Вышел специальный выпуск, Михаил Дегтярев, 2009            Вышел новый номер журнала №7 2009                Новая рубрика на сайте - Истории для размышления               В архиве заполнен №7 август за 2008 год               Новые статьи в рубрике Nota bene                       Дарио САЛАС СОММЭР. Иллюзия или реальность?                       Следите за новостями
 
    О журнале     Свежий номер     Авторы     Мероприятия     Архив     WEB     Подписка     Рекламодателю     Новости     Nota bene     Книги     Интересное      


Архив


Наталья КУЗЬМИНА

Вляние марокканского ориентализма

«Восток (ориентализм) – это почти всецело европейское изобретение, со времен античности он был вместилищем романтики, экзотических существ, мучительных и чарующих воспоминаний и ландшафтов, поразительных переживаний».
«Восток – один из наиболее глубоких и неотступных образов Другого».

Эдвард Саид. «Ориентализм»



Суши, фэн-шуй, кальян, гороскопы, восточные танцы... Сегодня все это для среднего европейца обыденность. Более того, хороший тон – пригласить девушку и деловых партнеров на чайную церемонию, а не в обычный ресторан. В Сохо в каждом втором магазине продаются этнические товары. Фестивали этномузыки собирают сотни тысяч человек. Мир охватила страсть ко всему восточному.

Крупный план мозаики
Мечеть Хасана 2 - баня - мозаика
Орнамент
Потолок с орнаментом
Мозаика крупным планом
Дом христианина, марокканка в современной джелобе
Понятие «Восток» у европейцев появилось еще в античную эпоху. Древние греки поделили мир на «запад», который ассоциировался с демократией, и «Восток», где, по их представлениям, царил деспотизм. Впрочем, это разграничение было условным и чаще носило характер противостояния двух цивилизаций.

До Великих географических открытий отношение к восточным странам строилось по модели мифа или сказки. Но даже когда были налажены тесные контакты, Восток оставался для европейцев почти фантастическим местом.

Восток всегда вдохновлял творческих людей. Модельеры не были исключением. Ориентализм в высокой моде появился благодаря русским – «Русским сезонам» Дягилева. Под впечатлением от балета «Шахерезада» француз Поль Пуаре создал первую коллекцию в «восточном стиле». Кутюрье-реформатор любил бывать на балетах русских. Его воодушевляли идеи художников, оформлявших спектакли. Так появились платья в стиле греческой архаики, юбка-абажур и сочетания нетипичных для эпохи модерна цветов: ярко-синего с желтым, оранжевого с изумрудно-зеленым, розового с желтым.

Впрочем, культура Востока, в том числе одежда и быт, очаровывала европейцев и ранее. Первыми, кого пленили восточная роскошь и блеск, оказались римляне. За ними перед изысканной вышивкой, благородными шелками, поделками из слоновой кости, золотом и драгоценными камнями не устояла Византия. После падения великой империи «восточным духом» заболела Венеция. Но по-настоящему Европа увлеклась Востоком в период раннего Средневековья. Как рассказывает историк моды Александр Васильев, в это время под влиянием этнической и религиозной мусульманской архитектуры минаретов и мечетей формируется готический стиль в архитектуре, а уклад жизни народов Востока вносит в быт рыцарства уют и эстетику. Кстати, в этот же период римские цифры заменяются арабскими.

Вход в Медину старый Маракеш
Лавка с коврами Эсур
Украшения берберов
Интерьер в национальном стиле
Африканский музей истории Маракеша - головной убор бербера
Дверь с орнаментом
Настоящая джелоба
После открытия Америки в 1492 году интерес к мусульманскому этносу утихает. До ХVII века. В начале столетия во Франции издается первый том первого перевода «Тысячи и одной ночи», сделанного Антуаном Галланом. Через несколько лет Шарль Монтескье публикует «Персидские письма». Еще через несколько лет Моцарт пишет и представляет публике оперу «Похищение из сераля». А в обычной жизни модными становятся маскарады на восточные темы.

В эпоху Людовика ХIV голландцы впервые привозят китайский фарфор. Тогда же в Европу попадают бумага, рисовая пудра, китайские шелка, зонтики, обувь на платформе и каблуке. В китайском стиле, или стиле Шинуазери, оформляются дворцовые интерьеры, гостиные и парки. 

Чуть позже моду на все китайское сменяет мода на все турецкое. Чрезвычайно популярными становятся диваны, турецкие бани, черно-белые полоски на тканях, тюрбаны, загнутые носы туфель. Затем европейцев охватывает интерес к Египту. На этой волне в гардеробе европейских женщин появляются кашмирские шали.

Во времена Наполеона, сторонника идей и принципов римской империи, восточный ориентализм утратил свое влияние. Но ненадолго. Война 1812 года с Россией и следом борьба за освобождение Греции вновь порождают увлечение турецкой культурой. Снова в моду входят полосатые ткани для будуаров, набивные ткани, ковры и подушки.

К концу ХIХ века законодателем мировой моды становится Япония. Связано это было с открытием японских портов для Европы и Америки. Формируется стиль «японизм» (определение А. Васильева), который в определенном смысле предшествовал стилю «модерн», или «Ар нуво». В моду входят шелка бледно-голубых, розовых и зеленых тонов, а на тканях появляются изображения экзотических птиц, насекомых и растений. Диковинные цветы и японские пейзажи использовались как в одежде, так и в интерьере.

В начале ХХ века «японизм» уступает место ориентализму. Поль Пуаре снял с женщин корсеты (их функцию отчасти стал выполнять бюстгальтер). В моду вошли пижамы, перья, шаровары, короткие стрижки и загар...

Сейчас Европа находится на гребне волны марокканского ориентализма. Что не случайно. В этой африканской стране, в романтическом городе Эс-Суэйре, еще в 1970-е нашли пристанище хиппи. Сюда «дети солнца» съезжались со всех концов света. Особенно их манила его старая часть – Медина. Паутина узких улочек, белые дома с голубыми ставнями и богато украшенными дверьми, многочисленные базарчики и запах специй... Художники, фотографы, музыканты, режиссеры и сценаристы – все, кто попадает сюда, «заболевают»  этим городом. В Медине ежегодно снимается не менее 3-х исторических фильмов. Именно здесь проходили съемки знаменитого «Отелло» Орсона Уэллса с Джиной Лоллобриджидой. Не без влияния марокканского костюма формировался и стиль хиппи, который выразился в длинных волосах, налобных тесемках-повязках, бусах, шарфиках, татушках из хны, капюшонах.

Дверь - Эсур
В мечети Хасана - перед входом  - умывальник для омовения рук
Улочка Эсуэйра
Гостиничный номер дворец 18 века предметы антиквариата
Украшения 15 век
Ковры
В национальных кафтанах
Сегодня королевство Марокко – наиболее яркая, контрастная и загадочная страна древнего Магриба, региона в Африке, включающего Алжир, Тунис, Марокко, Ливию и Мавританию. Культура Марокко изначально формировалась под влиянием разных этносов. Долгие века страну посещали финикийцы, карфагеняне, евреи и арабы с востока, африканцы с юга, а с севера – римляне, вандалы, византийцы. Каждый вносил в общество свою религию, взгляды на устройство государства, свой образ жизни. Современное Марокко – исламское государство, но вместе с тем это самая «неарабская» страна на мусульманском Востоке. Несмотря на вековую миграцию, основным населением страны остаются берберы, с которых и начиналась история королевства.

Марокко привлекает сегодня и тем, что, в отличие от многих других стран, сохранила верность своим традициям. Здесь до сих пор 2/3 населения занимаются ремеслами, а в городах по-прежнему есть целые кварталы мастеров. Они производят не сувениры для туристов, а вещи, которыми марокканцы пользуются в быту. Наиболее востребованы гончарное дело, резьба по дереву, изготовление светильников из кожи козлов и ковроткачество.

Именно ковры формируют неповторимый марокканский стиль. При этом они сохранили свое утилитарное назначение: их стелют на пол для тепла, используют погонщики верблюдов, в них заворачиваются, спасаясь от холода и ветра зимой. В каждой местности у ковров своя цветовая палитра и орнаменты. Чем севернее, тем больше золота и серебра. Чем южнее, тем уютнее, ярче и разнообразнее колорит.

Марокканцы до сих пор пользуются древними рецептами изготовления красок. Из шафрана они делают желтый цвет, из мяты – зеленый, из мидий получают красный, он считается самым дорогим цветом. Из смеси мяты и зеленого чая вырабатывают коричневые оттенки. Все эти цвета до конца ХvIII века составляли основную палитру  в одежде, архитектуре, интерьере. Но в начале XIX века, когда были изобретены искусственные красители, к традиционной гамме добавились розовые и бирюзовые тона.

На становление культуры Марокко в средние века активно влияли Испания и Португалия, а позднее Франция. Но, тем не менее, сегодня очевидно: марокканцы лишь пополняли свою культурную копилку за счет европейских государств. Даже в ХХ веке им удается сохранить свою традиционную одежду, обувь и быт.

Национальной марокканской обувью являются бабуши. В них ходит в Марокко и стар и млад. Традиционные бабуши окрашены в коричневый или оранжевый цвет и обязательно имеют длинные загнутые носы. У них нет каблуков и полностью открыта пятка. (Чтобы представить себе, что такое бабуши, достаточно вспомнить сказку Вильгельма Гауфа «Карлик Нос».) Настоящие бабуши делают из трех видов кожи: подошву из кожи теленка, для верха берут кожу козленка, а для внутренней части – кожу ягненка. Самую лучшую обувь шьют вручную, и это высоко ценится. Бабуши продаются в изобилии в магазинах и в небольших лавках. Разница в цене. Самые красивые можно увидеть на местных жителях.

Атлантический океан ранним утром (примерно 8 утра по-мароккански)
Резиденция короля Саудовской Аравии в Касабланке
Магазин марокканских предметов
Женский праздничный кафтан
Вышивка золотом крупным планом
Украшения и ткани
Свадебное платье
Сейчас бабуши обретают современный вид. Расширилась цветовая гамма: бабуши начали делать цвета индиго и шафрана. Весной 2007 года самые модные были небесно-голубого цвета и всех оттенков фуксии. Видоизменяются носы бабуш: традиционные с загнутыми носами носят пожилые марокканцы, молодежь выбирает с острыми или скругленными и тупыми носами. На вечерних бабушах может быть набивной каблучок. Европейское подобие бабуш – балетки, туфли с закрытой пяткой и на тонкой сплошной подошве. Они в моде уже несколько сезонов.

Национальная одежда называется джелоба. Она выглядит как длинный, в пол, с капюшоном и на мелких частых пуговицах сюртук. Пуговицы вязаные или сплетенные из тесьмы. Форма джелобы неизменна с ХVI века. Она шьется по одной выкройке и для мужчин, и для женщин. Ежегодно в Маракеше проходят показы мод на тему джелобы. Но мода распространяется только на цветовую гамму, пуговицы и тесьму, которой отделывается джелоба.

Джелоба – самая распространенная одежда в Марокко. Только приезжие и юные марокканцы могут выходить на улицу без нее, но она обязательно есть в гардеробе у каждого местного жителя. Как правило, зимняя шьется из шерсти и непременно с капюшоном – в это время года здесь дуют сильные ветра. У джелобы делают прорези, чтобы рукой можно было попасть в карман брюк. Старшее поколение носит длинную джелобу из натуральных материалов нейтральных оттенков. Молодые ходят в укороченной, часто до длины пиджака, джелобе разных цветов. По джелобе можно определить, откуда человек. На севере она более короткая, чтобы было проще передвигаться по горам, а южная – длинная, до пола. Если укороченная и традиционной формы – человек приехал из северной деревни.

 Праздничная одежда марокканцев – кафтан. Его шьют с воротником-стойкой и такими же пуговками, как на джелобе. Допустимы современные ткани – бархат, парча. Сегодня на кафтане можно увидеть не только традиционные орнаменты. Самый нарядный вариант кафтана делают из шелка и органзы, щедро декорированной вышивкой с бисером. У такого кафтана множество вариаций, так как можно использовать разные по цвету и узору ткани. В моде узкий пояс – галун. В ХIХ веке он был красного цвета, его плели дети от 6 до 12 лет. В 20-е годы XX века появился широкий пояс. На кафтане жителей северного Марокко бывает вырез «лодочка».

Марокканский кафтан представлен в мировой моде сюртуком. Последние три года дизайнеры предлагают шить его из любой ткани, любого цвета и для любого случая. Из Марокко пришли к нам большие сумки в форме мешков и рюкзаков. Сегодняшняя Европа позаимствовала у марокканцев и украшения. На пике моды – яркие, крупные, сочетающие различные камни и металлы. В одном украшении могут быть дерево, бирюза, серебро. Очень популярен марокканский янтарь. В отличие от балтийского, местный янтарь непрозрачный, от ярко-желтого до густого темно-коричневого оттенка, напоминающего каучук.


Все статьи этого номера


Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009
  Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль
 


 
Карта сайта