Вышел специальный выпуск, Михаил Дегтярев, 2009            Вышел новый номер журнала №7 2009                Новая рубрика на сайте - Истории для размышления               В архиве заполнен №7 август за 2008 год               Новые статьи в рубрике Nota bene                       Дарио САЛАС СОММЭР. Иллюзия или реальность?                       Следите за новостями
 
    О журнале     Свежий номер     Авторы     Мероприятия     Архив     WEB     Подписка     Рекламодателю     Новости     Nota bene     Книги     Интересное      


Архив


Михаил КУЗЬМИН

Простой и сложный

Тренинг «Палочки»
Тренинг разработан Владимиром Тарасовым в 1985 г. Смысл его в том, что за столом всего два участника, каждый из которых желает настоять на своем решении так, чтобы не войти в конфликт с партнером по столу.

Современный сюжет, который ведущий может наполнить любым содержанием, выглядит так.

Начальник имеет некоторый ресурс, исчисляемый неделимыми единицами (например, люди, автомобили, квартиры, бронежилеты, экскаваторы, самолеты и пр.), в котором нуждается подчиненный.

Подчиненный хочет получить как можно больше (в идеале 5 единиц) этого ресурса. Начальник заинтересован отдать как можно меньше (в идеале вообще не давать).

Между ними состоится диалог, в ходе которого они попытаются прийти к согласию относительно числа единиц ресурса, выделяемых подчиненному. Диалог начинается с просьбы подчиненного.

Технология проведения тренинга имеет два варианта, выбор между которыми зависит от четности и количества числа участников, а также от задач, поставленных перед тренингом.

Некоторые наблюдения
  • В этом тренинге быстро выявляются конфликтные участники заметно большим числом получаемых ими штрафов: обычно это 10–15 % от общего числа участников.  Нередко человек, о котором и не думаешь, что он может быть конфликтным, вдруг со всей очевидностью обнаруживает это качество.
  • Тренинг является одновременно очень эффективной и статистически достоверной оценочной процедурой, позволяет быстро отсортировать излишне конфликтных и откровенно слабых участников для последующего обучения, включения в резерв на выдвижение и прочих надобностей.
  • Участники, несколько раз проходившие данный тренинг, заметно улучшают свой результат, что указывает на явную эффективность тренинга для выработки «смертельно необходимых» навыков у менеджера, руководителя и предпринимателя.
  • Наилучший результат участников, при числе диалогов от 12 до 16, нередко достигает 26–27 палочек. Наихудший – частичный невозврат кредита по окончании тренинга.
  • Некоторые участники пытаются уйти от ориентации на заданный критерий успеха, подменяя его другим: «Хочу поэкспериментировать!», «Мне интересно просто понаблюдать за другими!», «Не хочу брать других за горло!» и т. д., что является для них своего рода алиби, позволяющим «не напрягаться» в тренинге и оправдывающим слабый количественный результат. Важно рассказать об этом механизме участникам перед началом тренинга.
  • Нередко срабатывает одностороннее восприятие партнера на основании этого тренинга как «излишне жесткого», «несговорчивого», «упрямого», «наглого», «бульдозера», «не умеющего слушать», а задача в тренинге – набрать как можно больше палочек, и только. Перечисленные эпитеты с некоторой оговоркой могут быть еще как-то уместны по отношению к участникам, если, проявив подобные каче­ства, они получили слабый результат из-за обилия конфликтов. Если же их результат заметно превосходит средний уровень и, в частности, результат критикующего их лица, то лучше от критики воздержаться и ответить себе на вопрос: почему мой результат столь слаб и насколько мне поможет выиграть, если будет проигрываться «молчаливая» версия?!

Многим известна последовательность интеллектуального развития человека «знание – понимание – умение – навык». Именно по этой цепочке развиваются способности человека. Ключевой этап в последовательности – это переход от знания к пониманию.


Во время «молчаливой» версии участникам запрещается разговаривать друг с другом. Время для молчаливого диалога сокращается до полминуты. Эта версия еще более сужает и усиливает (фокусирует) отрабатываемые навыки, в основном сосредотачивая их на «проявлении силы духа, не задевающем чужие амбиции». Благодаря сокращению времени диалогов версия позволяет резко увеличить их количество и, в частности, используется в больших группах при «нечетном числе участников».

Внутренняя готовность и сценарий
Человеку, для того чтобы реализовать поставленные перед ним задачи, необходимо мобилизовать свой внутренний опыт и потенциал.

Возникает вопрос: насколько быстро и качественно человек (менеджер) умеет это делать? Более того, что важнее – быть внутренне готовым к сложным задачам или иметь интеллектуально подготовленные сценарии их выполнения (решения)?

Очевидно, что в идеале хороший менеджер должен быть и внутренне готовым, и интеллектуально подготовленным.

Зададим другой вопрос: а как можно увидеть эту внутреннюю готовность?

Конечно, только увидев человека. Посмотрев на расположение и движение его тела, выражение лица и глаз, услышав его речь. Внутреннее состояние, как в зеркале, отражается во всем его облике. И это прекрасно чувствуют люди с различным социальным статусом, обладающие реальным жизненным опытом.

Зачастую некоторые делают попытку надеть маску знающего, умеющего, сильного, доброго или успешного человека, но в общении с другими людьми становится очевидным, что это только попытка создать имидж. Следовательно, для успеха в общении с людьми необходимо тренировать постоянную, устойчивую внутреннюю готовность.

Как это сделать?
Дело в том, что внутренняя готовность человека базируется на его ценностях.

Несомненно, что применение менеджером технологий дает результат – определенный, достаточно высокий управленческий уровень. Однако чтобы принимать жизненно важные решения, необходимо формировать ценности.

Рассмотрим возможный алгоритм тренировки внутренней готовности через ценности.

Шаг 1. Сделать правдивый список своих ценностей.
Шаг 2. За фиксированный временной промежуток деятельности записать свои поступки, слова и поведенческие реакции и соотнести их со своими ценностями.
Шаг 3. Изменить свои поступки, слова и поведенческие реакции исходя из своих ценностей.
Шаг 4. Изменить образ жизни.


Средства – это эффективные и этичные технологии, которые менеджер сначала тренирует до автоматизма, а затем результативно, подсознательно применяет.


Перейдем к сценарию. Сценарий – это план выхода из сложного положения. Естественно, что сценарий предполагает некоторую причинно-следственную связь. Следовательно, можно построить такую последовательность шагов, которая с определенной степенью вероятности позволит успешно выйти из сложной ситуации.

Попробуем нашу тренировку отработки (написания) сценария разбить по шагам (один из возможных вариантов).

Шаг 1. Понять, в какой пространственной, временной и информационной ситуации вы находитесь.
Шаг 2. Точно определить свою мотивацию и цель в данной ситуации.
Шаг 3. Сделать анализ «полей влияния» (положительных, отрицательных) людей, включенных в ситуацию.
Шаг 4. Сделать выбор основных «полей влияния» и спрогнозировать их мотивацию.
Шаг 5. Для основных «полей влияния» разработать управленческие механизмы-мотиваторы, а при необходимости сделать корректировку своей цели.
Шаг 6. Перейти к действиям.

Сила духа и интеллект
Что важнее для управления – сила духа или интеллект?

Для менеджера ответ прост: в идеале нужно обладать и тем, и другим. Проведем анализ обоих качеств.

Существует много описаний и формулировок термина «сила духа». Не претендуя на истину в последней инстанции, хочется обрисовать свое видение на эту тему.

Если идти последовательно, то невольно фактором номер один в формировании «силы духа» окажется воспитание. Именно оно закладывает ростки ответственности, дисциплины, целеустремленности и т. д. Воспитание – это непрерывная тренировка «учиться жить». Здесь формируются первые жизненные принципы и подходы, а следовательно, способность отстаивать свои права физически, морально и интеллектуально.

Следующий фактор – это вера. Прежде всего, вера в себя, в свои мысли, слова и поступки. Это чувство окрыляет человека, делает его творческим и свободным. Слабого человека легко сманить на «разбитую» дорогу, а сильного сложно. У него свое направление, потому что вера в себя помогает найти свой путь. Дальше – больше, человек верит в методы, учения и, конечно, в людей. Вера ведет его по жизни.


Для успеха в общении с людьми человеку необходимо тренировать постоянную, устойчивую внутреннюю готовность, которая базируется на его ценностях.


И последний фактор – это непрерывная деятельность (интеллектуальная, физическая и пр.), направленная на развитие. Тот, кто двигается, как бы находится под дей­ствием силы притяжения. Он притягивается к той цели, к которой он стремится. Кроме того, он сам становится центром притяжения, потому что люди хотят вместе с ним так же быстро двигаться. Таким образом, растут его масса и потенциал, а следовательно, вероятность успеха в жизни будет выше. Что касается интеллекта, то многим известна последовательность интеллектуального развития человека «знание – понимание – умение – навык». Именно по этой цепочке развиваются способности человека. Важно отметить, что ключевой этап в последовательности – это переход от знания к пониманию. Если знания не поняты, не прочувствованы, не прожиты, то они растворяются, превращаются в пустоту. Если же наоборот, то, понимая происходящие процессы и события, человек легко подбирает под них свои умения и навыки. Давно мудрые люди сказали: «Понимание выше знания».

Цели и средства
Прежде всего, для жизненного успеха необходимо формировать навык видеть «ясную» цель. Люди с более-менее богатым жизненным опытом понимают о чем речь.

Далее тоже понятные вещи. Существуют краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные цели, и у особых людей – большая цель.

Надо сказать, что наиболее эффективный путь формирования своих целей – от большой к краткосрочным.

Почему именно так?

Да потому, что большая цель помогает увидеть «ясную» долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную цели, а следовательно, помогает человеку быстро и качественно цели формулировать и реализовывать.

Теперь несколько слов о средствах.

Зададим извечный вопрос: все ли средства хороши для достижения цели?

Большая часть человечества, да и сама практика жизни говорит – нет. Тот, кто пробует это проверить, рискует, подобно тому, кто хочет согреть руки у костра, приблизив их к языку пламени.

Вот и в тренинге «Палочки» велико искушение участников скатиться в своих управленческих действиях до шантажа своего оппонента. И пусть шантаж встречается в реальной жизни и к этому надо быть готовым, но это не означает, что его надо использовать самому.

Средства – это эффективные и этичные технологии, которые менеджер сначала тренирует до автоматизма, а затем результативно, подсознательно применяет.

Некоторые выводы

  • Если ваши поступки, слова и поведенческие реакции соответствуют вашим ценностям и вашему образу жизни, то вероятность вашего жизненного успеха резко возрастает.
  • Непрерывная деятельность, направленная на развитие в сочетании с навыком переводить знание в понимание, будет притягивать к вам других людей.
  • Формируйте цели от большой к малой.
Анализируя свою жизнь, мы довольно часто сталкиваемся с тем, что вещь, казавшаяся нам сложной, довольно проста. Однако, уже понимая это, мы осознаем, что, для того чтобы она стала простой, необходимо приложить непростые усилия…


Все статьи этого номера


Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009
  Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль
 


 
Карта сайта