Вышел специальный выпуск, Михаил Дегтярев, 2009            Вышел новый номер журнала №7 2009                Новая рубрика на сайте - Истории для размышления               В архиве заполнен №7 август за 2008 год               Новые статьи в рубрике Nota bene                       Дарио САЛАС СОММЭР. Иллюзия или реальность?                       Следите за новостями
 
    О журнале     Свежий номер     Авторы     Мероприятия     Архив     WEB     Подписка     Рекламодателю     Новости     Nota bene     Книги     Интересное      


Архив


Людмила ЖУКАСОВА

Корпоративный имидж: нужен ли он?

Создание имиджа является неотъемлемой частью существования каждой организации. Независимо от того, что эта организация из себя представляет, четкий имидж необходим для общения с покупателями, клиентами и многочисленными составляющими этой организации. Без четкого имиджа трудно понять, что представляет собой организация, что она предлагает, к чему стремится. Доверие, репутация, солидность – вот те цели, которые должна ставить перед собой компания, формируя свой корпоративный имидж.

Как же создавать имидж? Вариантов здесь достаточно много. Все зависит от конкретной ситуации, поставленных целей и текущих задач. Только точный анализ всех окружающих факторов, степени их влияния и тенденций развития даст верный рецепт. Единственное, что можно сказать с полной уверенностью: имидж нельзя купить. Его надо долго и кропотливо создавать. При этом необходимо учитывать разницу между понятиями «имидж» и «репутация».

Репутация начинает формироваться с первых мгновений создания фирмы, причем вне зависимости, занимаются при этом имиджем или нет. Это наиболее стойкое общественное мнение, как правило, отражающее объективную реальность, изменить которое крайне сложно. Чем ближе имидж к репутации, тем лучше. В идеале репутация должна быть одной из составляющих имиджа, а не наоборот. Потому что репутация – это то, что говорят окружающие, а имидж – то, что ты хочешь до них донести.

Именно поэтому создавать имидж с «нуля» гораздо дешевле, чем потом его изменять. Главным принципом его формирования должны стать кампании, отражающие истинное положение дел, которые настолько близки к реальности, насколько это возможно. Однако российская реальность такова, что основные потребности рынка услуг по организации связей с общественностью лежат как раз в области корректировки существующей репутации. И здесь, при разработке имиджа, главным становится вопрос о готовности самой фирмы, ее руководящего состава принять необходимость изменения собственного представления о своей деятельности и перспективах развития. В этом и есть залог будущих успехов.

Перефразируя классика: у фирмы должно быть все прекрасным – и душа, и мысли, и лицо.

И если фирма не позаботится о своем «лице», люди вполне обойдутся собственным опытом и воображением.

Итак, организация может успешно развиваться, только сочетая свое собственное внутреннее управление и внешнее одобрение общественностью действий, которые она осуществляет. Как сказал Джордж Вашингтон: «С общественным мнением на вашей стороне вы можете делать все, без него – ничего».

Имидж фирмы включает в себя две составляющие: внешнюю и внутреннюю. Кратко остановимся на внешней его составляющей.


Организация может успешно развиваться, только сочетая свое собственное внутреннее управление и внешнее одобрение общественностью действий, которые она осуществляет.


Внешний имидж содержит в себе все компоненты бизнеса компании, которые воспринимаются покупателем при помощи всех его рецепторных чувств: слуха, зрения, обоняния, осязания и др. К этому элементу относится все, начиная от названия компании и ее девиза и заканчивая интерьером офиса и фирменным бланком.
  • Первой и наиболее популярной внешней составляющей является фирменный стиль (ФС). Различают ФС в узком понимании – совокупность товарного знака, цветового и графического оформления деловых бумаг. ФС в широком понимании – это использование единых принципов оформления цветовых сочетаний и образов для всех форм рекламы, оформления офиса, упаковки продукции и одежды персонала. Идеальным примером может стать сеть ресторанов быстрого питания «Макдональдс», которые «метят» свою территорию в достаточно интенсивной манере, даже урны для мусора, стоящие на тротуарах, несут на себе эмблему компании. Одет в единый тип одежды и обслуживающий персонал. В нашем регионе таким примером может быть оператор сотовой связи «Билайн».
  • Другой составляющей имиджа фирмы является личный имидж сотрудников, его еще называют «деловым стилем фирмы». Это некая специфика обслуживания и общения, которая присуща только этой фирме. Это умение ее преподнести. Фирменное поведение, в свою очередь, основано на конкретных правилах корпоративной культуры и, главным образом, зависит от навыков делового общения. В последние годы отмечается более серьезный подход к подбору кадров, в частности, секретарей, администраторов. Именно от этих людей зависит первое впечатление о фирме, именно они предоставляют самую первую информацию о фирме. Личный имидж сотрудников фирмы во главе с ее руководителем – это умение преподнести себя, здесь не обойтись без искус­ства делового общения, хорошего вкуса, стиля, знания кодекса фирмы, делового и дипломатического этикета.
  • И, наконец, последний пункт – месторасположение и эргономика (удобство комфорт). Игнорирование этого фактора может привести к дисгармонии между заявленным имиджем и окружающей средой.
Легко добираться, удобно парковать машину, легко найти вход – простые, но решающие факторы. Многие мои знакомые никогда не бывают в тех кафе и ресторанах нашего города, где сложно припарковать машину, даже если отзывы о кухне этих заведений положительные.

Название компании – важнейший элемент имиджа, оно должно быть коротким и емким: т. е. должно нести в себе идею компании, ее миссию.

Посмотрим на примере: компания занимается консультационными услугами по имиджу, и вот два примера названий: «Преображение» и «Апельсин». Какие ассоциации они у вас вызывают?

Вы наверняка подумали, что «Апельсин» – это что-то связанное с продажей фруктов, а «Преображение» – это когда что-то меняют или кого-то меняют, уже ближе к тем услугам, что представляет компания.

Давайте посмотрим на еще один из важнейших аспектов внешнего имиджа компании – интерьер офиса.

Войдя в офис и еще не получив никакой информации, клиент уже в первые 10 секунд или доверяет, или не доверяет компании.


Личный имидж сотрудников фирмы во главе с ее руководителем – это умение преподнести себя, здесь не обойтись без искусства делового общения, хорошего вкуса, стиля, знания кодекса фирмы, делового и дипломатического этикета.


Посмотрим на примере: вы хотите приобрести туристическую путевку, заходите в турфирму и видите не очень опрятное помещение, голые стены с пошарканными обоями, два стола, на одном из которых стоит компьютер старого образца, пара стульев... Наверняка вы подумаете, что это какая-то ненадежная фирма. И другой пример: вы заходите в помещение с хорошим ремонтом, современной отделкой, где вы видите несколько комнат, техническое оснащение рабочих мест консультантов на высоком уровне, на стенах висит множество сертификатов и наград, на полочках стоят сувениры из разных стран мира, имеется собственная касса, внимательный приветливый персонал. Все солидно, замечательно, говорит о надежности компании. Я уверена, вы обратитесь за услугами во вторую компанию.

Можно привести еще множество примеров интерьера: это и банки, и салоны красоты, и клиники. Так и получается: один из самых важных аспектов привлекательности вашей компании – внешний интерьер, от которого на начальном этапе зависит, будет ли клиент вашим.

Формирование как внутренней, так внешней составляющей имиджа фирмы невозможно без прочного фундамента, который и обеспечит создание, развитие и сохранение положительных тенденций. Его основой являются цели и принципы компании, корпоративная философия, финансовые ресурсы. Кроме того, сюда же можно отнести и качество реализуемых товаров или услуг – без этого построение любого имиджа просто не имеет смысла.

Отдельно можно говорить о внешних коммуникациях, не связанных с потребителем: реклама, взаимодействие со СМИ, благотворительность (список можно продолжить). Их сложно отнести исключительно к внешнему имиджу компании, тем не менее, они играют одну из главных ролей как каналы распространения положительного имиджа.

«Корпоративный имидж – это строительство сложного, многоуровневого здания, каждый камень в котором является краеугольным. Как и любое здание, корпоративный имидж имеет свою структуру, а значит, он обладает рядом характеристик, по которым можно эту структуру понять и работать в ней» (Кирьянов М. И.).

На основе всего вышеизложенного мы можем сделать вывод: корпоративный имидж должен быть у каждой организации независимо от рода и сферы деятельности.

Хочется отметить, что одной из важных составляющих корпоративного стиля является деловой имидж.

Стабильность и уверенность делового человека, в первую очередь, зависит от респектабельного внешнего вида. Деловой человек своим внешним видом строит имидж и репутацию для себя и для своей компании. Одежда и поведение имеют четкую взаимосвязь, так же как форма и содержание. В неформальном костюме сложно играть роль собранного респектабельного делового человека. А в деловом костюме весьма неудобно вести себя некорректно с партнерами и подчиненными. Ваши подчиненные или деловые партнеры могут не воспринимать вас адекватно и всерьез только от того, что ваш внешний вид будет неубедителен.


Одежда и поведение имеют четкую взаимосвязь, так же как форма и содержание. Если вам доверяют, вам платят деньги. Доверие увеличивает доход.

Если деловой имидж уместен и привлекателен в сочетании с действиями человека, то это ведет к увеличению дохода. Если вам доверяют, вам платят деньги. А бизнес, в сущности, создан для извлечения прибыли. Доверие увеличивает доход.

Простой совет: научитесь одеваться и вести себя безупречно, и ваш имидж вкупе с четко отлаженной корпоративной культурой будут неизменно вызывать доверие.

Существуют общепринятые правила, позволяющие создать особый и убедительный имидж – это дресс-код. Дресс-код нужно адаптировать к себе, а не подавлять, потому что окружающие оценивают вас не только с точки зрения делового имиджа, но с точки зрения того, как в нем проявляется ваша личность.

Правила дресс-кода в бизнесе имеют довольно точную и непререкаемую основу. В этой статье мы подробнее остановимся на специфике дресс-кода в зависимости от рода деятельности компании. Конечно, в этом вопросе очень сложно провести четкую грань, но мы постараемся перечислить наиболее четкие признаки, характерные для имиджа разных отраслей.
  • СМИ – нестрогая деловая одежда с элементами авангарда.
  • Реклама – модная одежда с элементами креатива.
  • Сфера услуг – классическая одежда с элементами романтики (мягкость и доброжелательность в образе).
  • Медицина – стерильность, опрятность, профессионализм в образе.
  • Юриспруденция – деловой стиль без вызывающих элементов, говорящий о консервативности и надежности.
  • Финансы – деловой стиль, очень респектабельный, серьезный и надежный.
Естественно, что в рамках одной статьи нельзя подробно рассказать о корпоративном стиле, имидже, осветить правила дресс-кода. Мы постарались дать ключевой материал, позволяющий каждой организации разработать тот неповторимый и яркий стиль, который принесет компании широкую известность и популярность среди клиентов.


Все статьи этого номера


Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009
  Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль
 


 
Карта сайта