Вышел специальный выпуск, Михаил Дегтярев, 2009            Вышел новый номер журнала №7 2009                Новая рубрика на сайте - Истории для размышления               В архиве заполнен №7 август за 2008 год               Новые статьи в рубрике Nota bene                       Дарио САЛАС СОММЭР. Иллюзия или реальность?                       Следите за новостями
 
    О журнале     Свежий номер     Авторы     Мероприятия     Архив     WEB     Подписка     Рекламодателю     Новости     Nota bene     Книги     Интересное      


Архив


Антон КАЛАБИН

Атрибуты архетипов

Начало в № 6 2006

Все просто! Хочешь быть Магом – возьми в руки волшебную палочку, желаешь прослыть Мудрецом – отрасти бороду или приобрети филина, а если твоя цель – называться Царем, не забудь, что скипетр должен быть всегда при тебе!


В предыдущей статье мы установили, что, позиционируя себя или другой объект с помощью архетипов, вы сможете эффективно влиять на аудиторию, управлять ею, прогнозировать реакцию. Была разработана таблица архетипов на основе системы координат, предложенной санкт-петербургским психологом Еленой Петровой и доработанной в ходе применения этой технологии на практике. Образовавшуюся на основе координат психологическую плоскость поделили на 25 различных областей, выделив тем самым четкие психологические образы – архетипы (см. табл. 1).
Таблица 1


В результате был разработан алгоритм позиционирования, который вкратце можно описать следующим образом:
  1. Определяем преобладающий архетип целевой аудитории и цель воздействия.
  2. Выбираем, используя законы соответствия архетипов (в зависимости от целей, которых вы хотите достигнуть, позиционируя объект), наиболее подходящий для аудитории архетип.
  3. В итоге, используя таблицы соответствия атрибутов, делаем объект носителем выбранного архетипа.
С двумя первыми пунктами мы определились, и теперь нужно привести в соответствие с выбранным архетипом все свои внешние проявления – атрибуты.

Технология построения таблиц соответствия атрибутов
Самым важным внешним проявлением будет, естественно, главное действие, в котором архетип будет раскрывать свое предназначение (см. Табл. 2).

Все атрибуты описать невозможно, поэтому рассмотрим технологию, по которой можно достаточно точно определить, какой именно атрибут в выбранной категории (одежда, транспорт, спиртной напиток, головной убор и т. д.) будет соответствовать заданному архетипу.

Схема наших действий в этом случае не отличается особой сложностью. Для этого нужно выбрать, какой из возможных атрибутов в данной категории займет позицию самого энергичного, самого консервативного, самого разумного и самого чувствующего (или лучше всего эти качества будет отображать). Единственное предостережение касается того, что выбранные атрибуты не должны активно проявляться в «перпендикулярных» направлениях. Атрибуты чистой энергии или чистого постоянства не должны активно проявляться как чувствующий или разумный, а разумный и чувствующий атрибуты не должны активно демонстрировать свою склонность к изменениям или постоянству.

Таким образом, при расчете на широкую публику (стандартные стереотипы без учета профессиональных или конфессиональных коррекций) в категории, например, «Тотемическое животное» ключевые позиции (архетипы Джокер –
Патриарх и Мудрец – Оракул) могут занять Феникс – Черный дракон и Филин – Сфинкс. В категории «Цвет» Ярко-красный – Синий и Белый – Черный соответственно.

Затем нужно подобрать атрибуты для Отца и Матери, Бюрократа и Полтергейста. В рассматриваемых нами категориях это могут быть Лев – Черепаха и Питон – Кабан (энергичный, чувствующий, непредсказуемый), Желтый – Фиолетовый и Темно-зеленый – Пестрый.

Таблицы 2,3,4

Дальше рассмотрите переходы между основными архетипами и меньшие степени выраженности ключевых проявлений, и заполнение таблицы не представит особого труда (см. Табл. 3).

Животное, помещенное в центр таблицы, это скорее шутка, чем реальный тотем Невидимки. Это аллюзия к известному эпизоду из сериала «ДМБ», где прозвучал часто цитируемый всеми диалог: «Ты суслика видишь?» – «Нет». – «А он есть!»

Нетрудно заметить, что цвет, выбранный для Воина, не укладывается в общий порядок (см. Табл. 4). Это следствие стереотипа, наложенного широко используемым образом современного солдата. Поэтому данный диссонанс и возник: глубинное восприятие цвета как атрибута «средне выраженных» энергии и разума в данном случае деформировалось под влиянием современной социальной среды.

В целом, относительно цвета стоит заметить, что «оформляя» архетип, достаточно часто (не для угловых архетипов) можно использовать не только его атрибутивный цвет, но и некий микс «угловых» или «базовых» цветов в определенной пропорции. Например, для Барда вполне гармоничным будет сочетание красного и черного, а для Странника – красного, черного и синего.

Данная технология поможет правильно подобрать атрибуты к выбранному архетипу. Далее рассмотрим подробнее архетип Отца (Царя), сферу его применения и особенности позиционирования себя с его помощью.

Архетип Отца-Царя.
Теория харизматического лидера
Чтобы закрепить за собой звание лидера, достаточно знать особенности и способы проявления архетипа Отца и попытаться им соответствовать. В каждом человеке заложен образ Отца, который соответствует образу лидера. Суть теории харизматического лидера – в переносе архетипа Отца на носителя.

Внешность. Архетипу Отца свойственны принадлежность к мужскому полу, зрелый возраст, физическое здоровье. Принципиально повлиять на эти качества вряд ли возможно, но довольно четко скорректировать – вполне по силам. Нивелировать половую принадлежность можно с помощью прически. При помощи тех же инструментов можно создать и имидж «человека зрелого возраста». Визуально выше сделают кафедра, высокое кресло в кабинете. Женские каблуки тоже отличный способ увеличить рост.

Говоря о здоровье, рассмотрим такой атрибут, как очки. Носить или нет? С одной стороны, они старят, а значит, усиливают харизму, но в то же время они сигнализируют о плохом зрении, то есть о плохом здоровье, что адекватно сообщению о том, что выполнение функций лидера данным человеком может быть затруднено. Поэтому этот атрибут нужно использовать, если есть необходимость в увеличении возраста (человек выглядит моложе своей аудитории) и нет необходимости в подтверждении здоровья (человек выглядит абсолютно здоровым).

Например, Хакамада – один из немногих политиков, позволяющих себе носить очки, атрибут Ученика. Неудивительно, что ее не воспринимают как лидера. Кириенко же, когда стал премьером, очки снял.

Поведение. Поведенческие ресурсы не относятся к категории быстрых. Влияние соответствующего архетипу поведения растет медленно, капля за каплей, поступок за поступком. Зато накопленное таким образом влияние будет еще долго сохраняться, даже если общение между вами и объектом влияния прервется. Настоящий лидер всегда стремится чего-либо достигнуть, что-либо совершить. Даже простое, повседневное действие он совершает потому, что это приближает его к достижению Великой цели. И, как уже отмечалось, Главное действие архетипа Отца – направлять, распределять по справедливости. Следовательно, нужно ему соответствовать.

Решительность также неотъемлемое качество лидера. Весь мой опыт в бизнесе показывает, что 80 % информации, необходимой для принятия решения, известны сразу. А остальные 20 % вы никогда не узнаете, как бы ни старались (вариант принципа Парето). Поэтому откладывание принятия решения из-за недостатка информации не более чем малодушие и нерешительность, что неприемлемо для архетипа Отца.

Такое качество, как спокойствие, является показателем уверенности. Если человек спокоен, значит знает, что делает, уверен в своих силах, контролирует ситуацию. Поэтому мы можем на него положиться, можем ему доверять. Значит, он лидер.


Чтобы закрепить за собой звание лидера, достаточно знать особенности и способы проявления архетипа Отца и попытаться им соответствовать.


Голос – один из самых важных атрибутов лидера. Он должен быть сильным, чтобы хотелось подчиняться и верить. Также голос должен быть низким, так как он больше соответствует архетипу Отца, чем высокий. Голос лидера должен быть ровным, без срывов дыхания и судорожных вздохов между словами. Это тоже объясняется с позиции архетипа, ведь любые сбои в дыхании прямо говорят о физическом нездоровье.

Большинство проблем говорения возникает от напряжения и вызванной им скованности. Неуверенный в себе человек сжимается, напрягается, ведь он на уровне инстинктов готовится защищаться, то есть воспроизводит архетип Жертвы. Лидер должен быть расслаблен, спокоен.

Однако есть некоторые различия поведения лидера в общении со своим ближним и дальним кругом.

Стили управления: Отец и Царь. Чаще всего существуют группы людей, с которыми лидер общается либо напрямую, либо опосредованно, либо в «массе». Эффективное управление столь разными группами вынуждает использовать разные модели. Архетип Отца-Царя включает два стиля поведения, которые представляют собой один архетип, но все же существенно друг от друга отличаются. Стиль Отца используется для взаимодействия с ближним окружением, Царя – с дальним.

Важнейшим поведенческим правилом для лидера должно быть сохранение уровня доступности. Сокращать дистанцию между собой и кем-то из окружения имеет смысл, только если вы собираетесь принять этого человека в свой ближний круг.
Если Царь начнет лично отвечать на письма своих «подданных», то он существенным образом уронит себя в их глазах. А вот если отвечать будет его секретариат, штампуя его факсимиле, то люди воспримут это вполне адекватно. Верно и обратное: если ваши письма к члену ближнего круга будет составлять секретарь, то вы нанесете своему соратнику серьезную обиду. Поэтому в идеале нужно дифференцированно выбирать метод управления для каждой группы.

Внешние атрибуты. С одной стороны, Царь не может себе позволить ходить в «лохмотьях». Отцу же излишняя помпа не нужна. Одежда Отца практична и удобна, например, джинсы и рубашка. Царь перед выходом на публику облачается в праздничные одеяния. Например, церковные патриархи в кругу своих ближних, естественно, не носят свои неподъемные балахоны. После церемонии они сразу же переодеваются в более удобные и практичные костюмы.

Аналогично с транспортом. За покупками лидер поедет на удобной «рабочей» машине, а на демонстрацию или встречу с другим Царем – на неповоротливом и тихоходном лимузине.


В каждом человеке заложен образ Отца, который соответствует образу лидера. Суть теории харизматического лидера – в переносе архетипа Отца на носителя.


Если говорить о бизнесе, то обычно общаться с людьми приходится в своем кабинете. Из вышесказанного понятно, что при встречах с ближайшими соратниками кабинет должен быть удобным и функциональным. А при приеме гостей или общении с дальним окружением – роскошным, пафосным, наполненным безделушками и антиквариатом. Возникает проблема: иметь два кабинета или совмещать два назначения в одном? У некоторых руководителей есть в офисе парадный зал для приема делегаций. Но чаще приходится совмещать, в таком случае можно использовать предметы двойного назначения. Со всего мира я привожу деревянные головоломки и ставлю их на самое видное место в своем кабинете. Малознакомые люди считают их безделушками, а члены ближнего круга знают, что я использую их для тестирования на собеседовании. Для них это вещи функциональные.

Если поглядеть вокруг, то станет ясно, что в жизни роль лидера зачастую приписывают человеку, который соответствует архетипу Отца (Царя). С точки зрения психологии это закономерно.

Взаимодействие архетипов
В работе хорошо дополняют друг друга те архетипы, которые в таблице противоположны друг другу, например, Отец – Мать или Полтергейст – Бюрократ.

Например, во многих организациях генеральный директор естественным образом позиционируется по отношению к своему рабочему коллективу как Царь, а второй человек по степени влияния почти гарантированно «работает» в архетипе Матери. К нему чаще обращаются за советом. В результате формируется успешный тандем, со своей сферой влияния и ответственности.

Примером пары Полтергейст – Бюрократ в жизни явились братья Саатчи, основатели рекламного агентства Saatchi&Saatchi. Чарльз – «динамичная и предприимчивая натура», «выдающийся человек», «гениальная творческая личность». Морис – администратор и специалист по заключению сделок. «Вместе они демонстрировали блестящее умение находить талантливых работников и создавать оригинальные рекламные продукты» .

Другой конструктивный вариант взаимодействия архетипов – пара Учитель – Ученик, то есть младший архетип (внутренний круг вокруг центра) учится у старшего архетипа (внешний круг). Например, Ученик у Мудреца, Воин у Мага, Бард у Великого художника (почти каждый исполнитель хочет стать автором, композитором), Воин у Царя, Невинное дитя у Матери.

Очень часто разные по своей сути архетипы формируют успешный тандем, дополняя друг друга. Поэтому, выбирая себе партнера или подчиненного, стоит обратиться к таблице архетипов и выяснить, кто сможет составить с вами успешный союз.

В следующей, заключительной статье, будет рассмотрен вопрос «Как определить свой архетип?». Возможно, ваше представление о себе существенно отличается от видения окружающих, а это серьезная проблема взаимоотношений с партнерами, коллегами и подчиненными.

Продолжение в № 8 2006


Все статьи этого номера


Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009
  Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль
 


 
Карта сайта