![]() |
О журнале Свежий номер Авторы Мероприятия Архив WEB Подписка Рекламодателю Новости Nota bene Книги Интересное |
Архив
Билет в Европу. Трудности перевода ГОСТа в СЕ![]() Как говорится, что русскому хорошо, то немцу смерть. Возможно, наученные этой и подобными поговорками европейцы (как, впрочем, и другие участники развитого рынка) разработали систему стандартизации и сертификации продукции в ЕС. Их можно понять: внутренний рынок упорядочен, импортеры жестко фильтруются, собственный производитель поддерживается. Российский же производитель, готовый к покорению заграницы, теряет десятки миллионов долларов в год из-за отсутствия у наших товаров на экспорт паспорта соответствия мировым стандартам. Правда, относится это, прежде всего, к малому и среднему бизнесу. Крупный бизнес, обладающий большими финансовыми возможностями и, как правило, определенным опытом в вопросах экспорта, с этой проблемой справляется. Сертификация – деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Сертификация продукции – процесс, в результате которого государство совместно с производителем обеспечивает потребителю защиту его прав на приобретение продукции с декларированными в государственных стандартах и нормативно-технической документации показателями качества и на объективную информацию об этой продукции. Без обязательной сертификации (о ее наличии свидетельствует на товаре знак СЕ) товар, в принципе, не может быть допущен к продаже. И если для российского производителя эта сертификация – трудновыполнимая программа максимум, дорогостоящий билет на рынок Европы, сами западные соседи пошли гораздо дальше: у них «в моде» системы добровольной дополнительной сертификации, которыми, как знаками отличия, они увешивают свой продукт. Чем больше «звездочек», то есть маркировок прохождения дополнительного соответствия, тем больше преимуществ в конкурентной борьбе. Тамошний потребитель не просто разборчив, но подозрителен. Так в чем же состоит проблема получения заветного билета на рынки Европы? Во-первых, это цена. Сегодня она колеблется от 2 до 10 тысяч долларов на один тип продукции в зависимости от сложности и требований безопасности продукции. Дешевле всего обходятся мягкие игрушки, самое дорогое – медицинское оборудование.
Конечно, для нашего человека существование закона еще ничего не значит. И множество российских компаний имеет опыт экспорта продукции в Европу без европейского сертификата. Однако со временем санкции за нарушение этого закона ужесточаются, и сегодня торговля продуктом без паспорта соответствия чревата штрафом (от 5 000 евро) и отзывом товара с рынка, а в некоторых случаях и уголовной ответственностью.
В зависимости от вида продукции, прохождение сертификации требует различного вида проверок. Например, подтверждение соответствия электрооборудования, подпадающего под действие европейских директив, производится по следующей схеме. 1. Определение директив, распространяющихся на продукцию. 2. Определение необходимых процедур оценки соответствия. 3. Определение гармонизированных европейских стандартов, применимых к продукции. 4. Обеспечение соответствия технической документации и продукта основным требованиям директивы. 5. Если директивой установлена необходимость независимой оценки соответствия, следует обратиться к уполномоченному органу, который выполняет следующие работы:
7. В соответствии с директивой, нанесение маркировки знаком СЕ на продукт и/или его упаковку, а также на сопроводительную документацию. Тем не менее сдаваться причин нет. Одна из возможностей удешевления процедуры сертификации – это появление в России аккредитованных лабораторий, которые вправе проводить испытания на предмет соответствия международным стандартам. И такие организации в нашей стране уже есть. Виктор Успенский, менеджер по сертификации продукции ЗАО «СЖС Восток Лимитед»: «Российских лабораторий, чьи протоколы принимаются европейскими уполномоченными органами, за последние 2 года стало больше – появились испытательные лаборатории по параметрам электромагнитной совместимости, безопасности низковольтного оборудования, безопасности продукции машиностроения. Это действительно облегчает процесс для российских экспортеров – как по срокам (образцы не надо отправлять за рубеж), так и по финансовым затратам (испытания в российской лаборатории обходятся, как минимум, в 2 раза дешевле, чем в Западной Европе; для присутствия в лаборатории при испытаниях нет необходимости оплачивать дорогостоящую поездку за рубеж). Кроме того, отсутствует пресловутый языковой барьер. Что касается уполномоченных органов, выдающих европейские сертификаты соответствия, по законодательству ЕС они не могут находиться на территории РФ, поскольку Россия не является членом Евросоюза. Другое дело, что на территории Российской Федерации могут находиться представительства этих уполномоченных органов, оказывающие сертификационную поддержку клиентам-экспортерам. В этом случае именно в России ведется оценка комплекта технической документации, силами российского персонала проводятся сертификационный и инспекционный аудиты производств, но сертификат подписывается и регистрируется в ЕС». Естественно, что без поддержки правительства на федеральном или региональном уровне малому и среднему бизнесу не обойтись. И некоторые шаги в этом направлении уже предпринимаются. Департамент поддержки и развития малого предпринимательства Москвы в этом году начал реализацию программы по компенсации 50 % затрат малых предприятий на услуги по сертификации. Эти субсидии предоставляются за счет бюджета Москвы. В Ростовской и Томской областях инициированы сходные программы. Однако пока, к сожалению, подтверждение соответствия продукции директивам в эти программы не включено – экспортер может компенсировать только затраты на международную сертификацию систем менеджмента. По оценкам экспертов SGS, наибольший потенциал с точки зрения экспорта в Европу из южноуральских компаний имеют производители оборудования под давлением, а также медицинского и электротехнического оборудования. Татьяна Апатовская, менеджер по маркетингу ЗАО «СЖС Восток Лимитед»: «Тот факт, что у российского экспортера есть европейский сертификат, в Западной Европе является веским аргументом против сложившихся стереотипов о советском качестве. Очевидно, что российская продукция в последние годы выходит на новый качественный уровень, благодаря как сдвигам в управленческой культуре, так и вложениям в модернизацию производственных мощностей, а многие производства в принципе создаются с нуля. Тем не менее пока при обсуждении закупочной цены знак СЕ играет куда более важную роль, чем лейбл Made in Russia. Что касается стран Восточной Европы, с недавнего времени членов ЕС – Латвии, Литвы, Польши, Чехии, – они традиционно являются торговыми партнерами России, где спрос на российскую продукцию не уменьшился после того, как возникла потребность следовать европейским директивам. По материалам, предоставленным компанией «СЖС Восток Лимитед». Все статьи этого номера Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009 |
Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль | |||
![]() |
|