Вышел специальный выпуск, Михаил Дегтярев, 2009            Вышел новый номер журнала №7 2009                Новая рубрика на сайте - Истории для размышления               В архиве заполнен №7 август за 2008 год               Новые статьи в рубрике Nota bene                       Дарио САЛАС СОММЭР. Иллюзия или реальность?                       Следите за новостями
 
    О журнале     Свежий номер     Авторы     Мероприятия     Архив     WEB     Подписка     Рекламодателю     Новости     Nota bene     Книги     Интересное      


Архив


Тимур ГАГИН

Умный и бедный

«Если ты такой умный, чего ж ты такой бедный?» – эта фраза встречается очень часто и известна еще со времен античного Фалеса, но…  Где же вывод?

«Благородная бедность»
Ладно, когда фраза звучит жестче, тут все понятно: «Если ты такой умный, почему ты такой мертвый?» – ирония вполне ясна. Дескать, был бы умнее, остался бы жив. Но как только речь заходит о богатстве, ясность картины расплывается. Ну не хочется «кандидатам в доктора» или просто «интеллектуальной соли земли» продолжить мысль: был бы умнее, был бы и побогаче. А так, значит – глуп.

Да, читал Сартра, да, перемножаешь в уме семизначные числа, а все равно – глуп. Да, шеф не понимает твоего тонкого юмора, а пошлые обыватели – порывов души, но таки все равно – глуп. Так что ли? Да как же так?!

И делает интеллектуальная элита тонкий свой финт ушами. И вот уже фраза «Если ты такой умный, чего ж ты такой бедный?» звучит гордо и звенит ноткой мудрой горечи. Мол, такой век, такие люди. Не ценят, не понимают, не прислушиваются… Не платят. И вот уже истинный и глубокий ум оценивается «в своем кругу» по соответствующей бедности. Не разменял себя. Не продался. Не пошел на поводу. Вот уже бедность становится свидетель­ством «настоящего» ума. Настоящего, а не какого-то там пошлого-рваческого-торгашеского-обывательского. И слово «бизнесмен» сплевывается насмешливо и с сочувствием.

Готово. Теперь бедность – это заслуга. Это доказательство ума. А вовсе не глупости. Что, съели?

Но все-таки ироничные вопросы тех, что побогаче, почему-то раздражают умных и бедных. Почему?

Какой умный, такой и бедный
Правильный ответ звучит так: «Ты такой бедный именно потому, что ты такой умный». Был бы умен по-другому, был бы богаче. И не будем презрительно и насмешливо смотреть с той или другой стороны. Разберемся. Какой ум ведет к бедности, а какой к богатству, идет? Не будем здесь вдаваться в историю, откуда что взялось. Перейдем сразу к выводам. Они кажутся простыми и интересными.

Две характеристики делают человека умным и бедным или…  богатым: ограниченность и воображение. Если это нарисовать, то получается вот что. Справа налево – ось от воображения совсем бедного («Чего я не видел, того в мире нет») до безудержно богатого («Если бы человек оседлал луч света, то в зеркале он не увидел бы себя»). Снизу до нуля прочертим ось ограничений материальных, фактических (заборы, милиция, кулаки соседа, сила тяжести), а от нуля выше ограничения окажутся уже умозрительными (правила, мораль, привычка, опасения, суеверия и прочее «знание»).

Вот так.

Получаются четыре любопытных квадрата.
  1. Умный и бедный. Много воображения и много умозрительных ограничений. Здесь воображение, главным образом, подтверждает и усиливает эти самые ограничения. Фантазия либо укладывается в ограничения-рамки и бурлит в специально отведенном направлении, либо подавляется. Умный и бедный стремится «соответ­ствовать»: моде, правилам, пожеланиям, ожиданиям, нормам и традициям, напрягая фантазию для того, чтобы оказаться хоть и «лучшим из», но все же «одним из». В большинстве случаев Умные и бедные работают на кого-то. И ухитряются одновременно уважать себя за это и не уважать своих работодателей.
  2. Мелкий собственник. Умозрительных, воображаемых ограничений меньше: ведь воображение бедное. Впрочем, полета фантазии тоже нет – по этой же причине. Мелкого соб­ственника не увлечешь высокой идеей, ему пахать надо. В прямом и переносном смысле. Ум его крестьянский: крепкий, без высоколобых заморочек, прямой и очень «фактический». Потому мы и называем этот второй тип «Фермером». У Фермера тоже есть мораль-совесть. Простая и понятная. Не убей, не укради. Око за око, зуб за зуб. Добро – это добро мне (а не вообще) и конкретное (дела, факты, а не слова). За добро надо платить. За зло – бить. А идеи ваши – это все так, блажь. Тут сенокос, капусту надо рубить, а вы со своими «чувствами прекрасного» и прочей лабудой. Фермеры обычно работают на себя и на свою семью. Даже если формально работают на кого-то. 
  3. Беспредельщик. Воображения мало, а моральных ограничений нет вовсе. «Я хочу» и «Это мое» Беспредельщика могут ограничить лишь фактические, материальные барьеры: кулак, пуля, решетка, забор и тому подобное. Естественная в этой ситуации жестокость к тем, кто не отдает «мое» («не делится»), не сдерживается ни сочувствием (не хватает воображения), ни воспитанием (умозрительные ограничения не действуют). Беспредельщики не работают в обычном смысле этого слова. Если они и напрягаются, то для того чтобы отнять, отобрать, наложить дань. И не надо думать, что это обязательно рэкетиры и бандиты. То же самое вело в бой и исторических вожаков, атаманов, будущих князей, принцев, герцогов и королей. Еще двести лет назад «право сильного» было едва ли не основным. Да и сегодня часто оказывается в почете. Например, у сотрудников силовых структур. Чем больше у Беспредельщика силы (то есть чем меньше фактических ограничений), тем безудержнее и опаснее он становится. Крайние Беспредельщики известны также как «отморозки». 
  4. Хитрый проныра.  Богатое воображение Хитрого проныры направлено не на возведение умозрительных ограничений, а на обход фактических. Да и вообще, Хитрый проныра не склонен строить. Он любит не сооружения, а пути. Присвоить, а не создать – это роднит Проныру с Беспредельщиком. Но, в отличие от Беспредельщика, он не склонен отбирать с использованием грубой силы. А вот обыграть, объегорить, обхитрить – это его стихия. В мелком своем варианте Хитрый проныра оборачивается банальным мошенником. В крупном масштабе это финансовый магнат или отец церкви, Иезуит с большой буквы.
Обобщая, мы можем сказать, что Умные-и-бедные работают на Хитрых проныр (чаще) и Фермеров (реже). В ситуации безвыходности Умные-и-бедные работают и на Беспредельщиков, но уже больше из страха, чем из своих собственных заморочек.

Беспредельщики обирают Фермеров (чаще) и Умных-и-бедных (реже, потому что взять можно меньше). Нанимать на работу в прямом смысле этого слова Беспредельщикам не свойственно: они больше приветствуют рабство, поскольку платить совершенно не в их привычках.

В большинстве случаев на вершине оказываются Хитрые проныры. Именно они в конечном итоге контролируют Беспредельщиков (силовыми методами, с использованием Умных-и-бедных-но-верных) и оттягивают созданное Фермерами одеяло на себя.


Все статьи этого номера


Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009
  Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль
 


 
Карта сайта