Вышел специальный выпуск, Михаил Дегтярев, 2009            Вышел новый номер журнала №7 2009                Новая рубрика на сайте - Истории для размышления               В архиве заполнен №7 август за 2008 год               Новые статьи в рубрике Nota bene                       Дарио САЛАС СОММЭР. Иллюзия или реальность?                       Следите за новостями
 
    О журнале     Свежий номер     Авторы     Мероприятия     Архив     WEB     Подписка     Рекламодателю     Новости     Nota bene     Книги     Интересное      


Архив


Олег ФОМИН

Священная жажда золота

В древ­но­сти зо­ло­то тра­ди­ци­он­но рас­смат­ри­ва­лось как выс­ший из се­ми так на­зы­вае­мых пла­не­тар­ных, или ос­нов­ных, ме­тал­лов, пред­став­ляя, так ска­зать, зем­ное Солн­це (на­ря­ду с Лу­ной-се­реб­ром, Мер­ку­ри­ем-рту­тью, Ве­не­рой-ме­дью, Юпи­те­ром-оло­вом, Мар­сом-же­ле­зом и Са­тур­ном-свин­цом). Имен­но из зо­ло­та – ме­тал­ла, про­еци­рую­ще­го на про­яв­лен­ный план Солн­це, а в ко­неч­ном сче­те, транс­ли­рую­ще­го са­мо Бо­же­ст­во (или бо­же­ст­ва, ес­ли речь идет о по­ли­те­из­ме), за­час­тую из­го­тав­ли­ва­лись по­чи­тае­мые в тра­ди­ци­он­ном об­ще­ст­ве из­вая­ния.

Вспом­ним здесь хо­тя бы биб­лей­ско­го зо­ло­то­го тель­ца, из­го­тов­лен­но­го на­ро­дом из­раи­ле­вым по ис­хо­ду из Егип­та. Мои­сей под­нял­ся в го­ры, что­бы по­лу­чить от­кро­ве­ние Бо­же­ст­ва. А тем вре­ме­нем, его на­род со­брал все имев­шее­ся у не­го в на­ли­чии зо­ло­то, вклю­чая брас­ле­ты, шей­ные об­ру­чи, коль­ца, и из­ва­ял за­тем идо­ла – «спа­си­те­ля» ев­рей­ско­го на­ро­да. С эзо­те­ри­че­ской точ­ки зре­ния, ни­чуть, впро­чем, не про­ти­во­ре­ча­щей бу­к­валь­но ис­то­ри­че­ско­му, ре­ли­ги­оз­но­му или, в це­лом, эк­зо­те­ри­че­ско­му под­хо­ду, здесь мы мо­жем на­блю­дать сво­его ро­да ото­бра­же­ние ие­рар­хи­че­ских сту­пе­ней, за­ни­мае­мых те­ми или ины­ми пер­со­на­жа­ми биб­лей­ско­го Пре­да­ния. Со­глас­но мне­нию ре­ли­гио­ве­дов, из­на­чаль­но Ие­го­ва – лун­ное бо­же­ст­во, сим­во­ли­зи­руе­мое тель­цом. А по­сколь­ку Лу­на, по пред­став­ле­ни­ям древ­них, пред­ше­ст­ву­ет Солн­цу (на­при­мер, 
Знаменитое колесо из Храма Солнца в Конарке. Вокруг него располагается большое
число подобного рода колес, каждое из которых изображает определенный аспект жизни.

Диа­на, се­ст­ра Апол­ло­на, слу­жит сво­ей ма­те­ри по­ви­ту­хой), со­ляр­но-лу­нар­ная (зла­то-се­реб­ря­ная) сим­во­ли­ка на­хо­дит­ся здесь в не­раз­дель­ном ви­де. Итак, соз­дав зо­ло­то­го тель­ца, древ­ние из­ра­иль­тя­не ни­чуть не про­ти­во­ре­чи­ли сво­ей ис­кон­ной тра­ди­ции. Бо­лее то­го, пред­по­ла­га­лось, что сде­лан­ный из зо­ло­тых ук­ра­ше­ний, при­над­ле­жав­ших ка­ж­до­му чле­ну ев­рей­ско­го на­ро­да, этот те­лец дол­жен был стать вме­сти­ли­щем всех тон­ких влия­ний, при­су­щих «се­ме­ни Ав­раа­мо­ву». Что ка­са­ет­ся Мои­сея, под­няв­ше­го­ся в го­ры, что­бы по­лу­чить от­кро­ве­ние, то здесь сле­ду­ет го­во­рить о бо­лее глу­бин­ном эзо­те­риз­ме не­по­сред­ст­вен­но­го, хо­тя и не­зри­мо­го, об­ще­ния с Бо­же­ст­вом. С тем же са­мым Бо­же­ст­вом, ко­то­ро­му по­кло­ня­лись ос­тав­шие­ся вни­зу. На по­ло­ви­не до­ро­ги воз­вра­щаю­ще­го­ся Мои­сея под­жи­дал его брат Аа­рон. Функ­ция по­след­не­го – в по­сред­ни­че­ст­ве ме­ж­ду са­краль­ным и про­фан­ным, эзо­те­ри­че­ским и эк­зо­те­ри­че­ским. Он при­ми­ря­ет Мои­сея с его ос­тав­шим­ся в до­ли­не на­ро­дом. Что же ка­са­ет­ся осу­ж­де­ния идо­ло­по­клон­ст­ва, то это все­го лишь внеш­ний, мо­раль­ный смысл на­стоя­ще­го пре­да­ния.


Субституция - (лат.substituo - ставлю вместо, назначаю взамен) замещение одного другим,
сходным по назначению и свойствам.

Сакральный
-
(от латинского sacralis - священный), обозначение сферы явлений, предметов, людей, относящихся к божественному, религиозному, связанных с ними, в отличие от светского, мирского, профанного.


В от­да­лен­ную эпо­ху и да­же еще вплоть до окон­ча­ния Сред­не­ве­ко­вья день­ги и зо­ло­то яв­ля­ли со­бой про­ек­цию Не­твар­но­го Зо­ло­та Ду­ха. По­ка­за­тель­но, что о банк­но­тах то­гда ре­чи ид­ти не мог­ло. И де­ло здесь не в «то­вар­но-де­неж­ных от­но­ше­ни­ях», и да­же не в от­сут­ст­вии дос­та­точ­ной тех­ни­че­ской ба­зы для вы­пус­ка по­доб­ных банк­нот. Тре­бо­вал­ся ка­че­ст­вен­ный пе­ре­во­рот в соз­на­нии, что­бы мо­не­ты и зо­ло­то ста­ли за­ме­щать­ся бу­маж­ным суб­сти­ту­том. Од­на­ко по­доб­ное за­ме­ще­ние бы­ло де­тер­ми­ни­ро­ва­но по­сте­пен­но на­рас­таю­щей до­лей псев­до­ини­циа­ти­че­ско­го в жиз­ни тра­ди­ци­он­но­го об­ще­ст­ва. Пер­во­на­чаль­но день­ги (мо­не­ты, зо­ло­то) не­сли ис­клю­чи­тель­но са­краль­ную функ­цию. На пу­тях эко­но­ми­че­ско­го рос­та об­ще­ст­ва и пе­ре­хо­да от мо­де­ли «то­вар – то­вар» к мо­де­ли «то­вар – день­ги – то­вар» день­ги ста­но­вят­ся но­си­те­ля­ми как са­краль­но­го, так и эко­но­ми­че­ско­го. Но го­во­рить здесь о син­те­зе, или «сим­био­зе», бы­ло бы не­пра­виль­но. По­сколь­ку со­вер­шен­но оче­вид­но, что пе­ред на­ми как раз имен­но пе­ре­ход­ная ста­дия. И, на­ко­нец, вве­де­ние бу­маж­ных де­нег при­во­дит к от­де­ле­нию эко­но­ми­че­ско­го от са­краль­но­го. Та­ким об­ра­зом, эко­но­ми­че­ское, с точ­ки зре­ния тра­ди­ции, от­тес­ня­ет­ся в сфе­ру про­фан­но­го.


Изначально деньги, вернее, монеты – традиционный предмет, используемый в сакральных ритуалах, чья символика восходит к мандале, магическому кругу.

Из­на­чаль­но же день­ги, вер­нее, мо­не­ты – тра­ди­ци­он­ный пред­мет, ис­поль­зуе­мый в са­краль­ных ри­туа­лах, чья сим­во­ли­ка вос­хо­дит к ман­да­ле, ма­ги­че­ско­му кру­гу. Швей­цар­ский уче­ный Карл Гус­тав Юнг, пы­тав­ший­ся при­ми­рить в сво­их ис­сле­до­ва­ни­ях про­фа­ни­че­скую пси­хо­ло­ги­че­скую нау­ку и тра­ди­цио­на­лизм, в «Ком­мен­та­рии к «Тай­не Зо­ло­то­го Цвет­ка»» за­ме­ча­ет по это­му по­во­ду сле­дую­щее: «Ман­да­ла зна­чит «круг», а бо­лее спе­ци­аль­но, «ма­ги­че­ский круг». Ман­да­лы не толь­ко ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны на всем Вос­то­ке, но в изо­би­лии за­сви­де­тель­ст­во­ва­ны и у нас в Сред­не­ве­ко­вье. Для хри­сти­ан­ст­ва
Брактеарии



Янтра

Мандала

они под­твер­жда­ют­ся в осо­бен­но­сти ран­ним Сред­не­ве­ковь­ем, ко­гда их изо­бра­жа­ли пре­иму­ще­ст­вен­но с Хри­стом в цен­тре и с че­тырь­мя еван­ге­ли­ста­ми или их сим­во­ла­ми в клю­че­вых точ­ках. Это пред­став­ле­ние, без­ус­лов­но, очень древ­нее, ведь и еги­пет­ский Гор с его че­тырь­мя сы­новь­я­ми изо­бра­жал­ся имен­но так. (Гор и его че­ты­ре сы­на, как из­вест­но, близ­ко свя­за­ны с Хри­стом и че­тырь­мя еван­ге­ли­ста­ми.) Та­кие ман­да­лы мож­но ви­деть и в куль­то­вых ри­сун­ках на пес­ке у пу­эб­лос. Зо­ло­той Цве­ток – это свет, а свет не­бес есть дао. Зо­ло­той Цве­ток – сим­вол ман­да­лы. Эта сим­во­ли­ка от­но­сит­ся к раз­но­вид­но­сти ал­хи­ми­че­ско­го про­цес­са очи­ще­ния и об­ла­го­ра­жи­ва­ния; тьма по­ро­ж­да­ет свет, из «свин­ца во­дя­ной ме­ст­но­сти» вы­рас­та­ет бла­го­род­ное зо­ло­то, бес­соз­на­тель­ное ста­но­вит­ся осоз­нан­ным в ка­че­ст­ве про­цес­са жиз­ни и рос­та. (Пол­ней­шей ана­ло­ги­ей вы­сту­па­ет ин­дий­ская кун­да­ли­ни-йо­га). Та­ким об­ра­зом про­ис­хо­дит объ­е­ди­не­ние соз­на­ния и жиз­ни. Древ­ней­шее из из­вест­ных мне изо­бра­же­ний ман­да­лы – па­лео­ли­ти­че­ское так на­зы­вае­мое «сол­неч­ное ко­ле­со», не­дав­но об­на­ру­жен­ное в Ро­де­зии». От се­бя за­ме­тим, что в Ин­дии ме­тал­ли­че­ские пла­стин­ки с на­не­сен­ны­ми на них са­краль­ны­ми зна­ка­ми -ян­тры – до сих пор ис­поль­зу­ют­ся для кон­цен­тра­ции соз­на­ния. В Древ­ней Гре­ции мо­не­та – «про­ход­ной би­лет» на Элев­син­ские мис­те­рии. Так на­зы­вае­мые брак­теа­рии, зо­ло­тые пла­сти­ны с вы­дав­лен­ным на них од­но­сто­рон­ним ри­сун­ком, ис­поль­зо­ва­лись в по­гре­баль­ных ри­туа­лах. Брак­теа­рии кла­ли на гла­за по­кой­но­му, а так­же за ще­ку – сво­его ро­да уп­ла­та Ха­ро­ну за пе­ре­воз в мир те­ней. Поз­же брак­теа­рии ста­ли ис­поль­зо­вать­ся как ук­ра­ше­ния – мо­ни­сты. Как вид­но из все­го вы­ше­при­ве­ден­но­го, ни­ка­кой эко­но­ми­че­ской функ­ции в пер­во­на­чаль­ном бы­то­ва­нии мо­не­ты мы ре­ши­тель­но не об­на­ру­жи­ва­ем.


Профанация - (от позднелатинского profanatio - осквернение святыни), искажение, извращение чего-нибудь (например, идеи, учения, произведения искусства и т.д.); непочтительное отношение к достойному, опошление.

Профанное -
сфера обыденной жизни; другой полюс человеческой жизни - сфера его быта.

Экзотерика -
(от греч. exotericos - «явнознание») - открытые или, по меньшей мере, доступные для непосвященных аспекты Высшего Знания. Всякая опубликованная информация, касающаяся духовных аспектов бытия, становится экзотерической.



Ото­жде­ст­в­ле­ние тра­ди­ци­он­ным соз­на­ни­ем эко­но­ми­че­ско­го «пре­ус­пе­ва­ния» с са­краль­ным ста­ту­сом вид­но из срав­не­ния та­ких слов как бо­гат­ст­во и Бог. Ес­ли при­мер по­ка­жет­ся на­тя­ну­тым, то в ка­че­ст­ве до­пол­ни­тель­но­го ар­гу­мен­та мож­но при­вес­ти ана­ло­гич­ное со­от­но­ше­ние в ла­тин­ском язы­ке: dives (бо­гат­ст­во) и Deus (Бог). А так­же в даль­не­во­сточ­ных язы­ках: тянь (Не­бо), Тен­гри (не­бес­ный Бог) и тен­ге (день­ги). От­сю­да яс­но, что со­вре­мен­ные эко­но­ми­че­ские пред­став­ле­ния об эко­но­ми­че­ском же фе­ти­шиз­ме не бо­лее чем про­дукт сме­ше­ния при­чи­ны и след­ст­вия. Са­мые са­краль­ные пред­ме­ты сде­ла­лись день­га­ми имен­но в си­лу то­го, что они прин­ци­пи­аль­но за­щи­ща­ли хо­зяй­ст­вую­ще­го субъ­ек­та от кон­три­ни­циа­ти­че­ских влия­ний, так как эко­но­ми­ка, из­на­чаль­но опе­ри­ро­вав­шая с ре­аль­ны­ми то­ва­ра­ми, то есть пред­ме­та­ми, от­чу­ж­ден­ны­ми от Не­про­яв­лен­но­го Прин­ци­па, яв­ля­ла со­бой ра­бо­ту близ «ин­фра­те­лес­но­го дна» ми­ра. Здесь сле­ду­ет при­вес­ти до­воль­но об­шир­ную ци­та­ту из кни­ги Ре­не Ге­но­на «Цар­ст­во ко­ли­че­ст­ва и зна­ме­ния вре­ме­ни», а в ча­ст­но­сти, из гла­вы «Вы­ро­ж­де­ние де­нег»: «...древ­ние мо­не­ты бы­ли бу­к­валь­но все по­кры­ты тра­ди­ци­он­ны­ми сим­во­ла­ми, вы­би­рав­ши­ми­ся из тех, ко­то­рые пред­став­ля­ли осо­бен­но глу­бо­кий смысл; имен­но это мож­но от­ме­тить у кель­тов, у ко­то­рых сим­во­лы, изо­бра­жен­ные на мо­не­тах, мо­гут быть объ­яс­не­ны лишь при со­от­не­се­нии их с тео­ре­ти­че­ски­ми по­зна­ния­ми, свой­ст­вен­ны­ми друи­дам, что, впро­чем, пред­по­ла­га­ет пря­мое воз­дей­ст­вие по­след­них на эту об­ласть; и ра­зу­ме­ет­ся, то, что вер­но в этом от­но­ше­нии для кель­тов, так­же вер­но и для дру­гих на­ро­дов древ­но­сти, при­ни­мая во вни­ма­ние, ес­те­ст­вен­но, соб­ст­вен­ные ка­че­ст­ва их тра­ди­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции со­от­вет­ст­вен­но. Это в точ­но­сти со­гла­су­ет­ся с от­сут­ст­ви­ем про­фан­ной точ­ки зре­ния в стро­го тра­ди­ци­он­ных ци­ви­ли­за­ци­ях: день­ги, там, где они су­ще­ст­во­ва­ли, не мог­ли быть про­фан­ной ве­щью, ка­кой они ста­ли поз­же. До­ба­вим, что до са­мо­го по­след­не­го вре­ме­ни еще мож­но бы­ло най­ти сле­ды это­го по­ня­тия в де­ви­зах, но­ся­щих ре­ли­ги­оз­ный ха­рак­тер, ко­то­рые, ко­неч­но, уже боль­ше не име­ли соб­ст­вен­но сим­во­ли­че­ской цен­но­сти, но бы­ли по мень­шей ме­ре как бы на­по­ми­на­ни­ем о тра­ди­ци­он­ной идее, бо­лее или ме­нее не­по­нят­ной от­ны­не; по­сле то­го, как в не­ко­то­рых стра­нах они бы­ли ото­дви­ну­ты на «край» мо­нет, на их «реб­ро», эти де­ви­зы са­ми, в кон­це кон­цов, пол­но­стью ис­чез­ли, и дей­ст­ви­тель­но, не бы­ло ни­ка­кой при­чи­ны им ос­та­вать­ся с то­го вре­ме­ни, так как день­ги пе­ре­ста­ли пред­став­лять со­бою что-ли­бо иное, кро­ме зна­ков ис­клю­чи­тель­но «ма­те­ри­аль­но­го» и ко­ли­че­ст­вен­но­го по­ряд­ка. Факт кон­тро­ля со сто­ро­ны ду­хов­ной вла­сти над день­га­ми, в ка­кой бы фор­ме он не осу­ще­ст­в­лял­ся, не ог­ра­ни­чи­вал­ся ис­клю­чи­тель­но толь­ко ан­тич­но­стью.


Эзотерика – (в переводе означает «для избранных», сокровенный, понятный лишь избранным, предназначенный только для посвященных) – знания, весьма специфичные в восприятии человеком. Частично эзотерика связана и с магией, и с оккультизмом, и с религиозными верованиями, но ставить знак равенства между этими понятиями – ошибочно. Магия, религия с точки зрения эзотерики – предмет исследования, а эзотерика – способ познания мира во всем его многообразии, в том числе и тех его проявлений, которые выходят за рамки понимания обычного человека. То есть, вслушайтесь в определение!!!, явления СУЩЕСТВУЮТ, а человек может их понимать, воспринимать, а может и нет – это его выбор. Любая литература, выходящая за рамки догматов науки, может считаться эзотерикой, но таковой является только в том случае, если дает понимание явлений, событий, законов Природы, а не порождает новые догмы.


Есть при­зна­ки, по­ка­зы­ваю­щие, что кон­троль су­ще­ст­во­вал еще в кон­це Сред­них ве­ков, то есть по­ка там бы­ла еще тра­ди­ци­он­ная ци­ви­ли­за­ция. Ина­че ни­как нель­зя, дей­ст­ви­тель­но, объ­яс­нить то, что не­ко­то­рые пра­ви­те­ли этой эпо­хи об­ви­ня­лись в «под­де­лы­ва­нии мо­нет». Ес­ли их со­вре­мен­ни­ки счи­та­ли это пре­сту­п­ле­ни­ем, то от­сю­да сле­ду­ет за­клю­чить, что у них не бы­ло сво­бод­но­го пра­ва че­ка­нить мо­не­ты и что, ме­няя их по сво­ей ини­циа­ти­ве, онипре­вы­ша­ли пра­ва, при­зна­вае­мые за свет­ской вла­стью. В лю­бом слу­чае та­кое об­ви­не­ние, оче­вид­но, бы­ло бы ли­ше­но смыс­ла. Про­ба мо­не­ты то­гда име­ла бы со­вер­шен­но кон­вен­цио­наль­ное зна­че­ние, и во­об­ще, бы­ло бы не важ­но, ес­ли бы мо­не­ту че­ка­ни­ли из лю­бо­го ме­тал­ла или да­же за­ме­ня­ли про­стой бу­ма­гой, как это де­ла­ют по боль­шей час­ти в на­ши дни, так как это не ме­ша­ло бы про­дол­жать при­да­вать ей то же са­мое «ма­те­ри­аль­ное» ис­поль­зо­ва­ние». Что ка­са­ет­ся праг­ма­ти­че­ской сто­ро­ны во­про­са, то здесь со­вре­мен­ные эко­но­ми­сты за­ме­ча­ют обыч­но сле­дую­щее: са­краль­ные мо­не­ты, пан­так­ли, ман­да­лы, ян­тры бы­ли наи­бо­лее удоб­ны для их при­ме­не­ния в ка­че­ст­ве все­об­ще­го эк­ви­ва­лен­та в си­лу сво­ей пор­та­тив­но­сти, од­но­род­но­сти, де­ли­мо­сти и со­хран­но­сти. В прин­ци­пе, эти кри­те­рии в боль­шой сте­пе­ни от­но­сят­ся к зо­ло­ту, но так­же в зна­чи­тель­ной ме­ре они от­но­сят­ся и к мо­не­там. В свя­зи с этим у нас, од­на­ко, воз­ни­ка­ют два во­про­са.
 

Все, что касалось монетопечатания, находилось под строгим контролем жреческого сословия. Подобное обстоятельство предполагало передачу «духовных влияний» посредством денег.


Во-пер­вых: как мы мо­жем го­во­рить об од­но­род­но­сти мо­нет, ко­гда они бы­ли не­оди­на­ко­вы по изо­бра­жен­ным на них сим­во­лам. Во-вто­рых: де­ли­мость ка­ж­дой от­дель­но взя­той мо­не­ты пред­став­ля­ет­ся со­вре­мен­но­му соз­на­нию весь­ма со­мни­тель­ной. Эко­но­ми­сты от­ве­ти­ли бы на эти во­про­сы со­вер­шен­но в ду­хе «цар­ст­ва ко­ли­че­ст­ва». Од­на­ко мы хо­те­ли бы за­ост­рить вни­ма­ние на ка­че­ст­вен­ном ас­пек­те. Что ка­са­ет­ся пер­во­го из тех во­про­сов, ко­то­рые мо­гут быть здесь за­да­ны, то хо­ро­шо из­вест­но, что мо­не­ты бы­ли не­од­но­род­ны по изо­бра­жен­ным на них сим­во­лам, од­на­ко эти сим­во­лы (по край­ней ме­ре для со­вре­мен­но­го ко­ли­че­ст­вен­но­го соз­на­ния) оли­це­тво­ря­ли стои­мость ка­ж­дой от­дель­но взя­той мо­не­ты. Но при этом ни один сим­вол в точ­но­сти не по­вто­рял дру­гой. Та­кимоб­ра­зом, двух оди­на­ко­вых мо­нет не мог­ло быть по оп­ре­де­ле­нию. Это ка­са­ет­ся сим­во­ла. Что же до вто­ро­го, то здесь мож­но при­вес­ти при­мер, упо­ми­нае­мый в ран­не­сред­не­ве­ко­вой по­эме «Бе­о­вульф», где ко­нунг на­зы­ва­ет­ся «дро­би­те­лем гривн». Здесь име­ет­ся в ви­ду то, что ко­нун­ги, ода­ряя свою дру­жи­ну, ло­ма­ли мо­не­ты и за­тем раз­да­ва­ли их в ка­че­ст­ве свое­об­раз­но­го при­час­тия. Учи­ты­вая, что ко­нунг, ло­мая грив­ны, раз­де­лял их не на рав­ные час­ти, по­лу­ча­лось, что «мо­не­ты» не име­ли оди­на­ко­вых ве­са, фор­мы и раз­ме­ра. При­ве­ден­ная ци­та­та из Ге­но­на ука­зы­ва­ет на ха­рак­тер от­но­ше­ния са­краль­но­го об­ще­ст­ва к день­гам и их са­мо­чин­но­му, не по­бо­им­ся да­же это­го сло­ва, узур­па­тор­ско­му пе­ча­та­нию. Мы же от се­бя до­ба­вим, что по­доб­ная оцен­ка дан­но­го яв­ле­ния от­ра­же­на и в позд­ней сред­не­ве­ко­вой ли­те­ра­ту­ре.


Самые сакральные предметы сделались деньгами именно в силу того, что они принципиально защищали хозяйствующего субъекта.


Так, на­при­мер, в «Бо­же­ст­вен­ной Ко­ме­дии» Дан­те фаль­ши­во­мо­нет­чи­ки на­хо­дят­ся в од­ном из са­мых ниж­них и страш­ных кру­гов ада. Ха­рак­тер­но и то об­стоя­тель­ст­во, на ко­то­рое ука­зы­ва­ет Ре­не Ге­нон в сво­ем фун­да­мен­таль­ном тру­де «Цар­ст­во ко­ли­че­ст­ва и зна­ме­ния вре­ме­ни» в гла­ве «Вы­ро­ж­де­ние де­нег»: все, что ка­са­лось мо­не­то­пе­ча­та­ния, на­хо­ди­лось под стро­гим кон­тро­лем жре­че­ско­го со­сло­вия. По­доб­ное об­стоя­тель­ст­во пред­по­ла­га­ло пе­ре­да­чу «ду­хов­ных влия­ний» по­сред­ст­вом де­нег. Чрез­вы­чай­но важ­ным пред­став­ля­ет­ся нам то, что мо­не­ты оди­на­ко­во­го ко­ли­че­ст­вен­но­го дос­то­ин­ст­ва (осо­бен­но в древ­ней­шие вре­ме­на) зна­чи­тель­но от­ли­ча­лись друг от дру­га ка­че­ст­вен­но. Та­ким об­ра­зом, мы об­на­ру­жи­ва­ем здесь то­таль­ное от­ли­чие от со­вре­мен­но­го, су­гу­бо ко­ли­че­ст­вен­но­го, «эко­но­ми­че­ско­го» по­ни­ма­ния. Из древ­них эпо­сов мы зна­ем о ме­та­фи­зи­че­ской ро­ли де­нег в древ­ней­ших об­ще­ст­вах. Ко­нун­ги, раз­да­вав­шие сво­им вои­нам на пи­рах на­гра­ды, ло­мая грив­ны, бу­ду­чи про­яв­лен­ным во­пло­ще­ни­ем не­про­яв­лен­но­го Прин­ци­па, та­ким об­ра­зом, «при­ча­ща­ли» к Прин­ци­пу тех, кто сто­ял ни­же на ие­рар­хи­че­ской ле­ст­ни­це про­яв­ле­ния. От­сю­да ста­но­вит­ся яс­ной до­воль­но стран­ная с мо­раль­ной точ­ки зре­ния «кры­ла­тая фра­за», быв­шая в упот­реб­ле­нии у рим­лян: «свя­щен­ная жа­ж­да зо­ло­та». Ес­ли бы зо­ло­то пред­став­ля­ло толь­ко ма­те­ри­аль­ную цен­ность, ни­ко­гда бы у древ­них, всю свою жизнь под­чи­няв­ших са­краль­ным прин­ци­пам, не воз­ник­ло же­ла­ния бес­пре­стан­но по­вто­рять эту фра­зу. Впо­след­ст­вии это вы­ра­же­ние под­хва­ти­ли сред­не­ве­ко­вые ал­хи­ми­ки, до­бав­ляв­шие од­на­ко же: «На­ше зо­ло­то – это не зо­ло­то чер­ни».

То, что древ­ние мо­не­ты бы­ли бу­к­валь­но-та­ки ис­пещ­ре­ны ини­циа­ти­че­ски­ми сим­во­ла­ми, для спе­циа­ли­стов не сек­рет. И, ра­зу­ме­ет­ся, хо­тя бы по­верх­но­ст­но оз­на­ко­мив­шись с ми­ро­воз­зре­ни­ем тра­ди­ци­он­но­го об­ще­ст­ва, ста­но­вит­ся яс­ным, что на­не­се­ние упо­мя­ну­тых зна­ков яв­ля­лось от­нюдь не ис­клю­чи­тель­но «ор­на­мен­таль­ным».


Все статьи этого номера


Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009
  Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль
 


 
Карта сайта