Вышел специальный выпуск, Михаил Дегтярев, 2009            Вышел новый номер журнала №7 2009                Новая рубрика на сайте - Истории для размышления               В архиве заполнен №7 август за 2008 год               Новые статьи в рубрике Nota bene                       Дарио САЛАС СОММЭР. Иллюзия или реальность?                       Следите за новостями
 
    О журнале     Свежий номер     Авторы     Мероприятия     Архив     WEB     Подписка     Рекламодателю     Новости     Nota bene     Книги     Интересное      


Архив


Станислав ЗАГОРОДНИКОВ

Знаки, которым я доверяю. Записки рекламиста 1.

Биз­нес и ду­хов­ность... Ка­кая рис­ко­ван­ная идея! Осо­бен­но в фор­ма­те по­сто­ян­ной руб­ри­ки де­ло­во­го жур­на­ла. За­чем во­об­ще лю­ди пи­шут о биз­не­се? Го­ры из­да­ний, меж ни­ми – океа­ны ана­ли­ти­ки, про­гно­зов, ис­то­рий лич­но­го ус­пе­ха и не­удач­ных кам­па­ний. Ис­то­рии ра­ди са­мих ис­то­рий, ча­ще – ра­ди удов­ле­тво­ре­ния ам­би­ций ге­ро­ев этих са­мых ис­то­рий на пу­ти к из­вест­нос­ти и до­ход­но­сти соб­ст­вен­ных уси­лий. На­вер­ное, по­то­му что это и есть на­ша жизнь. Но ес­ли Жизнь, то долж­но быть в этой жиз­ни ме­сто ду­ше Че­ло­ве­ка! Ищу­щей, гиб­ну­щей в по­ис­ках, воз­ро­ж­даю­щей­ся «из пе­п­ла», на­шед­шей и по­бе­ж­даю­щей. Ина­че что же есть биз­нес, как не еще один спо­соб по­знать при­ро­ду ве­щей, свою соб­ст­вен­ную при­ро­ду? Со­вер­шен­но так­же, как ис­кус­ст­ва и нау­ки по­мо­га­ют здра­во­му че­ло­ве­ку по­зна­вать мир и сле­до­вать сво­ему пред­на­зна­че­нию. На этом пу­ти не­из­мен­но со­про­во­ж­да­ют его зна­ки. Вот про­стая ис­то­рия.

«Вы­ход» в бу­ду­щее
Есть на Сверд­лов­ском од­но ме­сто. В ча­ст­ной фир­ме пря­мо над вы­хо­дом из глав­но­го ко­ри­до­ра ви­сит не­боль­шая ико­на. Не­за­тей­ли­вый об­ра­зок, ка­ких не­ма­ло в при­ход­ских ки­ос­ках, в ко­то­рые нет, да и за­гля­нет кто-ни­будь из нас по осо­бо­му слу­чаю. Впро­чем, слу­чаи на­ши весь­ма ти­пич­ны, но вот этот впе­чат­ля­ет и тро­га­ет иные стру­ны.

В са­мом де­ле: вы­хо­дишь из ча­ст­ной ор­га­ни­за­ции, в ко­то­рой ре­шал свои буд­нич­ные де­ла, и про­во­жа­ет бла­го­слов­ляю­щим жес­том Бо­го­ро­ди­ца. Ук­ры­ва­ет свер­ху лю­бя­щим и муд­рым взгля­дом, буд­то го­во­ря: «Сту­пай с Бо­гом. Все хо­ро­шо бу­дет». Как-то ина­че ви­дят­ся по­сле это­го и по­ки­ну­тые толь­ко что сте­ны, и де­ла, и лю­ди, с ко­то­ры­ми об­щал­ся. Да и сам се­бя ви­дишь ина­че.

Еже­днев­но, не ис­клю­чая вы­ход­ные дни и празд­ни­ки, здесь бы­ва­ет 200-300 по­се­ти­те­лей. Сре­ди кли­ен­тов – са­мые раз­ные лю­ди: пен­сио­не­ры и до­мо­хо­зяй­ки, биз­нес­ме­ны, за­ко­но­да­те­ли. Да­же мэр го­ро­да Ми­ха­ил Юре­вич на­шел это ме­сто луч­шим сре­ди мно­гих, по­то­му что всех здесь объ­е­ди­ня­ет од­но же­ла­ние – сде­лать бу­ду­щее вы­ше, чи­ще и со­вер­шен­нее. Бу­ду­щее хо­тя бы сво­их соб­ст­вен­ных де­тей. Имен­но им оп­ре­де­лять судь­бу го­ро­да, стра­ны и ми­ра, в ко­то­ром нам жить лет че­рез пят­на­дцать-два­дцать.


Негосударственное Образовательное Учреждение
«Автограф»

Центр ин­тел­лек­ту­аль­но­го раз­ви­тия де­тей-до­шко­ль­ни­ков «Ав­то­граф» поя­вил­ся од­ним из пер­вых в го­ро­де. То бы­ло ве­ле­ние вре­ме­ни. Ры­нок об­ра­зо­ва­тель­ных ус­луг на­чал оформ­лять­ся в са­мом на­ча­ле 90-х че­рез спон­тан­ную, по боль­шо­му сче­ту, диф­фе­рен­циа­цию. Поя­ви­лись пер­вые «пре­стиж­ные» шко­лы, в ко­то­рые по­пасть та­лант­ли­во­му, но не­под­го­тов­лен­но­му ре­бен­ку труд­но. То­гда, в 1992 го­ду, по­сту­п­ле­ние в хо­ро­шую шко­лу да­ва­лось тру­дом ча­ст­ных ре­пе­ти­то­ров, ко­то­рые с ог­ляд­кой на «ин­стан­ции» и кол­лег де­ла­ли свой му­чи­тель­ный вы­бор: слу­же­ние де­тям или дос­та­ток. Впро­чем, в «Ав­то­гра­фе» из­на­чаль­но убе­ж­де­ны – не­та­лант­ли­вых де­тей в при­ро­де не су­ще­ст­ву­ет, как и в том, что день­ги здесь не ре­ша­ют прак­ти­че­ски ни­че­го – толь­ко же­ла­ние ро­ди­те­лей и от­кры­тое и ве­ли­кое серд­це Учи­те­ля, его бес­ко­неч­ная пре­дан­ность де­лу и вы­со­кий про­фес­сио­на­лизм. К то­му же биз­не­сом свое де­ло ни ру­ко­во­ди­те­ли, ни пе­да­го­ги шко­лы не счи­та­ют. При­зва­ние ос­та­ет­ся Слу­же­ни­ем – вот ис­ти­на, ко­то­рая мо­жет быть толь­ко фак­том жиз­ни, а не стро­кой кор­по­ра­тив­но­го ко­дек­са. «Ре­бен­ка при­ве­ли в на­шу шко­лу. Это зна­чит, оза­бо­ти­лись его бу­ду­щим... Од­но­го это­го для нас дос­та­точ­но, что­бы мы при­ня­ли его, как сво­его. Ка­кой же это биз­нес!» – го­во­рит Свет­ла­на Бло­хи­на, ди­рек­тор учеб­но­го цен­тра.

Те­перь, по про­ше­ст­вии 12-ти лет, пер­вые вы­пу­ск­ни­ки «Ав­то­гра­фа» уже по­лу­чи­ли свои пас­пор­та. Ос­та­ви­ли в гра­фе «Лич­ная под­пись гра­ж­да­ни­на Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» свой пер­вый в жиз­ни ав­то­граф.

Как у вся­ко­го де­ла, у «Ав­то­гра­фа» своя не­по­вто­ри­мая ау­ра. Соз­да­ют ее лю­ди, от ко­то­рых за­ви­сят пер­вые по­зна­ния Ма­лень­ких Прин­цев и Алис в Стра­не Чу­дес. Про­стран­ст­во это на­пол­не­но зна­ка­ми. Не те­ми, что встре­ча­ют по­се­ти­те­ля «гер­ба­ми» на ла­тун­ных вы­вес­ках, а жи­вы­ми кар­тин­ка­ми обы­ден­ной жиз­ни. Вот знак, ко­то­ро­му я до­ве­ряю.

Учи­тель про­хо­дит мно­го­люд­ны­ми ко­ри­до­ра­ми к сво­ей груп­пе. Де­ти, вос­тор­жен­но «вспых­нув», бе­гут на­встре­чу, об­ни­ма­ют за ко­ле­ни (вы­ше не дос­та­ют) и, под­пры­ги­вая от ра­до­сти, де­лят­ся свои­ми дос­ти­же­ния­ми в до­маш­них уро­ках. Нет, я не уми­ля­юсь, на­блю­дая в ко­то­рый раз эту сце­ну. Я пре­кло­ня­юсь. Опыт­ный и лю­бя­щий ро­ди­тель зна­ет, че­го это сто­ит. Имя это­му – До­ве­рие. За ним – тер­пе­ли­вый про­фес­сио­наль­ный труд и свет че­ло­ве­че­ско­го серд­ца.

В про­стран­ст­ве смы­слов и воз­мож­но­стей
Од­на­ж­ды мне до­ве­лось иметь сво­им за­каз­чи­ком и «Ав­то­граф». Тре­бо­вал­ся фир­мен­ный стиль и кое-ка­кие идеи по оформ­ле­нию ин­терь­е­ра. Ин­те­рес­ное на­блю­де­ние: со­при­ка­са­ясь с про­стран­ст­вом за­каз­чи­ка, твое соб­ст­вен­ное по­ле дея­тель­но­сти на­пол­ня­ет­ся его энер­ги­ей и транс­фор­ми­ру­ет­ся, ме­ня­ет­ся. При­зна­юсь не­скром­но: ре­зуль­тат это­го «ал­хи­ми­че­ско­го» про­цес­са вдох­нов­ля­ет ме­ня, как ху­дож­ни­ка, до сих пор. Ведь за­ко­ны об­ме­на спра­вед­ли­вы не толь­ко в об­лас­ти ве­ще­ст­ва.

За ты­ся­чи лет до Ми­хай­лы Ва­силь­е­ви­ча Ло­мо­но­со­ва ар­хей­ским муд­ре­цам бы­ли из­вест­ны за­ко­ны со­хра­не­ния ве­ще­ст­ва и си­лы (энер­гии). Им – от еги­пет­ских жре­цов, тем – от пер­вых строи­те­лей пи­ра­мид в Ги­зе, тем – от сол­неч­ных слу­жи­те­лей древ­них Ат­лан­ти­че­ских им­пе­рий и да­лее, в глу­би­ны ме­таи­сто­рии, ни­ти ко­то­рой мы ут­ра­ти­ли в са­мо­мне­нии и не­ве­же­ст­ве. Се­го­дня нау­ка не де­лит про­стран­ст­вен­но-вре­мен­ной кон­ти­ну­ум на ви­ды взаи­мо­дей­ст­вий, а при­зна­ет его еди­ным по­лем, в ко­то­ром и дей­ст­ву­ют за­ко­ны со­хра­не­ния ве­ще­ст­ва, энер­гии, вре­ме­ни, ин­фор­ма­ции – да и не все ли рав­но, в ка­ких еди­ни­цах оце­ни­вать еди­ный жиз­нен­ный по­ток Все­лен­ной: в еди­ни­цах вре­ме­ни, еди­ни­цах люб­ви и до­ве­рия или в квар­ках?


«Человек, он как дерево...
А дерево – оно растет вверх, и никто не волен это менять...», – Борис Гребенщиков.

Фир­мен­ный стиль из стан­дарт­но­го на­бо­ра ат­ри­бу­тов (ло­го­тип, сим­вол, фир­мен­ная до­ку­мен­та­ция...) вы­лил­ся в це­лую сим­во­ли­че­скую фи­ло­со­фию – осо­бую зна­ко­вую сис­те­му из кра­си­вых и воз­вы­шен­ных об­ра­зов, ко­то­ры­ми, воз­мож­но, и бы­ло на­пол­не­но это са­мое про­стран­ст­во. Цен­траль­ный об­раз пред­стал в ви­де мо­ло­до­го де­рев­ца, рас­ту­ще­го на вер­ши­не по­ло­гой го­ры. Сим­во­ли­зи­ро­вал он, ко­неч­но, рас­ту­щее ввысь соз­на­ние. Оно уст­рем­ле­но в про­сто­ры звезд­но­го не­ба. Мик­ро­косм и Кос­мос сли­ва­лись друг с дру­гом, про­хо­дя че­рез сияю­щую ра­ду­гу – сим­вол ве­ли­ко­го раз­но­об­ра­зия и един­ст­ва в при­ро­де на­ше­го ми­ра. Кро­на де­рев­ца, со­вер­шая этот пе­ре­ход, не­ожи­дан­но при­об­ре­та­ла чер­ты га­лак­ти­ки Млеч­ный Путь (к ко­то­рой при­над­ле­жит на­ша Сол­неч­ная Сис­те­ма), как бы обо­зна­чая ме­сто пре­бы­ва­ния зем­но­го че­ло­ве­че­ст­ва и кон­крет­но­го ма­лень­ко­го че­ло­ве­ка во Все­лен­ной. За­ро­нить эту мысль в соз­на­ние ре­бен­ка мы по­счи­та­ли по­лез­ным – Гра­ж­да­нин Все­лен­ной – «это зву­чит гор­до», но ведь это еще и факт жиз­ни!

Еще один об­раз в сю­же­те – кры­ла­тый воз­душ­ный шар: ведь уче­ние в юном воз­рас­те, ес­ли оно ра­зум­но пред­ло­же­но, – это за­ме­ча­тель­ное при­клю­че­ние, ко­то­рое вле­чет нас в го­лу­бые про­сто­ры боль­шо­го ми­ра – не­из­ве­дан­но­го и пре­крас­но­го.

Сю­жет был от­ри­со­ван вруч­ную и стал ди­пло­мом Цен­тра, ко­то­рый еже­год­но вру­ча­ет­ся ка­ж­до­му 6-7-лет­не­му вы­пу­ск­ни­ку. Ра­бо­ту при­ня­ли и оце­ни­ли по дос­то­ин­ст­ву. Ири­на Алек­сан­д­ров­на Ше­ре­меть­е­ва, ос­но­ва­тель «Ав­то­гра­фа», че­ло­век не­обы­чай­но­го тем­пе­ра­мен­та и уди­ви­тель­ной куль­ту­ры, не скры­ва­ла удов­ле­тво­ре­ния (и во­об­ще, ни­ко­гда и ни­че­го не скры­ва­ла в этой жиз­ни, а знал я ее к то­му вре­ме­ни лет 14). Поз­же я ви­дел маль­чи­ка, ко­то­рый вни­ма­тель­но вгля­ды­вал­ся в по­да­рен­ный ему впер­вые «вы­пу­ск­ной до­ку­мент» и по­нял, что ра­бо­та со­стоя­лась. Од­на­ко са­мое ин­те­рес­ное про­изош­ло не­сколь­ко рань­ше.

Ус­та мла­ден­ца ... (или крат­кое по­со­бие по «ме­та­фи­зи­ке ком­му­ни­ка­ций»)
Был еще знак. Он-то и по­тряс ме­ня сво­ей пря­мо-та­ки хри­сти­ан­ской про­сто­той и на­гляд­но­стью. Пре­дыс­то­рия не­хит­рая.


Трудно быть богом, пусть даже маленьким. И создать свой Мир, пусть даже нарисованный.
По­ка я ра­бо­тал над сти­лем – пред­ла­гал ва­ри­ан­ты сим­во­ли­ки, эс­ки­зы об­ра­зов и сю­же­тов, я под­спуд­но ощу­щал не­ко­то­рый хо­ло­док не­до­ве­рия со сто­ро­ны ад­ми­ни­ст­ра­то­ра шко­лы. Сто­ит от­ме­тить, что про­ект этот был од­ним из тех ис­клю­че­ний из об­ще­го пра­ви­ла, ко­гда де­лал­ся Сту­ди­ей бес­ко­ры­ст­но. По идей­ным со­об­ра­же­ни­ям (ино­гда мож­но по­зво­лить се­бе по­лет фан­та­зии, не об­ре­ме­нен­ный ком­мер­че­ски­ми обя­за­тель­ст­ва­ми). Про­ект удал­ся, но от­но­ше­ния как-то не скла­ды­ва­лись. То ли ожи­да­ние под­во­ха, то ли про­фес­сио­наль­ная ос­то­рож­ность опыт­но­го ад­ми­ни­стра­то­ра не да­ва­ли нам до­ве­рить­ся друг дру­гу – не знаю, толь­ко сче­та на оп­ла­ту пе­чат­ной про­дук­ции я, на вся­кий слу­чай, за­во­дил на­пря­мую из ти­по­гра­фии.

Пе­ча­та­ли в Ека­те­рин­бур­ге (не Мо­ск­ва, но то­же не со­сед­няя ули­ца). И вот, в один из позд­них ап­рель­ских ве­че­ров, го­лод­ный и злой с до­ро­ги, во­ло­ку уве­си­стую ко­роб­ку но­вень­ких ди­пло­мов по опус­тев­шим ко­ри­до­рам «Ав­то­гра­фа». За­по­зда­лая убор­щи­ца ус­та­ло во­зит шваб­рой по ко­ри­дор­ной «взлетке». В угол­ке си­дит ти­хонь­ко де­воч­ка лет пя­ти, на­пе­ва­ет что-то сво­ей лох­ма­той ку­кол­ке. В го­ло­ве уп­ря­мо кру­тят­ся на­зой­ли­вые, не­нуж­ные и не­до­б­рые мыс­ли: «Вот ты, ду­рак на­би­тый, мо­та­ешь­ся за свой счет до но­чи, столь­ко сил по­тра­тил, вре­ме­ни. А нор­маль­ные лю­ди и по­нять не мо­гут, че­го те­бе от них на­до-то!» Бух­тел я так се­бе под но­ги, до­б­ре­дал по­след­ние мет­ры, как вдруг ...

Сни­зу вверх, ог­ром­ные и лу­чи­стые, смот­ре­ли на ме­ня, не ми­гая, гла­за той са­мой де­воч­ки, не­весть от­ку­да вы­рос­шей пря­мо пе­ре­до мной по­сре­ди ко­ри­до­ра.

«Я те­бя люб­лю», – го­во­рит она не­гром­ко, но уве­рен­но, не ус­ту­пая ни ша­гу до­ро­ги.

Тор­мо­жу, чуть не оп­ро­ки­нув на хо­ду ма­лыш­ку. «Да?!» – как иди­от, пы­та­юсь изо­бра­зить по­до­бие улыб­ки. Мать ото­ро­пе­ло ко­сит­ся на обо­их, ска­зать ни­че­го не мо­жеть.


Следовать за мыслью учителя непросто. Но как интересно за ней следовать!
Про­хо­жу в ка­би­нет, вы­гру­жаю ти­раж, па­даю в крес­ло – пе­ре­вес­ти дух и со­брать­ся с мыс­ля­ми. Де­воч­ка под­хо­дит к за­ва­лен­но­му сверт­ка­ми сто­лу и так­же не­гром­ко и на­стой­чи­во вто­рит: «Я те­бя люб­лю». Улыб­ну­лась мне сму­щен­но, са­ма по­ни­мая, что вы­гля­жу я не­ле­по в сво­ей не­про­хо­ди­мой ту­по­сти, убе­га­ет и боль­ше ко мне не воз­вра­ща­ет­ся. Спус­тя па­ру ми­нут я оп­ра­вил­ся, но ни­че­го бо­лее ори­ги­наль­но­го, чем по­тре­пать по во­ло­си­кам дев­чон­ку и по­про­щать­ся с обе­и­ми, мне на ум не при­шло.

Де­воч­ки той я боль­ше не ви­дел. До­ро­го­го мне дру­га и Учи­те­ля Ири­ны Алек­сан­д­ров­ны Ше­ре­меть­е­вой че­рез пол­то­ра го­да не ста­ло. Боль­шое и пре­крас­ное де­ло при­ня­ла на се­бя ее дочь, Свет­ла­на Вя­че­сла­вов­на Бло­хи­на. Ад­ми­ни­ст­ра­тор шко­лы, за­мес­ти­тель по учеб­ной час­ти На­де­ж­да Мак­си­мов­на Борт­ник ока­за­лась ми­лей­шим че­ло­ве­ком, мы друж­ны до сих пор. А де­рев­це под звез­да­ми ста­ло ви­зит­ной кар­точ­кой «Ав­то­гра­фа» для мно­гих вы­пу­ск­ни­ков этой уди­ви­тель­ной и доб­рой шко­лы, ко­то­рая мол­ча­ли­во бла­го­слов­ля­ет сво­их вос­пи­тан­ни­ков взо­ром Бо­го­ро­ди­цы. От­ку­да-то свер­ху...

Со­лярис

Лариса Кошелькова ведет будущих ученых, музыкантов, капитанов бизнеса и худож-ников из «вчера» в прекрасное «завтра».
Про­стран­ст­во за­каз­чи­ка пре­под­нес­ло урок, из ко­то­ро­го я впо­след­ст­вии вы­вел про­стую жиз­нен­ную фор­му­лу: «не важ­но, что про­ис­хо­дит, важ­но то, как ты к это­му от­но­сишь­ся». Ведь имен­но от­но­ше­ние ро­ж­да­ет в соз­на­нии, во всем су­ще­ст­ве на­шем, убе­ж­ден­ность или со­мне­ние, от­ри­ца­ние или ве­ру. Все вме­сте они фор­ми­ру­ют даль­ней­шие об­стоя­тель­ст­ва. Это про­сто «фи­зио­ло­ги­че­ский реф­лекс» про­стран­ст­ва на на­ши эмо­ции, мыс­ли и дей­ст­вия. Все это по­хо­же на лем­ов­ский Со­ля­рис, толь­ко не так бы­ст­ро и не на­столь­ко бу­к­валь­но. За­ряд но­во­го чув­ст­ва со­при­ка­са­ет­ся с «внеш­ним» ду­хов­ным про­стран­ст­вом, ча­стью ко­то­ро­го мы са­ми яв­ля­ем­ся, и вы­се­ка­ет ис­кры «слу­чай­ных» со­бы­тий. Ана­ло­гия воль­ная, но впол­не оп­рав­дан­ная. Еще древ­ние го­во­ри­ли: «Как ввер­ху, так и вни­зу» (со­вре­мен­ным язы­ком вы­ра­жа­ясь: как в «тон­ких» ми­рах, так и в ми­ре фи­зи­че­ской ре­аль­но­сти). А егип­тя­не (за ни­ми – шу­ме­ры, ас­си­рий­цы и мно­гие кто еще) ри­со­ва­ли при этом на фре­сках пе­ре­вер­ну­тую пи­ра­ми­ду на­встре­чу нор­маль­ной. Для на­гляд­но­сти.

Мысль – «ге­не­ра­тор» со­бы­тий. Не о том ли из­веч­ные ис­ти­ны о чис­то­те по­мы­слов, что раз­но­си­ли еще уче­ни­ки ве­ли­ко­го За­ра­ту­ст­ры по мес­там, где те­перь сто­ят на­ши го­ро­да (Че­ля­бинск, Маг­ни­то­горск...), в про­стран­ст­вах Арья Вад­жья (Арий­ский Про­стор).

Из «Кни­ги за­ве­тов Зар­туш­та», из­вест­ной так­же как «Пех­ле­вий­ские Тек­сты» (фраг­мен­ты): «... (4) Мой пер­вый долг на зем­ле со­сто­ит в ис­по­ве­да­нии Ис­ти­ны, в том, что­бы ... от­ли­чать поль­зу от вре­да, грех от бла­го­го де­ла, доб­ро от зла, свет от тьмы, ... (9) Я не до­пус­каю со­мне­ний в том, что при­быль про­ис­хо­дит от до­б­рых дел, а по­те­ря – от гре­ха; ... и что есть лишь один путь – путь ве­ры. (10) И этот един­ст­вен­ный путь – это путь до­б­рых мыс­лей, до­б­рых слов и до­б­рых дел ... (17) Я дол­жен со­блю­дать за­кон бла­го­род­ст­ва ... , я дол­жен убе­речь свои мыс­ли в пра­вед­но­сти, язык – в ис­ти­не, а ру­ки – в со­вер­ше­нии до­б­ра... (22) До­б­рые де­ла, ис­пол­нен­ные ра­ди За­ко­на, це­нят­ся вы­ше, чем сде­лан­ные ра­ди се­бя; имен­но они ве­дут ко спа­се­нию. (24) Ибо яс­но, что из мыс­лей, слов и дел толь­ко де­ла слу­жат ме­рой. (25) По­то­му что на­ме­ре­ние не­ус­той­чи­во, мысль не­ося­зае­ма, но де­ла не­со­мнен­ны и оче­вид­ны. (26) Имен­но по­это­му лю­ди уз­на­ют­ся по сво­им де­лам.»

Продолжение в № 5 2006

www.logotype.su


Все статьи этого номера


Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009
  Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль
 


 
Карта сайта