Вышел специальный выпуск, Михаил Дегтярев, 2009            Вышел новый номер журнала №7 2009                Новая рубрика на сайте - Истории для размышления               В архиве заполнен №7 август за 2008 год               Новые статьи в рубрике Nota bene                       Дарио САЛАС СОММЭР. Иллюзия или реальность?                       Следите за новостями
 
    О журнале     Свежий номер     Авторы     Мероприятия     Архив     WEB     Подписка     Рекламодателю     Новости     Nota bene     Книги     Интересное      


Архив


Надежда АЛЕКСАНДРОВА

Качества "Звездного лидера"

Ни один семинар или бизнес-практикум не обходится без того, чтобы руководители разных уровней не задавали вопросов о так называемом эмоциональном интеллекте. Тема актуальна сегодня, наверное, потому, что относительна молода.

Опыт работы в роли консультанта по вопросам управления во многих крупных организациях России позволяет видеть тенденции смещения значимости для достижения успеха в одну сторону – сторону эмоционального интеллекта. И мы всегда готовы бросаться из крайности в крайность. Многие статьи по психологии пестрят заголовками: «Коэффициент интеллекта (IQ) – ничто, главное – эмоциональная  компетенция».

Относительно немногие менеджеры российских компаний проходили профессиональное тестирование на коэффициент интеллекта, или IQ. Очень дорогое исследование. Допустим, проходили. Получали результаты в цифрах… Конечно, когда человек получает результат в цифрах выше, чем кто-либо (а еще лучше, когда твой результат выше, чем у твоего непосредственного начальника!), это радует. Но не это в определении IQ основное. Главное в том, чтобы руководителю расшифровали особенность работы его мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, умозаключения и т. д. Для чего? Как эти особенности  влияют на выполнение основных функций руководителя: принятие решений, организацию, планирование, мотивирование, контроль? Что и как можно значительно улучшить, развить, в зависимости от целей и задач, которые надо решить?

В результате появляется план личност­ного роста, благодаря наличию которого человек растет как лидер, как руководитель. И если в этот план включить и совершенствование составляющих эмоционального интеллекта: самоосознанность, самоконтроль, эмпатию, коммуникабельность, – то это со временем будет суперлидер, и не будет таких задач, которые он не сможет решить, и высот, которых он не сможет достигнуть.


Когда говорят об эмоциональном интеллекте, то обычно подразумевают два аспекта. Речь идет о контролировании своих эмоций и о создании благоприятной эмоциональной атмосферы.


Согласно новейшим исследованиям, коэффициенты умственного и эмоционального развития вовсе не антагонисты: одни руководители при тестировании показывают высокие результаты в обоих направлениях, а у других перевешивает та или иная половина человеческой натуры. Конечно, сколь угодно высокие показатели эмоциональной гибкости никогда не заменят ни профессиональной компетентности, ни умения взвешивать все «за» и «против» и делать выводы «головой». Однако при прочих равных лучше быть дружелюбным и с чувством юмора, чем иметь лишние несколько баллов IQ.

Вообще, когда говорят об эмоциональном интеллекте, то обычно подразумевают два аспекта. Речь идет о контролировании своих эмоций и о создании благоприятной эмоциональной атмо-с­феры.

 Как же действует эмоциональный интеллект на практике? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте подробнее поговорим о составляющих эмоционального интеллекта.

Самоосознанность
Самоосознанность связана, прежде всего, с пониманием собственных целей, задач и путей их достижения. И это касается не только профессиональной, но и всех других сторон жизни человека. Из опыта консультаций ведущих руководителей хочется отметить следующую закономерность: успешность и эффективность человека связаны именно с наличием четко осознаваемых им самим сбалансированных целей. Вот уж точно: «Миром правит гармония…» По причине того, что наш внутренний мир очень многогранен, не следует думать, что определение цели – простое дело. Когда человек, преодолевая внутренние барьеры, определяется со своими личными стратегическими и тактическими целями, то и эмоции, которые возникают в процессе их достижения, становятся более управляемыми, контролируемыми. Наконец-то наступает «внутренний порядок». Всем известно:  «что внутри, то и снаружи» – такая вот закономерность.


Люди, которые лучше осознают себя, понимают не только причины возникновения эмоциональных реакций, но и то, как их собственные эмоции влияют на других людей, имеют огромное преимущество в решении более высоких целей.


Люди, которые лучше осознают себя, понимают не только причины возникновения эмоциональных реакций, но и то, как их собственные эмоции влияют на других людей, имеют огромное преимущество в решении более высоких целей. Как влияет настроение на работоспособность, на желание или нежелание работать качественно и результативно, очень хорошо знает каждый из нас. От чего зависит настроение? От самонастроя и настроя человека, с которым общаешься. Из психических процессов только эмоции и передаются от человека к человеку, а наш эмоциональный фон и есть наше настроение. Кто может с самого утра, например, вдохновить подчиненных на достижение намеченных целей, на качественную работу с клиентами, на эффективное взаимодействие? Руководители организаций являются носителями корпоративной культуры. И это во многом определяет, является ли работа праздником, во время которого есть возможность проявить все свои лучшие способности, или  каторгой, которая, как известно, положительных эмоций не прибавляет…

Лидеру, обладающему самоосознанием, очень полезно определиться с собственными жизненными базовыми ценностями. Для чего? Для принятия правильных эффективных решений. Как только принимается решение, чуждое основным ценностям, но выгодное в сиюминутных обстоятельствах, так сразу же возникает ощущение дискомфорта и недовольства собой. Например, решил освоить искусство тайм-менеджмента и, вместо того чтобы отслеживать по времени и по принципу АБС эффективность своих действий на начальной стадии, уже который день «ведешься» на поводу текущих обязательных мелочей… И т. д.

Самоосознание помогает лидерам проанализировать не только собственные способности, но и возможности своей команды при решении конкретных задач, потенциал и наличие необходимых качеств каждого работника.

Самоконтроль
К психике лидера предъявляются исключительно высокие требования. Это относится к большинству психических процессов, состояний и свойств личности. Основная цель психорегуляции – оптимальное использование возможно­стей организма в процессе профессиональной деятельности. Основное внимание необходимо обратить на самооценку психической работоспособности и нервно-психической активности. Опыт работы с руководителями показывает: большинство лидеров, которые имеют свой бизнес или являются ведущими менеджерами компаний на протяжении 10–15 лет, в результате долгой напряженной работы имеют весьма серьезные проблемы со здоровьем. Считается, что это плата за успех, но этого ли мы хотим, когда в своих мечтах о более обеспеченной, лучшей жизни выбираем активную жизненную позицию?


Развитая у руководителя эмпатия – ключевой фактор успеха, т. к. он работает с людьми. Это качество нашей психики присуще каждому, но развито не у всех одинаково.

В психологической практике разработано множество приемов саморегуляции эмоциональных состояний, которые не только отличаются высокой эффективностью, но и подбираются по своему содержанию с учетом индивидуальных особенностей человека.

Почему самоконтроль так важен для лидеров?

Во-первых, люди, контролирующие свои эмоции, способны создать атмо­сферу доверия в своих коллективах и тот микроклимат, который непостижимым образом чувствуется в любой организации в первые минуты ее посещения. В такой атмосфере хочется работать с полной отдачей.

Во-вторых, все действия, стиль общения, манеру поведения, ценности руководитель транслирует как образец для подражания для всех своих сотрудников, т. е. самоконтроль проникает на все уровни.

В-третьих, саморегуляция важна по причинам конкуренции. Каждый знает, что сегодня бизнес окружен атмосферой неопределенности и перемен. Технологии меняются с головокружительной быстротой. Люди, овладевшие своими эмоциями, способны плыть по волнам этих перемен. Они способны не паниковать, могут придержать поспешные суждения о любом из нововведений, способны гибко реагировать на постоянные изменения рыночной среды.


Осознанно учитывать чувства сотрудников при принятии разумных решений – это сильная сторона лидера.

Например, практика внедрения корпоративных информационных систем на предприятиях всегда сопровождается сопротивлением работающего персонала. И этому имеется объяснение: кому хочется менять привычный алгоритм своей работы? И только на отдельных предприятиях, благодаря руководству, его терпению (владению собственными эмоциями), настойчивости, «вживление» таких новшеств имеет результат, которым можно гордиться.

Социальная чуткость (эмпатия)
Эмпатия – способность понимать эмоциональное состояние других людей, умение общаться с людьми в соответ­ствии с эмоциональными реакциями.

Если выразиться еще проще, то это сопереживание – умение поставить себя на место другого. Это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, как если бы они были нашими соб­ственными.

Эмпатия способствует сбалансированным межличностным отношениям. Развитая у руководителя эмпатия – ключевой фактор успеха, т. к. он работает с людьми. Это качество нашей психики присуще каждому, но развито не у всех одинаково.

Из всех измерений эмоционального интеллекта, эмпатию распознать проще всего. Каждый из нас может привести примеры (из трудовой биографии) взаимодействия с такими начальниками, которые владели эмпатийным слушанием, и мы до сих пор благодарны за это.

Как это проявляется в бизнесе? Понятно, что бизнес – жесткая среда. Для лидера это не значит, что нужно понимать чувства всех и стараться их удовлетворить. Это невозможно даже при большом желании. Но осознанно учитывать чув­ства сотрудников при принятии разумных решений – это сильная сторона лидера. В качестве примера эмпатии в действии: посмотрите, что произошло с работниками одного из предприятий – поставщиков продукции, когда основной заказчик приостановил прием этой продукции на определенное время по причине снижения ее качества. Один руководитель подразделения собрал людей и произнес  тоскливую речь о том, что каждый должен принять решение о том, ждать ли лучших времен или искать другое место работы. Менеджер другого подразделения произнес иную речь: необходимо проанализировать претензии к качеству выпускаемой продукции, наметить план ликвидации недостатков в разумные сроки, исследовать потребности рынка и т. д.


КСпособность четко распознавать, что чувствует другой человек, дает возможность развить такие компетенции, как способность влиять на других людей и воодушевлять их.

Разница между этими двумя менеджерами – в эмпатии. Один в большей степени был подвержен собственному эмоциональному состоянию и совсем не думал о переживаниях своих коллег. Да, сказал правду о ситуации, но как? Так, что ушли из цеха в поисках другой работы лучшие специалисты, т. к. профессионалы всегда знают, что они востребованы на рынке труда. Другой менеджер дал эту же информацию, но вместе с персоналом нашел выход из ситуации и, конечно, сохранив весь коллектив, добился нужных результатов.

Не проявляя эмпатии, не развивая ее, можно бесконечно менять «игроков», но желаемого результата не получишь.

Коммуникабельность
Принято считать, что коммуникабельность – это вершина других измерений эмоционального интеллекта. Люди, как правило, становятся очень эффективными во взаимоотношениях с другими, когда они понимают и контролируют собственные эмоции и могут проявлять эмпатию по отношению к другим.

Коммуникабельность не так проста, как это кажется. Общение – всегда дву­сторонний процесс. Вступая в общение, мы всегда преследуем цель: подвигнуть людей в желательном для нас направлении, будь то подписание договора или энтузиазм по поводу новой продукции.

Как считают специалисты, коммуникативное взаимодействие людей включает в себя не только процесс говорения, но и процесс слушания. Неумение слушать приводит к различным недоразумениям, ошибкам, порождает всякого рода конфликты.

Слушание другого человека – это волевой акт. Чтобы слушать, необходимо еще и желание.

В противном случае можно услышать лишь то, что хочется, и упустить нечто главное. Достижение взаимопонимания – дело нелегкое.


Доказано, что 2/3 основных компетенций, необходимых сегодня лидеру, относятся к категории эмоциональных компетенций. Большие лидеры приводят людей в движение с помощью эмоций.


Коммуникабельные люди владеют даром убеждения. Они знают, когда, например, апеллировать к эмоциям, а когда лучше обратиться к разуму.

Качество межличностных контактов привлекает наше внимание обычно тогда, когда мы не удовлетворены собеседником, когда происходит нечто неприятное для нас. И мы начинаем почти непроизвольно оглядываться вокруг, скорее в поисках виновного, чем в поисках причины неуспеха. А причина лежит в нас самих.

Можно ли развить эмоциональный интеллект?

Согласно новейшим исследованиям, эмоциональный интеллект имеет генетическую составляющую, психологи же ссылаются на роль воспитания. В какой мере они соотносятся, вероятно, покажут исследования будущего. Есть данные, подтвержденные практикой, что эмоциональный интеллект можно развить. В таком случае специально организованное обучение по развитию эмоционального интеллекта должно помогать людям ломать старые, не всегда эффективные привычки поведения и создавать новые. Конечно же, это занимает немало времени и требует планомерной, регулярной работы, самомотивации и самоконтроля. При таких условиях со временем обязательно появятся положительные результаты.

Развитие эмоционального интеллекта влечет за собой совершенствование лидерских компетенций, связанных с эмоциями. Например, способность четко распознавать, что чувствует другой человек, дает возможность развить такие компетенции, как способность влиять на других людей и воодушевлять их. Доказано, что 2/3 основных компетенций, необходимых сегодня лидеру, относятся к категории эмоциональных компетенций. Большие лидеры приводят людей в движение с помощью эмоций.

Если ты управляешь эмоциями позитивно, люди начинают проявлять свои лучшие способности. Ты вдохновляешь людей, вызываешь в них резонанс, и они начинают работать с увлечением, демон­стрируя свои лучшие качества. Управлять людьми должны люди, являющиеся не только хорошими администраторами, но и реальными, сильными лидерами. Только при этом условии организация будет достаточно эффективна и гибка для того, чтобы расти и побеждать в условиях современной конкуренции.


Все статьи этого номера


Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009
  Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль
 


 
Карта сайта