Вышел специальный выпуск, Михаил Дегтярев, 2009            Вышел новый номер журнала №7 2009                Новая рубрика на сайте - Истории для размышления               В архиве заполнен №7 август за 2008 год               Новые статьи в рубрике Nota bene                       Дарио САЛАС СОММЭР. Иллюзия или реальность?                       Следите за новостями
 
    О журнале     Свежий номер     Авторы     Мероприятия     Архив     WEB     Подписка     Рекламодателю     Новости     Nota bene     Книги     Интересное      


Архив


Вадим МОРОЗОВ

Сценарий - смысловой код истории успеха

За последнее время в журналах, Интернете и корпоративных изданиях большую популярность приобрел эпистолярный жанр «Бизнес-истории успеха». «Историей успеха» называют биографию известного человека, перечисление дат памятных событий, уникальные свойства человека или продукта и обычную рекламу брэндов известных компаний.

С позиции филологии, это мало чем отличается от описания биографии, с позиции истории – от развернутой исторической справки. При этом именно психологический аспект текстов является отличающим «истории успеха» от хронологического описания «жизни замечательных людей» или энциклопедического некролога. Если целью вторых является запечатление в памяти потомков легендарной судьбы уникальной личности, то целью первой является побуждение личности, читающей «историю успеха», к подражанию и вдохновению.

Изучая реальные (в жизни и на тренингах), литературные (в журналах и Интернете) и художественные (по книгам и кинофильмам) истории людей, мы (Константин Раловец и Вадим Морозов) сделали ряд открытий, которыми и хотим поделиться.

В статье предлагается авторское видение основного смыслового кода (или сценария), являющегося ядром личной истории успеха.

В каждом из нас заложен собственный сценарий успеха или неудачи
Современный человек во многом является генетически, исторически, социально, культурально запрограммированным биологическим роботом. Это суждение не о том, что мы являемся «зомби», а о том, что обычно нам сложно отличить, когда мы поступаем по своему желанию, а когда – машинально, используя выше перечисленные программы адаптации.

Мы буквально напичканы алгоритмами и сценариями, что делает нашу жизнь проще, мобильнее, четче и легче, а также бессмысленной, неосознанной и предсказуемой.

Сценарии есть в разных аспектах нашей жизни: радость/горе, счастье/несчастье, любовь/морковь, успех/неудача.

«Сценарий – это персональный план жизни, выработанный в качестве стратегии выживания. Сценарий предполагает:
1) родительские указания;
2) подходящее личностное развитие;
3) решение в детском возрасте;
4) действительную «включенность» в какой-то особенный метод, несущий успех или неудачу;
5) убеждающую установку или, как принято говорить, вызывающую доверие убежденность» (Э. Берн. «Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди»).


Вследствие различных обстоятельств и под воздействием разных факторов каждый из нас формирует свой алгоритм выживания, свой сценарий.

И если брать аспект успешности, то кто-то формирует личный сценарий успеха, а кто-то – неудачи. И в какой-то момент времени становится очевидным, что вследствие Жизненного Опыта мы раз за разом воспроизводим (отыгрываем) один и тот же свой сценарий. Часто поступаем неосознанно, не понимая причин своих действий, приводящих всегда к одним и тем же результатам. И уж тем более не понимаем, почему этот Мир (Судьба, Карма), раз за разом («зараза!») играет с нами в одну и ту же игру.

Если внимательно проанализировать результаты своей жизни, последовательность событий (причины, триггеры – запускающие стимулы, волшебные ситуации), персонажи, то удивительным образом обнаруживаются закономерности, объединяющие их по смыслу. Это и есть сценарные паттерны (образцы) или смысловые коды. Стоит человеку «включиться» (а часто это происходит непроизвольно, независимо от нашего сознания) в какой-то из пунктов своего сценария, вся последующая цепочка сценарного алгоритма автоматически самовоспроизводится. И уже не человек управляет поступками, а программа сценария несет человека к результату.

Заметьте! Это относится и к сценариям успеха, и к сценариям неудач.

Термины «успех» и «неудача» чаще всего используются при наличии трех основных условий. Первое из них связано с «объективной» оценкой результата деятельности человека. Так, мы можем говорить о человеке, что он добился успеха, если, например, он стал олимпийским чемпионом, собственником развивающегося бизнеса, написал читаемую книгу и пр. Есть фактический результат, который имеет параметры измеримости. Второе значение терминов относится к субъективной оценке результатов собственной деятельности. Успех или неудача в этом смысле – оценка собственного результата, которая зависит от того, выше или ниже достигнутый результат уровня личных ожиданий. Здесь личная цель является основным критерием оценки результата, выработанным самим человеком. Третье значение терминов относится также к субъективной оценке результатов деятельности, только другими. То есть признание окружением некоего факта успешным.
Таким образом, сценарием успеха называется субъективная стратегия выживания, неоднократно воспроизводимая человеком (часто неосознанно) в достижении результата с условием личного и социального признания. Соответственно, сценарием неудачи является личностная программа, содержащая некоторый «сбой», программную ошибку, «сценарный облом», не удовлетворяющая хотя бы одному условию.

По каким правилам играл Уолт Дисней, одиннадцать раз становившийся банкротом, создавший в результате великую империю развлечений?

Какой сценарий был у Кинга Жиллетта, сделавшего свое изобретение в свои пятьдесят лет на ближайшие сто лет?
 
Все мы родом из детства
Известный психологический факт: наиболее важные решения, определяющие отношение к жизни, принимаются человеком в первые три года, а большая часть сценариев усваивается до шести лет. Непредсказуемость формирования сценария определяется, прежде всего, огромным количеством факторов (событий, людей, их настроений, природных явлений, географического расположения, культуры и многого другого), влияющих на рост и развитие ребенка.

Во многом определяющим фактором формирования сценариев являются художественные произведения. Сказки, которые читают родители, мультфильмы и фильмы, вышедшие в это время, предпочтения воспитателей в детском саду, предлагающих развивающие программы.


Стоит человеку «включиться» в какой-то из пунктов своего сценария, вся последующая цепочка сценарного алгоритма автоматически самовоспроизводится. И уже не человек управляет поступками, а программа сценария несет человека к результату. Это относится и к сценариям успеха, и к сценариям неудач.


В детстве, когда мы слушаем сказки, смотрим мультфильмы, а затем читаем книги, самым завораживающим моментом, конечно же, являются волшебные события. Когда в сказке появляется неожиданный поворот: «И вдруг…» Именно в этот момент происходят фантастические «вещи», которых мы никогда в жизни не встречали, их даже и не бывает «взаправду». Именно в этот момент включается бурная фантазия. И если мы с кем-то себя идентифицируем в сказке (а чаще всего с главным персонажем), то к нам тут же приходят собственные невероятные, фантазийные образы и картинки: «И тут он превратился…», «И вдруг появился…», «И так он понял…»

Волшебное событие становится некоторым переключателем из события один в событие два, из одного состояния в другое, из происходящего в желаемое. Возникает «паттерн волшебства». И когда он подкрепляется нашими фантазиями и мечтами, то мы начинаем вычитывать коды этого паттерна в реальных событиях своей жизни. А подсознательно продолжаем стремиться к его воспроизведению. Таким образом, мы включаемся в сказочный сценарий, и он становится смысло- и деятельностнообразующим в нашей жизни.

Немного из истории вопроса. Изучение сказок начинается с XVII века. Одним из первых ученых, заговоривших о ценности сказок, был историк В. Н. Татищев, который увидел в них отражение истории и быта русского народа. В психологии к сказкам обращались как зарубежные, так и отечественные психологи: К. Юнг, Э. Фромм, М.-Л. фон Франц, Э. Берн, Э. Гарден, А. Менегетти, К. П. Эстес М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Р. Ефимкина и др. В 20-е годы XX столетия наш соотечественник Владимир Яковлевич Пропп (1895–1970) разработал основы структурного анализа волшебной сказки. Было найдено, что в волшебной сказке есть функции, которые действуют как образцы, или поведенческие паттерны, выстроенные в хронологической последовательности и обладающие значением или направленностью.

Проведя ряд исследований волшебных сказок, мифов, былин, мультфильмов, художественных фильмов, мы обнаружили некоторые аналогии. Можно сказать, что прообразом современных историй успеха являются волшебные сказки. Наши исследования волшебных сказок показали, что все многообразие сказок в основе своей имеет один общий алгоритм.
  1. Было вот так.
  2. Вдруг что-то произошло (так, как было раньше, больше нельзя).
  3. Главный герой делает выбор.
  4. Волшебство.
  5. Проявление обретенной главным героем силы: битва, чудесное превращение, открытие.
  6. Испытания для закрепления силы.
  7. «И стало счастье».
Алгоритм, обнаруженный в волшебной сказке, содержит универсальный социальный код успешности и позволяет по аналогии воссоздать или анализировать любую историю успеха.

При этом из всего разнообразия содержания сказок можно выделить четыре ключевых сценария:
  • «герой» («спаситель»),
  • «искупитель» («правдоискатель», «законодатель»), 
  • «гадкий утенок» («из грязи в князи»), 
  • «авантюрист» («пионер», «исследователь»).
В любом тексте, имеющем все семь шагов алгоритма, можно выделить один из четырех сценариев. Иногда эти сценарии переплетаются.

Приведем высказывания людей, принадлежащих к каждому из сценариев, на примере историй успеха и бизнес-притч, напечатанных в предыдущих выпусках журнала «Бизнес-Ключ».

Сценарий «Герой». «И вот принять удар, выстоять, поверить в то, что все опять получится, и начать все сначала – это очень сложно. Нельзя было обойтись без сильной веры в самих себя… Я считаю, что наша мечта могла бы остаться просто мечтой, если бы мы не ощущали своих ресурсов» (Марина Махрова. «Бизнес-Ключ», август 2006).

Сценарий «Искупитель». «Многодетная семья отчима жила небогато, старшего, Семена – неродного сына – глава семьи откровенно не любил, это же обстоятельство мешало и доверительным отношениям с матерью…» «Я вырос скорее не благодаря, а вопреки. И очень рано понял, что добиваться всего в жизни мне придется самому…» (Семен Мительман. «Бизнес-Ключ», март 2007).

Сценарий «Гадкий утенок». «Уроженец маленького шахтерского Пласта. Как сотни тысяч уральцев – выходец из рабочей семьи, как тысячи – выпускник челябинского политеха. Трудное послевоенное детство, вечерняя школа, работа на заводе, армия, институт и вновь завод… Типичнейшее начало биографии, но если перелистнуть ее к пятидесяти годам, вдруг окажется, что герой – один из самых влиятельных людей города» (Александр Аристов. «Бизнес-Ключ», октябрь-ноябрь 2006).

Сценарий «Исследователь». «Ведь что такое предпринимательство по большому счету? Это некий зуд, который не дает спокойно жить. Человеку с такой особенностью надо все время что-то делать» (Сергей Давыдов. «Бизнес-Ключ», сентябрь 2006).

Что является содержанием сценариев успеха? Что является побуждающими мотивами личности, которой присущ тот или иной сценарий? Какая легенда сопровождает каждый из сценариев? Об этом в серии последующих статей.


Все статьи этого номера


Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009
  Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль
 


 
Карта сайта