![]() |
О журнале Свежий номер Авторы Мероприятия Архив WEB Подписка Рекламодателю Новости Nota bene Книги Интересное |
Архив
Валерий МЫЗДРИКОВ Эволюция продолжаетсяПроблемы со здоровьем, в отношениях или в делах ослабляют человека. Поэтому периодически ему необходимо пересматривать свою жизнь, совершать ревизию. Прежде чем действовать, реагировать на ту или иную ситуацию, следует разобраться в причинах ее возникновения. Воздействие на причину значительно эффективнее воздействия на ее следствие. Оно позволяет не только устранить проблему, но и самому стать сильнее, реализованнее. Римский император Марк Аврелий сказал: «Если ты не можешь изменить обстоятельства, то измени свое отношение к ним». Этому можно научиться, правильно используя опыт визуального восприятия кинофильмов. Анализ жизненной ситуации, закрепленной на кинопленке, позволяет человеку сэкономить время, которое ему понадобилось бы на получение подобного урока в реальной жизни. Поучительная история, увиденная от начала до конца, может стать полезным инструментом для позитивного влияния на сознание личности. В жизни всегда выигрывает тот, кто лучше организован, кто понимает, что сражение можно выиграть еще до его начала. Вспомним слова Суворова: «Тяжело в учении – легко в бою». Жизнь, как и кино, ценится не за длину, а за содержание. Человек видит то, что понимает. Анализ фильмов помогает выявить проективный характер собственных решений и неосознаваемые структуры, искажающие восприятие реальности. На наших мыслях, так же как и в организме, оседают «шлаки» в виде стереотипов и отживших представлений о мире. Если мы не научимся менять свое мышление по мере изменения окружающего мира, то рискуем превратиться в невостребованных жизнью людей. Целью анализа является проверка оперативности (умения найти решение в любой ситуации) и функциональности (максимальной эффективности) человека. Через понимание себя и осознание намерений других, человек обретает возможность контролировать происходящие события. Выбор фильма зависит от задач и проблем, которые требуют решения:
Схема проведения кинотренинга зависит от обстоятельств, возможностей и гибкости сознания человека. Последовательность стандартной схемы:
Выявляются составляющие личности зрителя: привычки, которыми обуславливается его выбор, уровень объективности в восприятии обсуждаемой реальности, тематический отбор и заблокированные моменты сознания и т.п. Кинотренинг может проводиться индивидуально или в группе в зависимости от поставленных задач и ситуации. Киноревизия организуется на просмотре материала, который ранее анализировался заказчиком в кинотренинге. Прямое присутствие руководителя возможно, но зачастую является искажающим фактором. «Скажи, какой образ увлекает тебя, какой образ тебе близок, задевает тебя, и я скажу, кто ты и что собой представляешь» Антонио Менегетти Рассмотрим пример использования киноревизии в решении кадровых вопросов. Выбор преемника в делах, заместителя, надежного управляющего имеет ключевое значение для стабильности бизнеса. Чтобы выявить базовые предпосылки личности выбранных кандидатов, проведем с ними анализ одного из персонажей фильма Оливера Стоуна «Уолл-стрит» (США, 1987), Бада Фокса. Сюжет фильма показывает жизнь молодого брокера Бада Фокса (Ч. Шин), который стремится сделать карьеру. Его знакомство с финансовым магнатом Гордоном Гекко (Дуглас) дает возможность Баду осуществить задуманные планы. Амбициозный брокер, несостоятельный в личной жизни, заостряя свое внимание на мелочах, ошибается в расчетах. Гекко учит его не собирать информацию, а добывать ее. К Баду приходит успех. Испытуемым следует проявить критичность в оценке событий и действий Бада Фокса, в понимании причин его успеха. Проводящие кинотренинг задают вопросы: Отношение Бада к деньгам, женщинам, соблазнам, отцу? Какие поступки вызывают одобрение, а какие – осуждение? Чем руководствуется Бад в своих действиях? Каждый последующий вопрос тренера определяется уровнем предыдущих ответов участвующих. Рассуждая логически, человек не может сосредоточиться на всех факторах одновременно. Индивидуальность личности и ее проблемы выявляются через избирательность сознания. Ответы кандидатов должны показать факторы, определяющие стиль их поведения в экономической сфере, т. е. степень расхождения в понимании воспринимаемой реальности. По логике жизни состоятельны те, кто способны победить и стать счастливыми. Результат является критерием эффективности действий. Не задумываясь, Бад берет от жизни то, чего он не заслужил. Инфантилизм и безответственность проявляются в употреблении им наркотиков и долгах, в отношениях с женщинами. Молодого человека не научили в семье тому, что «бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Его сознание находится в отрыве от понимания логики, способной удовлетворить интересы свои и других людей. Бизнес – это холодная игра разума, которая выбирает победителя, а не проигравшего. Результат зависит не столько от количества информации, сколько от зрелости игрока и оперативной способности его ума. Рациональное мышление помогает сделать выбор в простых случаях, иррациональное – в более сложных. Успешный человек формируется в момент принятия решения степенью ответственности, которую он готов нести. Далее по сюжету: Бад, стремясь завоевать внимание зрелой женщины Дериэн (Ханна), приобретает квартиру. У него все идет хорошо. Он предлагает Гекко план по восстановлению авиакомпании, в которой председателем профсоюза является его отец (М. Шин). Гекко, не найдя понимания с профсоюзом, собирается распродать компанию, в ответ на что, Бад стремится остановить его. Действия Бада приводят его на скамью подсудимых. Вопросы: В чем различие отношений Бада, его отца и Гекко к Дериэн? Почему Бад начинает мстить Гекко? За что Гекко бьет Бада? Кто проиграл? Ответы должны прояснить понимание причин несостоятельности Бада в личной жизни, в сфере традиций, привязанностей, противозаконных поступков. В основе поражения молодого человека лежит его рабская приверженность семейному стереотипу. Спасая систему ценностей, полученную от отца, Бад упускает шанс на деле доказать свою состоятельность в социальных, экономических и любовных отношениях. Желая сохранить авиакомпанию от разорения, он, как и его отец, живет фантазиями, не учитывающими экономическую конкуренцию. Бад и его отец относятся к женщинам потребительски. Их незрелость проявляется в момент, когда необходимо найти в себе мужество и принять ответственное решение. Бад напивается, устраивая дома погром, а его отец, из-за очередного инфаркта, попадает на больничную койку. Бад требует от Дериэн следования своему решению, ставя ее пред выбором. Дериэн уходит, чтобы не лишать себя участия в бизнесе и жизненном успехе. «Если меня увлекает данный сюжет или образ, то, вне всякого сомнения, я – такой же, как и увиденное. Если я никак не иду за ним. Иное, отличающееся от меня, не может повести за собой. Все то, что меня затрагивает, влечет, вызывает тем или иным способом эмоцию, т.е. «действие во мне», меня идентифицирует». Антонио Менегетти Люди высокого уровня не спорят о ревности и праве обладания. Они строят партнерские отношения, основанные на холодном интеллекте, ценят прибыль, власть и реализацию собственных интересов. В фильме Гекко спокойно относится к складывающимся отношениям своей возлюбленной и «ученика». Он предупреждает Дериэн: «Не влюбляйся в него слишком сильно, потому что он, в отличие от тебя, еще не стал человеком». Бад намеренно вносит беспорядок в дела Гекко, который отнесся к нему как отец. Вместо того, чтобы доказать на деле свою состоятельность в личной жизни и бизнесе, способный молодой человек «нападает» на наставника. Оправдывая свои действия обязательствами перед отцом, Бад скрывает наивность своей личности не способной к бизнесу на высоком уровне. Игра не пошла и потому Гекко предпочитает избавиться от товара. Он никогда не проигрывает. Истина для победителя выражается максимальной возможностью в данной ситуации. Эмоциональный срыв Гекко, когда он бьет Бада, отражает сожаление о том, что ему не удалось воспитать продолжателя своего дела. По окончании киноревизии участникам предлагается переиграть сценарий фильма, по которому Бад Фокс смог бы реализоваться. Понимание причин, которые необходимо исправить, чтобы овладеть ситуацией, позволяет индивидуализировать конкурсантам собственные отклонения от максимального успеха. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Киноревизия позволила заказчику за короткий промежуток времени принять самому решение в важном вопросе. Зрелые люди являются гарантией успеха сейчас и в будущем. Рассмотрим пример оперативного решения вопросов в агентстве недвижимости. Хозяйка бизнеса, Людмила, решила в короткие сроки устранить проблему текучки кадров и низкой дисциплины подчиненных. Ранее с претендентами на вакантные места и коллективом занимался психолог, работой которого были недовольны руководители отделов. «Если ты отождествляешь себя с данной ситуацией, значит она – твоя, и твоя жизнь завершится точно так же, как история в фильме». Антонио Менегетти Психоаналитика привлекли как независимую сторону. Для решения задачи выбран фильм «Уолл-Стрит», по которому ранее был проведен кинотренинг с Людмилой. Это позволило заказчику критично оценивать киноревизии с коллективом и вновь устраивающимися людьми. Во время просмотра фильма всем предлагалась возможность оценивать киногероев и их действия. Выслушивались ответы на вопросы по темам: отношение к противоположному полу, деньгам, семейным стереотипам, умение разделять личное и деловое, понимание правил игры. Лидеру и руководителям отделов были розданы списки претендентов на вакантные места. Наблюдая за ответами, они выделяли тех, кто, по их мнению, отвечал по существу. По окончании просмотра образовалась сводная группа, с которой далее был проведен тренинг по моделированию сценария позитивного финала увиденной истории. Во время обсуждения выявлялись логические основы отобранных сотрудников в вопросах ответственности и отношения к собственности. Индивидуальные списки были собраны и обсуждались с Людмилой. В список лидера вошли все отобранные аналитиком, психологом – 45%, руководителями отделов – 25%. Интуитивное мышление дало возможность выбрать наилучших, избежав предпочтений. В подборе сотрудников следует выбирать тех, кто делает карьеру, верит в свой труд и готов к переменам. Выводы были сделаны, а результаты не заставили себя ждать. Содержательный фильм универсален и может быть использован в решении проблем, таких как устранение негативных установок у себя и партнеров по бизнесу; выравнивание уровня зрелости и профессионализма команды; формирование успешных взаимоотношений с окружающими и системой; выяснение правил игры на различных уровнях реализации и т.п. В истории каждого персонажа можно обнаружить причины их проблем, успехов и поражений. Кинотренинг всего лишь тренажер, позволяющий человеку увидеть и переосмыслить свой внутренний мир. Анализ фильмов дает возможность понять, каким образом в жизни все взаимосвязано. Все статьи этого номера Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009 |
Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль | |
![]() |
|