Вышел специальный выпуск, Михаил Дегтярев, 2009            Вышел новый номер журнала №7 2009                Новая рубрика на сайте - Истории для размышления               В архиве заполнен №7 август за 2008 год               Новые статьи в рубрике Nota bene                       Дарио САЛАС СОММЭР. Иллюзия или реальность?                       Следите за новостями
 
    О журнале     Свежий номер     Авторы     Мероприятия     Архив     WEB     Подписка     Рекламодателю     Новости     Nota bene     Книги     Интересное      


Архив



Аутсорсинг - это особенный и совершенно конкретный вид услуг!

Понятие аутсорсинг (дословно с англ. outsourcing – внешние ресурсы) пришло в российский бизнес сравнительно недавно. Между тем как в России, так и за рубежом с каждым годом становится все яснее, что без привлечения внешних ресурсов (профессиональных, управленческих, консультационных) компаниям, особенно производственным, сложно оставаться конкурентоспособными в условиях постоянно развивающегося рынка.

Из истории
Исторически первыми аутсорсерами стали юридические фирмы в странах, законодательство которых основано на прецедентном праве. Необъятность предмета, популярность судебного способа разрешения деловых споров, необходимость высокой квалификации и специализации, желательность привлечения специалистов, ранее выигравших похожее дело, создали в Соединенном Королевстве и его колониях почву для появления независимых юридических компаний. Расширяя спектр услуг, они стали консалтинговыми, а затем и аутсорсинговыми. Со временем из них выделилась так называемая «большая пятерка».

Впрочем, транснациональные консалтинговые корпорации «большой пятерки» берутся не за всякий аутсорсинг, а исключительно за самый интеллектуальный – помощь при налаживании эффективного управления, юридическое и финансовое обеспечение. И лишь относительно недавно в сферу их интересов попали информационные технологии. Нельзя переоценить влияние этого фактора на всю информационную индустрию: системные администраторы вдруг превратились из вечно невыспавшихся нестриженых и некормленых личностей в респектабельных функционеров с внушительными банковскими счетами и дорогими спортивными автомобилями.

Компания KPMG отметила в 1997 году столетний юбилей, а старейшая специализированная IT-аутсорсинговая компания EDS значительно моложе. Ее в 1962 году основал в Далласе удачливый бизнесмен и неудачливый кандидат в президенты США Росс Перро. Первоначально он централизованно подводил балансы для нескольких банков, арендуя ночное время на мэйнфреймах (больших ЭВМ). Но когда EDS принесла General Motors годовую экономию в 44 % (больше 4 млрд. долларов), взяв на себя сопровождение всех информационных потоков этой огромной корпорации, Перро понял, что стоит у истоков нового многообещающего бизнеса. При этом улучшилось и качество информационного обслуживания.

По договору на аутсорсинг заказчик платит фиксированные суммы, что в любом случае намного дешевле, чем информационная организация бизнес-процессов своими силами. Ведь EDS имеет собственную высокоразвитую информационную систему и интегрирует в нее систему заказчика. В противном случае ему пришлось бы самостоятельно углубляться в ИТ-проблемы, возможно, приобретать мэйнфреймы, создавать кластеры. Иными словами, информационные ресурсы самой корпорации EDS включаются в работу на корпоративного клиента. К тому же это снимает с заказчика необходимость проводить обучение персонала. Да и для специалистов по информационным технологиям сам принцип аутсорсинга довольно полезен. Почти в любой организации, возьмем, к примеру, банк. У людей, занятых ИТ, не так уж и много возможностей для развития своего творческого потенциала. Они достигают определенного пика в своем развитии – и уходят. Банку приходится снова нанимать людей, которые, естественно, не сразу войдут в курс дела. Естественно, их квалификация не будет изначально соответствовать тому уровню, который необходим нанимателю. Эту часть специалистов по соглашению – в данном случае с банком – EDS принимает к себе. У них появляется масса новых возможностей для повышения квалификации. А главное, люди продолжают работать на тот же банк.


«То, что вы передаете, почти столь же важно, как и то, что вы сохраняете», –  говорит Махваш Язди (главный информационный директор компании Hughes Aircraft).

По мнению руководителя сервиса и технологической поддержки компании IBS Михаила Брусенцева, слово outsourcing говорит само за себя. Оно означает привлечение ресурсов извне. Иными словами, компания-заказчик заключает договор со сторонней фирмой, имеющей большой опыт в жизненно важных для заказчика направлениях, но не являющихся предметом его профессиональной деятельности. И в какой бы форме ни оказывались ИТ-услуги со стороны, все это можно назвать аутсорсингом.

Билл Гейтс: «Я вовсе не имею в виду, что аутсорсинг – это плохо. Аутсорсинг получит широкое распространение с развитием Интернета. Это даст возможность компаниям так же тесно сотрудничать со сторонними организациями, как их собственные подразделения взаимодействуют между собой».


Аутсорсинг в России
Даже после кризиса около двадцати тысяч юридических лиц в России декларируют свое намерение работать на рынке информационных технологий, но только два предприятия позиционируют себя как аутсорсинговые. Остальные еще не вычленили данный бизнес в отдельное направление. Тем не менее российская структура спроса на аутсорсинг похожа на мировую.

Наиболее заметны крупные клиенты: ведомства (Центробанк и многие министерства), нефтегазовый и металлургический комплексы. Некоторые объявленные суммы контрактов исчисляются сотнями миллионов долларов. Впрочем, их реализация постоянно находится под вопросом из-за общеэкономической и политической ситуации и не всегда благоприятной мировой конъюнктуры.

В той или иной степени аутсорсингом занимаются российские компании, имеющие опыт более традиционной системной интеграции, в частности IBS, «Анкей» и «АйТи».

Довольно трудно оценить реальный объем рынка российского IT-аутсорсинга, как в силу традиционной закрытости, так и потому, что многие крупные контракты заключаются за рубежом. В любом случае, можно отметить, что российские компьютерные фирмы пока не готовы самостоятельно выступать аутсорсерами для ведущих ответственных заказчиков.
Зато российские программисты пользуются широкой популярностью как ресурс аутсорсинга. К их услугам систематически прибегают IBM, Intel, SAP, Parametrics, Firepond и другие.

Передача функций не всегда имела такую хорошую репутацию. «Пять или шесть лет назад это рассматривалось как нечто, к чему прибегали в самом крайнем случае, и то только крупные компании», – говорит Фрэнк Казаль (Frank Casale), исполнительный директор Outsourcing Institute.

Эксперты утверждают, что уровень сложности передаваемых функций многократно возрос, однако для обеспечения успеха необходимо с самого начала придерживаться правильных посылок. Стандартный совет – не прибегать к передаче функций просто с целью экономии средств.

«Не делайте этого просто потому, что хотите сэкономить 15 %. Беритесь за это дело, чтобы стать конкурентоспособной компанией», – говорит Казаль.

Люди, имеющие большой опыт в передаче функций, утверждают, что ключом к успеху является понимание того, какие именно функции необходимо сохранить, а для каких заключить контракты с другими компаниями. В настоящее время наиболее часто передаются следующие функции: администрирование мэйнфреймов, поддержка персональных компьютеров, обеспечение работы справочной службы, администрирование локальной сети и сопровождение приложений. Короче говоря, самая рутинная работа. И наоборот, разработка приложений часто осуществляется внутри компании. Подчас это обстоятельство является результатом стратегического решения. Но кроме того, это еще и гораздо интереснее и, по мнению экспертов, приносит больше известности.

«Начиная работать с компанией-заказчиком, представители аутсорсера получают доступ к информации об этой компании, – комментирует генеральный директор финансово-правовой группы «ПокровЪ» Татьяна Еремеева. – Зачастую эта информация является коммерческой тайной, поэтому, заключая договор с аутсорсинговой компанией, клиент серьезно рискует. Вот почему в договоре о сотрудничестве необходимо указывать пункт обязательств. А лучше всего заключать отдельный договор о неразглашении коммерческой тайны.

Кроме того, важно учесть тот факт, что в случае ее разглашения штатным сотрудником компании владелец бизнеса сможет взыскать с него ущерб в рамках материальной ответственности, максимальный размер которой установлен законодательством РФ. В случае же разглашения коммерческой тайны аутсорсером владелец бизнеса имеет право взыскать в гражданско-правовом порядке упущенную выгоду и реальный ущерб, причиненный вследствие утечки информации. Возможно, данное утверждение вызовет сомнения собственников, но хочу вас уверить, что в судебной практике есть случаи подобных взысканий».

Таблица 1
Если не оставлять без внимания эти важные моменты и минимизировать риски, сотрудничество с аутсорсером станет выгодным и даст компании много плюсов. «Прежде всего, компания может существенно сэкономить на налогах, – рассказывает Татьяна Еремеева. – Заключая договор с аутсорсером, компания платит ему за предоставление услуг определенную сумму, размер которой значительно меньше выплаты ЕСН от заработной платы штатного высококвалифицированного юриста». Таким образом, заключая договор об оказании услуг на условиях аутсорсинга с обязательством о неразглашении коммерческой тайны, вы сэкономите и сократите риски своей компании», – отмечает Татьяна Еремеева.

В заключение хотелось бы обозначить основные достоинства и недостатки аутсорсинга с позиции заказчика (см. Таблицу 1).

Анна Огнёва

Редакция журнала благодарит информационный портал UKON
за предоставленный материал.


Все статьи этого номера


Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009
  Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль
 


 
Карта сайта