Вышел специальный выпуск, Михаил Дегтярев, 2009            Вышел новый номер журнала №7 2009                Новая рубрика на сайте - Истории для размышления               В архиве заполнен №7 август за 2008 год               Новые статьи в рубрике Nota bene                       Дарио САЛАС СОММЭР. Иллюзия или реальность?                       Следите за новостями
 
    О журнале     Свежий номер     Авторы     Мероприятия     Архив     WEB     Подписка     Рекламодателю     Новости     Nota bene     Книги     Интересное      


Архив


Олег БАХТИЯРОВ

Как подготовить универсального специалиста?

Одна из прикладных задач психонетики – подготовка универсальных специалистов (другие авторы используют термины «транспрофессионалы», «мультипрофессионалы»), способных работать в других, новых для них сферах столь же эффективно, как и в своей собственной.

Понятие «универсальный специалист» содержит в себе противоречие. Специалист потому и специалист, что «специализирован» в определенной области, досконально разбирается в ней и отнюдь не претендует на такое же доскональное знание других предметных областей. Он знает множество особенностей, присущих именно предмету его деятельности, и множество специальных приемов, позволяющих произвести преобразование одних объектов в другие.

Специалист занимается своей и только своей областью – выращиванием цветов, например, а не лечением зубов, операциями с недвижимостью или управлением подводной лодкой – там работают другие специалисты. На их подготовку уходит 5–7 лет. Они знают «все о немногом». В этом их сила, и в этом же их ограниченность, препятствующая мобильному переходу специалиста в другие сферы. А потребность в мобильном переходе возникает и в сфере бизнеса, и в непосредственном производстве, и в менеджменте, и в перспективных разработках. Ответом на эту потребность может быть либо переподготовка, либо подготовка особого класса специалистов – специалистов универсальных.

Овладение новой профессией обычно происходит путем переучивания, переподготовки специалиста: обретения новых знаний, языков описания, моделей, навыков работы с новым материалом и т. д. – теми же методами, при помощи которых происходило вхождение в первоначальную профессиональную область. Поскольку переход в новую область требует усилий и времени, соизмеримых (хотя и меньших) с затратами на первоначальное обучение, число профессиональных переходов и актов расширения профессиональной компетенции ограничено.

Однако возможен и иной подход к решению проблемы мультипрофессионализма, основанный на психонетических разработках. Это подготовка универсального специалиста – профессионала, способного за короткий срок переходить из одной профессиональной области деятельности в любую другую и переносящего в нее абстрактные навыки работы, полученные в прежней деятельности. В этом случае речь идет не о переучивании «с нуля», а о продолжении профессионального развития и углубления, но уже в формально новой для него сфере деятельности. Сам термин «универсальный специалист» был введен ректором Университета эффективного развития Владимиром Шевченко, и им же была предложена концепция универсального природного цикла (УПЦ), ставшая одной из основ проекта подготовки транспрофессионалов.

В концепции УПЦ постулируется направленность развития систем различной природы (организмов, народов, корпораций и т. д.) в сторону растущей специализации и усложнения структур системы. Причина – постоянный обмен информацией с окружающей средой. Взаимодействие с новой порцией информации заставляет систему выбрать из множества возможных дальнейших траекторий ее развития один определенный вариант, закрывая для себя другие возможности. Специализация системы (в том числе и подготовка специалиста) означает постоянную утрату нереализованных возможностей. Это означает, что предыдущая ступень содержит в себе все те возможности, которые будут утрачены потом.


Секрет влияния личностного развития на эффективность работы прост – новые схемы и новые приемы спонтанно всплывают в сознании при столкновении с неожиданными задачами.


Процесс подготовки специалиста может быть представлен как овладение сначала абстрактными навыками работы, а потом постепенной конкретизацией, дифференцировкой и специализацией этих навыков. Это означает, что каждой операции, каждому приему, каждой схеме работы соответствуют абстрактные схемы более раннего и более высокого уровня, которые могут быть по-разному развернуты в различных предметных областях. Реальный процесс подготовки, как правило, не соответствует этой абстрактной схеме. На практике подготовка начинается с преподавания конкретных приемов, а отнюдь не схем более высокого уровня. Это главное препятствие на пути смены профессии или сферы деятельности. Вместо того чтобы перейти на более высокий уровень и перевести полученные навыки в абстрактные схемы, а оттуда в новую область, проводится новое обучение с соответствующими временными затратами.

Очевидно, что подготовка универсального специалиста предполагает и радикально иной подход к образованию. Начальное образование универсального специалиста – это овладение абстрактными универсальными схемами деятельности и методами, позволяющими превратить эти абстрактные схемы в знание конкретной профессиональной области и навыки работы в ней. С другой стороны, это и овладение обратным процессом: новые навыки работы и приемы обращения с материалом переводятся в абстрактные схемы, позволяющие применить найденные и в иных, далеких от первоначальной профессиональной области, сферах.

Для понимания того, как это делается, нужно ознакомиться еще с одной концепцией – концепцией основной психотехнической операции (ОПО). Концепция исходит из представления о существовании в сознании слоя чистых (амодальных, т. е. не облеченных в какую-либо чувственную образную форму) смыслов. Теоретическая и экспериментальная основа этих представлений заложена в смысловой теории сознания, разработанной А. Ю. Агафоновым. Психонетика постулирует, что основной функцией нашей психики – ОПО – является развертывание амодальных смыслов в чувственно проявленные формы. Это развертывание может осуществляться в любой модальной среде (зрительной, слуховой, кинестетической) и в любом психическом процессе (мышлении, эмоциях и т. д.). Смыслы могут развернуться и в навыки работы, и в знания соответствующей области деятельности. Необходима только разработка особых приемов, позволяющих перевести конкретный навык или знание в смысловую конфигурацию, а затем развернуть эту конфигурацию в новом профессиональном поле, например, навык игры в футбол трансформировать в навык работы с программными средами и т. д.

Примерные контуры решения задачи подготовки универсальных специалистов понятны, однако теперь необходимо перевести предварительные соображения в программу подготовки. Основой такой программы является проект построения так называемых «психонетических языков». Поясним, что это такое.

Передача схем работы из одной области в другую и развертывание новых знаний предполагают создание специального языка, обеспечивающего и свертывание знаний и навыков до абстрактных схем, и развертывание их на новом материале. В основе психонетических языков лежат не операции соотнесения знака и обозначаемого, а процедуры свертывания и развертывания различных содержаний до уровня чистых смыслов и наоборот. Любые «выражения», сформированные в таком языке, имеют свои соответствия и в различных областях знания, и в навыках работы, и в физиологических процессах.
Психонетический язык не может быть обычным языком, составленным из цепочек слов. Свертывание знаний и навыков гораздо лучше осуществляется при использовании визуальных символов – пиктограмм, которые в абстрактной форме выражают те или иные смысловые переживания.


Против необходимости бессильны сами боги.
ПЛАТОН


Методика его построения использует механизм синестезий – отражение переживаний одной модальности в другой. К числу синестезий относится, например, цветной слух, когда те или иные звуки вызывают ассоциации с цветами и формами. Например, многие люди воспринимают звук «а» как окрашенный в красный цвет, а «е» – в зеленый. Эти соответствия не универсальны – кто-то может «увидеть» букву «а» как белую, а «е» как синюю. Однако специальной тренировкой можно добиться одинакового «видения» не только звуков, но и сложных знаний и сложных навыков. В перспективе психонетические языки должны обеспечивать передачу и простых навыков (управление автомобилем или хождение по проволоке) и достаточно сложных – знание иностранных языков.

Обучение психонетическим языкам и их использование для облегченного освоения другой профессии напоминают Игру в бисер, описанную в романе Германа Гессе. В этой Игре конфигурации цветных стеклянных фишек и их преобразования кодировали и математические выражения, и музыкальные темы, и грамматические правила различных языков. Это значит, что человек, владеющий искусством Игры (или, в нашей терминологии, психонетическими языками), мог бы перенести новую математическую теорию на музыкальное поле и получить в результате новую музыкальную форму.

Обучение группы (а обучение психонетическим языкам – это групповой процесс) начинается с задания участникам обозначить в виде простого абстрактного рисунка-пиктограммы те или иные понятия, действия, состояния, мелодии. Все члены группы должны опознать, что именно отражают пиктограммы. На следующем этапе нужно не только составить свою пиктограмму, но заранее предугадать, какие пикто­граммы составят партнеры по группе. А уже после этого можно передавать и более сложные сообщения – большие объемы информации и умения. Теперь остается лишь один шаг для передачи профессиональных схем.

Достаточно близким к психонетическому проекту подготовки мультипрофессионалов является проект по­строения универсального языка Диал Валентина Куликова, основы которого были созданы еще в 1986 году. Этот язык моделирует базовые универсалии, которые по-разному развертываются в различных профессиональных языках. К таким универсалиям относятся универсалии бытия (есть), небытия (нет), рождения, гибели и времени. Универсалии кодируются звуковыми формами и представляют собой универсальные преобразователи одних смыслов в другие. В этом случае одна и та же универсальная фраза может означать в одном контексте строчку лирического стихотворения, а в другом – закон распределения электронов по орбитам.

Понятно, что обучение будущего универсального специалиста достаточно трудоемкий процесс. Он окупается появлением слоя специалистов, легко перемещающихся в нужную профессиональную область и, самое главное, способных находить неожиданные решения, казалось бы, неразрешимых задач. В условиях рынка, стремительно насыщающегося производителями самых разных продуктов, быстрое перепрофилирование производства и изменение привычной схемы управления при сохранении прежнего кадрового состава могут явиться важнейшим конкурентным преимуществом. Поэтому элементы транспрофессиональной культуры становятся необходимой принадлежностью и менеджеров, и сотрудников корпораций, находящихся на ключевых постах.

Впрочем, спонтанный процесс такого рода уже происходит. Крупные западные компании, а вслед за ними и отечественные, время от времени отправляют своих сотрудников для прохождения курсов, развивающих различные личностные свойства. Причем чем дальше содержание этих курсов от реальной работы (бальные танцы, экзотические медитации или асаны йоги), тем благотворнее результат – удаленные схемы легче и безболезненней переносятся на условия работы. Секрет влияния личностного развития на эффективность работы прост – новые схемы и новые приемы спонтанно всплывают в сознании при столкновении с неожиданными задачами. Насколько же будет сильнее результат от целенаправленной подготовки универсальных специалистов?


Все статьи этого номера


Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009
  Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль
 


 
Карта сайта