древности. Ритм широко применялся в различных религиозных ритуалах, был и по-прежнему остается одним из главных орудий магии.


Коль скоро частотные характеристики так близки, нельзя ли предположить возможность прямого воздействия музыки на те или иные биохимические процессы, которые происходят в организме человека и животных, а не исключено, что и в растительном мире? Итак, получается, что совместная работа ферментов создает акустическое поле клетки, и, возможно, регулирующее влияние музыки на организм связано с тем, что ее акустическое поле накладывается на собственное акустическое поле организма. Т. е. фермент можно сравнить с камертоном, который начинает звучать (в нашем случае катализировать биохимическую реакцию) под действием звука, частота которого совпадает с его собственной частотой, что приводит к резонансу. Но, если это так, то у каждой системы органов должна быть своя «музыкальная партитура», или, что то же самое, наиболее эффективная совокупность звуковых колебаний, частота которых определяется самой медленной реакцией.

Исследования клеточных мембран показали, что в некоторых случаях каналы, по которым в клетку поступают необходимые для ее нормальной работы ионы, ведут себя подобно колебательным контурам, собственные частоты которых лежат в пределах акустического диапазона. И в самом деле, при действии электромагнитных колебаний с частотой 15 Гц на искусственно культивируемые клетки мозга наблюдалось многократное ускорение выхода ионов кальция. Напомним, что ионы кальция – важнейший регулирующий агент клеточного обмена вещества (см. журнал «Химия и жизнь», № 11, 1987 г.). Отсюда нетрудно сделать вывод, что, по существу, в том или ином музыкальном произведении можно закодировать воздействие на уровне молекулярных и клеточных структур. Любителям дискотек и различного рода музыкальных шоу не мешало бы помнить об этом. Особенно опасно это становится, если воздействие идет на открытую в данный момент слабую от рождения лидирующую систему, но это долгий разговор. Но если такому сильному воздействию наш организм может подвергаться при обычных частотных характеристиках звуковых колебаний, расположенных в зоне слышимости ухом, то что же тогда происходит за порогом этой зоны?

Настало время поговорить кратко о куда более сильном воздействии, которое часто заканчивается гораздо плачевней, чем то, о чем мы вели разговор. Речь пойдет о воздействии звуковых колебаний, частоты которых лежат ниже порога 20 Гц. Это граница безмолвия. Человек не в состоянии что-либо слышать в этом частотном диапазоне (редкие исключения не в счет), он глух, поэтому не может принять никаких защитных мер. Его организм, все сенсорные системы подвергаются чудовищному действию этого неслышимого звука. Вы, конечно, догадались, что речь пойдет об инфразвуке. В качестве примеров можно привести случаи, когда люди ни с того ни с сего впадали в панику, страдали сильнейшими головными болями и даже теряли рассудок. Поиск причин столь печальных последствий позволил установить, что многие из них в быту или на производстве находились под воздействием сверхнизких звуковых колебаний. Медицинская наука свидетельствует, что при частоте звуковых колебаний 7 Гц может наступить резонанс всего организма – начинают вибрировать сердце, желудок, легкие. Известны случаи, когда инфразвук разрывал кровеносные сосуды. Французский ученый В. Гавро, исследуя влияние инфразвуковых колебаний на организм человека, пришел к заключению, что многие части нашего тела являются своеобразными резонаторами, контурами, настроенными на определенную частоту. Сердце, к примеру, настроено на частоту около 6 Гц, такую же характеристику имеют почки и позвоночник. У глаз этот показатель выше – 40–100 Гц, у головы 20–30 Гц, у рук 2–3 Гц, у желудка 2–4 Гц, у вестибулярного аппарата 0,5–13 Гц.


Манипуляции с теми или иными ритмами музыкальных произведений могут оказывать воздействие на все системы организма, включая и систему биологически активных точек, расположенных в определенном порядке на поверхности нашего кожного покрова. Мозг функционирует в режиме ритмических колебаний электрической активности различной частоты и амплитуды.


Оказавшись в зоне действия инфразвука, искусственного или созданного самой природой, наши органы начинают вибрировать, увеличивая при этом амплитуду колебаний, т. е. возникает явление резонанса. В этот момент человек начинает ощущать сильный звон в ушах, тошноту, нарушение сердечного ритма, резкую потерю остроты зрения и слуха. Далее может наступить потеря сознания с непредсказуемым исходом или чувство необъяснимого страха, переходящего в ужас, когда контролировать свои действия и поступки человек больше не в состоянии. С воздействием инфразвука и его последствий связаны многие таинственные явления, происходящие в морях и океанах. Моряки нередко встречают в открытом море корабли, экипаж которых мертв или полностью отсутствует. При этом груз судна остается в целости и сохранности. Долгое время моряки относились к этому с суеверным ужасом, пока не была найдена разгадка этому явлению. Оказалось, что виной всему инфразвуковые колебания в океане, или так называемый «голос моря». А это значит, что, если судно застигнуто инфразвуковой волной, частота которой составляет 7 Гц, смерть всего экипажа наступает практически мгновенно. При частотах, отличных от 7 Гц в одну или другую сторону, возможны эффекты, аналогичные приступам безумия, когда весь экипаж и пассажиры бросаются в океан и погибают.

В 1929 г. физику Роберту Вуду дирекцией одного из театров было предложено подумать над тем, как во время спектакля создать у зрителей состояние тревоги и чего-то таинственного. Недолго думая, Р. Вуд предложил использовать «эффект звука». Идея заключалась в том, что низкая нота, почти неслышимая, но колеблющая барабанную перепонку, произведет ощущения таинственности и придаст зрителям необходимое настроение. Результат превзошел все ожидания. «Неслышимая волна Вуда», испускаемая из органной трубы длиннее и толще, чем те, которые применяются в церковных органах, произвела страшный эффект – стекла в канделябрах зазвенели, окна задребезжали, само здание театра начало дрожать.

Зрители, в ужасе давя друг друга, бросились из театра. Спектакль был сорван, а самого Р. Вуда обвинили в колдовстве.

Древний город Иерихон существовал на территории современной Иордании. По библейскому преданию, мощные стены Иерихона рухнули от звуков труб еврейских завоевателей. Во все времена это казалось чудом. Но вот при раскопках древнего города археолог Якоб Фелд обнаружил в окружающих город стенах много круглых отверстий. Он же доказал, что они были просверлены во время осады города. Когда начался штурм, то от громкого крика осаждающих и звучания множества труб стены города рассыпались. А виновником опять стал все тот же инфразвук.


Французский ученый В. Гавро, исследуя влияние инфразвуковых колебаний на организм человека, пришел к заключению, что многие части нашего тела являются своеобразными резонаторами, контурами, настроенными на определенную частоту.


К не менее серьезным последствиям приводит и воздействие на человека ультразвуком. Многие наши беременные мамаши спешат узнать заранее пол будущего ребенка и прибегают безо всякой на то необходимости к ультразвуковым обследованиям, нанося тем самым непоправимый вред и самой себе, и особенно своему будущему ребенку. Часто на этом же принципе строятся приборы для отпугивания крыс или мышей, создаются стиральные мини-машинки и многое другое. Помните, что чистое белье и отсутствие грызунов еще не показатель вашего здоровья. Особенно опасно воздействие сверхвысоких частот (СВЧ), но это тема для отдельного разговора, т. к. с массовым появлением сотовых телефонов, печек СВЧ и прочего технического добра человек столкнулся с таким видом заболеваний, которых не знали наши не такие уж и далекие предки. Академик АМН СССР В. П. Казначеев полагал, что на этой основе начали формироваться специфические заболевания, которые следует классифицировать, как «электромагнитные». Клиническая картина этих заболеваний очень разнообразна – от капилляропатий до тяжелых острых и хронических органических патологических процессов всего организма.

Когда-то, согласно легендам, бог Гермес сконструировал первую лиру, натянув струны на панцирь черепахи. В древних мистериях лира считалась секретным символом человеческой конституции. Корпус инструмента представлял физическое тело, струны – нервы, а музыкант – дух. Играя на нервах, дух, таким образом, сотворил гармонию нормальной музыки, которая, однако, превращается в дисгармонию, если природа человека развращена.

Для Пифагора музыка была производной от божественной науки – математики и ее гармонии. Именно Пифагору принадлежит открытие различного звучания струн в зависимости от соотношения их длины и натяжения. Пифагор лечил многие болезни души и тела, играя составленные им специальные композиции – музыку сфер. Греческий врач Эскулап излечивал радикулит и другие болезни, играя на трубе перед своими пациентами. Древние считали, что каждый элемент в природе имеет свой нотный ключ. Если элементы скомбинированы в сложную структуру, результатом является струна, которая, если зазвучит, заставит распасться все вокруг на первоначальные составляющие части, а следовательно, шутить со всем этим или бездумно экспериментировать на себе подобных – очень даже опасная штука. Как говорили наши мудрые предки, звук, как и цвет, всемогущ.


Все статьи этого номера


Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009
  Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль
 


 
Карта сайта