Вышел специальный выпуск, Михаил Дегтярев, 2009            Вышел новый номер журнала №7 2009                Новая рубрика на сайте - Истории для размышления               В архиве заполнен №7 август за 2008 год               Новые статьи в рубрике Nota bene                       Дарио САЛАС СОММЭР. Иллюзия или реальность?                       Следите за новостями
 
    О журнале     Свежий номер     Авторы     Мероприятия     Архив     WEB     Подписка     Рекламодателю     Новости     Nota bene     Книги     Интересное      


Архив


Иван СКОМОРОХ

WEB-дизайн и первобытная магия

По­след­нее вре­мя, осо­бен­но по­сле кри­зи­са ин­тер­нет-ком­мер­ции, ста­ло мод­но ут­вер­ждать, что ин­тер­нет-тор­гов­ля – это та же са­мая тор­гов­ля, толь­ко че­рез Сеть. И ни­че­го дей­ст­ви­тель­но но­во­го мо­ло­дые но­ва­то­ры не соз­да­ли, не­смот­ря на мно­же­ст­во за­яв­ле­ний о гло­баль­ной ре­во­лю­ции. Для то­го, что­бы ус­пеш­но тор­го­вать че­рез Сеть, нуж­но, пре­ж­де все­го, уметь тор­го­вать, то есть знать, что та­кое тор­гов­ля, а не что та­кое Сеть. Под­твер­жде­ни­ем этой мыс­ли яви­лись мно­го­чис­лен­ные ра­зо­ре­ния, по­стиг­шие мно­же­ст­во яр­ких мо­ло­деж­ных ком­па­ний.

В об­щем все это вер­но. Но не со­всем. Дей­ст­ви­тель­но, се­те­вая или не­се­те­вая, тор­гов­ля тре­бу­ет оп­ре­де­лен­ных уме­ний, ко­то­рые зна­ни­ем ком­пь­ю­те­ра не за­ме­нишь. И это оз­на­ча­ет, что лю­бой обыч­ный биз­нес­мен мо­жет не бо­ясь на­чи­нать пред­при­ятие в Се­ти, ес­ли уме­ет на­ни­мать спе­циа­ли­стов для борь­бы с Се­тью, или ес­ли по­яв­ля­ют­ся про­стые, по­нят­ные и на­деж­ные ин­ст­ру­мен­ты для се­те­во­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва. И это об­на­де­жи­ва­ет.

Но и от­ли­чия се­те­во­го биз­не­са от обыч­но­го, без­ус­лов­но, есть. И от­нюдь не толь­ко свя­зан­ные с ком­пь­ю­те­ром и Се­тью. Есть прин­ци­пи­аль­ные от­ли­чия в пси­хо­ло­гии и фи­ло­со­фии, точ­нее, ми­ро­воз­зре­нии. И их так­же важ­но знать и ви­деть, как, к при­ме­ру, важ­но по­ни­мать соб­ст­вен­ных де­тей, ко­то­рые ина­че бун­ту­ют и убе­га­ют из до­ма. Не хо­чу брать эту те­му слиш­ком ши­ро­ко, рас­ска­жу лишь об од­ном лю­бо­пыт­ном от­ли­чии в ми­ро­воз­зре­нии, ко­то­рое с точ­ки зре­ния при­клад­но­го пси­хо­ло­га мож­но счи­тать ре­лик­том пер­во­быт­но­го мыш­ле­ния.

До­во­ди­лось ли вам на­ле­тать на «стиль­ные сай­ты» по­пу­ляр­ных ком­па­ний, где, на­чи­ная с пер­вой стра­ни­цы, вы ощу­щае­те се­бя ду­ра­ком? Для при­ме­ра по­смот­ри­те... да, впро­чем, смот­ри­те все под­ряд, о чем толь­ко за­го­во­рит ваш про­грам­мист с вос­хи­ще­ни­ем. И не про­мах­не­тесь.

Все сай­ты, ко­то­рые поль­зу­ют­ся по­пу­ляр­но­стью у мо­ло­дых про­грам­ми­стов, яв­ля­ют­ся во­пло­ще­ни­ем то­го яв­ле­ния, о ко­то­ром я рас­ска­зы­ваю.

Те­перь по­про­буй­те по­нять, по­че­му вы ощу­щае­те се­бя ду­ра­ком, ко­гда от­кры­вае­те эти сай­ты. Из че­го скла­ды­ва­ет­ся это ощу­ще­ние?

Под­ска­жу. Вы там ни­че­го не по­ни­мае­те. Че­ло­век, при­вык­ший де­лать де­ло и быть в нем хо­зяи­ном, при­вы­ка­ет по­ни­мать все, с чем стал­ки­ва­ет­ся. И ис­клю­ча­ет из сво­ей жиз­ни не­по­нят­ные ве­щи, без ко­то­рых мо­жет обой­тись. Ему нуж­на оп­ре­де­лен­ность и уве­рен­ность в се­бе, ина­че он не смо­жет от­ве­чать за свои дей­ст­вия и, глав­ное, не смо­жет точ­но рас­счи­тать ре­зуль­та­ты. А без это­го биз­нес пре­вра­ща­ет­ся в аван­тю­ру и ве­дет к ра­зо­ре­нию. Хо­ро­ший биз­нес­мен не мо­жет се­бе по­зво­лить опи­рать­ся на не­по­нят­ные и не­управ­ляе­мые ин­ст­ру­мен­ты, и по­это­му тра­ди­ци­он­ные биз­нес­ме­ны не спе­шат за­нять­ся ин­тер­нет-пред­при­ни­ма­тель­ст­вом, ос­тав­ляя эту часть рын­ка мо­ло­дым и бой­ким. Ну и ра­ду­ясь втай­не всем по­ра­же­ни­ям ин­тер­нет-пред­при­ни­ма­тель­ст­ва.

Это не­вер­ный под­ход. Ин­тер­нет – это все­го лишь ин­ст­ру­мент со­вре­мен­но­го биз­не­са. При­чем ин­ст­ру­мент по­тен­ци­аль­но очень хо­ро­ший. Пре­неб­ре­гать им глу­по. Но и лезть в не­го так, как он вы­ну­ж­да­ет, еще ху­же. Про­сто смер­тель­но. Так в чем же слож­ность?

Да­вай­те по­ду­ма­ем.

Вот я от­кры­ваю сайт, про ко­то­рый мне про­жуж­жа­ли все уши. И упи­ра­юсь как ба­ран в но­вые во­ро­та, ко­то­рые за­кры­ты. Ни­че­го не по­нят­но. Все на­ва­ле­но ди­кой ку­чей, на­пи­са­но не­по­нят­ны­ми сло­ва­ми, на­во­ро­че­но ди­ки­ми цве­та­ми... Од­но, а точ­нее, два же­ла­ния – ска­зать: «Уро­ды!» – и за­крыть сайт. Или ска­зать: «Я ду­рак!» – и все рав­но за­крыть сайт.

Но я пси­хо­лог, я гля­жу на сво­его млад­ше­го по­мощ­ни­ка и слы­шу вздох вос­хи­ще­ния: «Кул! Кру­тиз­на!»

Зна­чит, это тво­ре­ние мо­жет вы­зы­вать вос­хи­ще­ние, и оно вы­зы­ва­ет его. При­чем у мно­же­ст­ва лю­дей. Пусть мо­ло­дых, пусть та­ких, ко­то­рые ча­ще все­го до­бы­ва­ют день­ги в кар­ма­нах ро­ди­те­лей, а еду в хо­ло­диль­ни­ках, но этих кар­ман­ных де­нег ока­зы­ва­ет­ся дос­та­точ­но, что­бы соз­да­те­лям сай­та хва­та­ло на пи­во и му­зы­ку. Ина­че го­во­ря, за этим сай­том свой ры­нок, и ры­нок дос­та­точ­но боль­шой, что­бы его учи­ты­вать. Зна­чит, бу­дем раз­би­рать­ся.

Раз­би­ра­ясь, я как при­клад­ной пси­хо­лог спра­ши­ваю се­бя: «Что мне хо­чет­ся, ко­гда я гля­жу на этот сайт?»

И от­ве­чаю: «За­крыть и ни­ко­гда сю­да не со­вать­ся».

Из это­го я де­лаю вы­вод: зна­чит, соз­да­те­ли сай­та хо­те­ли, что­бы та­кие, как я, ни­ко­гда не со­ва­лись на их ры­нок и да­же не пы­та­лись от­крыть его во­ро­та.

А что яв­ля­ет­ся во­ро­та­ми? Да этот сайт и яв­ля­ет­ся, по­то­му что имен­но он ме­ня и не про­пус­тил ту­да, где ду­ша мое­го дру­га-про­грам­ми­ста на­сла­ж­да­ет­ся жиз­нью.

И по­лу­ча­ет­ся, что, во-пер­вых, ин­тер­нет-пред­при­ни­ма­тель­ст­во и во­об­ще Ин­тер­нет яв­ля­ют­ся ми­ром. Ведь вы­ра­же­ние «где жи­вет ду­ша про­грам­ми­ста» при­ня­лось ес­те­ст­вен­но. А жить – те­лом или ду­шой – мож­но лишь в ми­ре. И это уже очень важ­ное от­кры­тие, без ко­то­ро­го нам в этой за­гад­ке не ра­зо­брать­ся. А во-вто­рых, то, что мы ту­да не су­ем­ся, – это за­пла­ни­ро­ван­ный эф­фект, это так за­ду­ма­но. А зна­чит, они на­ми управ­ля­ют, а мы управ­ля­ем­ся! Да еще и не за­ме­ча­ем это­го управ­ле­ния и со­вер­шен­но не по­ни­ма­ем. Но за­то вы­пол­ня­ем не­укос­ни­тель­но!


Человек, привыкший делать дело и быть в нем хозяином, привыкает понимать все, с чем сталкивается. И исключает из своей жизни непонятные вещи, без которых может обойтись.


Вам это нра­вит­ся? Мне – так очень! Ме­ня это за­во­дит, как тай­ны пи­ра­мид, ма­ги­че­ское на­сле­дие друи­дов или древ­ние ру­ны. Ко мне при­ме­ня­ют прие­мы управ­ле­ния, ко­то­рых я да­же не рас­по­знаю. Но за­то как хо­ро­шо управ­ля­юсь! Я хо­чу ра­зо­брать­ся в этой за­гад­ке. А вы?

Я уже на­щу­пал пер­вую за­цеп­ку. Ин­тер­нет – это мир. Мир, как го­во­рят, вир­ту­аль­ный. Мы с ва­ми по­ни­ма­ем сло­во «вир­ту­аль­ный» как во­об­ра­жае­мый, но ис­ход­ное зна­че­ние сло­ва – «ис­тин­ный». Ина­че го­во­ря, Ин­тер­нет нель­зя по­нять, ес­ли не до­пус­тить, что он на­стоя­щий мир, хо­тя и су­ще­ст­ву­ет не в ве­ще­ст­ве, а, ско­рее, в энер­гии и чис­лах. Но день­ги он при­но­сит на­стоя­щие, и жиз­ни там гиб­нут точ­но так же.

В этом смыс­ле вир­ту­аль­ный мир очень по­хож на сон. По­ка ты его ви­дишь, ты нис­коль­ко не со­мне­ва­ешь­ся, что жи­вешь в на­стоя­щем ми­ре. И к то­му же ни­кто по­ка не до­ка­зал, что эта на­ша те­лес­ная жизнь не есть дру­гой вид сна. У древ­не­ки­тай­ско­го муд­ре­ца Чжу­ан Цзы есть по­ра­зи­тель­ный об­раз. Он рас­ска­зы­ва­ет, что ему сни­лась ба­боч­ка, ко­то­рой снил­ся он. Так кто ко­му снит­ся, точ­нее, кто чьим сном яв­ля­ет­ся?

Для пар­ня, сбе­гаю­ще­го в Ин­тер­нет от этой жиз­ни, тот мир на­стоя­щий, а этот – кош­мар­ный сон, где его му­ча­ют. При этом там он не толь­ко ува­жае­мый че­ло­век, но еще и при­лич­но за­ра­ба­ты­ва­ет и на­хо­дит все не­об­хо­ди­мое. В этот мир он вы­хо­дит толь­ко для удов­ле­тво­ре­ния те­лес­ных по­треб­но­стей. В точ­но­сти как мы, ко­гда на­ши те­ла хо­тят спать, ухо­дим в мир снов. Жи­тель Ин­тер­не­та слов­но бы об­ра­тен че­ло­ве­ку это­го ми­ра, мы точ­но по­ме­ня­лись те­ла­ми и жи­вем как бы до­пол­ни­тель­но друг к дру­гу. Обыч­ные лю­ди – в те­лах без душ, ине­те­ли – в ду­шах без тел.

И что же это за мир для тех, кто в не­го сбе­га­ет? В точ­но­сти тот же са­мый, ку­да сбе­га­ют под­ро­ст­ки, как толь­ко у них по­яв­ля­ет­ся ощу­ще­ние, что они мо­гут обой­тись без взрос­лых. В раз­ных куль­ту­рах этот мир мо­ло­де­жи на­зы­вал­ся раз­ны­ми име­на­ми. К при­ме­ру, в ста­ри­ну на Ру­си мо­ло­дежь сни­ма­ла у ка­ких-ни­будь ста­ри­ков из­бу и ухо­ди­ла туда на по­си­дел­ки или бе­се­ды. Сей­час в точ­но­сти то же са­мое на­зы­ва­ет­ся «у ме­ня ро­ди­те­ли на да­че».

Но бы­ла куль­ту­ра, ко­то­рая за­ду­мы­ва­лась об этом глуб­же – это рус­ские ма­зы­ки, офе­ни, ко­то­рых на­зы­ва­ли ко­ро­бей­ни­ка­ми. Ма­зы­ки на­зы­ва­ли та­кие из­бы, где мо­ло­дежь мо­жет уе­ди­нить­ся без взрос­лых, су­лоп­ни­ка­ми. А су­лоп – это сча­стье или да­же Рай. На­ши де­ти бе­гут не про­сто от нас, они бе­гут к луч­шей, рай­ской жиз­ни, как они ее се­бе пред­став­ля­ют.

А что та­кое рай? Рай – это ме­сто, где свет­ло, те­п­ло, ни­че­го не на­до де­лать, а хо­ло­диль­ни­ки все­гда пол­ны едой. Там нет того, кто мо­жет те­бя на­ка­зать, по­то­му что это со­всем дру­гой мир, ку­да взрос­лым не­т хо­да.

У жи­те­лей Ин­тер­не­та есть свое имя для меч­ты о рае – ха­ля­ва. Ха­ля­ва – сло­во из сло­ва­ря ху­дож­ни­ков. Это та­кая ра­бо­та, ко­то­рую де­ла­ешь лег­ко и бы­ст­ро, а пла­тят мно­го и кор­мят сыт­но, буд­то ты не об­ма­нул, а на са­мом де­ле ра­бо­тал. По­лу­чить что-ни­будь на ха­ля­ву – зна­чит бес­плат­но и поч­ти в по­да­рок. От­сут­ст­вие не­об­хо­ди­мо­сти за­ра­ба­ты­вать хлеб свой в по­те ли­ца сво­его – глав­ный при­знак Рая, ко­то­рый мы уте­ря­ли, во­пло­тив­шись в этом ми­ре.

Ин­тер­нет – это воз­вра­щен­ный рай. Это стра­на веч­ных ка­ни­кул, ку­да мож­но сбе­жать и де­лать то, что хо­чешь, а не то, что тре­бу­ют ро­ди­те­ли. И учи­те­ля. Глав­ное – сде­лать все, что­бы они не мог­ли ту­да про­брать­ся и все ис­пор­тить. Сек­рет­ность и за­щи­щен­ность ста­ли куль­том Ин­тер­не­та, а те, кто не уме­ют за­щи­щать свой ком­пь­ю­тер от про­ник­но­ве­ния, пре­зи­ра­ют­ся и обо­зна­ча­ют­ся сло­вом «ло­хи».

Лох – сло­во, кста­ти, то­же офень­ское. Ло­ха­ми ма­зы­ки на­зы­ва­ли му­жи­ков, ко­то­рых счи­та­ли ду­ра­ка­ми. Офе­ни во­об­ще бы­ли склон­ны к тай­но­му, имен­но они соз­да­ли «фе­ню» – блат­ной язык, ко­то­рый до сих пор жи­вет в тю­рем­ных со­об­ще­ст­вах. Их за­став­ля­ли от­го­ра­жи­вать­ся от ос­таль­но­го ми­ра осо­бен­но­сти ра­бо­ты – хо­дить из зем­ли в зем­лю с ко­ро­бом или во­зом то­ва­ров бы­ло опас­но. Да и не об­ма­нешь – не про­дашь. Это очень по­хо­же на то, как жи­вет Ин­тер­нет.

Но еще важ­нее то, что за не­об­хо­ди­мо­стью по­сто­ян­но­го мел­ко­го об­ма­на, ха­ля­вы, в Ин­тер­не­те во­пло­ща­ет­ся са­мая силь­ная ре­ли­ги­оз­ная идея со­вре­мен­но­сти – на­стоя­щий, ис­тин­ный рай. В на­ча­ле да­же ка­за­лось, что он со­сто­ит­ся, и че­рез Сеть мож­но бу­дет дос­ти­гать со­всем ино­го ми­ра.

Од­на­ко слож­но­сти Ин­тер­не­та по­сте­пен­но при­ве­ли к по­ни­ма­нию, что, как и с ми­ро­вы­ми ре­ли­гия­ми, рай не­дос­ти­жим, и ос­та­ет­ся лишь меч­тать и слу­жить меч­те о рае. В ито­ге ро­дил­ся Культ.

Культ, то есть слу­же­ние Меч­те, – это все­гда ос­но­ва ре­ли­гии. При­гля­ди­тесь, как час­то по от­но­ше­нию ко мно­гим со­вре­мен­ным ве­щам упот­реб­ля­ют сло­во «куль­то­вый». Это зна­чит, что мир ищет но­вую ре­ли­гию, ко­то­рая объ­е­ди­ни­ла бы лю­дей. И Ин­тер­нет по­лон куль­то­вых про­грамм и куль­то­вых сай­тов. Имен­но они и счи­та­ют­ся наи­бо­лее по­пу­ляр­ны­ми. Во­круг них тут же ро­ж­да­ют­ся свои ту­сов­ки, то есть со­об­ще­ст­ва ве­рую­щих и слу­жа­щих. И эти ту­сов­ки мо­гут вое­вать ме­ж­ду со­бой, как со­об­ще­ст­ва спор­тив­ных фа­на­тов. Фа­нат, кста­ти, то­же сло­во ре­ли­ги­оз­ное.

Все это, с од­ной сто­ро­ны, бес­спор­но, а с дру­гой, вы­зы­ва­ет во­прос: ес­ли в Ин­тер­не­те мы стал­ки­ва­ем­ся с ре­ли­ги­оз­но­стью, по­че­му мы ее не уз­на­ем?

От­вет прост: для то­го, что­бы уз­на­вать, нуж­но иметь чем уз­на­вать. Что­бы уз­нать, что пе­ред ва­ми трам­вай­ный би­лет, нуж­но иметь об­раз это­го би­ле­та. Ес­ли вы ни ра­зу не по­ку­па­ли би­лет в трам­вае, как вы его уз­нае­те?

Так же и с ре­ли­ги­ей. Вам ка­жет­ся, что вы знае­те, что та­кое ре­ли­гия, и уз­на­ли бы ее. Но что вы знае­те про ре­ли­гию, ес­ли толь­ко вы не ис­то­рик? То, что ви­дят ва­ши гла­за в со­вре­мен­ном ми­ре, и то, что вы чи­тае­те в кни­гах. А уз­нае­те ли вы ре­ли­гию, к при­ме­ру, в пер­во­быт­ном об­ще­ст­ве? Или да­же про­ще – рас­по­знае­те ли вы язы­че­ст­во, ко­гда при­ез­жае­те в рус­скую де­рев­ню? Хри­сти­ан­ст­во-то вы, бес­спор­но, уз­нае­те, а от все­го ос­таль­но­го от­мах­не­тесь, как от суе­ве­рий.

А те­перь за­да­дим­ся та­ким во­про­сом: ка­кие вре­ме­на идут в ми­ре Ин­тер­не­та, ка­кая эпо­ха там сто­ит? Вам мо­жет по­ка­зать­ся, что очень пе­ре­до­вая. Но есть два по­ка­за­те­ля вре­ме­ни. Пер­вый – это раз­ви­тие тех­ни­ки. Вто­рой – раз­ви­тие взаи­мо­от­но­ше­ний или нрав­ст­вен­но­сти.

С точ­ки зре­ния тех­ни­ки нам с ва­ми ка­жет­ся, что Ин­тер­нет впе­ре­ди пла­не­ты всей, при­мер­но как са­мо­ле­то– или ав­то­мо­би­ле­строе­ние в 1903 го­ду. Ну и как, по-ва­ше­му, 100 лет на­зад ма­ши­но­строе­ние бы­ло пе­ре­до­вым, или это был еще ка­мен­ный век? Вот так и с Ин­тер­не­том. Это по­ка вар­вар­ская, гру­бая, пло­хо про­ду­ман­ная тех­но­ло­гия, мир очень от­ста­лой тех­ни­ки.

А что со взаи­мо­от­но­ше­ния­ми? А тут по­смот­ри­те на иг­ры, ко­то­ры­ми те­шат­ся ду­ши ме­ст­ных жи­те­лей, и вы уви­ди­те, что пра­вит Ин­тер­не­том фэн­те­зи с его при­стра­сти­ем к фео­даль­но­му сред­не­ве­ко­вью. Пси­хо­ло­гии игр стои­ло бы по­свя­тить ему от­дель­ное ис­сле­до­ва­ние, но вкрат­це это пси­хо­ло­гия си­лы, про­яв­ляю­щей­ся или в про­ка­чен­но­сти, или в хит­ро­сти. Вор – один из глав­ных ге­ро­ев это­го ми­ра. Сра­зу вслед за гро­ми­лой.

И не спе­ши­те осу­ж­дать: и Одис­сей, и ви­кин­ги, и рус­ские ви­тя­зи – все они бы­ли во­пло­ще­ни­ем об­раза та­ко­го пер­во­быт­но­го плу­та, тво­ря­ще­го фео­даль­ный по­ря­док. Тво­ря­ще­го про­стым и по­нят­ным дей­ст­ви­ем, ко­то­рое Маркс на­звал пер­во­на­чаль­ным на­ко­п­ле­ни­ем ка­пи­та­ла. Сна­ча­ла на­до на­во­ро­вать и на­гра­бить как мож­но боль­ше, а по­том ус­та­но­вить за­ко­ны, что­бы они за­щи­ща­ли мою соб­ст­вен­ность.

И мы с ва­ми на­ле­та­ем на пер­во­го стра­жа, пред­став­ляю­ще­го за­кон их ми­ра, ко­гда не по­ни­ма­ем уст­рой­ст­ва тех сай­тов, на ко­то­рые пы­та­ем­ся за­гля­нуть. Страж оп­ре­де­лен­но го­во­рит нам: «У те­бя есть вы­бор: ли­бо от во­рот по­во­рот, ли­бо стань од­ним из нас и под­чи­нись за­ко­нам на­ше­го ми­ра».


Величайшее управление возможно лишь тогда, когда перед всеми людьми стоит величайшая задача, делающая все общество единым существом. Это и есть магия.


Ка­ким За­ко­нам? А тем, о ко­то­рых до­го­во­ри­лись жи­те­ли Ин­тер­не­та. До­го­во­ри­лись без­молв­но, как бы сдав­шись им, при­няв как оп­ре­де­лен­ный спо­соб по­ве­де­ния. Ка­кой?

А та­кой, ка­кой был при­нят с пер­во­быт­ных вре­мен там, где при­хо­ди­лось бо­роть­ся про­тив чу­жих. Мы долж­ны быть да­же не про­сто еди­ны, мы долж­ны быть как од­но су­ще­ст­во, что­бы все чу­жие, за­гля­нув в на­ши ли­ца, да­же не мог­ли усом­нить­ся, что их ду­рят. Ко­го бы из «на­ших» этот лох, пы­таю­щий­ся де­лать де­ло с по­мо­щью ком­пь­ю­те­ра, ни спро­сил, он дол­жен по­лу­чить все­гда один и тот же от­вет: «О, это очень труд­но! Луч­ше не суй­тесь ту­да са­ми. Да­вай­те мы вам все сде­ла­ем!»

И пусть идут се­бе, ку­да хо­тят, это наш мир! И мы бу­дем жить в нем од­ни!

То, как управ­ля­ют на­ми, обо­ра­чи­вая от сво­его ми­ра – это, ко­неч­но, управ­лен­че­ский во­прос, но он еще не столь ин­те­ре­сен. А вот то, как дос­ти­га­ет­ся та­кая сте­пень управ­ляе­мо­сти всех тех, кто из­брал жить за счет Се­ти и ком­пь­ю­те­ров, – это во­прос так во­прос!

Яс­но, что управ­ле­ние в их сре­де дос­ти­га­ет­ся от­нюдь не за счет при­ну­ж­де­ния. Оно ес­те­ст­вен­но и доб­ро­воль­но, как это и бы­ло в пер­во­быт­ных об­ще­ст­вах, ко­то­ры­ми пра­ви­ла куль­ту­ра. И яс­но, что та­кая сте­пень управ­ляе­мо­сти дос­ти­жи­ма лишь там, где вста­ет во­прос о жиз­ни или смер­ти.

Но куль­ту­ре как сре­де управ­ле­ния на­до по­свя­щать от­дель­ное ис­сле­до­ва­ние. Что же ка­са­ет­ся Ин­тер­не­та и его ис­поль­зо­ва­ния, то дос­та­точ­но до­го­во­рить­ся о пра­ви­лах его ис­поль­зо­ва­ния и соз­дать со­от­вет­ст­вую­щие им ин­ст­ру­мен­ты, как все ужа­сы Мо­ло­деж­но­го Рая пе­ре­дви­нут­ся в за­по­вед­ник по име­ни Пла­не­та-Ин­тер­нет. Для лю­би­те­лей ост­рых ощу­ще­ний.

Сеть – это пре­крас­ный и про­стой ин­ст­ру­мент с ве­ли­ко­леп­ны­ми воз­мож­но­стя­ми.

Вот, в об­щем-то, и все. Ос­та­ет­ся лишь один во­прос: а при­чем тут пер­во­быт­ная ма­гия?

А при том, что мы с ва­ми не уз­на­ем ма­гию точ­но так же, как и ре­ли­гию. Мы по­ни­ма­ем ма­гию так, как ее нам по­ка­зы­ва­ют фэн­те­зий­ные ро­ма­ны, ко­то­рые за­им­ст­ву­ют об­раз ма­гии из куль­ту­ры вре­мен фео­да­лиз­ма. А это зна­чит, что ма­гия для нас с ва­ми – это дея­ния чу­дес, вро­де бро­са­ния ог­нен­ных ша­ров, ле­ви­та­ции и вы­зы­ва­ния ду­хов.

Од­на­ко на­стоя­щая ма­гия за­ро­ж­да­ет­ся го­раз­до рань­ше. И к чу­де­сам она в то вре­мя име­ет со­всем иное от­но­ше­ние. И да­же к бро­са­нию ко­пий в на­ри­со­ван­но­го на сте­не бы­ка или ма­мон­та то­же.

Глав­ное чу­до, ко­то­рое тво­рит пер­во­быт­ная ма­гия, – это жизнь. А глав­ный вол­шеб­ник – пле­мя, еди­ное, как один че­ло­век, что по­зво­ля­ет ему вы­жи­вать и по­бе­ж­дать вра­гов. Ины­ми сло­ва­ми, глав­ное дос­ти­же­ние пер­во­быт­ной ма­гии – это соз­да­ние та­кой куль­ту­ры, ко­то­рая обес­пе­чи­ва­ла управ­ляе­мость всех чле­нов пле­ме­ни не по при­ну­ж­де­нию и да­же не по убе­ж­де­нию, а в си­лу вос­пи­та­ния. Это зна­чит, что управ­ле­ние в рам­ках пер­во­быт­ной куль­ту­ры про­ис­хо­дит не по­то­му, что кто-то управ­ля­ет, а по­то­му, что все чле­ны со­об­ще­ст­ва зна­ют, что на­до де­лать. И зна­ют, что не де­лать так про­сто – не­до­пус­ти­мо и да­же не­воз­мож­но, как не­воз­мож­но со­мне­ние. Та­ко­во уст­рой­ст­во ми­ра!

Это все рав­но как ни од­на жен­щи­на со­вре­мен­ной куль­ту­ры не пой­дет в ма­га­зин го­лой. Это не управ­ле­ние об­ще­ст­ва, это – са­мо со­бой ра­зу­ме­ет­ся! Ины­ми сло­ва­ми, это об­ще­ст­вен­ное управ­ле­ние ста­ло чем-то глу­бо­ко внут­рен­ним, ча­стью ми­ро­воз­зре­ния.

Этим за­ни­ма­лась и пер­во­быт­ная ма­гия. И лю­бой эт­но­граф или ис­то­рик зна­ет, что ос­но­ва пер­во­быт­ной ма­гии, кос­тяк, на ко­то­ром она дер­жа­лась, – это не осо­бые спо­соб­но­сти ма­гов, а го­дич­ный круг празд­ни­ков, и за­да­ча вол­хва не вол­шеб­ст­во как тво­ре­ние чу­дес, а вол­шба или вол­хо­ва­ние как под­дер­жа­ние ми­ро­во­го по­ряд­ка. Ина­че го­во­ря, это про­ве­де­ние празд­неств. Их бы­ло мно­го, но все они долж­ны бы­ли под­дер­жи­вать мир и не да­вать ему раз­ру­шить­ся.

Про то, как мир под­дер­жи­вал­ся, вы на­вер­ня­ка кое-что знае­те. К при­ме­ру, всем из­вест­но, что бы­ли об­ря­ды, ко­то­рые обя­за­тель­но ис­пол­ня­лись до вос­хо­да солн­ца, что­бы оно не­пре­мен­но взош­ло. Для солн­це­по­клон­ни­ков это бы­ли вол­шеб­ные ма­ги­че­ские дей­ст­вия.

Но вы знае­те и о ма­гии, не по­зво­ляв­шей ми­ру раз­ру­шить­ся. Про­сто вы, ско­рее все­го, не ви­ди­те в ней ма­гии, не уз­нае­те в та­ких на­род­ных празд­ни­ках как Свят­ки или Хэл­лоу­ин. До сих пор лю­ди с удо­воль­ст­ви­ем иг­ра­ют в ря­же­ных и пу­га­ют друг дру­га, ко­гда при­хо­дит вре­мя. А что на са­мом де­ле де­ла­ли ря­же­ные на Свят­ках?

Да то же, что и на мно­же­ст­ве дру­гих празд­ни­ков и об­ря­дов, ко­гда нуж­но бы­ло из­гнать, от­пуг­нуть или не до­пус­тить в наш мир вре­до­нос­ные си­лы или злых ду­хов. Это­му же бы­ли по­свя­ще­ны и лет­ние празд­ни­ки, вро­де рус­ских Мо­ре­ны, Ко­ст­ро­мы, Ко­ст­ру­бонь­ки, за тем же са­мым ис­пол­ня­лись об­ря­ды по­ми­но­ве­ния пред­ков на Жаль­ни­ках. Про­тив сил зла или зи­мы би­лись на Мас­ле­ни­цу, за­хва­ты­вая снеж­ную го­ру, да и в лю­бом «сте­нош­ном» бое по­бе­ди­те­ли все­гда бы­ли «на­ши­ми», си­ла­ми све­та и по­ряд­ка, а про­иг­рав­шие оли­це­тво­ря­ли си­лы раз­ру­ше­ния, ко­то­рые опять бы­ли из­гна­ны, бла­го­да­ря че­му мир про­сто­ит еще год.

Мир, как вы знае­те, в рус­ском язы­ке оз­на­чал как кос­мос, Все­лен­ную, так и об­ще­ст­во. Об­ще­ст­во яв­ля­ет­ся ми­ром по­то­му, что оно от­ра­жа­ет в сво­ем соз­на­нии весь ви­ди­мый и вос­при­ни­мае­мый мир. И за­щи­тить об­ще­ст­во от раз­ру­ше­ния – зна­чит за­щи­тить от раз­ру­ше­ния об­раз ми­ра. А об­раз ми­ра – это един­ст­вен­ное дос­туп­ное че­ло­ве­ку сред­ст­во под­дер­жа­ния и со­хра­не­ния са­мо­го Ми­ра и воз­мож­ной лишь в нем жиз­ни. Об­раз ми­ра, то есть ми­ро­воз­зре­ние, долж­но хра­нить и бе­речь как зе­ни­цу ока. Без не­го нас не бу­дет. Мы рас­па­дем­ся в пер­во­быт­ный ха­ос, а злые ду­хи бу­дут нас по­едать по­оди­ноч­ке.

При­гля­ди­тесь, что де­ла­ют ре­бя­тиш­ки, сбе­жав­шие от ро­ди­те­лей в свой мир? Они что есть си­лы за­щи­ща­ют его от раз­ру­ше­ния, от про­ник­но­ве­ния злых ду­хов. И эти ду­хи, вы уже до­га­да­лись, – ду­хи тех са­мых взрос­лых, ко­то­ры­ми яв­ля­ем­ся мы с ва­ми, и ко­то­ры­ми од­на­ж­ды ста­нут и на­ши юные бег­ле­цы... Ины­ми сло­ва­ми, са­мый вы­со­кий уро­вень ма­гии, ко­то­рый дос­ту­пен ми­ру Ин­тер­не­та, – это воз­мож­ность за­щи­тить этот мир от втор­же­ния раз­ру­ши­тель­ных сил. И де­ла­ет­ся это с по­мо­щью ди­зай­на, то есть с по­мо­щью зри­тель­но вос­при­ни­мае­мых об­ра­зов тех две­рей и во­рот, че­рез ко­то­рые мож­но бы­ло бы чу­жо­му ду­ху вой­ти в Ин­тер­нет.

Ина­че го­во­ря, ве­ли­чай­шая ма­гия со­сре­до­то­че­на сей­час в ру­ках ком­пь­ю­тер­ных ху­дож­ни­ков, а Ин­тер­нет пе­ре­жи­ва­ет тот пе­ри­од раз­ви­тия, ко­гда жи­во­пись – это не про­сто воз­дей­ст­вие на во­об­ра­же­ние зри­те­ля, а дей­ст­ви­тель­ное ча­ро­дей­ст­во, по­то­му что по­ка еще спо­соб­но за­щи­щать свой мир и жизнь в нем.

До­воль­но ско­ро это бу­дет ут­ра­че­но, и Ин­тер­нет ста­нет от­кры­тым и всем дос­туп­ным про­стран­ст­вом, по­это­му же­лаю­щим по­знать ма­гию на­до спе­шить на­блю­дать и ис­сле­до­вать чу­до, скры­ваю­щее­ся в тон­чай­шем со­че­та­нии воз­мож­но­стей жи­во­пи­си и пе­ре­лом­ной эпо­хи в ис­то­рии че­ло­ве­че­ской куль­ту­ры. Ма­гия су­ще­ст­ву­ет толь­ко в та­кие пе­ре­ло­мы, ко­гда лю­ди спо­соб­ны ощу­щать тон­кие воз­дей­ст­вия. Рань­ше для этих воз­дей­ст­вий нет ма­те­риа­ла, а поз­же сло­во пе­ре­хо­дит к пуш­кам, и му­зы за­мол­ка­ют.

Пуш­ки – это все­гда при­знак то­го, что в ми­ре уте­ря­но управ­ле­ние. Управ­ле­ние – то­же ред­кая пти­ца в на­шем до­ме. Мно­гим из нас не уда­ет­ся уви­деть ее да­же за це­лую жизнь, и они так при­вы­ка­ют жить в при­ну­ж­де­нии, что при­ни­ма­ют его за управ­ле­ние.

Ве­ли­чай­шее управ­ле­ние воз­мож­но лишь то­гда, ко­гда пе­ред все­ми людь­ми сто­ит ве­ли­чай­шая за­да­ча, де­лаю­щая все об­ще­ст­во еди­ным су­ще­ст­вом. Это и есть ма­гия.

Иван Ско­мо­рох, на­чаль­ник ис­сле­до­ва­тель­ско­го от­де­ла ООО «Ве­бе­би» www.webaby.ru


Все статьи этого номера


Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009
  Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль
 


 
Карта сайта