Вышел специальный выпуск, Михаил Дегтярев, 2009            Вышел новый номер журнала №7 2009                Новая рубрика на сайте - Истории для размышления               В архиве заполнен №7 август за 2008 год               Новые статьи в рубрике Nota bene                       Дарио САЛАС СОММЭР. Иллюзия или реальность?                       Следите за новостями
 
    О журнале     Свежий номер     Авторы     Мероприятия     Архив     WEB     Подписка     Рекламодателю     Новости     Nota bene     Книги     Интересное      


Архив



Привлечение денег

Способы привлечения денежных средств предприятием можно условно поделить на 4 основные группы.

Это кредитование, выпуск векселей, эмиссия облигаций и размещение акций.

Получение кредитов – самый распространенный способ. К нему прибегают почти все предприятия. Если предприятие работает без привлечения заемных денежных средств (чем некоторые директора предприятий зачастую гордятся), то можно, например, сделать вывод, что рентабельность бизнеса не превышает банковской ставки по кредиту. Не совсем понятно в таком случае, зачем вообще заниматься подобным бизнесом. Ведь деньги можно куда более эффективно вложить, например, в фондовый рынок или рынок недвижимости.

К преимуществам привлечения денежных средств путем получения кредита можно отнести относительную отработанность и простоту схемы получения кредита, незначительные ограничения по минимальной сумме кредита, большой выбор кредитных организаций.

К недостаткам получения денежных средств путем кредитования можно отнести относительно высокую ставку по банковскому кредиту, отсутствие публичной кредитной истории, привязку к конкретному банку, необходимость залога и/или поручительства.

Менее распространено привлечение предприятием денежных средств путем эмиссии векселей. В отличие от кредитования, покупатель векселей не требует залога. Однако вексель по своей природе – это, прежде всего, расчетное средство. Следует помнить, что в 90‑е годы прошлого века предприятия выпускали огромное количество векселей. При этом в России векселя предприятий погашались не деньгами, а металлом, нефтепродуктами и прочим товаром, причем вовсе не обязательно по рыночной цене. Такие векселя получили название товарных. Из челябинских предприятий особенно преуспел на этом поле «Мечел». При этом никого не смущало то обстоятельство, что вообще-то по законодательству вексель должен безусловно погашаться деньгами. Наряду с товарными векселями ходило огромное количество векселей разных корпораций с громкими именами. Так, например, автору этих строк предлагали векселя суммой на 3 миллиарда рублей за 5 % от номинала (трехкомнатная квартира стоила примерно 80 миллионов). Причем продавец векселей смахивал на бомжа и ездил с векселями в троллейбусе.

По этим причинам, а также по другим (отсутствие публичной кредитной истории, высокая ставка привлечения денег) векселя предприятий, в отличие от векселей банков, не получили в Челябинске распространение как способ привлечения денежных средств.

Следующие два способа (размещение акций и облигаций) относятся к публичным. Они требуют определенных процедур.

Таблица «Способы привлечения денежных средств предприятиями
и их особенности»


Рынку корпоративных облигаций в Челябинской области развитие еще только предстоит. Выпуск облигаций осуществляют лишь крупные предприятия. 17 выпусков облигаций осуществило ММК. Выпускали облигации также ЧТПЗ, «Мечел». В планах Челябэнерго и Челиндбанка также размещение облигаций. Причин низкой популярности корпоративных облигаций несколько: необходимость раскрытия информации о деятельности компании, трудоемкость выпуска, отсутствие повышенного интереса у инвесторов.

С точки зрения эмитента, предприятию выгодно выпускать облигации в том случае, если оно посредством их может привлечь средства на более выгодных условиях, чем банковский кредит. Для сравнения, доходность по облигациям сегодня составляет от 9 до 14 %, тогда как кредиты выдаются обычно от 15 % и выше. Чтобы инвестиционный рынок заработал в полную силу, предприятия должны иметь возможность привлекать инвестиционные ресурсы под 8–10 %.

С точки зрения инвестора, ставки по облигациям, как правило, соизмеримы со ставками, под которые банки привлекают вклады физических лиц. Порядок вложений средств в банк на депозит значительно проще и не требует, например, от физических лиц заключения договоров на брокерское обслуживание, учета доходов для целей налогообложения от размещения облигаций и составления налоговых деклараций по итогам года. Инвесторам интересно считать такие вложения краткосрочными, иметь возможность в любой момент купить или продать такие ценные бумаги, а предприятиям-эмитентам – получить достаточно долгосрочные ресурсы для реализации инвестиционных проектов по максимально низким ставкам. Тем не менее с развитием инструментов коллективных инвестиций корпоративные облигации становятся популярным инструментом. Их приобретают в свой портфель смешанные ПИФы и ПИФы облигаций, а также ОФБУ.

В то же время данный механизм привлечения инвестиций имеет ряд преимуществ по сравнению с другими инструментами финансирования, в их числе:
  • более низкая стоимость заимствования, которая возникает за счет обращения к широкому кругу инвесторов, что позволяет привлекать заемный капитал по вполне приемлемым ставкам;
  • возможность привлечения значительных объемов ресурсов на значительный срок (до трех лет и более), что позволяет финансировать проекты с длительным циклом воспроизводства;
  • сохранение действующими акционерами корпоративного контроля, что выгодно отличает корпоративные облигации от таких долевых инструментов, как акции;
  • формирование публичной кредитной истории и кредитного рейтинга эмитента, что способствует повышению имиджа компании со стороны будущих инвесторов и позволяет размещать новые займы уже на более выгодных условиях.
Однако для того чтобы успешно выйти на рынок облигаций и воспользоваться всеми преимуществами, которые предоставляет данный способ привлечения финансирования, компанию необходимо перевести в разряд публичных или, как модно говорить, пропиарить ее. Необходимые условия для перевода компании в разряд публичных:
  • продвижение информации о компании, создание и продвижение определенного инвестиционного брэнда;
  • наличие веб-сайта, на котором необходимо размещать финансовые отчеты компании-эмитента, инвестиционный меморандум;
  • публикация в СМИ положительных новостей и годовых отчетов;
  • раскрытие информации.
Для размещения облигаций необходимо выполнить следующие процедуры.
1. Принятие решения о размещении облигаций.
2. Утверждение решения о выпуске.
3. Госрегистрация выпуска.
4. Размещение облигаций.
5. Госрегистрация отчета об итогах выпуска.

В настоящее время примерные расходы на размещение ценных бумаг путем эмиссии облигаций оцениваются так:
  • госпошлина – 0,2 % от суммы выпуска;
  • андеррайтер – 0,25–1 %;
  • услуги организатора торговли и депозитария –  0,03–1 %;
  • платежный агент –  0,25–1 %;
  • купон –  9–14 %.
Кроме того, вероятны дополнительные расходы:
  • раскрытие информации – публикации о госрегистрации выпуска;
  • услуги юридического консультанта;
  • услуги финансового консультанта;
  • перевод отчетности с РСБУ на МСФО;
  • корпоративный аудит;
  • оценка уровня капитализации.
Размещение облигаций можно осуществлять путем открытой (среди неограниченного числа лиц) и закрытой (среди заранее определенной группы лиц) подписки.


Размещение акций, помимо существенных материальных затрат, требует от компании значительных усилий по изменению внутренних процессов, структуры со­бственности и повышению прозрачности компании.


Размещение ценных бумаг может быть произведено через андеррайтера – лицо, принявшее на себя обязанность разместить ценные бумаги от имени эмитента или от своего имени, но за счет и по поручению эмитента. Это целесообразно при размещении облигаций путем открытой подписки. В случае если размещение ценных бумаг путем подписки предполагается осуществлять с участием андеррайтеров, решение об их размещении должно содержать размер (порядок определения размера) их вознаграждения.

Размещение облигаций путем закрытой подписки целесообразно при суммах заимствований от 20 миллионов рублей, путем открытой – от 50 млн. руб., на бирже – от 500 млн. руб. Впрочем, эти цифры условны. Рынок корпоративных облигаций в России с каждым годом растет. За 2006 год он вырос примерно в 2 раза.

Размещение акций принципиально не отличается от размещения облигаций.

В отличие от трех предыдущих способов, размещение акций не требует через какой-то срок возвращать деньги кредитору. Собственно, такое привлечение денежных средств является инвестициями, а лицо, дающее деньги, становится не кредитором, а акционером (инвестором). Так же как и облигации, акции можно размещать по открытой и закрытой подписке. Акции, размещаемые по открытой подписке, можно размещать на бирже. В последнее время данный способ становится модным. На слуху размещение акций Сбербанка и Внешторгбанка. Однако это путь для крупных и средних компаний.

Размещение ценных бумаг на бирже возможно только путем открытой подписки. Модное сейчас IPO – Initial public offering – это первичное размещение акций на бирже. Публичное размещение ценных бумаг – выгодная процедура, т. к. информация о спросе на инвестиции раскрывается сразу большому количе­ству потенциальных инвесторов, которые затем формируют предложение на конкурсной, по существу, аукционной основе. Привлечение же аналогичных средств на основе операций приватного характера (таких как, например, переговоры с одним стратегическим инвестором или получение кредита) чреваты отсутствием конкурсного подхода – в итоге привлекаемые деньги могут оказаться заметно дороже. Кроме того, IPO предпочтительнее, если компании нужны большие средства и на длительное время – приватное привлечение значительных сумм создает для кредитора (инвестора) слишком большие риски, которые оплачиваются заемщиком за счет повышения стоимости заимствований. Попадание ценных бумаг в листинг биржи дает дальнейшее снижение ставки по кредитам.

Размещение акций, помимо суще­ственных материальных затрат, требует от компании значительных усилий по изменению внутренних процессов, структуры собственности и повышению прозрачности компании. Самое сложное – принять решение о начале этого процесса. Ведь собственники компании расстаются в процессе размещения акций с частью своего бизнеса и будущих доходов, а иногда и с частью своего влияния на компанию.

Каждое предприятие само решает, какой способ получить деньги для него оптимален.

Виталий ШУРУПОВ


Все статьи этого номера


Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009
  Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль
 


 
Карта сайта