Вышел специальный выпуск, Михаил Дегтярев, 2009            Вышел новый номер журнала №7 2009                Новая рубрика на сайте - Истории для размышления               В архиве заполнен №7 август за 2008 год               Новые статьи в рубрике Nota bene                       Дарио САЛАС СОММЭР. Иллюзия или реальность?                       Следите за новостями
 
    О журнале     Свежий номер     Авторы     Мероприятия     Архив     WEB     Подписка     Рекламодателю     Новости     Nota bene     Книги     Интересное      


Архив


Валентина МЕТАЕВА

Визуальная привлекательность личности, или имидж лидера

Имидж, значение которого переведено с английского как «образ, картинка», большинством людей понимается как совокупность внешних эффектов в проявлениях человека. Понимание правильное, но недостаточное для того, чтобы работать над таким сложным феноменом, как имидж. Внешние проявления человека, как известно, обусловлены антропологическими, психологическими, культурными и иными факторами, поэтому имидж не может рассматриваться вне связи с ними. Поэтому давайте обратимся к более технологичным определениям, дающим, по сути, профессиональный инструмент специалистам и более четкое понимание всем, кто пытается заботиться о своем образе самостоятельно.

В. М. Шепель определил имидж как визуальную привлекательность личности, а процесс создания имиджа назвал личностным дизайном. Ключевым словом здесь, безусловно, является «личность».

Толкований слова «личность» в литературе более чем достаточно. Обратимся к определению С. Л. Рубинштейна, считавшего главным признаком личности способность человека занимать определенную позицию, отстаивать ее и следовать ей в жизни. Конечно, это требует от человека реализации в поступках таких личностных функций, как независимость и автономность, самостоятельность и ответственность, бытийность, рефлексивность и т. д. Детальное описание личностных функций требует отдельного рассмотрения, скажем лишь, что их реализации способствуют определенные личностные качества. В акмеологии (науке о закономерностях достижения человеком вершин в своем развитии) существует обобщенная характеристика личностных качеств лидера, дающих ему возможность достигать вершин в своем профессиональном развитии. К числу таких качеств отнесены интуиция, воля, уверенность в себе, активность и целеустремленность, способность к психологическому заражению (персональный магнетизм), эмоционально-волевая устойчивость, психологическая защищенность, экстравертивность, креативность, прогностичность и т. д. Если внимательно приглядеться к портрету человека, обладающего комплексом названных выше качеств и функций, то перед нами возникает тот образ, о котором говорил В. И. Даль: «Облик, в котором просматривается личное достоинство человека». Наш опыт работы с политическими лидерами, руководителями бизнес-структур, государственных и муниципальных учреждений показывает, что есть специфика проявления личностных качеств в зависимости от характера профессиональной деятельности. Так, политические лидеры, к примеру, в особенности на этапе их избрания, показывают слабую эмоционально-волевую устойчивость, зависимость от командного мнения, высокий уровень психологической защищенно­сти. Руководители государственных и муниципальных учреждений, представители власти тяготеют к стабильности, сдержанности, исполнительности, демонстрации принятых норм и правил, а представители бизнеса, напротив, экстравертивны, самостоятельны, ответственны, инициативны и готовы идти на риск.

Личность лидера и его имидж оказывают решающее влияние на имидж организации, которой он руководит. И когда мы видим, как легко заменяется девиз или миссия организации, ее название и провозглашается иная цель, но при этом не меняются внутренние установки руководителя, позитивные изменения в организации идут чрезвычайно трудно. Между тем посмотреть на себя со стороны, обратиться к рефлексии, изменить стиль мышления и деятельности необходимо – без этого невозможно изменить свой имидж и имидж своей организации. Постоянная внутренняя работа над собой, умение чувствовать время и корректировать себя особенно важны в любой профессии и для любого типа руководителя.

История оставила нам прекрасные образы руководителей, лидеров, признанных народом. Образы остались в нашей памяти, поскольку эти люди были примером служения профессии, огромного человеколюбия и достоинства. Их внутренняя культура и одухотворенность проявлялись в их мыслях и поступках, лучшие лично­стные качества словно высвечивались, становясь тем внутренним стержнем, на основе которого и строится имидж. Это основание дает нам возможность утверждать, что работа над собственным образом должна начинаться с поиска или осознания в самом себе тех личностных качеств, которые стали бы доминантами, основами для внешней привлекательности, сделали человека обаятельным. Ведь персональные (личностные) характеристики во многом определяют внешние проявления: речь и качество ее звучания, психологическая точность и эстетика движения, визуальные особенности, выраженные в природных, психофизиологических характеристиках и стилистике образа.

Образ руководителя во всех сферах деятельности, будь то бизнес или политика, проявляется также в социальных характеристиках. На социальный имидж влияют уровень образования, принадлежность к определенной культуре, значимые факты биографии, модели поведения, образ жизни, нормы и ценности, которые исповедует лидер, связь с различными социальными группами. Не меньшее значение имеет его ближайшее окружение, в том числе семья, досуг, увлечения, пристрастия, прошлое. Руководители, сохраняющие такие ценности, как бескорыстие, служение, ответственность перед людьми, чув­ствительны к ситуациям, в которых от них требуется приверженность к этим ценностям. Люди ожидают понимания, уважения к себе. Руководитель, не исповедующий требуемые социальные нормы и не демонстрирующий их, никогда не получит признания. Опрос, проведенный нами на предприятиях и в организациях Свердловской области, показал, что, кроме вышеназванных характеристик, наиболее важными качествами лидера, по мнению персонала, являются доброжелательное, мажорное, позитивное отношение к окружающим, открытость и готовность к принятию иной системы ценностей, коммуникативность и конструктивизм, эмоциональная устойчивость, умение владеть собой, естественность поведения, умение выстраивать отношения с разными людьми.

Социальный имидж лидера напрямую связан с устоявшимися в общественном сознании представлениями об организации, которую он возглавляет, о ее роли в политической, экономической, социальной и культурной жизни общества. Руководитель ответ­ственен за то, как он, представляя свое предприятие или организацию, влияет на общественно-политическую жизнь. Поэтому когда руководители становятся не только лидерами в своей организации, а и лидерами гражданского общества, входят в органы законодательной власти, это существенно преумножает их авторитет.

Существует определение имиджа как представление о том, как должен вести себя человек, чтобы оправдывать социальные ожидания. Из этого следует, что лидер для укрепления своего позитивного имиджа должен заботиться о том, как он выглядит в глазах людей, которые делегировали ему свое доверие.

С социальным имиджем тесно связан профессиональный имидж. Основанием для его формирования в любой профессии является профессиональная компетентность. Для профессионального имиджа руководителя предприятия, конечно, важно знание основ управления, методов стимулирования, различных стилей руководства коллективом, экономические и нормативно-правовые основы деятельности и т. д. Руководитель управляет коллективом, поэтому ему необходимо умение анализировать, выявлять проблемы и находить пути решения, разрешать межличностные конфликты и предупреждать их появление – одним словом, знать человековедческие технологии. Деятельность, в которой реализуется именно человековедческая компетентность руководителя, во многом формирует его образ, или имидж, поэтому опасно недооценивать этот фактор.

В имиджелогии существует трактовка имиджа как обаяния, которое синонимично харизме. Действительно, успешен тот руководитель, которого сама природа наделила харизматическими чертами. Неслучайно среди теорий лидерства харизматическая получила наибольшее признание исследователей, а в классификации типов лидеров М. Вебера харизматический тип рядом с традиционным и бюрократическим выглядит наиболее убедительным. Да и сама история доказывает, что влияние харизматических лидеров на народ всегда было наиболее сильным, ибо ни монарх, ни президент не имеют такого влияния, если они лишены харизмы.

Ядром харизмы, как известно, является коммуникация в широком смысле, которая включает в себя риторическую компетентность, умение пользоваться паралингвистическими средствами и обладать харизматической телесностью. В специальной литературе достаточно описано, каково влияние коммуникативных умений на восприятие имиджа человека. Так, считается, что риторическая компетентность, строящаяся на логике речи, предполагающая ее лексическое богатство и смысловую адекватность, точность, лаконичность, умение аргументировать и т. д., обеспечивает, в среднем, не более 7 % имиджевой привлекательности. План содержания оказывается не таким важным, как план выражения. Однако справедливости ради заметим, что в профессиональной аудитории значимость содержания речи существенно возрастает. В публичных же выступлениях, в особенности когда оратор малознаком аудитории, качество звучащей речи (паралингвистический аспект) оказывается важнее ее содержания. Специалисты по голосо-речевой технике эти эффекты называют «видеть ушами» и связывают их с дикцией, тембром голоса, умением интонировать, делать всяческого рода паузы и т. д. Такое «обольщение голосом» дает до 40 % успеха у аудитории. И, наконец, большой неожиданностью для многих оказывается факт, что основным информационным каналом является телодвижение. Умение разговаривать телом, названное в специальной литературе кинесикой и проксемикой, делает человека привлекательным, и эта привлекательность стоит более 50 % симпатий аудитории. Получение такого признания обеспечивается знанием языка жестов, уме­нием оптимально располагать свое тело в пространстве и, конечно, эстетикой движения.

Профессиональное владение коммуникативными навыками в сочетании с харизматическими способностями дает неповторимый имиджевый эффект, называемый обаянием. «Имидж – некое увеличительное стекло, которое позволяет проявиться лучшим личностным и деловым качествам человека, привнести в повседневное общение комфорт, создать оптимистичное настроение», – эти слова В. Шепеля еще раз подчеркивают всю ответственность руководителя за привлекательность имиджа, который он создает в своей деятельности и общении.

Внешний облик производит первое и самое сильное впечатление на окружающих. Информация, получаемая нами визуально, является основной базой первичных данных о человеке. Создавая привлекательный габитарный (от лат. Habitus – внешность) имидж, необходимо учитывать три базовых понятия:
  • индивидуальность человека, определяемая его природной цветовой гаммой, физическими и психофизиологическими характеристиками;
  • стиль, соотносящийся с индивидуальными характеристиками человека и требованиями профессии. Стилевой основой для габитарного имиджа руководителя будет, конечно же, классический с его строгостью, выверенностью и чувством меры. В зависимости от ситуации он может дополняться элементами другого стиля: романтического, спортивного, драматического или креативного;
  • мода, отражающая тенденции развития общества, помогающая руководителю выглядеть современным и быть признанным молодежной аудиторией, которой в особенности свой­ственно больше ориентироваться на моду, нежели на свою индивидуальность и собственный стиль. С другой стороны, слепо следуя моде, руководитель рискует выглядеть смешным, а то и нелепым.
 «Можно управлять… психологическими процессами самым естественным образом: правильным подбором цветов и формы одежды, причесок, интерьера, создавая вокруг себя благоприятную гармоничную цветовую обстановку…» С этим утверждением Л. Я. Мазепы, одного из ведущих отечественных специалистов по колористике, нельзя не согласиться. Успех лидера действительно во многом зависит от того, насколько точно он сумеет выразить через цвет свои внутренние возможности и достоинства. Для правильного выбора цвета одежды необходимо определить индивидуальную палитру, соответствующую природному колориту человека. В палитре представлены базовые цвета: светлые оттенки базовых цветов – для выбора сорочек, летней и спортивной одежды; яркие цвета-акценты – основа для выбора аксессуаров. Индивидуальную палитру современный человек должен знать так же хорошо, как и размер своей одежды. Не зная ее, можно ошибиться в выборе одежды, и тогда даже самая лучшая вещь сослужит вам не лучшую службу: она будет не подчеркивать, а затенять природные достоинства.

Как известно, цвет несет психологическую нагрузку. Решая лидерский образ через выбор цвета, чаще всего останавливаются на выборе темно-синего костюма, светлой сорочки, галстука с фулярным рисунком красных акцентов, туфлях и носках, ремне и портфеле черного цвета. Кстати сказать, это классический образ российского лидера образца 2003–2005 годов. С помощью цветовых комбинаций можно добиваться определенного воздействия на людей в зависимости от требований ситуации. Варианты комбинаций у разных людей всегда различны и зависят от особенностей их персональной палитры.

Отдавая должное визуальным эффектам в создании образа, следует помнить, что имидж поистине привлекателен только тогда, когда основан на внутренней красоте человека. Гармоничный имидж воплощается в облике, а облик (не лицо, а лик) предполагает наличие у человека духовности и образования, которое достигается в результате глубокой работы по само­идентификации в культуре. Новые внеш­ние атрибуты образа приживаются только в том случае, если у человека есть внутренние основания, культурная почва для этого. Тогда человек несет свою новую внешность, одухотворяя ее внутренней красотой.


Все статьи этого номера


Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009
  Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль
 


 
Карта сайта