Вышел специальный выпуск, Михаил Дегтярев, 2009            Вышел новый номер журнала №7 2009                Новая рубрика на сайте - Истории для размышления               В архиве заполнен №7 август за 2008 год               Новые статьи в рубрике Nota bene                       Дарио САЛАС СОММЭР. Иллюзия или реальность?                       Следите за новостями
 
    О журнале     Свежий номер     Авторы     Мероприятия     Архив     WEB     Подписка     Рекламодателю     Новости     Nota bene     Книги     Интересное      


Архив


Антон КАЛАБИН

Инструкция по применению... концепции

Начало в № 6, № 7 2006

В ее представлении она в компании главная Волшебница, но для всех остальных она всего лишь Бюрократ, монотонно работающий с документами. Возможно, ей, главному бухгалтеру, стоит намекнуть коллегам, как это – колдовать над бумагами, и иногда демонстрировать волшебную палочку.

Прежде чем что-то менять или дополнять, нужно оглядеться и понять, в каком архетипе, возможно, неосознанно, вы «работаете» на сегодняшний день.

Как определить свой архетип?
Иногда, только сойдя со сцены, можешь узнать, какую роль ты играл.

Довольно часто представление человека о себе существенно отличается от картинки, существующей в умах людей из его окружения – коллег, семьи, партнеров или друзей. Подобное несоответствие может стать причиной непонимания и недоверия с обеих сторон. Если у вас не складываются взаимоотношения с какой-либо аудиторией, есть повод задуматься: а кто вы для окружающих?

В большинстве своем вся контактная аудитория человека на бессознательном уровне ассоциирует его с тем или иным штампом или архетипом. Успехи и неудачи многих людей определяются тем, как их воспринимает окружение, например, начальство или партнеры.

В жизни довольно часто руководитель компании видит себя в роли Царя по отношению к своим подчиненным. На самом деле его окружение, основываясь на его реальном поведении, относит его к какому-либо из противоположных архетипов, например, к Патриарху или Бюрократу. Как Бюрократ, он пишет инструкции и методично следит за их исполнением. Но при этом пытается говорить с подчиненными с позиции Царя (Отца), из-за чего в отношениях возникают непонимание и недоверие. Люди ждут от такого руководителя точных формальных инструкций (основной продукт деятельности Бюрократа). Если же он попытается, в кои веки, примерить на себя роль Царя и повести их за собой к великой цели, то его ждет сильное разочарование. Люди не ожидают от него такого поведения, и если он так себя поведет, то никакого эффекта, кроме недоумения, не вызовет. Если же, продолжая вести себя как Бюрократ, он, тем не менее, будет делать регулярные попытки «залезть на броневик», то его люди вообще перестанут работать или разбегутся.

В моей практике был случай, когда человек очень хотел быть Жрецом и видел себя в этой роли, но из-за внешнего имиджа выглядел как Странник. В соответствии с этим образом ему поручали дела, связанные с перемещением, затратой энергии. Человек же чувствовал от этого сильный дискомфорт и страдал (и, естественно, плохо выполнял свои задачи). Когда я понял, в чем заключается проблема, мы открыто поговорили с ним на эту тему и проанализировали его архетип. В результате стало ясно, что он тяготеет к образу Жреца, и мы перевели его в другую компанию, где он получил должность по сохранению и поддержанию неких ритуалов, правил и инструкций. В его случае самым простым выходом из ситуации оказалась смена места работы, так как на старом сломать сложившийся стереотип Странника было бы очень сложно.

Примеров подобных противоречий масса. В другой компании одного из топ-менеджеров стойко воспринимали в роли Проповедника – человека, который, по большому счету, ничего не делает, а только проповедует «истины» и «несет тайные знания». Сам же герой видел себя в роли Мага – прямой противоположности архетипа Проповедника. В этом несовпадении заключался основной конфликт между ним и коллегами. Когда он, как Маг, пытался дать им какие-то магические инструменты, решения, они их не принимали. Причину проблемы мы вскрыли на одном из тренингов и, обсудив ее, изменили отношение к нему со стороны других топ-менеджеров.

Определить свой архетип по отношению к конкретной аудитории – первая ступень на пути урегулирования взаимоотношений с ней. Для этого необходимо предварительно четко ее обозначить и ответить на следующие вопросы.

1. Что вы делаете чаще всего, находясь в данной аудитории?
A. Молча пишу в своем блокноте.
B. Веду диалоги.
C. Активно перемещаюсь, громко говорю, выразительно жестикулирую.
D. Сплю.
E. Говорю большую часть времени.

2. Для того чтобы объяснить свою мысль данной аудитории, я…
G. Говорю: «Просто я знаю, что это так».
H. Привожу логическое доказательство.
J. Отсылаю к первоисточнику.
K. Привожу метафору или аллегорию.
L. Черчу схему.

Теперь в соответствии с таблицей вы можете определить свой архетип по отношению к данной аудитории.

Для большей достоверности полезно также провести небольшой эксперимент – выяснить, как на сегодняшний день воспринимают вас окружающие. Возьмите для примера целевую аудиторию из любой сферы вашей жизни, например, сотрудников вашего отдела или домашних. Определите, как вам кажется, как вы ведете себя по отношению к ним, в образе какого из приведенных в таблице архетипов перед ними выступаете. А потом попросите их определить это самостоятельно. Естественно, каждый из них, для чистоты эксперимента, должен делать все независимо. Хорошо если получится собрать достаточное количество таких мнений, например, больше пяти. В результате, после сравнения полученных данных со своим прогнозом и результатами теста, вам наверняка будет о чем подумать. Все несоответствия наведут вас на правильный путь разрешения проблем и налаживания взаимопонимания со значимыми для вас целевыми группами.

Приведу еще один пример из практики: я проводил ряд тренингов для первых лиц компании, шести человек (президент и пять вице-президентов, являющихся также и учредителями компании). Самым необходимым практическим навыком для них на тот момент оказался навык общения со своим дальним кругом. Имиджевую задачу пришлось решать одновременно для шести ярких личностей. При этом нельзя было нарушать внутреннюю гармонию в компании и ее внешнее позиционирование. Поэтому я попросил каждого из участников группы выписать основные качества и свойства, которые, по его мнению, приписываются ему дальним кругом. Потом каждый из них называл свойства из своего списка, а задачей остальных участников было указать, если какое-то качество на самом деле не соответствует сложившемуся образу этого человека. Заодно они помогли друг другу дополнить эти списки. Получившиеся списки стали ключом к решению задачи по их индивидуальному позиционированию. В результате мы смогли составить проект сбалансированной матрицы, четко распределив их роли в отношении дальнего круга. Теперь они могли осуществлять свое общение с дальним кругом, исходя из этой матрицы. При этом стало возможным не заходить на чужую территорию, а главное – поддерживать сложившиеся архетипы друг друга в глазах подчиненных, не вызывая противоречий.

Оправданная смена образа
Если, определив свой архетип, вы поняли, что являетесь в глазах окружающих совсем не тем, кем вам хотелось бы быть, то такое положение можно исправить. В первую очередь, нужно сменить внешний вид, убрать старые атрибуты и добавить новые. Но если у аудитории четко сложился ваш образ, изменить его будет непросто. Стереотипы довольно сложно сломать. Один из выходов – на некоторый срок скрыться из вида данной аудитории.

Например, вы как директор хотите назначить одного из сотрудников на образовавшуюся по каким-то причинам вакансию начальника отдела. В такой ситуации ваш кандидат наверняка столкнется с кучей проблем, основанных на том, что для сослуживцев он Друг, о нем сложилось определенное мнение в глазах коллег, а ему предстоит исполнять роль Вождя. Наилучший выход – удалить кандидата на некоторое время из привычной среды. Например, перевести его в другой отдел, но лучше всего отправить на какие-нибудь курсы повышения квалификации. Это, помимо последующего эффекта новизны, будет служить мощным «оправданием» его назначения начальником.

При осуществлении смены образа в жизни человека обязательно должно произойти важное событие, которое послужит для целевой аудитории оправданием смены архетипа. Это может быть, например, знакомство со значимым человеком или происшествие, связанное с риском для жизни. Впоследствии можно пояснить, что именно оно послужило причиной переосмысления ценностей, получения какого-то мистического опыта.

Для успешной и безболезненной корректировки образа необходимо разграничить свое существование на «до» и «после». После некоторого отсутствия нужно четко обозначить для аудитории принадлежность к другому архетипу посредством своего внешнего вида, поведения и словесного послания. Например, с первых же слов общения обозначить некое событие, которое послужило причиной этого, и произнести свой новый «девиз»: «Я хочу достигнуть большего и готов развиваться» – архетип Вождя; «У меня проснулось вдохновение, и я готов творить» – Великий художник; «Теперь я знаю истину» – архетип Проповедника.

Целевой аудитории нужно обязательно выдать некий судьбоносный факт, который объяснит людям произошедшую перемену. Иначе вам могут не поверить и станут относиться настороженно, с недоверием. Ведь, как уже говорилось, ключевая идея подхода к позиционированию личности заключается в том, что люди доверяют только тем объектам, которые они понимают и поведение которых могут прогнозировать в достаточно большой степени. То есть тем, кто уже перестал быть чужим. Ваш новый образ должен быть логичным, объяснимым и сразу же стать для целевой аудитории «своим».

Управление архетипами
В целях эффективной работы и достижения поставленных целей для каждой аудитории позиционировать себя необходимо по-разному. Если вы придете ко мне на тренинг, то есть туда, где я должен проявлять Энергию и Разум, причем делать это с позиции более продвинутого архетипа, то я буду использовать один из трех образов – Вождь, Отец или Маг. Хотя, в зависимости от аудитории, приходится работать и в архетипах Философа, Ведьмы или Друга.

Например, задачу по эмоциональной накачке аудитории лучше решать в архетипе Проповедника, объяснять систему стратегического управления – в архетипе Мудреца, а тренировать публичное выступление в сложной аудитории – в архетипе Ведьмы. Разные задачи – разные архетипы. Естественно, для того чтобы использовать какой-либо архетип, нужно им хорошо владеть.

Во-первых, надо хорошо знать, что представляет собой каждый архетип, и далее сознательно тренироваться, переключаясь из одного архетипа в другой. Для себя лучше также иметь некие психологические якоря, которые будут выступать в роли переключателей: какой-нибудь жест, владение предметом. Например, когда у меня в руке телефон – я Царь, когда маркер – Мудрец. Лучше всего привязывать образ к одежде: если я в костюме, то я Бюрократ, если в джинсах – Художник, в белых «риодежанейровских» штанах – Странник и т. д.

Работая в одном из архетипов, очень полезно получать обратную связь от наставника или от товарища, который в курсе основ методики. Однако каждый архетип нужно осваивать в отдельности.

У любой аудитории есть свое слабое место и тот архетип, за которым она пойдет в огонь и воду, который сможет ею управлять. Если этот архетип правильно вами определен и находится в вашем арсенале, эта аудитория – ваша.


Все статьи этого номера


Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009
  Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль
 


 
Карта сайта