Вышел специальный выпуск, Михаил Дегтярев, 2009            Вышел новый номер журнала №7 2009                Новая рубрика на сайте - Истории для размышления               В архиве заполнен №7 август за 2008 год               Новые статьи в рубрике Nota bene                       Дарио САЛАС СОММЭР. Иллюзия или реальность?                       Следите за новостями
 
    О журнале     Свежий номер     Авторы     Мероприятия     Архив     WEB     Подписка     Рекламодателю     Новости     Nota bene     Книги     Интересное      


Архив


Игорь КАЧАЛОВ

Как менеджеры оценивают бизнес-обучение

Рынок бизнес-образования в России развивается громадными темпами: от 30 до 70% в год. При этом емкость рынка сегодня еще очень мала и сильно отстает от рыночных параметров. Даже в пессимистичном варианте рост рынка составит 400-500%. А при оптимистическом варианте рынок вырастет в 60-70 раз (!).

Тенден­ции в рос­сий­ском биз­нес-образовании

Хо­рошие новости рос­сий­ско­го БОБРа – рост 70%

В 2005 году рынок рос­сий­ско­го биз­нес-образования вступил в новую фазу сво­его раз­вития. Его рост по отношению к пре­дыдущему году соста­вил око­ло 70%. При этом мож­но выделить как положительные, как и отрицательные тен­ден­ции. Вначале перечис­лим положительные:

  • рос­сий­ско­му биз­нес-образованию испол­нилось 17 лет. Можно ска­зать, что оно переживает воз­раст юности;
  • на сегодняш­ний день в России насчи­тывается более 500 биз­нес-школ, образовательных и тре­нин­говых ком­паний;
  • еже­год­но дол­госрочное биз­нес-образование получают свы­ше 60-70 тысяч менед­жеров;
  • по про­граммам краткосрочного образования учатся 350-450 тысяч менед­жеров;
  • соответ­ствен­но, рынок в 2005 году сформировал­ся на уровне 300-400 млн. дол­ларов;
  • при этом мож­но говорить не только о денеж­ном, но и о качествен­ном рос­те. Ис­сле­дования показали, что за последние несколь­ко лет качество образования существен­но вырос­ло, заложен хороший фун­дамент для дальней­шего рос­та и раз­вития.

С такой оценкой согласны не только про­вай­деры биз­нес-образования, но и кли­енты из меж­дународ­ных и рос­сий­ских ком­паний.

Плохие новости рос­сий­ско­го БОБРа – оно не работоспо­соб­но

Но, к сожалению, в биз­нес-образовании мно­го отрицательных тен­ден­ций. Все больше рос­сий­ских менед­жеров выбирают для обу­чения зарубеж­ные биз­нес-шко­лы. В среднем 200-300 человек еже­год­но уез­жают учить­ся за гра­ницу по дол­госрочным про­граммам.

По­доб­ная ситуа­ция сло­жилась и на рын­ке краткосрочного образования. Пример­но 300 человек несколь­ко раз в год выезжают в дру­гие страны, предпочитая отдавать тысячи дол­ларов за уча­стие в семинарах и тре­нин­гах зарубеж­ным биз­нес-шко­лам. Кроме того, еже­год­но от 60 до 100 ком­паний при­гла­шают зарубеж­ных тре­неров для про­ведения кор­поратив­ных тре­нин­гов и семинаров в России.

В результате рос­сий­ские биз­нес-шко­лы еже­год­но теряют до $20 млн. про­даж, поч­ти 8% рын­ка.

При этом необходимо акцен­тировать:

  • в основ­ном за гра­ницу ухо­дят менед­жеры выс­шего зве­на, как пра­вило, из зарубеж­ных или сильных рос­сий­ских ком­паний;
  • они готовы и пла­тят за обу­чение в 3-5 раз больше, чем в России, даже без уче­та про­езда и про­живания;
  • при этом зна­чительное количество менед­жеров, осо­бен­но топов, забирают свои заяв­ления из рос­сий­ских биз­нес-школ, даже наи­более сильных;
  • все эти показатели рас­тут дра­матически быстрыми тем­пами.
  • Все это лишает рос­сий­ское биз­нес-образование пер­спективы раз­вития в сег­мент качествен­ных и дорогих про­дук­тов.

Ос­нов­ные пре­тен­зии менед­жеров к рос­сий­ско­му биз­нес-образованию:

  • малая практич­ность или ее отсут­ствие;
  • пересказ устарев­ших зарубеж­ных книг;
  • нет практическо­го опы­та у пре­подавателей;
  • тео­ретический фор­мат обу­чения;
  • раз­роз­нен­ность кур­сов.

Сценарии раз­вития рос­сий­ско­го БОБРа

Рис. 1
Рис. № 1. Среднедушевое потребление бизнес-образования, $/год
В то же вре­мя одной из главных осо­бен­ностей рос­сий­ско­го рын­ка биз­нес-образования яв­ляют­ся большие пер­спективы рос­та. Проана­лизируем гра­фик потребления биз­нес-образования на человека (некий услов­ный показатель, позво­ляющий лег­ко сравнить рын­ки раз­ных стран) на рисун­ке 1.

На сегодняш­ний день уро­вень потребления биз­нес-образования в России составляет око­ло двух дол­ларов на человека в год. В странах Ев­ропы этот уро­вень составляет в среднем 80-90 $/чел, а в странах-лидерах мировой экономики – око­ло 200 $/чел. На основе этих дан­ных мож­но построить три про­гно­зируе­мых сце­нария раз­вития рын­ка рос­сий­ско­го биз­нес-образования. Они представлены на рисун­ке 2.

Пессимистичный.

Сред­недушевое потребление вырас­тет только в четыре раза и дос­тиг­нет уровня 10 $/чел в год. То есть душевое потребление биз­нес-образования будет в 8-10 раз меньше, чем в среднем по Ев­ропе. В этом слу­чае рынок биз­нес-образования соста­вит $ 1,200-1,500 мил­лиардов в год. И это мож­но счи­тать самым минимальным вариантом раз­вития.В то же вре­мя одной из главных осо­бен­ностей рос­сий­ско­го рын­ка биз­нес-образования яв­ляют­ся большие пер­спективы рос­та. Проана­лизируем гра­фик потребления биз­нес-образования на человека (некий услов­ный показатель, позво­ляющий лег­ко сравнить рын­ки раз­ных стран) на рисун­ке 1.Рост рын­ка биз­нес-образования (БОБР) сопро­вож­дается рез­ким изменением тре­бований к качеству биз­нес-образований.

Рис. 2

Рис. № 2. Сценарии развития российского рынка бизнес-образования, 2015 -2020 гг.

Сред­неевропей­ский.

Ес­ли Россия на пути рыноч­ного раз­вития дос­тигает хотя бы европей­ско­го уровня, то душевое потребление биз­нес-образования в России дос­тиг­нет среднего европей­ско­го уровня – $ 100 на человека в год (с уче­том динамики раз­вития рын­ка европей­ская циф­ра, без­услов­но, вырас­тет за 10 лет). Ры­нок биз­нес-образования в России в этом слу­чае вырас­тет до $ 13 мил­лиардов в год.

Оп­тимистиче­ский.

Ес­ли экономика России в течение 10 лет вхо­дит в пятер­ку мировых лидирующих экономик, то минимальный уро­вень потребления биз­нес-образования сло­жит­ся на уровне 200 $/чел в год. Ры­нок тогда дос­тиг­нет емкости $ 26 мил­лиардов.

Еще раз под­черкнем, что сегодня рынок биз­нес-образования составляет $ 300-400 мил­лио­нов. По мне­нию кон­сультан­тов Агентства Ка­чалов и Коллеги, в течение бли­жай­ших 10-15 лет рос­сий­ская экономика ста­нет одной из ведущих экономик мира. Имен­но поэтому мы счи­таем наи­более реа­листичным сце­нарием раз­мер рын­ка биз­нес-образования более $20 мил­лиардов.

Ка­ким же будет рынок биз­нес-образования будущего? Ка­кие тен­ден­ции про­сле­живают­ся уже сегодня? По­чему мно­гие рос­сий­ские менед­жеры выбирают для обу­чения ино­стран­ные биз­нес-шко­лы?

Для че­го необходимо биз­нес-образование

Ключе­вая выгода: раз­витие

Итак, для чего необходимо биз­нес-образование? Ка­кие выгоды хотят получить менед­жеры от биз­нес-образования? Оп­рос 500 менед­жеров России и Ка­зах­ста­на показал, что ключевым сло­вом в ответах яв­ляется раз­витие. Эти ответы группируют­ся в два больших бло­ка:

  1. Развитие ком­пании, в которой работает менед­жер.
  2. Развитие карьерных позиций менед­жера через его про­фес­сио­нальный рост.

Здесь представлены два ключевых под­хода к оценке биз­нес-образования с точ­ки зре­ния получае­мых результатов. С одной сто­роны, про­цесс обу­чения дол­жен спо­соб­ствовать реа­лизации целей менед­жера: карьерному и про­фес­сио­нальному рос­ту. С дру­гой – результаты обу­чения должны вно­сить вклад в реа­лизацию целей ком­пании – уве­личению эф­фек­тив­ности и кон­курен­тоспо­соб­ности предпри­ятия. Вот как оце­нивают менед­жеры варианты реа­лизации этих под­ходов.

Другими сло­вами, в оценке выгод получения биз­нес-образования посто­ян­но сосед­ствуют два раз­ных под­хода. С одной сто­роны, люди при­ходят в биз­нес-шко­лу, стремясь к про­фес­сио­нальному и карьерному рос­ту. С дру­гой, ком­пании пла­тят деньги за обу­чение сотрудников с целью выжить на рын­ке, став более эф­фек­тив­ными и кон­курен­тоспо­соб­ными.

Больших успехов добивают­ся те менед­жеры, которые уме­ют сочетать эти два результата образования: выстраи­вать карьерный рост, добиваться новых элемен­тов кон­курен­тоспо­соб­ности ком­пании.

Бизнес-шко­лу оце­нивают по 76 кри­териям

По каким кри­териям люди выбирают ту или иную биз­нес-шко­лу? Оп­росы менед­жеров показали – существует око­ло 76 кри­териев (атрибутов) выбора и оценки качества работы биз­нес-шко­лы или тре­нин­говой ком­пании. Эти атрибуты мож­но сгруп­пировать в шесть бло­ков:

  • материа­лы обу­чения;
  • харак­теристи­ки про­цес­са обу­чения;
  • про­цедура обу­чения;
  • харак­теристи­ки биз­нес-шко­лы как ком­пании;
  • про­фес­сио­нализм пре­подавателя;
  • стиль и мас­тер­ство пре­подавателя как высту­пающего;

Полный спи­сок атрибутов мож­но посмотреть на сай­те Агентства Ка­чалов и Коллеги. А мы перей­дем к ключевым выводам, которые мож­но получить из ана­лиза двухлет­него иссле­дования.

Ко­му он нужен, этот диплом?

Наиболее интерес­ны для подав­ляющего большин­ства биз­нес-школ вопро­сы: насколь­ко диплом важен при выборе биз­нес-шко­лы, и какое доверие он вызывает у уча­щих­ся?

Рис. № 3. Динамика котировки дипломов среди учащихся бизнес-школ

На рисун­ке 3 представлены четыре гра­фика, два из которых относят­ся к дол­госрочному образованию, а два – к краткосрочному. Для каж­дого типа образования задавались два вопро­са: насколь­ко важ­но для уча­щегося получать котирующий­ся диплом, имеющий репутацию на рын­ке, и насколь­ко важ­но получить диплом именно гос­образ­ца?

По­лучен­ные результаты представляют­ся нам чрезвычай­но интерес­ными. Еще в начале 2004 года, уро­вень котиров­ки дипло­ма на рын­ке тру­да яв­лял­ся одним из ключевых атрибутов выбора биз­нес-шко­лы для 60% обу­чающих­ся. К кон­цу 2004 года зна­чимость этой позиции упа­ла в два-три раза. Се­годня лишь каж­дый тре­тий человек выбирает биз­нес-шко­лу для получения дол­госрочного биз­нес-образования на основании котирующегося дипло­ма.

С дру­гой сто­роны, в начале 2004 года более 40% уча­щих­ся отмечали важ­ность получения дипло­ма гос­образ­ца по окончании биз­нес-шко­лы. Но к кон­цу 2005 года тре­бование к получению государ­ствен­ного дипло­ма сокра­тилось в четыре раза и соста­вило 8% от всех опрошен­ных слу­шателей. То есть 92% уча­щих­ся не оце­нивают биз­нес-шко­лы по этому кри­терию.

В краткосрочном биз­нес-образовании ситуа­ция принципиаль­но не менялась на про­тяжении все­го вре­мени иссле­дования с 2004 года. В среднем не более 7-8% менед­жеров, при­ходящих на краткосрочные биз­нес-семинары, интересуют­ся весомостью и котиров­ками дипло­ма.

Рис. № 4. Ключевые атрибуты оценки бизнес-школ

Можно сде­лать вывод о том, что уро­вень котиров­ки дипло­ма важен лишь для каж­дого третьего потре­бителя и только в дол­госрочном биз­нес-образовании. Для 95% менед­жеров при выборе биз­нес-шко­лы важ­ны совер­шен­но дру­гие кри­терии ее работы.

Шесть ключе­вых кри­териев каче­ства биз­нес-шко­лы

Ключевые тре­бования к биз­нес-шко­лам представлены на рисун­ке 4. Их мож­но раз­делить на две группы. За атрибуты пер­вой группы голосуют 60-80% менед­жеров, получающих биз­нес-образование. Не­обходимо отметить, что рей­тинг и важ­ность этих атрибутов не меняют­ся уже в течение последних 20 месяцев, несмотря на мно­гократные замеры в раз­ных аудиториях:

  • 1 место – в биз­нес-шко­лах должны работать пре­подаватели – лидеры в сво­ей отрас­ли;
  • 2 место – эти лидеры должны иметь практический опыт в биз­несе;
  • 3 место – материа­лы должны быть практич­ными и адаптирован­ными к условиям совре­мен­ного биз­неса в России.

Кроме того, эти перечис­лен­ные атрибуты име­ют яр­ко выражен­ную тен­ден­цию к уве­личению. Они вырос­ли на 15-20% с 2004 года. Вслед за ними сто­ит еще одна группа кри­териев, которые тре­буют 40-50% менед­жеров от биз­нес-школ. Эти тре­бования напрямую связаны с материа­лами, предлагае­мыми на занятиях:

  • 4 место – материа­лы должны быть сис­тематизированы;
  • 5 место – материа­лы должны опи­сывать тен­ден­ции рын­ка;
  • 6 место – материа­лы должны иметь дос­туп­ную фор­му изложения и быть качествен­но оформ­лены.

Срав­нивая эти две группы, мож­но сде­лать два интерес­ных наблюдения. В отличие от пер­вой, атрибуты вто­рой группы практически не рас­тут. Кроме того, пер­вая тройка атрибутов направлена на лич­ностные и про­фес­сио­нальные харак­теристи­ки пре­подавателя. Ак­цент вто­рой группы кри­териев сме­щен в сто­рону материа­лов.

Карта оценки биз­нес-школ

По­смотрим на совокуп­ную кар­ту оценки биз­нес-школ, с точ­ки зре­ния менед­жера, получающего дол­госрочное образование, см. рисунок 5.

Груп­па лидирующих тре­бований 60-80% менед­жеров:

  • лидер-практик и практич­ность материа­лов.

Груп­па тре­бований вто­рого мес­та – 40-50% менед­жеров:

  • сис­тематизация материа­лов, тен­ден­ции рын­ка и раз­даточ­ный материал.

Это дос­таточ­но устой­чивая группа. Важность этих атрибутов вырос­ла за последние годы все­го на пять про­цен­тов.

На треть­ем уровне находят­ся четыре атрибута, которые важ­ны для 30-40% уча­щих­ся:

  • яс­ность изложения материа­ла: насколь­ко пре­подаватель доход­чиво пре­под­носит материа­лы;
  • мно­го инфор­мации: воз­мож­ность получить большой объ­ем инфор­мации в корот­кий срок;
  • использует ком­пании: как сама биз­нес-шко­ла использует на практике методики построе­ния биз­неса, которые пре­подает – в мар­кетин­ге, управ­лении пер­соналом, в раз­работ­ке стратегии и т.д.;
  • ко­тируется диплом: насколь­ко диплом при­зна­ется на рын­ке.

Рис.5
Рис. № 5. Карта оценки биз­нес-школ
В последнем бло­ке соб­рано 10-12 атрибутов и они важ­ны только для каж­дого пятого-третьего менед­жера: воз­мож­ность допол­нительной кон­сультации, искренность пре­подавателя, струк­турирован­ность и дру­гое. В отличие от атрибутов пер­вых групп, ско­рость рос­та их важ­ности для потре­бителей биз­нес-образования соста­вила 80%. Это говорит о том, что некоторые из этих атрибутов в бли­жай­шие год-два потес­нят атрибуты вто­рого и третьего уровней.

Вы­воды

1. Провай­деров биз­нес-образования в России ждет бле­стящее будущее. Че­рез 10-15 лет емкость этого рын­ка соста­вит до $ 20 мил­лиардов.

2. Ос­нов­ные про­бле­мы рос­сий­ско­го БОБРа: отсут­ствие практич­ности и тео­ретический фор­мат.

3. В оценке качества работы биз­нес-шко­лы или тре­нин­говой ком­пании лидируют кри­терии:

  • пре­подаватель-лидер и практик;
  • практич­ность материа­лов;
  • высокая сте­пень сис­тематизации материа­ла;
  • учтены совре­мен­ные тен­ден­ции на рын­ке;
  • качествен­ный раз­даточ­ный материал.

4. Ключевое тре­бование к качеству биз­нес-образования: менед­жерам необходимы инструмен­ты, которые они смо­гут при­менять на рабочем мес­те. Ес­ли биз­нес-шко­ла снабдит свои учебные материа­лы таким инструмен­тарием, то она обеспечит себе большой при­ток уча­щих­ся. Ин­струмен­тарий дол­жен быть снабжен инструк­цией по его использованию и адаптирован под кон­кретный биз­нес.

Со­ответ­ствен­но, основ­ной целью рос­сий­ских биз­нес-школ и про­вай­деров биз­нес-образования должно стать повышение качествен­ного уровня сво­их материа­лов и пре­подавателей. Они должны соответ­ствовать стандар­там ведения биз­неса ком­паний с уровнем про­даж $200 млн. дол­ларов, работающих на одном из самых быстрорасту­щих и пер­спектив­ных рын­ков мира – рын­ка России.


ЦЕНОВЫЕ ИНТЕРВАЛЫ БИЗНЕС–ОБРАЗОВАНИЯ

Полная представлен­ность откры­тых семинаров раз­ной ценовой категории начинает фор­мироваться в России с 2004 года. При этом актив­но уми­рают и исчезают с рын­ка предложения по цене ниже 200 дол­ларов, а предложения в люк­совом сег­мен­те начинают только фор­мироваться. В этом как раз спе­цифика 2004-2005 годов.

Агентство Ка­чалов и Коллеги на про­тяжении двух лет про­водило ана­логич­ный ана­лиз для выяв­ления ценовых сег­мен­тов на рын­ке кор­поратив­ного образования, когда ком­пания заказывает тре­нинг в закры­том фор­мате только для сво­их сотрудников. Также про­водил­ся ана­лиз дол­госрочных про­грамм, стоимости обу­чения одного человека в течение года. Бы­ли про­ведении такие же ценовые обзоры в России, Ев­ропе и в США. Не углуб­ляясь в детали, при­веду основ­ные результаты.

Вы­делим ценовые интер­валы, которые сло­жились на рын­ке кор­поратив­ного краткосрочного образования, через стоимость одного тре­нин­гового дня для ком­пании:

  • дешевый сег­мент от 700 до 1’300 дол­ларов,
  • средний от 1’300 до 2’500,
  • дорогой от 2’500 до 5’000,
  • люк­совый от 5’000 до 10’000 дол­ларов.

Долгосрочное образование: здесь на сегодняш­ний день на рын­ке существуют сле­дующие ценовые сег­мен­ты:

  • дешевый от 500 до 5’000,
  • средний от 5’000 до 14’000,
  • дорогой от 14’000 до 32’000,
  • люк­совый от 32’000 до 68’000 дол­ларов на человека в год;

Об­ращаем вни­мание на две ключевых осо­бен­ности.

Первая: дан­ная ценовая сег­мен­тация, так же как и для дру­гих про­дук­тов и услуг рас­счи­тывалась и про­писывалась уни­вер­сальным образом. Она должна быть еди­ной для раз­ных стран и для раз­ных регио­нов.

Вторая осо­бен­ность: без­услов­но, в ситуа­ции начального, самого пер­вого шага раз­вития рын­ка биз­нес-образования в России появились предложения далеко не во всех ценовых сег­мен­тах.

Рис. № 6. Ценовые интервалы ключевых продуктов бизнес-образования

Ес­ли взять обу­чение на откры­тых семинарах, то здесь еще нет мас­совых предложений в люк­совом сег­мен­те, за две–четыре тысячи дол­ларов с человека за два дня. Но уже появились пер­вые пре­цеден­ты таких семинаров по цене поряд­ка двух-двух с половиной тысяч дол­ларов за два дня. Фактически уже откры­лась люк­совая линей­ка для про­ведения откры­тых семинаров в Мо­скве.

Корпоратив­ные семинары: дос­таточ­но ред­ко мож­но най­ти предложение за пять и тем более за десять тысяч дол­ларов с ком­пании для про­ведения одного тре­нинг-дня. Но, тем не менее, дос­таточ­но регуляр­но, пре­ж­де все­го в Мо­скве, при­сут­ствуют про­дажи семинаров по цене от 2’500 до 3’000 тысяч дол­ларов за один тре­нинг-день. Кста­ти говоря, здесь в стоимости одного дня не учи­тывают­ся допол­нительные рас­ходы, такие как перелет, про­живание тре­нера, аренда зала и аппаратуры, раз­даточ­ные материа­лы и дру­гие тех­нические и административ­ные рас­ходы.

В дол­госрочном образовании ситуа­ция еще более пер­спектив­ная. Се­годня на рын­ке России при­сут­ствуют предложения по дол­госрочному образованию в ценах не выше $6’000-9’000 c человека за год обу­чения. Этот означает, что практически все дол­госрочное образование в России сосре­доточено в дешевом ценовом сег­мен­те и в начале среднего. Долгосрочное образование с точ­ки зре­ния фор­мирования качествен­ного про­дук­та должно пройти более дол­гий путь раз­вития, чем краткосрочное образование в кор­поратив­ном виде или в виде откры­тых семинаров.



Все статьи этого номера


Архив по годам: 2006; 2007; 2008; 2009
  Бизнес-наукаБизнес-психологияБизнес и духовностьБизнес-стиль
 


 
Карта сайта