Вышел специальный выпуск, Михаил Дегтярев, 2009            Вышел новый номер журнала №7 2009                Новая рубрика на сайте - Истории для размышления               В архиве заполнен №7 август за 2008 год               Новые статьи в рубрике Nota bene                       Дарио САЛАС СОММЭР. Иллюзия или реальность?                       Следите за новостями
 
    О журнале     Свежий номер     Авторы     Мероприятия     Архив     WEB     Подписка     Рекламодателю     Новости     Nota bene     Книги     Интересное      


Архив


Сергей АВДЕЕВ

Коучинг - что за зверь такой?

«Ко­учинг – для тех, кто же­ла­ет боль­ше­го, чем име­ет сей­час, кто не сто­ит на мес­те ни в лич­ной жиз­ни, ни в ра­бо­те. Ко­учинг – для ак­тив­ных лю­дей, кто от­ка­зы­ва­ет­ся быть в пас­сив­ной про­ся­щей по­зи­ции «нау­чи­те ме­ня», «пе­ре­став­ляй­те мне но­ги», но за­яв­ля­ет: «На­мек­ни­те, где ис­кать, а я нау­чусь, най­ду, раз­бе­русь. САМ». Вы имен­но та­кой че­ло­век? Вам как ме­нед­же­ру нуж­ны та­кие со­труд­ни­ки, нуж­на та­кая ко­ман­да? То­гда ко­учинг – это то, с чем вам сто­ит по­зна­ко­мить­ся!».

Так пи­шут в рек­лам­ных про­спек­тах. Ко­гда-то эти при­зы­вы дей­ст­во­ва­ли, но те­перь за­яв­ле­ния по­доб­но­го ро­да боль­ше от­пу­ги­ва­ют, чем при­вле­ка­ют. За по­след­ние 15 лет бы­ло мно­го че­го по­доб­но­го, и не все­гда удач­но­го и по-на­стоя­ще­му дель­но­го.

По­про­бую рас­ска­зать о ко­учин­ге без эмо­ций – не так, как это де­ла­ет рек­ла­ма. Это один из ме­то­дов кон­суль­ти­ро­ва­ния, ко­то­рый воз­ник бо­лее 20 лет на­зад сра­зу по обе сто­ро­ны Ат­лан­ти­ки: не­за­ви­си­мо друг от дру­га его раз­ра­бо­та­ли То­мас Ле­о­нард (США) и Джон Уит­мор (Ве­ли­ко­бри­та­ния). Тра­ди­ци­он­ное оп­ре­де­ле­ние ко­учин­га вы­гля­дит так: ко­учинг – это про­фес­сио­наль­ное со­дей­ст­вие че­ло­ве­ку в оп­ре­де­ле­нии и дос­ти­же­нии его лич­ных и про­фес­сио­наль­ных це­лей наи­бо­лее оп­ти­маль­ным спо­со­бом за ми­ни­маль­ное вре­мя и с ми­ни­маль­ны­ми уси­лия­ми.

А мож­но оп­ре­де­лить еще про­ще: ко­учинг – это об­ще­ние с ко­уч-кон­суль­тан­том, по­зво­ляю­щее дос­ти­гать це­ли бы­ст­ро, лег­ко и... са­мо­му. Или ко­учинг – это пол­но­стью са­мо­стоя­тель­ная ра­бо­та че­ло­ве­ка (ко­ман­ды) со сво­ей за­да­чей при под­держ­ке ко­уча.

На­прав­ле­ния ко­учин­га
В ко­учин­ге вы­де­ля­ют два ос­нов­ных на­прав­ле­ния: биз­нес-ко­учинг и лич­но­ст­ный ко­учинг.
Биз­нес-ко­учинг на­прав­лен на ре­ше­ние за­дач и по­иск от­ве­тов на во­про­сы, ко­то­рые на­хо­дят­ся в сфе­ре про­фес­сио­наль­ной дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка, то есть не­по­сред­ст­вен­но свя­за­ны с биз­не­сом. Он вклю­ча­ет ко­учинг для ру­ко­во­ди­те­лей, со­труд­ни­ков ком­па­нии, ко­учинг для ко­манд. В ка­ж­дой груп­пе – свои за­да­чи и свои во­про­сы.

Ко­учинг для ру­ко­во­ди­те­лей при­зван ре­шить во­про­сы, свя­зан­ные с ли­дер­ски­ми тех­но­ло­гия­ми, по­строе­ни­ем ко­ман­ды, кон­флик­та­ми, кор­по­ра­тив­ной куль­ту­рой, мо­ти­ва­ци­ей пер­со­на­ла, ре­ор­га­ни­за­ци­ей и ре­ст­рук­ту­ри­за­ци­ей, стра­те­ги­че­ским пла­ни­ро­ва­ни­ем и т.п.


«Coach» в переводе с английского значит «тренер». При этом прямой перевод вступает в противоречие с тем, как работает коуч: он не дает ни советов, ни инструкций. В русском языке аналогов этому слову нет. Пожалуй, ближе всего суть этого понятия выражается словосочетанием «консультант, организующий процесс коучинга».


За­да­чи, ко­то­рые ре­ша­ют­ся со­труд­ни­ка­ми ком­па­ний в про­цес­се ко­учин­га: как вой­ти в кол­лек­тив, как нау­чить­ся встраи­вать­ся в лю­бую ко­ман­ду и в лю­бую ком­па­нию со сво­им сти­лем управ­ле­ния, как пре­одо­леть кри­зис про­фес­сио­наль­но­го рос­та, прой­ти ис­пы­та­тель­ный срок, сде­лать карь­е­ру, как дос­той­но вы­сту­пать на со­ве­ща­ни­ях и ре­шать кон­крет­ные про­фес­сио­наль­ные за­да­чи (на­при­мер, гра­мот­но ра­бо­тать с воз­ра­же­ния­ми по­тен­ци­аль­но­го кли­ен­та)... Это так­же во­про­сы, свя­зан­ные со стресс-ме­недж­мен­том, кон­флик­та­ми с ру­ко­во­ди­те­лем, кол­ле­га­ми и мно­гое дру­гое.

Ко­учинг для ко­манд про­во­дит­ся в тех слу­ча­ях, ко­гда нуж­ны не­стан­дарт­ные ре­ше­ния и твор­че­ский под­ход к за­да­чам. Ча­ще все­го это ка­са­ет­ся ко­манд от­де­лов мар­ке­тин­га и рек­ла­мы, ко­гда нуж­ны но­вые идеи, или от­де­лов про­даж, ко­гда вро­де бы уже вне­дре­ны все спо­со­бы и прие­мы сбы­та, но нуж­но при­ду­мать что-то еще. При­ме­ня­ет­ся он и для про­ект­ных групп, где ва­жен но­вый взгляд на при­выч­ные ве­щи; и для ко­манд топ-ме­нед­же­ров, в слу­чае, ко­гда ну­жен про­рыв из за­стоя на ка­че­ст­вен­но но­вый уро­вень ра­бо­ты, раз­ра­бот­ка стра­те­гии, но­вых на­прав­ле­ний биз­не­са.

Лич­но­ст­ный ко­учинг при­ме­ня­ет­ся для ре­ше­ния за­дач и по­ис­ка от­ве­тов на во­про­сы, ко­то­рые ле­жат в сфе­ре лич­ной жиз­ни. Здесь мож­но го­во­рить о двух на­прав­ле­ни­ях: ком­му­ни­ка­тив­ном и лич­но­ст­ном.

Ком­му­ни­ка­тив­ное – вы­страи­ва­ет и на­ла­жи­ва­ет от­но­ше­ния с ок­ру­жаю­щи­ми людь­ми (близ­ки­ми, друзь­я­ми, семь­ей).
Лич­но­ст­ное – по­мо­га­ет вы­ра­бо­тать аде­к­ват­ную са­мо­оцен­ку, уве­рен­ность в се­бе, сде­лать жизнь ос­мыс­лен­ной, оты­скать внут­рен­ние си­лы, ис­точ­ни­ки бод­ро­сти и ак­тив­но­сти, об­рес­ти ба­ланс в реа­ли­за­ции про­фес­сио­наль­но­го и лич­но­ст­но­го по­тен­циа­лов и мно­гое дру­гое.

Ко­учинг – это не тра­ди­ци­он­ные ме­недж­мент, экс­перт­ное кон­суль­ти­ро­ва­ние и пси­хо­те­ра­пия
Пси­хо­те­ра­пия ста­вит це­лью из­бав­ле­ние лю­дей от пси­хо­ло­ги­че­ско­го дис­ком­фор­та: пси­хо­те­ра­певт по­ра­бо­тал с ва­ми, уб­рал дис­ком­форт и на этом свою ра­бо­ту за­кон­чил. Экс­перт­ный кон­суль­тант да­ет со­ве­ты и ре­ко­мен­да­ции: не­сколь­ко ва­ри­ан­тов ре­ше­ния ва­шей про­бле­мы на вы­бор. Тре­нинг – это сво­его ро­да кла­дезь прие­мов, тех­ник и про­че­го ин­ст­ру­мен­та­рия, ко­то­рым вас учат поль­зо­вать­ся. Ме­недж­мент пред­став­ля­ет со­бой тра­ди­ци­он­ную схе­му (рис 1.).

Рис. 1










Здесь мы ви­дим чет­ко про­пи­сан­ные по­ша­го­вые ин­ст­рук­ции и ре­гу­ляр­ные объ­яс­не­ния – в об­щем, сплош­ная ди­рек­ти­ва.

Ко­учинг же от пе­ре­чис­лен­ных на­прав­ле­ний от­ли­ча­ют две ос­нов­ные осо­бен­но­сти:
1. На За­па­де дав­но за­ме­ти­ли, что ус­пе­шен, пре­ж­де все­го, че­ло­век-Лич­ность, а не че­ло­век-Про­фес­сио­нал. (Здесь име­ют­ся в ви­ду пред­ста­ви­те­ли сред­не­го ме­недж­мен­та и вы­ше, плюс «зо­ло­той фонд ком­па­нии» – спе­циа­ли­сты наи­бо­лее цен­ных и важ­ных по­зи­ций, все те, с кем ус­та­нав­ли­ва­ют­ся ско­рее парт­нер­ские взаи­мо­от­но­ше­ния, не­же­ли от­но­ше­ния «я ска­зал, ты – сде­лал», все те, чей уро­вень лич­но­сти так же ва­жен, как и уро­вень про­фес­сио­наль­ной под­го­тов­ки). Да и в Рос­сии боль­шин­ст­во ру­ко­во­ди­те­лей счи­та­ют так же. От­сю­да – за­да­ча, ко­то­рую они ста­вят пе­ред свои­ми ме­нед­же­ра­ми по пер­со­на­лу: «Вы мне ищи­те не толь­ко про­фи. Мне че­ло­век ну­жен, что­бы с «мо­тор­чи­ком» был, го­рел на ра­бо­те – ини­циа­тив­ный, ис­пол­ни­тель­ный, же­лаю­щий учить­ся и раз­ви­вать­ся».


Мы увлеклись технологией и забыли о простом и вечном – о самом человеке. Коучинг же об этом «помнит» – именно люди делают бизнес!


Но в по­след­нее вре­мя рос­сий­ский ры­нок пе­ст­рит тре­нин­га­ми, на­прав­лен­ны­ми на раз­ви­тие про­фес­сио­наль­ных на­вы­ков. Мы ув­лек­лись тех­но­ло­ги­ей и за­бы­ли о про­стом и веч­ном – о са­мом че­ло­ве­ке. Ко­учинг же об этом «пом­нит» – имен­но лю­ди де­ла­ют биз­нес! Жизнь, биз­нес (клю­че­вые по­зи­ции в биз­не­се) – это лю­ди, лич­но­сти. И ко­учинг ра­бо­та­ет на это: на раз­ви­тие и ук­ре­п­ле­ние то­го са­мо­го «че­ло­ве­че­ско­го фак­то­ра», на ко­то­рый, в слу­чае форс-ма­жор­ных об­стоя­тельств, мы лю­бим ссы­лать­ся. Цель ко­учин­га – не толь­ко уме­ния и на­вы­ки че­ло­ве­ка, но и его лич­ность в це­лом: это и мо­ти­ва­ция, и эмо­ции, и стра­хи, убе­ж­де­ния, ог­ра­ни­че­ния, жиз­нен­ные цен­но­сти. Ко­учинг – это все­гда ком­плекс­ная ра­бо­та над за­да­чей с про­фес­сио­наль­ной и лич­но­ст­ной сто­рон.

2. Ко­уч не да­ет кли­ен­ту го­то­вых ре­ше­ний и от­ве­тов, не ука­зы­ва­ет, что и как на­до де­лать, а по­мо­га­ет най­ти ему наи­луч­шее ре­ше­ние са­мо­стоя­тель­но. То есть кли­ент (ваш под­чи­нен­ный, ко­ман­да...) ста­вит цель, опи­сы­ва­ет за­да­чи, на­хо­дит пу­ти их ре­ше­ния-дос­ти­же­ния, и дос­ти­га­ет. САМ. Это глав­ная осо­бен­ность фи­ло­со­фии ко­учин­га.

Ос­нов­ное по­ло­же­ние фи­ло­со­фии ко­учин­га со­сто­ит в том, что че­ло­век сам зна­ет, как ре­шать свои за­да­чи, и внут­ри ка­ж­дой ор­га­ни­за­ции уже есть от­ве­ты на вол­ную­щие во­про­сы. Ко­уч про­сто со­про­во­ж­да­ет вас к ним. Как в ста­рой ис­то­рии про ло­шадь и Кар­ла Род­жер­са. Од­на­ж­ды де­ре­вен­ский маль­чик Карл уви­дел за­бред­шую к ним на фер­му не­зна­ко­мую ло­шадь. Он от­вел ее к хо­зяи­ну. Хо­зя­ин уди­вил­ся: от­ку­да маль­чик уз­нал, ку­да на­до вес­ти ло­шадь? «А я и не знал – ло­шадь зна­ла. Я толь­ко не да­вал ей сбить­ся с пу­ти», – от­ве­тил маль­чик.


Этапы работы на коуч-сессии:
1. Постановка цели, осознание ее важности и «вкусности», определение того, чего вы хотите на самом деле;
2. Анализ реальности: ресурсы, ограничения, возможности;
3. Поиск оптимального решения – оптимального для клиента, команды, организации, а не для коуча;
4. Составление пошагового плана достижения цели;
5. Сопровождение и поддержка во время движения к цели (по желанию).



А вот мне­ние Ти­му­ра Вла­ди­ми­ро­ви­ча Га­ги­на, пре­зи­ден­та Меж­ре­гио­наль­ной ас­со­циа­ции цен­тров НЛП: «Че­ло­век сам зна­ет, что на­до де­лать. Мо­жет быть, он не по­ни­ма­ет сво­его зна­ния, но это зна­ние у не­го есть». Кста­ти, Со­крат, ви­ди­мо, был пер­вым ко­учем, по­сколь­ку час­то го­во­рил: «Ка­ж­дый че­ло­век зна­ет ис­ти­ну. Я же вы­сту­паю в ро­ли по­ви­валь­ной баб­ки – по­мо­гаю этой ис­ти­не ро­дить­ся!». У ко­уча есть опыт и ква­ли­фи­ка­ция, ко­то­рые по­зво­ля­ют ему про­сто «ид­ти за ло­ша­дью», не да­вая кли­ен­ту сбить­ся с пу­ти, по­сколь­ку че­ло­век сам на­хо­дит свои от­ве­ты и ре­ше­ния.

Ко­учинг в дей­ст­вии
Рас­про­стра­нен­ная по­тре­би­тель­ская мо­дель «хо­чу мно­го, ни­че­го при этом не де­лая» в слу­чае с ко­учин­гом не ра­бо­та­ет. А это час­то мож­но на­блю­дать и у кли­ен­тов, при­хо­дя­щих к кон­суль­тан­ту, и у ра­бот­ни­ков, об­ра­щаю­щих­ся с во­про­са­ми к ру­ко­во­ди­те­лю, и у ко­манд, же­лаю­щих, что­бы ли­дер все та­щил на се­бе... Вы при­де­те к ко­учу и об­на­ру­жи­те, что го­во­рить, ста­вить це­ли, ис­кать ва­ри­ан­ты ре­ше­ний и от­ве­ты на свои во­про­сы бу­де­те вы. Ко­уч бу­дет толь­ко спра­ши­вать. Он за­ва­лит вас во­про­са­ми, и не­ко­то­рые из них бу­дут весь­ма не­при­ят­ны­ми. Как пра­ви­ло, это бу­дут во­про­сы, на ко­то­рые че­ло­век сам се­бе от­ве­чать не хо­чет, пря­чась от се­бя и «за­ры­вая го­ло­ву в пе­сок».


Основное положение философии коучинга состоит в том, что человек сам знает, как решать свои задачи, и внутри каждой организации уже есть ответы на волнующие вопросы.


Пер­вым, с че­го нач­нет ко­уч, бу­дет оп­ре­де­ле­ние то­го, че­го же вы хо­ти­те. Ка­ко­ва ва­ша цель? Вы ДЕЙ­СТ­ВИ­ТЕЛЬ­НО хо­ти­те ее дос­тичь? Ведь ко­гда нет чет­ко­го по­ни­ма­ния, за­чем я иду, ку­да иду, за­чем ре­шаю эти за­да­чи и по­че­му ра­бо­таю в этой ком­па­нии, то осо­бо­го же­ла­ния ид­ти в на­ме­чен­ном на­прав­ле­нии нет. И дос­та­точ­но про­сто-на­про­сто осоз­нать важ­ность и «вкус­ность» це­ли, что­бы поя­ви­лись нуж­ные си­лы и энер­гия, бод­рость и ак­тив­ность, а так­же по­ни­ма­ние то­го, что и как на­до де­лать. Вер­но?

За­тем зна­чи­тель­ная часть вре­ме­ни бу­дет по­свя­ще­на осоз­на­нию воз­мож­ных пре­град, что ме­ша­ют вам на пу­ти (или в ско­ром вре­ме­ни мо­гут по­ме­шать), то­го, по­че­му вы до сих пор не по­лу­чи­ли же­лае­мое.

О ка­ких пре­гра­дах идет речь?

Как-то гла­ва го­ро­да N по­да­рил зоо­пар­ку бе­ло­го мед­ве­дя. По­да­рить-то по­да­рил, а вот зоо­парк к это­му по­дар­ку го­тов не был. По­это­му ру­ко­во­дство рас­по­ря­ди­лось вре­мен­но по­мес­тить бе­ло­го мед­ве­дя в боль­шую клет­ку, по­ка не бу­дет по­стро­ен спе­ци­аль­ный бас­сейн. Но мед­ведь-то – боль­шой, и по­это­му да­же са­мая про­сто­рная клет­ка, ка­кую на­шли в зоо­пар­ке, ока­за­лась для не­го тес­ной. Он де­лал три ша­га в од­ну сто­ро­ну, груз­но раз­во­ра­чи­вал­ся, за­тем – три ша­га в дру­гую, опять груз­но раз­во­ра­чи­вал­ся... На­ко­нец, ко­гда бас­сейн по­строи­ли и мед­ве­дя вы­пус­ти­ли из клет­ки, дав ему воз­мож­ность сво­бод­но дви­гать­ся, он упор­но про­дол­жал де­лать три ша­га в од­ну сто­ро­ну и три ша­га в дру­гую... За то вре­мя, по­ка он си­дел в клет­ке, он то­же кое-что по­стро­ил – клет­ку внут­ри се­бя.

По­рою мы вы­сту­па­ем в ро­ли это­го мед­ве­дя: счи­та­ем се­бя сво­бод­ны­ми и не­за­ви­си­мы­ми, а на са­мом де­ле пе­ре­ме­ща­ем­ся по клет­ке, ко­то­рая на­хо­дит­ся внут­ри нас. Не­ред­ко бы­ва­ет так, что по­ка че­ло­век ожи­да­ет свой «бас­сейн» – взрос­лую и са­мо­стоя­тель­ную жизнь – внут­ри не­го вы­страи­ва­ет­ся клет­ка: «Так нель­зя... Те­бе не по­ло­же­но... Ты не­удач­ник, не спо­соб­ный де­лать что-ли­бо стоя­щее...». Для ко­го-то дру­го­го пруть­я­ми клет­ки мо­жет быть сфор­ми­ро­вав­ший­ся шаб­лон по­ве­де­ния, ко­то­рый ли­ша­ет че­ло­ве­ка гиб­ко­сти, воз­мож­но­сти аде­к­ват­но реа­ги­ро­вать в со­вре­мен­ном бы­ст­ро из­ме­няю­щем­ся ми­ре, или дав­но ус­та­рев­ший и пе­ре­став­ший быть эф­фек­тив­ным спо­соб ра­бо­ты, так­же тор­мо­зя­щие по­след­ст­вия не­га­тив­но­го опы­та...

Ог­ра­ни­чи­ваю­щие убе­ж­де­ния, сте­рео­ти­пы, при­выч­ки, инер­ция, узость взгля­дов, не­уве­рен­ность, стра­хи – вот пру­тья на­ших «кле­ток». Ко­уч по­ка­жет вам то, что сле­ду­ет осоз­нать. Вер­нее, он бу­дет про­сто спра­ши­вать, а пре­гра­ды эти об­на­ру­жи­те вы са­ми.


Лучший эксперт в вашей жизни и работе – вы сами, а коуч является профессионалом в другом: в сильных и метких вопросах. Он не знает всех тонкостей вашего бизнеса, не знает правильных ответов – он знает правильные вопросы, и помогает вам лучше воспользоваться вашими экспертными знаниями.


На этом эта­пе ра­бо­та за­час­тую пре­кра­ща­ет­ся: вы оп­ре­де­ли­лись с це­лью, уви­де­ли все пре­пят­ст­вия и ог­ра­ни­че­ния на пу­ти к ней. Это­го бы­ва­ет дос­та­точ­но, что­бы поя­ви­лись нуж­ные от­ве­ты и ре­ше­ния.

Ус­лов­но ра­бо­ту с ко­учем мож­но раз­де­лить на сле­дую­щие эта­пы:
1. По­ста­нов­ка це­ли, осоз­на­ние ее важ­но­сти и «вкус­но­сти», оп­ре­де­ле­ние то­го, че­го вы хо­ти­те на са­мом де­ле;
2. Ана­лиз ре­аль­но­сти: ре­сур­сы, ог­ра­ни­че­ния, воз­мож­но­сти;
3. По­иск оп­ти­маль­но­го ре­ше­ния, оп­ти­маль­но­го для кли­ен­та, ко­ман­ды, ор­га­ни­за­ции, а не для ко­уча;
4. Со­став­ле­ние по­ша­го­во­го пла­на дос­ти­же­ния це­ли;
5. Со­про­во­ж­де­ние и под­держ­ка во вре­мя дви­же­ния к це­ли (по же­ла­нию).

Ко­учинг – это вы­зов
Как вы уже ус­пе­ли за­ме­тить, ко­учинг – это во­про­сы, а не со­ве­ты. Ко­учинг от­ка­зы­ва­ет­ся учи­тель­ст­во­вать, зная, что это не­эф­фек­тив­но. Гру­ст­но, ко­гда кто-то на­чи­на­ет учить че­ло­ве­ка, а тем бо­лее ру­ко­во­ди­те­ля, жить и управ­лять­ся с его де­ти­щем (биз­не­сом, ко­ман­дой, семь­ей).

Вме­сто по­уче­ний ко­уч бро­сит вам вы­зов! Луч­ший экс­перт в ва­шей жиз­ни и ра­бо­те – вы са­ми, а ко­уч яв­ля­ет­ся про­фес­сио­на­лом в дру­гом: в силь­ных и мет­ких во­про­сах. Он не зна­ет всех тон­ко­стей ва­ше­го биз­не­са, не зна­ет пра­виль­ных от­ве­тов – он зна­ет пра­виль­ные во­про­сы, и по­мо­га­ет вам луч­ше вос­поль­зо­вать­ся ва­ши­ми экс­перт­ны­ми зна­ния­ми: осоз­нать, что про­ис­хо­дит, по­нять, что вы хо­ти­те, най­ти вер­ную стра­те­гию, что­бы за­по­лу­чить же­лае­мое. Ко­уч ска­жет: «От­лич­но, те­перь у вас есть во­про­сы, и де­ло за ма­лым – сде­лай­те так, что­бы поя­ви­лись от­ве­ты».

Но ко­учинг не од­но­бок – это не толь­ко вы­зов. Это еще и под­держ­ка всех, пусть по­ка сла­бень­ких ро­ст­ков ва­ших же­ла­ний, вы­зов ле­ни, не­ве­рию в се­бя, со­мне­ни­ям, под­держ­ка сме­лым иде­ям и на­чи­на­ни­ям, ве­ра в ва­шу спо­соб­ность «свер­нуть го­ры».

По­ми­мо вы­зо­ва и под­держ­ки ко­уч сти­му­ли­ру­ет са­мо­обу­че­ние. Са­мо это сло­во пе­ре­во­дит­ся с анг­лий­ско­го как «тре­нер», и по­то­му мож­но ска­зать, что ко­уч – это тре­нер ва­ше­го «внут­рен­не­го учи­те­ля». В сво­ей ра­бо­те ко­уч от­крыт, и по­сте­пен­но вы са­ми нау­чае­тесь са­мо­стоя­тель­но за­да­вать се­бе во­про­сы, ста­но­ви­тесь ко­учем для се­бя. Так ко­учинг взра­щи­ва­ет ва­шу са­мо­дос­та­точ­ность: кли­ент сам раз­би­ра­ет­ся в сво­их во­про­сах, ра­бот­ни­ки (ко­ман­да) са­ми ре­ша­ют свои за­да­чи, при­но­ся ру­ко­во­ди­те­лю го­то­вый ре­зуль­тат или не­сколь­ко тол­ко­вых ре­ше­ний на вы­бор.

В за­вер­ше­ние хо­чу от­ме­тить, что ко­учинг – это не па­на­цея, а еще один ин­ст­ру­мент в ва­шу ко­пил­ку. Он бу­дет ра­бо­тать там, где дру­гие тех­но­ло­гии уже не ра­бо­та­ют, ко­гда, на­при­мер, ваш ра­бот­ник уже все­му обу­чен, зар­пла­та пе­ре­ста­ла его мо­ти­ви­ро­вать, раз­ви­вать­ся даль­ше не хо­чет, а ком­па­нии он ну­жен.

Как поч­ти лю­бое но­вое яв­ле­ние, ко­учинг вы­рос на ба­зе то­го, что уже есть и дав­но ра­бо­та­ет. Ко­учинг во­брал в се­бя все луч­шее из пси­хо­те­ра­пии, биз­нес-тре­нин­гов, кон­сал­тин­га и ме­недж­мен­та. Зна­ко­мясь с ко­учин­гом, вы лег­ко за­ме­ти­те при­сут­ст­вие в нем всех этих тех­но­ло­гий. От­ли­чие же от них за­клю­ча­ет­ся в струк­ту­ре ра­бо­ты, ее по­сле­до­ва­тель­но­сти, на­прав­ляю­щих ак­цен­тах. По­это­му мож­но го­во­рить о ко­уч-кон­суль­ти­ро­ва­нии, ко­уч-тре­нин­ге, ко­уч-ме­недж­мен­те.

На этом по­зволь­те за­кон­чить пред­ва­ри­тель­ное зна­ком­ст­во с ко­учин­гом. В по­сле­дую­щих стать­ях вас ждут при­ме­ры то­го, как ра­бо­та­ет ко­учинг не в тео­рии, а на прак­ти­ке. И, воз­мож­но, по­сле это­го вы от­ве­ти­те се­бе на во­прос, сто­ит ли зна­ко­мить­ся с ко­учин­гом еще бли­же.


Все статьи этого номера


Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009
  Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль
 


 
Карта сайта