Вышел специальный выпуск, Михаил Дегтярев, 2009            Вышел новый номер журнала №7 2009                Новая рубрика на сайте - Истории для размышления               В архиве заполнен №7 август за 2008 год               Новые статьи в рубрике Nota bene                       Дарио САЛАС СОММЭР. Иллюзия или реальность?                       Следите за новостями
 
    О журнале     Свежий номер     Авторы     Мероприятия     Архив     WEB     Подписка     Рекламодателю     Новости     Nota bene     Книги     Интересное      


Архив


Ирина ЕГОРОВА

Телекоммуникационный рынок Уральского региона

Деньги должны работать. Как выбрать направление деятельности, которое бы приносило прибыль сегодня и имело все шансы для развития в будущем?
Деньги должны работать. Не кладите все яйца в одну корзину. Бизнес необходимо диверсифицировать… Как бы ни была сформулирована эта идея, мысль ясна: бизнес должен развиваться, чтобы сохранить устойчивость. И наоборот – бизнес должен быть достаточно устойчивым, чтобы иметь возможность развития. Уральский рынок динамичен и довольно разнообразен, но при этом и чрезвычайно тесен. Из всего многообразия возможностей очевидно привлекательны инвестиции в недвижимость и операции на фондовом рынке. Но… Аналитики прогнозируют скорое снижение темпов роста на рынке недвижимости, а фондовый рынок при всей своей доходности достаточно рискованное меро­приятие, что, впрочем, логично: большая прибыль и большие риски всегда идут рука об руку.

Как выбрать направление для развития? Один из действенных способов оценить привлекательность того или иного рынка в конкретном регионе – маркетинговое исследование. Для примера возьмем исследование рынка телекоммуникаций Большого Урала – Пермская, Курганская, Свердловская, Челябинская области, ХМАО и ЯНАО, – которое провело наша компания в 2006 году. Телекоммуникации выбраны не случайно – экономическое развитие Уральского региона характеризуется переориентацией на интеллектуально емкую, конкурентоспособную продукцию и услуги. То, что этот рынок будет расти, не подлежит ни малейшему сомнению. Вместе с тем, такие рынки сложно поддаются интуитивной оценке.

Есть ли место на рынке?
В ходе исследования выяснилось, что за период с 1 июля 2005 по 1 июля 2006 года доля телефонизированных домохозяйств увеличилась в среднем на 7 % и составляет 74 % от общего количества домохозяйств. При этом в Пермской и Челябинской областях «скачок» составил лишь 1 % и 4 % соответственно. Зато во всех других регионах доля телефонизированных домохозяйств выросла на 12–20 %. Не секрет, что на этом рынке активно работает ОАО «Уралсвязьинформ», занимающее значительную долю регионального рынка. В то же время наше исследование показало, что в одних областях доля рынка этого оператора выросла, а в других – Ханты-Мансийском автономном округе, Свердловской и Тюменской областях – напротив, снизилась.

Тенденция достаточно явная и понятная – маркетинговое исследование представляет объективную картину и динамику в определенный период. Но оценить благоприятность ситуации с точки зрения инвестиций и воспользоваться ли трендами рынка – решаете только вы, в том числе исходя из соб­ственных ресурсов.

Так ли очевидны выгодные направления?
Скажем, рынок сотовой связи выглядит очень привлекательным. Но согласно данным исследований, 2005 год стал, возможно, последним годом существенного роста абонентской базы в сотовой связи. Если в 2004 году количество пользователей в целом по России выросло на 104 %, то в 2005-м – всего на 70 %. На Урале торможение еще заметнее: годовой перепад со 146 % до 81 %.

Игроков можно пересчитать по пальцам: федералы МТС, «Билайн», «Мегафон» и местные Utel, Tele2 (Челябинская область), «Мотив» (Свердловская область). Все! Получается, что в некоторых регионах даже федералам тесно, а уж мелких местных операторов никто на рынок не пустит. Есть еще альтернативы: «СкайЛинк» (Челябинская и Свердловская) и «РегиональноТехническийЦентр» (ХМАО, ЯНАО), но у них другой стандарт связи и они не могут считаться прямыми конкурентами.

Кроме того, счет идет уже на «копейки»: в 2006 году доля низкобюджетных (малоговорящих) абонентов составила в притоке около 85 %. Это ведет к снижению средней выручки оператора с абонента (ARPU). Еще одна причина падения доходов сотовиков – миграция абонентов. Если вступит в силу право абонентов сохранять при смене оператора номер телефона, миграция в погоне за более дешевыми и привлекательными тарифами еще возрастет.

По мере исчерпания роста абонентской базы как основного источника увеличения доходов, проявляется еще одна тенденция рынка сотовой связи – увеличение прибыли от сопутствующих сервисов. Операторы сотовой связи обостряют конкуренцию в сфере дополнительных услуг. На Урале доля дополнительных услуг в общей структуре выручки операторов неуклонно увеличивается – результат по итогам года: у «Билайн» – 14 %, «МегаФон-Урал» – до 13 %, «МТС-Урал» – около
10–12 %, у «Сотовой Связи «Мотив» – 20 %. И вот это направление уже может быть интересным.

Можно ли оценить незнакомый рынок?
В 2006 году отмечен существенный скачок в увеличении уровня компьютеризации городского населения. За полтора года доля компьютеризированных домохозяйств увеличилась в среднем на 13 % и к 1 января 2007 года составила около 40 %. К январю 2008 года еще увеличится на 3 % и составит около 43 %. Таким образом, намечается тенденция стабильного равномерного роста рынка интернет-услуг во всех регионах, однако темпы роста от года к году будут сокращаться в среднем на 1–2 %.

Наименьшая доля компьютеризированных домохозяйств на 1 июля 2006 года зафиксирована в Курганской области, а наиболее высокий процент компьютеризированных домохозяйств – в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах.

В 2007 году развитие российского телекоммуникационного рынка будет более стабильным и прогнозируемым. Российский телеком прошел стадию спонтанного развития. Рынок стал более понятным. Появилось достаточно новое для России направление — консалтинг в области операторской деятельности. Безотносительно к какому-либо технологическому направлению и производителю, оператору предлагается концепция развития, стратегия дальнейшего продвижения. Консалтинг может быть самостоятельным, без привязки к конкретным продажам. Оператор, если возникнет необходимость, может выбрать для дальнейших работ и другого инте­гратора.

Хотя рост компьютеризации очевиден и без специальных исследований, подобные данные дают реальные шансы максимально точно оценить рост этого рынка и, сообразуясь с собственными ресурсами, принять решение о вложении – или невложении – средств.

Выбор технологии с учетом деятельности потенциальных конкурентов также вопроснепростой.
На 1 июля 2006 г. рынок Интернета по видам доступа сегментирован следующим образом: 23 % – LAN, 61 % – Dial-up (модем), 14 % – xDSL.

Прогнозируется, что спрос на доступ LAN и xDSL (цифровые системы широкополосного доступа) будет расти с каждым годом, в среднем примерно на 2–4 % в год, тогда как спрос на коммутируемый доступ (по телефонным линиям, Dial-up) будет сокращаться. Это связано с общими мировыми тенденциями (социальными, технико-технологическими) и развитием рынка предложения интернет-услуг в России.

В среднем, половина пользователей коммутируемого доступа хотели бы сменить способ доступа на DSL. Среди пользователей локальных сетей LAN таковых в два раза меньше. Это логично и объясняется тем, что между технологиями DSL и LAN существенно и принципиально больше общего, чем между DSL и Dial-up. Следовательно, «переключаться» с коммутируемого доступа на DSL значительно более целесообразно, чем «переключаться» с LAN на DSL.

Большинство потенциальных пользователей (59 %) выражают определенное желание подключиться по технологии DSL. Менее всего таких желающих в Курганской и Тюменской областях. В целом, потенциальные пользователи Интернета отличаются более «новаторским» характером (по сравнению с реальными пользователями).

Наиболее «сильными» (на основе показателя доли рынка) выглядят следующие провайдеры (без учета различий в технологиях доступа к Интернету): Utel (ОАО «Уралсвязьинформ») (около 37 % в среднем по Большому Уралу), Уральская телефонная компания и Кабinet (в Свердловской области), «Интерсвязь» (в Челябинской области), «Первый Пермский Интернет-центр» (ППИЦ) (в Пермской области), «Курьер-Плюс», «Фотон» и «Глобал Стар» (в Курганской области), «КомИнтел» (в ХМАО), «МИГсвязь/ТелеМИГ» (В ЯНАО). А вот в Тюменской области нецелесообразно выделять кого-либо из провайдеров – регион наиболее широко охвачен провайдером Utel (доля 54 %), а доли множества остальных провайдеров слишком низкие.

Special for you!
Как видно из приведенных примеров, исследование охватило значительную часть рынка телекоммуникаций. На самом деле оно еще шире и более детализировано. Например, есть такие данные: среди всего населения исследуемых территорий расходы на все услуги связи (включая телевидение, домашний телефон, сотовые телефоны всех членов семьи, Интернет, если все это имеется) у половины домохозяйств составляют в среднем до 500 рублей в месяц. У реальных пользователей Интернета (домохозяйств) эти расходы составляют от 1000 до 2000 рублей в месяц. Вероятнее всего, что именно расходы домохозяйств на интернет-связь являются наиболее весомыми в общем «телекоммуникационном бюджете».

Существует также прямо пропорциональная зависимость: чем благополучнее материальное положение домохозяй­ства, тем больше оно расходует на услуги связи. Кроме того, в исследовании есть и детализация оплаты услуг Интернета по разным технологиям (например, 371 рубль в месяц – с домохозяйства, подключенного по технологии xDSL).

Насколько широким и насколько детализированным должно быть исследование, зависит от конкретных задач бизнеса. Возможна, например, детализация по отдельному региону или даже городу. Маркетинговое исследование поможет вам создать платформу для разработки стратегического плана развития. Понять перспективы. И оценить шансы. Но воспользоваться ими сможете только вы.


Все статьи этого номера


Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009
  Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль
 


 
Карта сайта