Вышел специальный выпуск, Михаил Дегтярев, 2009            Вышел новый номер журнала №7 2009                Новая рубрика на сайте - Истории для размышления               В архиве заполнен №7 август за 2008 год               Новые статьи в рубрике Nota bene                       Дарио САЛАС СОММЭР. Иллюзия или реальность?                       Следите за новостями
 
    О журнале     Свежий номер     Авторы     Мероприятия     Архив     WEB     Подписка     Рекламодателю     Новости     Nota bene     Книги     Интересное      


Архив


Сергей МЕДВЕДЕВ

Порядок уплаты штрафа

Штраф – это один из самых перспективных видов наказания, так как последствия его применения самые что ни на есть ощутимые. И для бюджета, и для человека, нарушившего закон.

Хотя доля денежных поступлений в виде штрафов в бюджеты разных уровней и не составляет каких-то огромных сумм, но уверенные десять процентов – это тоже серьезный показатель. «Ударить по карману» – это самое оптимальное средство, как считают многие, если оно построено в прогрессивном ключе. То есть для учителя средней школы один размер штрафа, а для депутата Государственной думы – другой. Подобные популистские заявления регулярно звучат из уст некоторых политиков-демагогов, но ничего общего с прин­ципами законности и взимания штрафа они не имеют. Перед законом все равны. Точка.

В Российской Федерации штраф предусмотрен как вид административного и уголовного наказания. И если в Кодексе об административных правонарушениях это один из основных видов наказания, то по определенным статьям Уголовного кодекса РФ штраф может применяться только как дополнительный вид наказания. Рассматривая административный штраф, можно сказать, что большинство таких штрафов взыскиваются за нарушения в области правил дорожного движения и за налоговые правонарушения. Порядок взыскания и уплаты штрафа в таких случаях практически идентичен, поэтому нами будет рассмотрен порядок взыскания штрафа при налоговых правонарушениях, нарушениях законодательства о социальном страховании и нарушениях пенсионного законодательства. То есть те сферы законодательства, которые чаще всего встречаются работодателям при составлении документов по налоговой отчетности.

Налоговое нарушение может быть обнаружено в ходе налоговой проверки или иных мероприятий налогового контроля (кроме нарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123 Налогового кодекса РФ, говорящих о грубом нарушении правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, о неуплате или неполной уплате сумм налога (сбора) и о невыполнении налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов. В соответствии с конкретным случаем составляется акт о налоговой проверке или акт о выявленном нарушении, который вручается лично или направляется по почте с уведомлением. Налогоплательщик, в случае возражений или несогласия по факту обнаружения налогового нарушения, после получения такого акта отправляет свои возражения, желательно подкрепленные документами, на которых основывается такое возражение. Налоговая инспекция рассматривает возражения и принимает решение о привлечении к ответственности за совершение налогового нарушения. В отдельных случаях «обмен мнениями» может продолжаться довольно продолжительное время.

Вынесенное решение налоговой инспекции, которое направляется вместе с требованием об уплате штрафа, может быть оспорено в течение трех месяцев. Такое письмо налоговая инспекция считает полученным на седьмой день с момента отправления. После чего десять дней налоговики ожидают уплаты штрафа. Если отсутствуют сведения об уплате штрафа и решения о привлечении к административной ответственности не было или оно было отменено судом, то в течение двух месяцев принимается решение о взыскании штрафа, которое при личном получении подлежит исполнению немедленно, а при получении по почте следует обратить внимание на срок, указанный в письме. Налоговая инспекция направляет поручение на перечисление сумм штрафа со счета в банк, который обслуживает счет налогоплательщика. Данная операция у банка занимает один операционный день, после чего уведомление о списании направляется в налоговую инспекцию.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.


Штраф как вид наказания был известен в нашей стране со времен Киевской Руси и даже раньше. Современный вид штрафа и порядок его взыскания в Российской Федерации в достаточной степени определены и сформированы. Судебная практика постепенно начинает склоняться к увеличению количества решений, в которых фигурирует слово «штраф».


Согласно КоАП РФ, на постановлении о наложении административного штрафа должны быть реквизиты получателя платежа. Кроме того, копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, в орган, должностному лицу, вынесшему постановление. Слово «направляет» чаще всего выливается в личный визит в налоговую инспекцию, так как мало кто рискует использовать почтовые отправления в этих целях. Необходимость дополнительного визита в орган, вынесший постановление о привлечении к административной ответственности, приводит к простаиванию в очередях и прочим мелким неприятностям, коими славится российский чиновничий аппарат. Многие поступают следующим образом: штраф не уплачивается до тех пор, пока не придет повестка из службы судебных приставов-исполнителей, которая говорит о том, что в отношении вас возбуждено исполнительное производство. В этом случае уплата штрафа происходит в помещении приставов, где вам будет выдана квитанция об уплате штрафа, и необходимости показывать ее копию не возникает.

Штраф не может быть взыскан в случае, если решение о привлечении к ответственности по налоговому нарушению принято по прошествии трех лет с момента его совершения или пропущен шестимесячный срок на судебное взыскание со дня окончательного периода, предоставленного налогоплательщику для уплаты штрафа, если причина пропуска не признана судом уважительной.

Внесудебный характер взыскания штрафа носит относительный характер, так как любое постановление или решение органа исполнительной власти можно обжаловать в суде, однако стоит более подробно рассмотреть этот момент.

С организаций и предпринимателей в судебном порядке за нарушение налогового законодательства взыскиваются штрафы в случаях:
  • пропуска срока для принятия решения о взыскании штрафа (два месяца после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа);
  • взыскания штрафа:
    • с организаций, которым открыты лицевые счета (бюджетная сфера);
    • наложенного на дочернюю компанию – с материнской компании, на счета которой поступают финансовые потоки от деятельности дочерней организации;
    • наложенного на материнскую компанию – с дочерней организации, на счета которой поступают финансовые потоки от деятельности материнской организации;
  • изменения юридической квалификации сделки или статуса, характера деятельности налогоплательщика.
Во всех остальных случаях штраф взыскивается по решению налоговой инспекции исключительно во внесудебном порядке.

С физических лиц-предпринимателей в судебном порядке взыскиваются штрафы независимо от суммы и основания их наложения.

За нарушение пенсионного законодательства с организаций во внесудебном порядке взыскивается сумма, которая вместе со штрафом, недоимкой по страховым взносам и пени не превышает 500 МРОТ (50 тысяч рублей). Для предпринимателей эта цифра в десять раз меньше. При превышении этих сумм взыскание происходит в судебном порядке. Для физических лиц, граждан-предпринимателей взыскание происходит исключительно в судебном порядке.

За нарушение законодательства о социальном страховании с организаций и предпринимателей штраф взыскивается во внесудебном порядке, и взыскание не зависит от размера и оснований наложения штрафа. Для физических лиц, граждан-предпринимателей взыскание происходит только в судебном порядке.

Стоит отметить, что государство в последнее время взяло курс на усиление борьбы с теневым оборотом денежных средств, и, скорее всего, стоит ожидать как увеличения размера штрафов, так и смещения в сторону досудебного взыскания в силу все возрастающей текущей загруженности судов. Повторимся в том плане, что сам по себе факт досудебного взыскания не означает невозможность обратиться в суд с жалобой на действия налоговой инспекции.

Руководителям предприятий и организаций, практикующих не вполне легальный подход к соблюдению своих фискальных обязанностей, стоит учитывать, что юристы налоговой инспекции вполне профессиональны, любят и умеют выигрывать судебные процессы. Так что лишний раз не стоит задумываться: заплатить налоги и спать спокойно – это плохо или хорошо? К тому же курс, взятый исполнительной властью на усиление налогового контроля за оборотом денежных средств, выводом финансовых потоков «из тени на свет», вряд ли будет отменен, скорее наоборот.


Все статьи этого номера


Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009
  Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль
 


 
Карта сайта