Вышел специальный выпуск, Михаил Дегтярев, 2009            Вышел новый номер журнала №7 2009                Новая рубрика на сайте - Истории для размышления               В архиве заполнен №7 август за 2008 год               Новые статьи в рубрике Nota bene                       Дарио САЛАС СОММЭР. Иллюзия или реальность?                       Следите за новостями
 
    О журнале     Свежий номер     Авторы     Мероприятия     Архив     WEB     Подписка     Рекламодателю     Новости     Nota bene     Книги     Интересное      


Архив



Рынок автомобилей. От средства к роскоши.

«Автомобиль не роскошь, а средство передвижения», – справедливо гласил классический советский лозунг, покуда перед нашими глазами были только «Волги» и «Москвичи». Прогресс «Жигулей» от модели к модели почти исчерпал допуск на сомнения, и уже первые экземпляры «Мерседес-600» вынудили переступить границу возможного. Автомобиль, оказывалось, являлся тем более роскошным произведением, чем более совершенен он был технически. Только не всем было по карману незамедлительное вступление в клуб очевидцев этой закономерности, а опыт заморских решений все еще остается в контексте традиционного желания «догнать и перегнать» любыми средствами (с не менее традиционным отношением к средствам для налаживания красивой жизни).

Подобающим образом, благодаря этой задержке, медленно уходили в небытие такие средства передвижения, как «Волга», «Москвич» и «Жигули», приобретавшиеся еще и для укрепления надежды на чудо. Этому помогал наплыв основательно подержанных иномарок, благодаря которым российский автомобильный парк с 1992 по 2002 год удвоился. Перелом наступил совсем недавно, ведь только в 2005 году новые иномарки составили половину всех проданных в России машин. И то в основном это недорогие модели, признаки роскоши которых заметны исключительно на фоне отечественных авто. Избежать этого сравнения жизненно необходимо, и «Волга» уже оснащается двигателем DaimlerChrysler мощностью 155 л. с. Одновременно адаптирование Mitsubishi Galant к российским условиям произошло за счет внесения в его конструкцию 308 изменений, так что здесь речь не идет о реанимации менее жизнеспособной модели. Притом группа владельцев ГАЗа во главе с Олегом Дерипаской ждет выставления на продажу британского Jaguar, готовясь благодаря обладанию этим хищником возместить утрату благородного оленя «Волги».

Тем временем продолжается динамизация экспансии иномарок на российском рынке: 0,35 млн. в 2004 г., 0,615 млн. в 2005 г. и в 2006 г. – до 1 млн. машин (44 % от общего объема продаж по сравнению с 33 % в 2005 году). С другой стороны, резко ограничен ввоз старых иномарок, поскольку введены экологические нормы Евро-2. Также завершено производство микролитражки «Ока», несовместимой с экологически роскошным стандартом Евро-2. Соответственно, 2006 год ознаменован ростом продаж Mazda на 70,9 %, Nissan – на 53,6 % и т. д. Между тем насыщенность автомобильного рынка у нас все еще очень низкая – примерно 170 машин на 1 тыс. человек. Кроме того, в настоящее время темпы выбытия автомобилей в России составляют всего 2–3 % от общего парка. Таким образом, масса безнадежно устаревших автомобилей еще долго будет «непрошеными хозяевами» на пиру модернизации российского автопарка. Да и безусловные лидеры продаж среди иномарок в 2005 года (Daewoo Nexia и Hyundai Accent) говорят о вынужденном преобладании непритязательного вкуса.


С точки зрения экспертов, для иностранных производителей в случае сохранения пошлины на новые иномарки в размере 25 %, импортная схема останется более выгодной, нежели создание производства в России.


Моделью этого года в США признан Hyundai Azera, и речь идет о качественной номинации большого седана-люкс ценой всего $ 30 тыс. В целом, что касается мировых лидеров автомобилестроения начиная с США, озадачивающие их проблемы развиваются из-за чрезмерной насыщенности рынка. Если в 1947 году американцы могли купить меньше 40 наименований автомобилей, то к 2011 году будут продаваться минимум 324 наименования. Причем типичный американец за свою жизнь покупает 13 автомобилей, 7 из которых – после 50 лет. Как видно, на этом фоне становятся оправданными сетования экологов на то обстоятельство, что лишь 10 % автомобилей на американской дороге моложе одного года.

Впрочем, при том количестве автомобилей, что уже есть в США, для лучшей динамики обновления парка недостаточно всей мощности мирового автомобилестроения. Оттого динамика состояния автомобильной отрасли является определяющим фактором динамики всей американской экономики. Так, случившийся весной 2003 года спад объемов заказов на товары длительного пользования на 2,4 % был вызван 3-процентным падением спроса на автомобили и запасные части к ним. Легко увидеть здесь влияние растущей цены автомобильного горючего, сказывающейся на предпочтении традиционно более экономичных корейских и японских машин. В свою очередь, такие времена неблагоприятны для роста потребления джипов и тому подобных внедорожников.

Судя по результатам конкурсов 2006 года, в США подтвердилась устойчивость позиций японских и корейских производителей, а собственные Lincoln, Cadillac и Chevrolet получили звание избранников публики в номинациях эксклюзивных моделей. Еще более заметно пересаживание на малолитражки жителей Японии, ответивших на подорожание автомобильного топлива высоким спросом на такие малолитражки, как Toyota Vitz, а при ежемесячных продажах более 1,7 миллиона машин это обещает чувствительные жертвы привычки к технической роскоши. Опрос английского журнала Auto Express говорит о том же внимании к экономичности – модели Honda и Skoda заняли шесть первых мест. Как и следовало ожидать от мирового экспортера нефти, конкурс «Автомобиль года в России» обнаружил среди лучших машин 2006 года заметное увлечение дорогими и наименее экономичными автомобилями – разного типа машинами повышенной проходимости:
  • Новинка года – Ford Focus II
  • Любимая марка – Mitsubishi
  • Купе – Mazda RX-8
  • Купе «премиум» – Porsche Cayman S
  • Кабриолеты и родстеры – BMW Z4
  • Кабриолеты и родстеры «премиум» – Mercedes-Benz SL
  • Мини-вэны – Opel Zafira
  • Универсалы повышенной проходимости – Volvo XC90
  • Легкие внедорожники – Subaru Forester
  • Средние внедорожники – Toyota Land Cruiser Prado
  • Тяжелые внедорожники – Range Rover Sport
  • Пикапы – Nissan Navara
Обозревателям рынка хотелось бы радоваться за обладателей вышеперечисленных машин, если бы Porsche Cayman S и даже Ford Focus II удовлетворили спрос на легковые автомобили. А покуда элитные салоны сообщают клиентам о движении очереди к заказу, цена заднеприводных классических «Жигулей» перевалила за $ 5 тыс., «десятки» идут за $10 тыс., и даже есть дефицит популярных моделей. Но эксперты предупреждают о возможности перепроизводства в ближайшем будущем, ведь «десятки» люксовых комплектаций (подогрев сидений, 2 электростеклоподъемника, центральный замок, кнопка открывания багажника, спойлер, литые диски, маршрутный компьютер, противотуманные фары и пр.) дороже некоторых иномарок. Например, Renault Logan покупают за $ 9 тыс., а Logan Expression+ с 1,6-литровым двигателем, передними электростеклоподъемниками, сигнализацией, обогревом заднего стекла, центральным замком, гидроусилителем руля и подушкой безопасности (двух последних опций Lada лишена) обойдется в $10 699.


Ничто так не обесценивает вашу машину, как новая машина соседа.


Между тем экспансия иномарок уже заставила большинство российских автопроизводителей перепрофилировать в сборочные предприятия, а «АвтоВАЗу» поступило предложение от Renault выпускать машины на базе Logan в обмен на блокирующий пакет акций ОАО «АвтоВАЗ». Последние отказались, заявив, что их собственные разработки не уступают бюджетному Logan. И все же привлекательность дорогой и более перспективной Renault Megane может переменить настроение руководства «АвтоВАЗа». К этому, видимо, дело и идет, иначе обойдут уже и российские компании. Так, постоянно увеличивается сбыт Kia Spectra («Ижмаш») и произведенного во Всеволжске Ford Focus. С другой стороны, осложнения всем участникам рынка принесет наращивание выпуска китайских моделей Amulet, Chery QQ и Tiggo ценой $ 4–7 тыс. в калининградском «АвтоТОРе».

Тем не менее, с точки зрения экспертов, для иностранных производителей в случае сохранения пошлины на новые иномарки в размере 25 %, импортная схема останется более выгодной, нежели создание производства в России. Соответственно, весьма прибыльной остается продажа новых иномарок в автосалонах, и хотя это только начало классификации продавцов (вплоть до продажи через частные объявления), за автомобилями высокого класса обращаются прежде всего туда. Как правило, известные автосалоны являются официальными дилерами, а таковых в уральском регионе насчитывается почти 100 в Екатеринбурге, Перми, Тюмени, Челябинске, Копейске, Уфе, Магнитогорске и Ижевске. Спрос уральцев на конкретные марки соответствует числу дилеров, занятых продажей данной марки (см. Таблицу 1).
Таблица 1
Из-за тройки лидеров продаж за девять месяцев 2006 года (Hyundai, Ford, Toyota) и триумфального продвижения семейства Mazda таблица может показаться далекой от действительности. Однако эта неравномерность сглаживается благодаря обилию продавцов без официального статуса. Например, в Челябинске на 11 официальных дилеров приходится столько же неофициальных, причем около десятка из них работают с несколькими брэндами одновременно. У этой тактики есть перспективы, недаром крупнейший розничный дилер в России – московская «Группа компаний «Автомир» – обязан своими достижениями приверженности к мультимарочности при непрерывной модификации линейки официально реализуемых марок Nissan, Suzuki, Renault, Citroen, Skoda, Volkswagen, Lada, «Газ», Daewoo, Kia, Hyundai, Ford, Chery, Opel и Chevrolet. Впрочем, этот ряд наименований говорит о намерении как продавать много машин массового спроса, так и удовлетворять потребность в более эксклюзивной продукции.


Кто говорит, что автомобиль делает нас ленивыми, никогда за него не платил.


Так или иначе, в 2006 году продажи иномарок и запасных частей к ним на Южном Урале выросли почти вдвое – точно так же почти удвоились продажи дилеров любого региона России в 2005 году по сравнению с 2004 годом. Одна только Mazda планирует увеличить число дилерских точек с 17 до 29, распространяясь с этой целью из Москвы по остальным регионам. Налицо тенденция автоматического развития, когда участники рынка вынуждены поспевать за усовершенствованиями своего товара и отвечать все более изощренным требованиям к сервису. У официальных дилеров решение этих задач является обязанностью как перед фирмой-изготовителем, так и перед покупателями. Тем более если покупатель одновременно знакомится с превосходными свойствами машины, то можно ждать адекватного улучшения качества обслуживания.

Это последнее обстоятельство, судя по всему, и будет решать исход конкурентной борьбы за потребителя, чьи вкусы будут становиться почти неоспоримыми по мере знакомства с новейшими машинами. Содействие тому со стороны фирм-изготовителей оспорить еще труднее, судя уже по их готовности отзывать тысячи автомобилей в связи с обнаруженными дефектами. Ведь легче смириться с вынужденным обновлением сложной техники, чем ждать выполнения обязательного комплекса сервисных работ. Поэтому ведущие автомобильные фирмы уже обязывают своих европейских дилеров осуществлять функции непрерывного мониторинга машин через Интернет. Речь идет о новом горизонте технического развития, сравнимом с появлением независимых от ветра пароходов. Также и намеченная на 2008 год кругосветная гонка гибридных автомобилей из Нью-Йорка в Париж должна показать преимущества уменьшенной зависимости от горючего. Насколько сегодняшние автомобильные дилеры окажутся способными «держать нос по ветру» концептуальных идей, покажут события на исходе текущего десятилетия.

Дмитрий Горохов


Все статьи этого номера


Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009
  Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль
 


 
Карта сайта