Вышел специальный выпуск, Михаил Дегтярев, 2009            Вышел новый номер журнала №7 2009                Новая рубрика на сайте - Истории для размышления               В архиве заполнен №7 август за 2008 год               Новые статьи в рубрике Nota bene                       Дарио САЛАС СОММЭР. Иллюзия или реальность?                       Следите за новостями
 
    О журнале     Свежий номер     Авторы     Мероприятия     Архив     WEB     Подписка     Рекламодателю     Новости     Nota bene     Книги     Интересное      


Архив


Олег ПЕРМЯКОВ

Жизнь после жизни, или Максимально выгодная реализация

Каким бы деятельным и азартным бизнесмен ни был, рано или поздно в силу увеличивающегося давления бизнеса, занятости и множества иных причин его может посетить желание отойти от дел. А значит – правильно и беспроигрышно расстаться с созданной им компанией или группой компаний, или корпорацией…

Впрочем, вопрос «как выйти из бизнеса» настоящий человек дела должен задавать себе сразу, как только это дело открывает. Для него старт начинается на финише. А потому перспектива будущей продажи его бизнеса должна для него быть максимально определенной.

Владелец бизнеса, который не забывает о том, что он является владельцем товара, имеющего определенную стоимость на рынке, и предприниматель, который живет своим делом и не мыслит себя без него, – это две большие разницы. Первая разница – психологическая, которая проявляется буквально в рабской зависимости человека от бизнеса; в нашей рубрике ее рассматривать мы не будем. Вторая – экономическая. Состоит она в том, что предприниматель всю свою жизнь обречен довольствоваться одним лишь текущим денежным потоком, а значит, стать по-настоящему богатым человеком ему не грозит. Бизнесмен же, сознательно создающий экономическую добавленную стоимость своей компании, изначально задумывается над вопросом о максимально выгодной реализации этой стоимости. Вот об этом – о различных путях реализации стоимости – мы сегодня и поговорим.

Если имеется товар, значит, на него должен быть покупатель. И покупателей бизнеса, как, в принципе, и любую покупательскую аудиторию, можно классифицировать. Если не брать во внимание тех, кто покупает бизнес в подарок (чаще всего эта участь постигает малые и средние бизнесы в сфере услуг) и откровенных сумасбродов, то перед нами возникнут три категории рациональных покупателей, каждая со своими мотивами в совершении приобретений.

Стратег
Особые приметы. Практически всегда платит продавцу хорошую премию. Главный интерес стратегического покупателя – не столько финансовые показатели компании, сколько определенные ресурсы из сферы операционной деятельности – доля рынка или доступ к сырью, или НИОКР, или кадры…

Модель поведения. Покупка доли рынка – наиболее частое явление в сетевом розничном бизнесе. И именно таким образом ритейловые сети в основном и расширяются сегодня: привлекая заемные средства, владелец сети покупает уже готовый действующий бизнес, рассчитываясь по заемным средствам из денежных потоков приобретенной компании. Это называется LBO, или Leveraged Buy Out. Покупка бизнеса ради доступа к сырью характерна для крупных заводов – так ММК и «Мечел» обзавелись собственными месторождениями. Приобретение НИОКРовских разработок, в свою очередь, свойственно, например, для сферы программного обеспечения («Майкрософт» рос и растет, покупая маленькие компании только за их разработки), а покупка кадров компании – для сферы услуг. В этом случае «в нагрузку» к специалистам новый владелец получает еще и клиентскую базу, будь то пациенты стоматологии или клиенты аудиторской фирмы.

Учитывая щедрость стратегического покупателя, продажа ему бизнеса, пожалуй, наиболее прибыльный выход из дела. Конечно, никогда нельзя исключать сценарий, когда крупный конкурент-сетевик решит просто вытеснить местного соперника – и это обойдется первому, во всяком случае, дешевле. Правда, есть в этом одно «но». Время. А кроме того, пока сетевик будет доводить до банкротства маленькую компанию, ее клиенты разбредутся по соседним точкам.

Справедливости ради стоит сказать, что не всегда война крупного бизнеса с более мелким заканчивается победой первого. В течение нескольких лет крупная международная приборостроительная корпорация не очень успешно боролась на российском рынке с уральским предприятием. В результате «Эмерсон Электрик», ведущий игрок на рынке автоматизации технологических процессов, в 2004 году приобрел контрольный пакет акций ПГ «Метран».

Финансист
Особые приметы. Интересуется исключительно стоимостью бизнеса – настоящей и прогнозируемой на то время, когда финансовый покупатель выгодно продаст ее кому-то еще. Подразделяется на подвиды:

а) разрозненный покупатель (частные владельцы акций, которые могут появиться в случае выхода предприятия на IPO);
б) консолидированный покупатель (организация, которая приобретает существенную долю или 100 процентов продаваемого предприятия). Получить от него премию при продаже бизнеса практически невозможно.

Модель поведения А. В данном случае от разрозненного покупателя мало что зависит, поскольку в силу часто вступают законы фондового рынка. Глобальные макроэкономические факторы, интерес к экономике страны или отдельной отрасли, так называемый «вкус сезона» и конъюнктура рынка в момент выведения акций на продажу – эти и другие факторы существенно влияют на стоимость акций в тот или иной момент. Организаторами сделок при публичном размещении, как правило, выступают авторитетные инвестиционные банки, которым удается максимально поднять цену. Таким образом, при этом варианте у владельца бизнеса есть шанс получить намного больше, чем его бизнес стоит на самом деле.

Еще одним плюсом публичного размещения является предельно отработанная технология процесса. В том, что вы и ваша компания повторите путь десятков тысяч других успешных предприятий, есть что-то обнадеживающее.

Понятно, что для большинства челябинских компаний IPO – понятие не из их жизни, однако южноуральские пионеры публичного размещения уже появились, и с каждым годом их будет становиться все больше и больше.

Открытая котировка акций при правильном подходе дает своему владельцу шанс в короткое время стать очень богатым человеком. Так, до размещения на бирже Google был ничем не примечательной интернет-компанией, каких существуют тысячи. После выхода на IPO Google превратился во вторую по капитализации компанию в своей сфере, а один из его основателей Сергей Брин (русский программист) за 2–3 года построил свое личное многомиллиардное состояние.

Впрочем, с помощью публичного размещения вообще можно легко и быстро заработать, ничего при этом не производя. Главное – выбрать нужное время и отрасль. Всемирный бум «дот-комов» в 2000–2001 годах это доказал. Предприимчивые люди регистрировали компании, запускали сайты и сервисы, и тут же выходили с ними на NASDAQ, а доверчивые обыватели, то есть разрозненные финансовые покупатели, отдавали за них деньги. Подобный пример делания денег из ничего можно наблюдать и в Челябинской области последние 3 года. Британская горнодобывающая компания обладает лицензией на разработку трех меднорудных месторождений на юге области, однако, не добыв за это время и грамма меди, она увеличила капитализацию в разы. Каким образом? Собрав небольшой стартовый капитал, она провела первый раунд частного размещения среди небольшой группы в 5–10 инвесторов. В результате чего компания располагала уже 1,5–2 миллионами фунтов, каковые были потрачены на приобретение соответствующих лицензий. После чего, не приступив к добыче руды, Eureka Mining сделала публичное размещение, подняв свою стоимость до 50–60 миллионов фунтов. Часть этих денег ушла на гонорар консультантам геологоразведки, которые поставили запасы на баланс компании, что увеличило стоимость последней еще в несколько раз. И все это – до того, как началась разработка хотя бы одного месторождения! Вот каких детей способен породить фондовый рынок.

Модель поведения Б. Консолидированный финансовый покупатель стремится купить бизнес как можно дешевле. В отдельных случаях его можно рассматривать как переходное звено перед стратегическим покупателем: он «сидит» в компании долго, покупая значительный пакет акций в тот момент, когда ему это наиболее выгодно, а если компания стабильно показывает хорошие результаты, продолжает увеличивать пакет. Принципиальное его отличие от стратегического инвестора в том, что финансовый покупатель не вмешивается в операционное управление и не перестраивает компанию под свое видение. Присутствуя в совете директоров, максимум, на что он оказывает влияние, это назначение топ-менеджмента. Для компании же сам факт наличия у нее уважаемого инвестора является своеобразным знаком качества, что не может не сказаться на ее капитализации положительно.

В качестве финансового покупателя может выступать и фонд прямых инвестиций. Его задача также войти в компанию с наименьшими затратами, а потом продать свою долю как можно дороже либо стратегу, либо при частном публичном размещении. Средняя внутренняя норма рентабельности таких фондов – 36–38 %. В свои партнеры фонды прямых инвестиций выбирают компании, уже вставшие на ноги, но испытывающие недостаток средств, чтобы перейти на новый уровень развития. Для владельца компании, который видит кульминацию развития своего бизнеса в публичном размещении, сотрудничество с фондом прямых инвестиций сулит много хорошего. Да, фонды никогда не переплатят за вход, но зато за 3–4 года их присутствия компания добьется много большего, нежели она делала бы это собственными силами: поскольку инвестиции прямые, улучшается структура баланса, кроме того, как правило, все фонды имеют хорошие отношения с зарубежными кредитными учреждениями – а это доступ к дешевым долгосрочным кредитам. В итоге компания получает возможность осуществлять программу развития намного быстрее конкурентов.

Топ-менеджмент
Особые приметы. Редкий для России вид сделки – MBO, или Management Buy Out. Представляет собой выкуп контрольного пакета акций компании ее администрацией.

Модель поведения. Почему редкий – понятно: у российского наемного менеджмента, как правило, нет достаточных средств на приобретение пакета. С другой стороны, часто присутствует возможность воспользоваться для выкупа банковским кредитом – в таком случае это сочетание MBO и LBO. Хотя для Челябинска MBO практически не характерно, все же для малого и среднего бизнеса это едва ли не оптимальный вариант. Во-первых, команда останется работать (а при продаже стороннему покупателю риск ухода менеджерской команды будет заложен в цену бизнеса), во-вторых, у нее появится дополнительная мотивация, ведь помимо зарплаты она будет получать еще и проценты.

Вот, наверное, основные механизмы того, как можно отойти от дел молодым и богатым. Главное, что следует выработать в себе бизнесмену, – это осознание того, что продажа собственной, родной компании федеральному конкуренту или крупному финансисту не есть поражение всей жизни. А напротив, результат дальновидной и продуманной политики.


Все статьи этого номера


Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009
  Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль
 


 
Карта сайта